ИРАНСКИЙ ВАРИАНТ МОДЕРНИЗАЦИИ 1. Общие сведения Официальное название Исламская Республика Иран (фарси в лат. транскрипции Jomhuri-ye Eslami-ye Iran /

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Президент Российской Федерации Президент России является Главой государства. Избирается на 6 лет всенародным голосованием. Согласно действующей Конституции,
Advertisements

Система государственных органов. I. Парламент Республики Казахстан.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
ГОСУДАРСТВО Презентация по политологии Выполнила Мананбаева Шамзия 4 курс Дхо.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
Викторина
20 лет со дня принятия КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Материал подобрал : Жаринов Н. В., учитель истории и обществознания МБОУ « Васильчуковская СОШ » г. Политическая система РФ.
Словарь молодого избирателя Основные понятия и термины избирательного права.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Политическая система РФ Учитель истории и обществознания Аникина Е.Н. МОУ Ундоровский общеобразовательный лицей 2010.
Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства. Какую.
Законодательная власть это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен,
Транксрипт:

ИРАНСКИЙ ВАРИАНТ МОДЕРНИЗАЦИИ 1

Общие сведения Официальное название Исламская Республика Иран (фарси в лат. транскрипции Jomhuri-ye Eslami-ye Iran / англ. Islamic Republic of Iran) Год образования Исламская Республика Иран провозглашена 1 апреля 1979 г. (на основе проведённого марта того же года всенародного референдума). До начала Исламской революции (11 февраля 1979 г.) Иран (до 1935 г. именовался Персией) был монархическим государством. Конституция Конституция Исламской Республики Иран (ИРИ) принята на всенародном референдуме 2-3 декабря 1979 г. Географическое положение, площадь, границы Иран расположен между 44°02 и 63°20 восточной долготы, 25°00 и 39°47 северной широты. Граничит с Афганистаном, Пакистаном, Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном, Турцией, Ираком по суше, По Каспийскому морю Иран граничит с Азербайджаном, Туркменистаном, Российской Федерацией и Казахстаном; по Персидскому заливу, Ормузскому проливу и Оманскому заливу – с Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией, Бахрейном, Катаром, ОАЭ и Оманом. Население По официальным оценочным данным, в 2002 г. общая численность населения Ирана составляла тыс. человек Национальной статистики по этническому составу населения нет. По оценочным данным, персы составляют 51% населения, азербайджанцы – 24%, курды – 7%, арабы – 3%, луры – 2%, белуджи – 2%, туркмены – 2%, другие этносы – около 9%. 2

Общие сведения Язык официальным языком (в том числе, письменным) является персидский, на котором составляются все документы и ведется деловая переписка. Статья 16 конституции отдельно определяет статус арабского языка. Поскольку «арабский язык является языком Корана, священных текстов и религиозного образования, а персидская литература пронизана арабским», изучение этого языка в начальной средней школе и в других областях образования является обязательным. Вероисповедание По своей конфессиональной принадлежности 95,6% населения Ирана исповедуют ислам, из них 90,1% – последователи шиизма (джафаритская школа), 5,5% – последователи суннизма; зороастризм – 2,8%, христианство – 0,5%, иудаизм и другие – 1,1%. Согласно конституции ИРИ (статья 12), официальной религией страны является ислам джафаритского толка. Последователи других направлений в исламе свободны в отправлении своих верований. 3

ОБЩИЕ КОНТУРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 4

Политическая система ИРИ Исламская Республика Иран является теократическим государством, политическая система которого построена на исламских принципах в сочетании с институтами республиканской власти. В конституции 1979 г., закрепившей институционально слом монархии и переход к теократической республике, даётся подробная характеристика государственного строя в стране. В отличие от большинства других стран мира, в которых источником власти и права является народное волеизъявление, в ИРИ таковыми являются зафиксированные в Коране исламские принципы (статья 4), через призму которых следует рассматривать и вопросы народного волеизъявления, суверенитета, государственного устройства (статьи 1,2 конституции). 5

Конституционные основы, характеристика формы правления Конституция Исламской Республики Иран была принята на референдуме 2-3 декабря 1979 г. и пришла на смену конституции 1906 г. 28 июля 1989 г. в конституцию были внесены поправки, усилившие полномочия президента и легитимизировавшие создание органа, регулирующего отношения между меджлисом и Наблюдательным советом (НС). Конституция 1979 г. закрепляет на уровне формальных установлений качественно новое политическое устройство, основанное на исламских принципах. Исламская Республика Иран может быть охарактеризована, согласно конституции, как теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти. В основе религиозной власти, которая обеспечивает легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является велаят-е факиф. 6

Конституционные основы, характеристика формы правления В соответствии с принципом велаят-е факиф высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер – Верховный лидер Исламской революции – рахбар, курирующий работу всех ветвей власти и избираемый Советом экспертов. Рахбар обладает широким кругом полномочий, среди которых: – определение общей политики государства, – осуществление функций верховного главнокомандующего вооружёнными силами ИРИ; – контроль за надлежащим исполнением намеченной им политики; – объявление войны, мира, мобилизации; – издание указов и проведение общенациональных референдумов, – подписание указа о всенародных выборах президента ИРИ; – смещение президента республики с занимаемого поста, если Верховный Суд признает его виновным в нарушении конституционных обязанностей, – разрешение противоречий, которые не могут быть урегулированы в обычном порядке, между меджлисом и Наблюдательным советом. По конституции допускается передача рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу. 7

Конституционные основы, характеристика формы правления Вторым после Верховного лидера исламской революции (рахбара) высшим официальным лицом в стране является президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию рахбара). Ст. 122 устанавливает, что президент ответствен перед народом, рахбаром и меджлисом. Высший законодательный орган власти – однопалатный парламент – меджлис (Собрание исламского совета). Число мест в парламенте увеличивается в зависимости от роста населения. Соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и конституции устанавливает Наблюдательный совет (Шоурае негахван; другой вариант перевода – Совет стражей), который, согласно ст. 96 конституции, сочетает фактически функции верхней палаты Парламента и конституционного контроля. В 1988 г. в структуру власти был введен Совет по целесообразности принимаемых решений (Маджма-йе тахшис маслахате незам, англ. – Nations Exigency Council), которая выносит окончательное решение в споре между меджлисом и Наблюдательным советом. Глава судебной власти назначается рахбаром. Судебная система испытывает влияние шариата. Активно действуют суды для духовенства (см. «Особенности судебной системы»). Институциональный дизайн органов власти в Иране и его закрепление в конституции свидетельствуют о том, что система правления в этой стране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентской формы правления 8

Главы государства ИРИ Лидеры исламской революции (рахбар) Аятолла Сайед Рухолла Мусави Хомейни – 1979–1989 гг. Аятолла Сайед Али Хаменеи – 1989 г. – н.в. Президенты ИРИ А. Бани-Садр – 1980 – 22 июня 1981 гг. С. А. Хаменеи – 1981–1989 гг. А. А. Рафсанджани – 1989–1997 гг. М. Хатами – 1997–2005 гг. М. Ахмадинежад – 2005 г. – н.в. Премьер-министры ИРИ М. Базарган – 5 февраля 1979 г. – 6 ноября 1979 г. М. А. Раджа – 1980–1981 гг. М. Д. Бахонар – 4 августа 1981 г. – 30 августа 1981 г. М. Р. Махдави-Кани – 2 сентября 1981 г. – 29 октября 1981 г. М. Х. Мусави – 1981–1989 гг. 9

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти Ст. 57 конституции указывает на существование в политической системе Ирана разделения властей. В частности, констатируется, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти являются независимыми друг от друга, но функционируют под началом обладающих абсолютным авторитетом Верховного лидера и лидеров мусульманской уммы. Как свидетельствует политическая история ИРИ, в институциональном и функциональном отношениях власти в Иране взаимодействует по более сложной схеме, нежели в странах с «обычными» авторитарными режимами. Согласно конституции, рахбар, стоящий на вершине властной пирамиды, является политическим, государственным и религиозным лидером (и одновременно лидером уммы), делящим власть, в первую очередь, с духовенством. Рахбара выбирает Совет экспертов (ст. 107), состоящий из 86 шариатских правоведов-факихов. Совет экспертов выбирается на 8 лет (выборы проводились в 1982 г., 1990 г., 1998 г., предстоят в 2006 г.) путём прямого голосования, что, в соответствии с ст. 108 конституции, устанавливается отдельным законом. 10

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти В силу особенностей политической системы правительство в Иране не является партийным или коалиционным. Формированием правительства занимается президент, кандидатуры министров должны получить вотум доверия в меджлисе. Кроме институтов трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной – особое место в институциональном дизайне занимает Высший совет национальной безопасности 11

Особенности исполнительной власти Конституция ИРИ весьма подробно характеризует институциональные и функциональные особенности исполнительной власти. Глава исполнительной власти - Президент ответствен за вопросы национального планирования, бюджета, политику в области занятости, хотя и имеет право передавать администрирование этих вопросов другим лицам своего кабинета, Президент, возглавляющий правительство (cовет министров) и являющийся высшим после рахбара официальным лицом (ст. 113), избирается путём прямых, тайных, всеобщих выборов сроком на 4 года с возможностью переизбрания ещё на один срок (ст. 114). Органы высшей исполнительной власти в ИРИ претерпели серьёзные изменения: 28 июля 1989 г. на общенациональном референдуме были внесены поправки в конституцию, ликвидировавшие институт премьер-министра как главы исполнительной власти и передавшие эти функции президенту (ранее эта должность, в основном, была церемониальной) с резким расширением его полномочий по формированию совета министров и оперативному управлению страной. Ст. 122 устанавливает, что президент ответствен перед народом, рахбаром и меджлисом. В силу особенностей политической системы правительство в Иране не является партийным или коалиционным. Формированием правительства занимается президент, кандидатуры министров должны получить вотум доверия в меджлисе. 12

Особенности законодательной власти Законодательной власти посвящена глава IV конституции. Функции законодательной ветви власти выполняют однопалатный меджлис, (полное название – Исламская консультативная ассамблея (в лат. транскрипции Majles Shoraye Eslami)) являющийся представительным органом всего народа и избираемый в ходе прямых тайных выборов на четырехлетний срок. Вторичные законодательные функции выполняют в политической системе Ирана и ряд других институтов, в частности Наблюдательный совет. меджлис обладает полномочиями в инициировании законов во всех сферах (ст. 71) кроме тех, инициатива которых закреплена за правительством (ст. 74, 75). Меджлис также обладает полномочиями объявить президенту импичмент, потребовать его отстранения от должности, выразить вотум недоверия всему правительству или отдельным его министрам. На Наблюдательный совет возложены функции конституционного контроля 13

Особенности судебной власти Ст. 156 определяет судебную власть как независимую ветвь власти, основными функциями которой является «защита прав индивида и общества, ответственность за соблюдением справедливости». Глава судебной системы (ст. 157) назначается рахбаром сроком на 5 лет и является высшим должностным лицом судебной власти. Его основными обязанностями являются (ст. 158): – определение структуры судебных органов; – разработка законодательства в судебной системе; – руководство в соответствии с законом судебным корпусом в части, касающейся приёма судей на работу, их увольнения, перевода на другие должности, продвижения по службе и т.д. Непосредственно судопроизводство осуществляется судами юстиции (ст. 159), которые в значительной мере испытывают на себе влияние шариата и прецедентного права (ст. 167). В судебной системе Ирана существует Верховный Суд. В его функции входит наблюдение за правильностью применения судами законов, судебных процедур. Действует Верховный Суд на основе предписаний и распоряжений главы судебной власти (ст. 161), который назначает главу Верховного Суда и генерального прокурора сроком на 5 лет. Конституция Ирана включает в единую судебную систему министра юстиции (ст. 160), который координирует (на основании переданных ему главой судебной власти полномочий) действия между судебной, исполнительной и законодательной ветвями власти 14

Территориально-государственное устройство Конституция ИРИ не даёт развёрнутую характеристику территориально-государственного устройства страны, не перечисляет её составные территориальные единицы. Однако из анализа конституции следует, что ИРИ – унитарное государство. территориально-административном отношении Иран делится на 30 останов (провинций), которые подразделяются на шахрестаны (округа), в свою очередь включающие бахши (районы) и дехистаны (объединяют несколько деревень). 15

Местное управление и самоуправление Несмотря на высокую степень централизации власти (её причины заключаются в основном в господстве официальной исламской идеологии, государственной собственности и в особенностях институционального дизайна), в Иране достаточно прочно укоренены традиции местного управления и самоуправления, которые нынешняя власть не может игнорировать. Во главе провинций (останов) стоят остандары (генерал-губернаторы), назначаемые министерством внутренних дел и утверждаемые президентом. МВД назначает фармандаров-губернаторов (глав шахрестанов) и бахшдаров. Исполнительная власть каждого из уровней контролируется советами соответствующих административных единиц, избираемых прямым голосованием. Решения советов по вопросам местного значения не должны противоречить принципам ислама и законам страны; в то же время эти решения обязательны для исполнительной власти на территории, где эти советы действуют Первые выборы местных органов власти были проведены в 1999 г., последние – в 2003 г. В целом, проявлений острых противоречий между центральным правительством и местными органами власти и советами не наблюдается, что, однако, свидетельствует не об органичном характере их отношений, а о чрезвычайной зависимости нижестоящих уровней власти от центра. 16

Особенности партийной системы Конституция ИРИ (ст. 26) разрешает создание партий и политических объединений. Тем не менее, политические партии – сравнительно новое явление в политике ИРИ. До июня 1987 г. единственной легальной партией являлась созданная ещё в период эмиграции аятоллы Хомейни Исламская Республиканская Партия (ИРП). В настоящее время партийная система Ирана насчитывает не менее 15 политических партий. Несмотря на то, что в основу их политических программ заложены исламские принципы, внутри- и внешнеполитические курсы этих партий весьма различны: – от реформаторских, ставящих прагматические цели сотрудничества с Западом для получения доступа к новейшим достижениям науки и технологиям, – до крайне радикальных исламских партий, для которых «экспорт исламской революции» является неизменной и важнейшей задачей. 17

Особенности партийной системы Значительную роль в политике ИРИ играют объединения (партии) духовенства, такие как «Общество борющегося духовенства» и «Ассоциация борющихся мулл». «Общество борющегося духовенства» (ОБД) было создано в 1979 г. и сейчас является религиозно-политической группировкой, объединяющий влиятельных представителей традиционной религиозной элиты. ОБД придерживается традиционных консервативных установок (незыблемость исламских ценностей, доминирующее положение шиитского духовенства в системе управления ИРИ, борьба с западным проникновением). «Ассоциация борющихся мулл» (АБР) было создано в 1988 г. как политико-религиозное объединение умеренных реформаторов. От АБП в 2005 г. откололась группа во главе с М. Кярруби, создавшим «Партию народного доверия». Хотя сейчас во главе АБР стоит бывший президент ИРИ Хатами, это движение не смогло пока восстановить прежнее влияние. 18

Особенности партийной системы в стране зарегистрированы следующие основные партии. Исламский фронт иранского участия. Создан в декабре 1998 г. силами, поддерживающими президента Хатами. На выборах в меджлис в 2004 г. эта партия являлась основой «Движения 23 мая» (объединяло ещё 14 организаций), выступившей с программой умеренных реформ. Организация моджахедов исламской революции. Стоит на умеренных исламских позициях. Партия солидарности исламского Ирана. Образована в 1998 г. рядом министров-реформаторов и правительственных чиновников в поддержку президента Хатами и считается первой официально зарегистрированной после 1987 г. партией. Исламская партия труда. В составе «Движения 23 мая» сумела провести в меджлис 15 депутатов. Лидер партии Ахреза Махджааб возглавляет один из ведущих профсоюзов страны. «Служители созидания». Была создана сторонниками президента Рафсанджани. «Исламское коалиционное общество» (ИКО) относится к консервативным политическим силам. 19