МО учителей истории и обществознания САО г. Оренбурга 26 августа 2010 года Учитель истории высшей квалификационной категории МОУ « СОШ 44» Татаринова Наталья Сергеевна
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования ; - примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе ; - примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно - методического комплекса ( при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне );
- Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения. - Количество часов отводимых на освоение рабочей программы должно соответствовать базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ 1312 от
Примерная учебная программа («министерская») Вариативная учебная программа (авторская) 1. Рабочая учебная программа (школьная ) 2. Рабочая учебная программа (школьная)
1. титульный лист ; 2. пояснительная записка ; 3. требования к уровню подготовки учащихся ; 4. календарно - тематическое планирование ( учебно - тематический план ); 5. содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины ( модуля ); 6. формы и средства контроля ; 7. перечень учебно - методических средств обучения.
- наименование образовательного учреждения ; - гриф утверждения и согласования программы ( таблица 1); - Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину ( модуль ); - класс ( параллель ), в котором изучается учебный курс, - предмет, курс, дисциплина ( модуль ); год составления программы СОГЛАСОВАНО Руководитель МО ___________( Ф. И. О.) Протокол ___ от «____»__________2010 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ __. г. Оренбург _____________ __ ( Ф. И. О.) «____»__________2010 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ __ г. Оренбург _______________ ( Ф. И. О.) Приказ ___ от «___»___________2010 г.
- название, автор и год издания предметной учебной программы ( примерной, авторской ), на основе которой разработана Рабочая программа ; - цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений ; - изменения, внесенные в примерную ( типовую ) и авторскую учебную программу, и их обоснование ; - название учебно - методического комплекта ( учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения ;
- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований ; - формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков ( в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении ), промежуточной и итоговой аттестации учащихся ( в соответствии с соответствующими Положениями ). Задачи формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения. Учебники, рабочие тетради, пособия, входящие в учебно - методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания.
Компонент структуры Рабочей программы « Требования к уровню подготовки учащихся » включается, если : - в авторскую учебную программу внесены значительные изменения, - авторская учебная программа отсутствует, а Рабочая программа составлена на основе примерной ( типовой ) учебной программы и авторскому учебно - методическому комплекту.
Компонент « Требования к уровню подготовки учащихся » представляет собой описание целей - результатов обучения, выраженных в действиях учащихся ( операциональных ) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей - результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной ( типовой ) учебной программе ( Закон РФ « Об образовании » ст. 12, 13, 15, 32).
Календарно - тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения, размещено на сайте - Данное календарно - тематическое планирование на уч. г. не является обязательным. Предложено в качестве примера, в помощь учителям при составлении синхронно - параллельного КТП.
- официальный веб - сайт Президента Российской Федерации – официальный сайт Министерства образования и науки РФgov.ru – федеральный портал « Российское образование » – российский общеобразовательный Портал е g е.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзаменаedu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ – портал учебного книгоиздания – журнал Вестник образования » – единая коллекция цифровых образовательных ресурсовedu.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования – сайт издательства « Просвещение » – предметный сайт издательства « Просвещение »// – институт повышения квалификации Издательства « Просвещение » – интернет - школа издательства « Просвещение »: « История » – сайт научно - методического журнала « Преподавание истории в школе »// – газета « История », издательство « Первое сентября »september.ru – сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов
– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей – компьютер на уроках истории ( методическая коллекция А. И. Чернова ) – государственные образовательные стандарты второго поколенияДополнительные Интернет - ресурсы hitp:// - электронный альманах « Россия. XX век » – сайт « Энциклопедия нашего детства », воспоминаниям о гг. - библиотека книг по истории и другим общественных наукам – исторический альманах « Лабиринт времен » – электронный журнал « Мир истории » - историческая библиотека - коллекция исторических документов - библиотека Хроноса - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам - сайт журнала « Родина » - сайт Библиотеки Конгресса – Левада - Центр изучения общественного мненияada.ru - историческая библиотека - ретроспектива газет « Век в зеркале прессы »: – сайт « Старые газеты »
– сайт - информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС – сайт « Архивы России » – Всероссийский Центр изучения общественного мнения – биографии Героев Советского Союза и Россииwarheroes.ru – библиотека думающего о Россииpatriotica.ru/subjects/stal – методические рекомендации об использовании ЦОР – законы, законодательства, право – правовой ресурс Александра Русецкого : статьи по различным отраслям права, ежедневные новости законодательства, большой юридический словарь, тексты законов, обзоры судебной практики – каталог лучших юридических ресурсов ; законодательство России, зарубежные правовые ресурсы, информация об известных адвокатах, юристах – электронная библиотека, юридические словари, рекомендации, обзоры судебной практики – информационная система по правам человека и Европейскому суду – Консультант - плюс ( правовая поддержка ).