© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Март 2009 Две модели новой системы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 2009 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИИ.
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
Стандарты аккредитации Паньшина Т.В.. СТАНДАРТ 4 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» Общие положения Стандарт должен обеспечивать уверенность студента и других.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
24 мая 2012 г. «Экспертиза данных, представленных НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» при проведении государственной аккредитации» Член Аккредитационной.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Анализ выполнения аккредитационных показателей при подготовке по специальности – лечебное дело Заседание ученого Совета ВГМУ Декан лечебного.
Часть 2 Лепестковая диаграмма (эпюра) критериев показателей государственной аккредитации на фоне статистики критериев показателей для университетов 29.
Центр по аккредитации и гарантии качества «EdNet».
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как условие реализации ООП бакалавриата в Московском государственном институте индустрии туризма.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Тверской институт экологии и права Ученый совет «Отчет по научно- исследовательской работе института за 2013 год» Фирсова Елена Анатольевна, доктор экономических.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
О работе методического совета в учебном году Уровневая подготовка в КГТУ Задачи по разработке основных образовательных программ по ФГОС ВПО.
Транксрипт:

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Март 2009 Две модели новой системы показателей государственной аккредитации Модель 1 (Развитие существующей системы показателей) Представлена на заседании Аккредитационной коллегии Рособрнадзора 23 октября 2008 г.

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Действующая система показателей для учреждений ВПО (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ) 1.Содержание и уровень подготовки 2.Качество подготовки 3.Воспитательная деятельность образовательного учреждения 4.Спектр реализуемых основных образовательных программ 5.Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования 6.Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 7.Методическая работа 8.Квалификация педагогических работников

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Моделирование критериальных значений. Университеты.

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Лепестковая диаграмма аккредитационных показателей филиала университета

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Предложения по изменению показателей директор Института содержания образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Шадриков В.Д. ректор негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский новый университет», председатель Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России Зернов В.А. ректор негосударственного образовательного учреждения «Московская финансово-промышленная академия» Рубин Ю.Б.

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Показатели ВПОФилиалы ВПО СПОФилиалы СПО НПО 1. Структура и объем образовательной деятельности 2. Управление образовательным учреждением 3. Обеспечение образовательного процесса 4. Содержание и уровень подготовки 5. Качество подготовки 6. Воспитательная деятельность и социальная поддержка обучающихся 7. Квалификация педагогических работников 8. Инновационная, научная, научно-техническая (опытно-конструкторская) деятельность и ее результативность 9. Академическая мобильность Предлагаемая система показателей (модель 1)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Предлагаемая система показателей. Модель 1 1.Структура и объем образовательной деятельности Приведенный контингент обучающихся Спектр реализуемых основных образовательных программ (в расчет берутся УГС, обеспечивающие подготовку кадров высшей квалификации, научных и научно- педагогических работников (наличие аспирантуры, сложившихся научных школ, диссертационных советов) Реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения Процент аспирантов, защитивших диссертации в срок (по направлениям подготовки) после окончания аспирантуры (от числа поступивших) Наличие обучающихся по программам подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров за счет финансирования предприятий и организаций 2.Управление образовательным учреждением Участие работодателей и обучающихся в управлении образовательным учреждением Квалификация руководителей образовательного учреждения Использование методов независимой внутренней и внешней оценки качества образования Информационная открытость и прозрачность оценки качества образования (сайт вуза, внутренние системы сбора информации и др.) Основные достижения образовательного учреждения за последние 5 лет (в т.ч. международное признание, упоминание в международных рейтингах, признание деятельности образовательных программ международными ассоциациями и др.)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования продолжение 3. Обеспечение образовательного процесса –Методическое обеспечение: Обеспечение учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами Использование инновационных методов в образовательном процессе, в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий –Информационное обеспечение: Наличие и использование современных средств информационно-коммуникационных технологий Наличие и использование терминалов, с которых возможен доступ обучающихся к национальным библиотекам цифровых образовательных ресурсов Выполнение учебной нагрузки с использованием информационно-коммуникационных технологий Наличие собственной библиотеки –Учебно-лабораторная база: Наличие и современность лабораторного оборудования, специализированных аудиторий, спортивных залов и т.д. (на балансе образовательного учреждения) –Финансовое обеспечение: Наличие внебюджетных средств в общем объеме финансирования образовательного учреждения Наличие средств, направленных на развитие образовательных ресурсов (ремонт учебных помещений, приобретение оборудования, использование ИКТ и т.д.) в среднем за 5 лет Устойчивость финансовой обеспеченности деятельности образовательного учреждения 4. Содержание и уровень подготовки –Уровень и содержание подготовки обучающихся по реализуемым основным образовательным программам –Интеграция образовательной, научной и производственной деятельности

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования продолжение 5. Качество подготовки Наличие первокурсников, имеющих балл по ЕГЭ выше среднего по региону Профориентационная работа и довузовская подготовка талантливой молодежи Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС Организация научно-исследовательской работы студентов Удовлетворенность работодателей и выпускников качеством подготовки Востребованность и успешность выпускников 6. Воспитательная деятельность и социальная поддержка обучающихся Условия, созданные в образовательном учреждении для внеучебной работы с обучающимися Организация воспитательной работы с обучающимися Спортивно-массовая работа с обучающимися Комфортность условий обучения и проживания обучающихся Система стипендиальной поддержки студентов 7. Квалификация педагогических работников Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями Процент докторов наук и (или) профессоров Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе Система оценки качества и результативности деятельности ППС

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования продолжение 8. Инновационная, научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (млн. руб.) Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.) Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет Наличие средств, привлеченных через НИР и НИОКР в структуре доходов образовательного учреждения Наличие и эффективность деятельности инновационных структур (бизнес-инкубаторы, технопарки и др.) 9. Академическая мобильность Академическая мобильность преподавателей Академическая мобильность студентов Введение системы зачетных единиц ECTS Наличие выпускников, получивших общеевропейское приложение к диплому

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Особенности модели 1 Более «дешевая» модель с точки зрения внедрения: требуется лишь модернизация существующей технологии ( программного обеспечения, Баз данных ) Небольшое количество экспертных оценок и, как следствие, нет необходимости специальной подготовки большого количества экспертов

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Модель 2 (На базе европейской модели ESG)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Европейские стандарты и рекомендации по внутренней гарантии качества в вузах 1.1. Политика и процедуры оценки качества 1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 1.3. Оценка студентов 1.4. Гарантии качества преподавательского состава 1.5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 1.6. Информационные системы 1.7. Информирование общественности

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Европейские стандарты и рекомендации для внешней гарантии качества высшего образования 2.1. Использование процедур внутривузовской системы гарантии (обеспечения) качества 2.2. Разработка процессов внешней оценки качества 2.3. Критерии принятия решений 2.4. Целесообразность процедур 2.5. Отчетность 2.6. Процедуры последействия 2.7. Периодическая оценка 2.8. Анализ в масштабе всей системы

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Европейские стандарты и рекомендации для аккредитационных агентств ( должны гарантировать, что профессионализм и честность агентств видны и прозрачны для заинтересованных сторон ) 3.1. Использование процедур внешней оценки качества высшего образования 3.2. Официальный статус 3.3. Деятельность 3.4. Ресурсы 3.5. Формулировка целей 3.6. Независимость 3.7. Критерии и процессы внешней оценки качества, используемые агентствами 3.8. Отчетность

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Показатели ВПОФилиалы ВПО СПОФилиалы СПО НПО 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3. Оценка качества подготовки студентов 4. Гарантии качества преподавательского состава 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 6. Информационные системы 7. Информирование общественности 8. Инновационная, научная, научно-техническая (опытно-конструкторская) деятельность и ее результативность Дополненная Европейская система показателей (модель 2)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Предлагаемая система показателей. Модель 2 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 1.1. Наличие разработанной и утвержденной политики гарантии качества в вузе (экспертная оценка) 1.2. Эффективность процессов и процедур оценки качества образования, в т.ч. материальное стимулирование за качество работы (экспертная оценка) 1.3. Эффективность организационной инфраструктуры системы гарантии качества вуза (управление (отдел) качества, проректор, деканаты, кафедры) (экспертная оценка) 1.4. Степень влияния на систему гарантии качества требований рынка труда в регионе (отрасли) (экспертная оценка) 1.5. Степень участия студентов, выпускников, работодателей в разработке системы гарантии качества (экспертная оценка) 1.6. Результативность системы гарантии качества (экспертная оценка) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 2.1. Соответствие содержания и уровня подготовки выпускников по основным образовательным программам (экспертная оценка) 2.2. Спектр основных реализуемых программ, обеспеченных подготовкой кадров высшей квалификации 2.3. Реализация образовательных программ профессиональной подготовки и (или) повышения квалификации (экспертная оценка) 2.4. Единство требований к качеству программ, реализуемых в различных формах (дневное, заочное, дистанционное) (экспертная оценка) 2.5. Степень вовлеченности студентов, выпускников, работодателей в разработку учебного плана и рабочих учебных программ (экспертная оценка) 2.6. Наличие разработанных и утвержденных требований к результатам обучения (с учетом требований рынка труда в регионе (отрасли)) (экспертная оценка)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования продолжение 3. Оценка качества подготовки студентов 3.1. Соответствие качества подготовки выпускников по основным образовательным программам требованиям ФГОС (экспертная оценка) 3.2. Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента к очной форме обучения 3.3. Процент аспирантов, защитивших диссертации в срок (по направлениям подготовки) 3.4. Среднегодовой контингент слушателей профессиональной подготовки и (или) повышения квалификации 3.5. Результаты внутренних и внешних независимых педагогических измерений (процент первокурсников, имеющих результаты ЕГЭ выше средних по региону; процент студентов, имеющих результаты выше критериальных по ФЭПО (информационный) 3.6. Востребованность и успешность выпускников (процент трудоустройства, удовлетворенность качеством образования) (информационный) 4. Гарантия качества преподавательского состава 4.1. Эффективность системы обратной связи по поводу качества преподавания (экспертная оценка) 4.2. Эффективность системы повышения квалификации преподавательского состава (экспертная оценка) 4.3. Процент преподавателей с учеными степенями и (или) званиями 4.4. Процент докторов наук и (или) профессоров 4.5. Процент преподавателей, работающих в вузе на штатной основе 4.6. Среднегодовое число защит на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования продолжение 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 5.1. Методическое обеспечение: Обеспечение учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами Использование инновационных методов в образовательном процессе, в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий 5.2. Информационное обеспечение: Наличие и использование современных средств информационно-коммуникационных технологий Наличие и использование терминалов, с которых возможен доступ обучающихся к национальным библиотекам цифровых образовательных ресурсов Выполнение учебной нагрузки с использованием информационно-коммуникационных технологий Наличие собственной библиотеки 5.3. Учебно-лабораторная база: Наличие и современность лабораторного оборудования, специализированных аудиторий, спортивных залов и т.д. (на балансе образовательного учреждения) 5.4. Финансовое обеспечение: Наличие внебюджетных средств в общем объеме финансирования образовательного учреждения Наличие средств, направленных на развитие образовательных ресурсов (ремонт учебных помещений, приобретение оборудования, использование ИКТ и т.д.) в среднем за 5 лет Устойчивость финансовой обеспеченности деятельности образовательного учреждения 5.5. Воспитательная деятельность и социальная поддержка обучающихся: Условия, созданные в образовательном учреждении для внеучебной работы с обучающимися Организация воспитательной работы с обучающимися Спортивно-массовая работа с обучающимися Комфортность условий обучения и проживания обучающихся Система стипендиальной поддержки студентов

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования продолжение 6. Информационные системы 6.1. Наличие внутривузовской информационной системы (ее доступность и эффективность) (экспертная оценка) 6.2. Процессы и процедуры сбора внутривузовской информации, регулярность и периодичность обновления (экспертная оценка) 6.3. Наличие внутренних технологий сбора количественной и качественной (социологической) информации и влияние результатов на повышение качества образования (экспертная оценка) 7. Информирование общественности 7.1. Наличие средств массовой информации (сайт, газета, журнал и т.д.) о деятельности вуза и качестве подготовки (в т.ч. научной деятельности, например, наличие журнала, входящего в перечень ВАК) (экспертная оценка) 7.2. Качество представляемой информации (полнота, доступность, объективность, регулярность и периодичность обновления) (экспертная оценка) 7.3. Основные достижения вуза за последние 5 лет (в т.ч. упоминание в международных рейтингах, признание образовательных программ зарубежными аккредитационными агентствами) (экспертная оценка)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования продолжение 8. (Дополнительно) Инновационная, научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 8.1. Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (млн. руб.) на 1 УГС, обеспеченную подготовкой кадров высшей квалификации 8.2. Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.) 8.3. Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет) 8.4. Организация научно-исследовательской работы студентов (экспертная оценка) 8.5. Участие в международных инновационных процессах (Болонском процессе: мобильность, ECTS, приложения к дипломам и др.) (экспертная оценка)

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Особенности модели 2 + Полностью соответствует требованиям Болонского процесса - Более «дорогая» модель с точки зрения внедрения: требуется существенная переработка существующей технологии ( программного обеспечения, Баз данных, методик выставления экспертных оценок ); более долгая процедура внедрения