Обновление содержания воспитания в системе образования в контексте ФГОС. Нормативно – правовые основы деятельности классного руководителя. Тимошко Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Нормативная база введения стандартов второго поколения Статья 43 Конституции России… « Российская федерация устанавливает Федеральный государственный.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Транксрипт:

Обновление содержания воспитания в системе образования в контексте ФГОС. Нормативно – правовые основы деятельности классного руководителя. Тимошко Е.А. зав. кафедрой социальных и педагогических технологий НИРО, кандидат педагогических наук

Нормативная база введения стандартов второго поколения Статья 43 Конституции России… « Российская федерация устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт, поддерживает различные формы образования и самообразования» Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека ( в контексте права человека на доступное образование) Ст. 7 п.4 ФЗ «Об образовании» (2007г.) - требования к результатам, программам, условиям Ст. 9 п.6 ФЗ «Об образовании» (2007г.) – об основной образовательной программе ОУ Проект Федерального Закона «Об Образовании» (ред. от г)

Нормативная база введения стандартов второго поколения Приказ Минобрнауки 374 от г. « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» Приказ Минобрнауки 1897 от г « Об утверждении ФГОС основного общего образования» А также: Устав учреждения, в котором работает классный руководитель. Образовательная программа того учреждения, где работает классный руководитель Положение о классном руководителе того учреждения, где работает классный руководитель

Особенности новых образовательных стандартов Необходимость: Постоянно изменяющиеся условия жизнедеятельности Поликультурное общество Повышение профессиональной мобильности Ориентация на результат ( не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития) Системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)

патриотизм любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - традиционные российские религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; - искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; - природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; - человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество Методологическая основа стандартов. Базовые национальные ценности

Методологическая основа стандартов. Принципы нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Опыт – как источник содержания духовно – нравственного воспитания Личностный опыт – осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, деятельностный способ освоения ценностей, формируется через анализ с педагогом. 1.Опыт отношений ( ситуации конфликта, успеха, благополучные отношения с педагогом, анализ «вместе») 2. Опыт совершения поступков ( осмысление ситуации - принятие решения на основе выбора - действие) 3. Организация упражнения воспитанников в хороших поступках ( создание ситуации): авансирование доверием свободного выбора эмоционального заражения соотнесения успеха творчества 4. Пример хорошего поступка

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ

Требования к структуре образовательной программы учреждения Целевой раздел ( п.3, п.4 – комплексный подход к оценке результатов) Организационный раздел: - Учебный план ( часы на воспитательную работу в начальной школе, предметная область основы духовно - нравственной культуры народов России) - Система условий ( ориентированы на обеспечение достижения результатов, участие обучающихся и их родителей, педагогических работников, общественности в проектировании основной образовательной программы и условий ее реализации, п.21) Содержательный раздел: - Программа развития универсальных учебных действий ( отражает их взаимосвязь с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельности) - Программы отдельных предметов ( ориентированы на интегративный результат в развитии личности) - Программа воспитания и социализации ( в основе базовые национальные ценности российского общества, ориентирована на интегративный результат в развитии личности, обеспечивает формирование уклада школьной жизни) - Программа коррекционной работы

Программа воспитания и социализации Цель Ценности Принципы Ожидаемые результаты Система оценки результатов Духовно – нравственное воспитание ( урок, ключевые дела, мероприятия в параллели, общешкольные, коллектив класса) Социализация и профориентация ( внеурочная деятельность по предмету, профориентационные мероприятия, проекты,, самоуправление, детские и молодежные организации, участие в конкурсах, летний лагерь, школьные производственные бригады, музей и т.п.) ЗОЖ ( ЗОЖ на уроке, общешкольные дела, спорт, целевые программы: профилактика ПАВ, антикоррупционное воспитание, благотворительность - волонтеры, «Антитеррор»,и т.п.) Экологическая культура ( акции экологические, ЦП « Человековедение», «Психология»,, клубы Работа с родителями ППМСС поддержки Образовательная программа учреждения Программа воспитания и социализации

Результаты: едины в одном ребенке Личностные МетапредметныеПредметные

Требования к результатам 1. Личностные результаты : готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; мотивация к деятельности; система отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы; осознание российской идентичности в поликультурном мире. Здоровый и безопасный образ жизни – как ценность. 2. Предметные результаты : освоение опыта деятельности в предметной области и основополагающей системы научных знаний, умений, навыков; опыта решения проблем; опыта творческой деятельности 3. Метапредметные результаты, включающие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): - умение самостоятельно определять цель своего обучения - планировать, контролировать, оценивать свою деятельность - устанавливать причинно – следственные связи, умозаключения, делать выводы - Умение использовать и преобразовывать знаки, модели, схемы - организовывать совместную деятельность на основе сотрудничества, разрешать конфликты - Использовать ИКТ

Личностные образовательные результаты Готовность к саморазвитию и личностному самоопределению: осознанное представление о потенциале своей личности умение выстраивать жизненную стратегическую цель и цели ближайшего развития ( образовательная инициатива! умение самостоятельно определять средства для достижения целей своего развития ( образовательная самостоятельность!) умение принимать для себя решение о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях ( образовательная ответственность!)

Личностные образовательные результаты Социальный опыт: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах Активное отношение (активность) к деятельности Уважительное отношение к Другому человеку Позитивный опыт участия в школьном самоуправлении Школьная мотивация ( внутренняя) Ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора Опыт здорового и безопасного образа жизни Умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.

Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе )

Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Ожидаемый результат стандартов требует конкретизации на уровне школы, на уровне педагога Обобщенная форма (нормативный уровень) Ориентир для управленцев всех уровней, в т.ч. руководителя ОУ, разработчиков программ, учебников, КИМов Технологическая форма (инструктивно – методический уровень) Ориентир для учителей, учащихся, родителей Содержит детализированное описание ожидаемых результатов. Цель -тематические планируемые результаты - итоговые планируемые результаты. Прогнозируются способы организации деятельности, способы текущей и итоговой оценки, самооценки, различные педагогические средства.

. Декомпозиция и конкретизация цели Национальный Воспитательный идеал Ожидаемые результаты в новых стандартах Цель образовательной программы школы Цель подпрограммы Цель технологии, формы деятельности с учащимися Понимать – что я изменю в учащемся в результате урока, похода, праздника, проекта.

Цель, например: Реализовать комплекс условий, обеспечивающий позитивную динамику личностных, метапредметных и предметных результатов с учетом потребностей личности, семьи, общества, государства, индивидуальных особенностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Программы учебных предметов(например, русский язык): Реализовать комплекс условий для развития всех видов речевой деятельности, формирования умения свободно выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, ответственного отношения к русскому языку через систематизацию научных знаний о языке, обогащение словарного запаса, освоение норм литературного языка Программа развития универсальных учебных действий: Реализовать комплекс условий, направленный на развитие универсальных учебных действий для решения учебных и личностных проблем учащихся на основе организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, партнерства с научными организациями, предприятиями. Программа воспитания и социализации: Реализовать комплекс условий, обеспечивающий готовность к саморазвитию и самоопределению, мотивацию к деятельности, умение строить гуманные межличностные отношения, активную гражданскую позицию, патриотическое отношение к малой Родине и России, через уклад жизни школы, развитие компетентности родителей, систему психолого – педагогической медико – социальной поддержки всех субъектов образовательного процесса.

Результативность Степень достижения результата, заявленного в цели Качество цели! Ожидаемых результатов может быть несколько. Например, Цель : Создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Результат ожидаемый: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Результативность: Из 28 учащихся 4 класса способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 22 учащихся.

Все три вида результатов можно получить, если: - Обеспечено единство урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. - Педагог понимает и обнаруживает эти результаты в каждой форме деятельности. - Педагог подбирает и реализует адекватное содержание деятельности, в том числе технологии, формы, приемы, стиль общения. - Реализована школьная система оценки качества, где есть информация обо всех видах результатов в соответствии с целью образовательной программы школы.

Требования к результатам рассматриваются как: Нормативная база для организации образовательного процесса, системы контроля и оценки Ориентир для разработки программ, учебно – методических и дидактических материалов при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно – методической поддержки их деятельности Основа для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов Основа для итоговой аттестации выпускников Фактор аттестации работников Основа для аккредитации учреждений Критериальная база оценки системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях ( Из концепции ФГОС общего образования, 2008г, с. 25 )

Информация о результатах: откуда? Персонифицированные Итоговая оценка на основе системы заданий, включающей учебно – познавательные и учебно – практические задания (ситуации) Уровень заданий: - базовый (ученик научится…) - повышенный (ученик получит возможность научиться...) Необходимо наличие информации о каждом учащемся по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы! Неперсонифицированные (анонимные) результаты «К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований». (ФГОС основного общего образования, с. 24) Наличие информации об учащихся класса, школы в целом по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы!

Учащийся Внутренняя оценка: Самоконтроль и самооценка учащихся с использованием информационной среды ОУ( электронный дневник, диалогово – диагностические методики «Огонек, «Итоги года», «Пресс – конференция») Портфель достижений Внешняя оценка: Текущие отметки Итоговые отметки ГИА и ЕГЭ Психолого – педагогическая диагностика Качественная промежуточная оценка (олимпиада, конкурс, проект, конференция, с/ соревнование, спектакль, концерт, выставка, фестиваль…))

Школа Внутренняя оценка Текущая успеваемость Промежуточная оценка (контрольные, проекты, тесты) Психолого-педагогическая диагностика Самообследование Оценка субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, выпускников) И так далее Внешняя оценка Итоговая аттестация (ГИА, ЕГЭ) Аккредитация Экспертная оценка специалистов Экспертная оценка социальных партнеров, работодателей Мониторинговое исследование (психологическое, социально- педагогическое и т.п.) Социальное признание (грамоты, благодарности, гранты, призы, публикации в СМИ) И так далее

Это результат? В Омске школьница на экзаменационном бланке ЕГЭ написала «я дура», за что получила 0 баллов. На бланке содержится следующий текст: «Внимание, все бланки и листы с КИМами я испортила т.к. 1. я дура (бесспорно) 2. я тупая (тут тоже не поспоришь) 3. я не готовилась к лит-ре 3.1. т.к. лень 3.2. опять же т.к. дура 3.3. т.к. поступаю на мат. ф. Здесь я не буду много писать, т.к. все, что хотела сказать и даже больше, я написала на черновике (в своем «блоге»). Кто хочет, тот может прочесть его, а то я зря старалась, что ли... У меня такое ощущение, что я всем мешаю своей уверенностью, отсутствием волнения, лихорадочным писанием (что аж на всю аудиторию слышно, как я пишу). Пойду-ка я домой, чтобы не мешать.. 12:00 я ушла... вау». Источник :

Это результат? В Омске школьница на экзаменационном бланке ЕГЭ написала «я дура», за что получила 0 баллов. На бланке содержится следующий текст: «Внимание, все бланки и листы с КИМами я испортила т.к. 1. я дура (бесспорно) 2. я тупая (тут тоже не поспоришь) 3. я не готовилась к лит-ре 3.1. т.к. лень 3.2. опять же т.к. дура 3.3. т.к. поступаю на мат. ф. Здесь я не буду много писать, т.к. все, что хотела сказать и даже больше, я написала на черновике (в своем «блоге»). Кто хочет, тот может прочесть его, а то я зря старалась, что ли... У меня такое ощущение, что я всем мешаю своей уверенностью, отсутствием волнения, лихорадочным писанием (что аж на всю аудиторию слышно, как я пишу). Пойду-ка я домой, чтобы не мешать.. 12:00 я ушла... вау». Источник :

Результаты реализации Комплекса целевых программ « Содружество » (2007 – 2010), Великий Новгород Духовно – нравственное становление юного новгородца происходит, если прослеживаются изменения по показателям: Показатели 1. Доля учащихся, занимающих активную позицию в деятельности школы – с 52 % до 55.2 % 2. Доля учащихся, чувствующих себя комфортно в первичном коллективе, в учреждении выросла с 78 % до 86.4 % 3. Средний уровень физической подготовки учащихся вырос с 27,21(2006) до балла (2010) 4. Количество учащихся, совершивших преступления - сократилось с 38 до 15 человек. 5. Доля учащихся, не имеющих пропусков занятий без уважительной причины – сократилась с 0.3% до 0.05 % 6. Доля учащихся, проявляющих отношение активной заботы к культурно-историческому наследию Великого Новгорода – выросла с 70.1 % до 73.2 %

Результативность деятельности педагога Представление полученных результатов (изменений в учащихся) в количественном и качественном виде. За статистикой не потерять смысл педагогической деятельности. Качество анализа Результативность: подтверждение.

Требования к профессиональной подготовке педагога Личностные качества - Вера в силы и возможности обучающихся - Интерес к внутреннему миру обучающихся - Открытость к принятию других позиций, точек зрения - Общая культура - Эмоциональная устойчивость - Позитивная направленность на педагогическую деятельность - Уверенность в себе

Требования к профессиональной подготовке педагога Постановка целей и задач педагогической деятельности - Умение перевести тему урока в педагогическую задачу - Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Требования к профессиональной подготовке педагога Информационная компетентность - Компетентность в предмете преподавания - Компетентность в методах преподавания - Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) - Умение вести самостоятельный поиск информации

Требования к профессиональной подготовке педагога Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений - Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты. - Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

Требования к профессиональной подготовке педагога Компетенции в организации деятельности - Компетентность в установлении субъект - субъектных отношений - Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности - Компетентность в педагогическом оценивании - Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося - Компетентность в использовании принципов и закономерностей организации деятельности

Требования к профессиональной подготовке педагога Мотивация учебной деятельности - Умение обеспечить успех в деятельности - Компетентность в педагогическом оценивании и процесса, и результатов - Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую ( цель – мотив! )

Источники для изучения Закон РФ «Об образовании»от (с поправками) Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. /Авт.кол. Данилюк А. Я.Кондаков А.М.Тишков В. А. Электронный ресурс. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. /Под.ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Электронный ресурс Проект Закона РФ «Об образовании» от Григорьев Д.В. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Видеолекция. Электронный ресурс Учебно – методические пособия серии «Стандарты нового поколения»

Спасибо за внимание!