Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : концептуальные подходы и методологическая основа. Романова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Advertisements

( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Сопровождение требований ФГОС общего образования Веревко С. А., кафедра управления образованием ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО »
Государственные образовательные стандарты второго поколения.
Стандарты второго поколения МОУ ООШ 6 г.Фурманова 2010 г.
ФГОС включают в себя требования к: Структуре основных образовательных программ; Соотношению обязательной части основной образовательной программы и части,
Деятельностная парадигма образования Психологические основы развивающего обучения.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Особенности нормативно - правового сопровождения « Трех Т » Губанова Е. В., зав. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО », к. п. н., профессор,
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов.
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Транксрипт:

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : концептуальные подходы и методологическая основа. Романова Т. Т., начальник Управления дошкольного и общего образования МОМО

« Ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества » Декларация прав ребенка

Назначение стандартов 1. Инструмент организации и координации системы образования, ориентир ее развития и совершенствования, критерий оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования ; 2. Средство обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней в условиях перехода к непрерывной системе образования ;

Назначение стандартов 3. Фактор регулирования взаимоотношений субъектов системы образования ( учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения ), с одной стороны, и государства и общества с другой 4. Ориентир создания современной инфраструктуры образования

Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, представляет собой совокупность трех систем требований к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения, к условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Структурные компоненты ФГОС Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, а также выступает в качестве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финансирования. В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела : инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Структурные компоненты ФГОС Примерные ( базисные ) учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования, их положения имеют ориентирующий и некатегоричный характер. Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений.

Структурные компоненты ФГОС Система гигиенических требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ отражает требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом данных о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении.

Структурные компоненты ФГОС Система оценки достижения требований стандарта отражает целевые установки функционирования и развития системы общего образования ; в качестве объекта системы оценки определяет качество образования в широком его понимании.

Структурные компоненты ФГОС Система требований к учебно - материальной базе пакет нормативных документов, регламентирующих создание информационно - предметной среды обучения и жизнедеятельности образовательного учреждения с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом. Он содержит перечни рекомендуемой учебной литературы и учебного оборудования, а также требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.

Структурные компоненты ФГОС Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ : представляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании характеризуют планируемые результаты общего образования, определяют их основную направленность, особенности формата и содержания структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты

Структурные компоненты ФГОС Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности организационно - педагогических условий реализации образовательного процесса. Включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и к их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Структурные компоненты ФГОС Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации основных образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования : кадровое обеспечение, финансово - экономическое обеспечение, материально - техническое обеспечение, учебно - материальное обеспечение, информационное обеспечение.

Структурные компоненты ФГОС Универсальные учебные действия - в широком значении термин означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Образовательный стандарт По своему юридическому статусу образовательный стандарт это система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям осуществления на всей территории Российской Федерации. Стандарт определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно - деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества.

В контексте системно - деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации является приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории

Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 1. Ключ к пониманию природы личности – не в самом индивиде, а в той системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри которой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь.

Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 2. Разделенные совместные действия ребенка со взрослым и сверстниками порождают образ мира, обеспечивающий решение широкого круга жизненных задач.

Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 3. На каждом этапе развития личности ребенка выделяется ведущая деятельность, определяющая индивидуальные особенности личности в конкретном возрасте.

Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 4. Процесс социализации, осуществляемый посредством включения ребенка в систему целенаправленных деятельностей, приводит к усвоению исторически сформировавшихся социальных норм, ценностей, способностей и способов поведения человека.

Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 5. Проектирование стандарта общего образования и определение структуры примерных образовательных программ с позиций системно - деятельностного подхода должно вестись с учетом четырех планов анализа целенаправленной деятельности, порождающей образ мира : мотивационно - ценностный, целевой, операциональный и ресурсный планы анализа.

Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 6. В контексте системно - деятельностного подхода знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных учебных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в процессе целенаправленной деятельности. Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных целенаправленных действий.

Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 7. В системно - деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме « компетенция – деятельность – компетентность », а компетентность определяется как « знание в действии », проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности.

Основные положения системно - деятельностного подхода как методологической основы ФГОС нового поколения 8. Системно - деятельностный подход к образованию позволяет осуществляеть интеграцию компетентностного подхода и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках, так называемых ЗУНах.

Спасибо за внимание !