И.Б. Доценко III Всероссийская научно-практическая конференция «Электронная Казань 2011» 19 – 21 апреля 2011 г. «Лекция в электронном обучении (дидактические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование интерактивной доски на уроках физики Ивашкина О. П. Учитель физики МОУ « Гимназия 4»
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
И.Б. Доценко Научно-методический семинар «ИКТ в образовании: риски использования и неиспользования» 24 декабря 2009 г. Таганрог - Москва «Предвузовские.
Использование ЦОР (ЭОР) в преподавании информатики Утянская Е.В. учитель информатики МОУ Гимназия Александрова Т.П. зам. директора по ИКТ МОУ Гимназия.
1 Требования к содержанию электронных образовательных ресурсов СОИРОСОИРО.
«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления учащихся» Цель : создание.
Специфика использования ЭОР на уроках обобщающего повторения и контроля.
Международная конференция EduTech Russia 2011 «Инновационные технологии в образовании и обучении»
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Основные этапы создания ЭОР 1. Проектирование педагогического сценария. 2. Разработка технологического сценария. 3. Разработка программного кода. 4. Компоновка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ на УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ СЛШ 1 Пялькиной.
Особенности изучения географии в условиях апробации УМК «Сферы» Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ п.Комсомольский Котельничского района Плехова.
Здоровьесберегающий аспект использования телекоммуникационно- проектного метода при обучении в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов.
Научно-практическая конференция «Дистанционное обучение-взгляд из настоящего в будущее»
Учитель информатики и математики МПЛ 125 «Престиж» Толчева Оксана Николаевна.
Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Математика 1.
Фундаментальное «ядро» содержания образования Фундаментальное «ядро» содержания образования Инструментальное сопровождение содержания образования Инструментальное.
РУКОВОДИТЕЛЬ ТГ «ИКТ в деятельности учителя начальных классов» Санкина А.И.
ВИДЫ РАБОТ С ЦОРами. ВИДЫ ЦОР Электронные учебникиЭлектронные учеб. пособия Электронные УМКЭлектронные издан. контроля Прототипы традиционных учебников.
Транксрипт:

И.Б. Доценко III Всероссийская научно-практическая конференция «Электронная Казань 2011» 19 – 21 апреля 2011 г. «Лекция в электронном обучении (дидактические особенности создания и применения)»

ТИПЫ ЛЕКЦИЙ 1.Видеозапись (CD). 2.Видео трансляция (TV, Web). 3.Видеоконференция (Web). 4.Презентация (Face to Face). 5.Вебинар (Web). 6.Гипертекст в ИОС (Web).

ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИОС – это совокупность сетевых ресурсов, объединенных специальными программными средствами и направленных на достижение определенной образовательной цели.

КОМПОНЕНТЫ ИОС Учебные объекты информационные, тренировочные, контролирующие. Инструменты разработки учебных объектов. Средства коммуникации. Базы данных. Инструменты управления учебным процессом.

ТРЕБОВАНИЯ К ИОС 1.Достаточность сервисов и инструментов. 2.Удобство использования всех элементов. 3.Системный подход к формированию среды. 4.Объединение творческого вклада многих. 5.Развитие среды в процессе использования. 6.Избыточность учебных ресурсов.

LMS + PLE from E-LEARNING to SMART EDUCATION

УЧЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ 1.Лекции. 2.Задания. 3.Тренинги. 4.Тренажеры. 5.Практикумы. 6.Творческие проекты. 7.Тесты самоконтроля. 8.Тематические тесты (критериальные). 9.Контрольные работы (неконфигурируемые).

ЛЕКЦИЯ В ИОС Деятельностный элемент: активная работа учащегося по добыче и закреплению знаний. Сочетает все этапы работы со знаниями: ознакомление; закрепление; применение; обобщение; контроль.

ТИТУЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Тема лекции – однозначно отражает ее суть. Дается одной простой фразой (3-5 слов). Аннотация – расширенное толкование темы лекции. Не должна дублировать лекционный план. Оптимальный объем – 10–15 слов. План лекции – перечень параграфов, на которые разбита лекция (дифференциация содержания).

ПАРАГРАФ Логически завершенный фрагмент лекции. Может иметь сложную структуру – разбиваться на отдельные учебные элементы. Оптимальный объем – 1-2 полных экрана. Оптимальное количество в лекции – 5–7. Наличие более 7 параграфов не желательно, более 9 – недопустимо.

ТЕКСТ Краткость, точность и ясность изложения. Минимум отглагольных существительных и прилагательных – предпочтение глаголам. Литературная лексика – жаргон недопустим; разумное количество иноязычных слов. Отсутствие противоречий и неоднозначностей. Цель – дать информацию и мотивировать на самостоятельную работу с ресурсами ИОС.

СТРУКТУРА ТЕКСТА Легкость просмотра. Дробление подзаголовками на учебные элементы. Подзаголовок – смысловой квант информации. Каждый абзац несет одну законченную мысль. Перечисления – маркированными списками. Акцентирование – единообразно и осторожно. Главное – по «принципу перевернутой пирамиды» или в конце параграфа в качестве вывода.

WHALES of E-LEARNING 1. Интерактив. 2. Мультимедиа. 3. Нелинейная навигация.

НЕЛИНЕЙНАЯ НАВИГАЦИЯ Нелинейная навигация структурирует материал на интерактивном уровне. 1.Примечание. 2.Глоссарий. 3.Гиперссылка. 4.Дополнительные материалы.

ПРИМЕЧАНИЕ Дает краткую контекстную подсказку (пояснение). Всплывающая подсказка. Оптимальный объем составляет 5-7 слов. В тексте выделяется так**. Запускается наведением курсора на активную зону**.

ГЛОССАРИЙ Словарь терминов: общих и специальных. Аббревиатуры. Персоналии. Оптимальный объем слов. Автосвязывание. Возможны иллюстрации.

ГИПЕРССЫЛКА Избыточность учебной информации. Индивидуальная траектория обучения. Два типа гиперссылок: «назад» и «вглубь». Оптимальное количество – 3-5 на параграф. Оптимальный объем – один полный экран. Необходимы название и аннотация. Аннотация всплывает в окне подсказки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Рубрики: «Это интересно»; «Первоисточники».; «История вопроса»; «Исследуем проблему». Гиперссылка «вглубь». Рекомендуемый элемент. За пределами программы. Объем – 1-3 экрана.

МУЛЬТИМЕДИА Статический видеоряд: фото; графика. Динамический видеоряд: видео; анимация. Звуковой ряд: натуральный; синтезированный.

СТАТИЧЕСКИЙ ВИДЕОРЯД Иллюстрации заменяют текст. Текст и графика: 50% на 50%. Конкретность иллюстраций. Фото лучше чем клипарт. Графика – векторная. Ясность. Простота. Единство стиля. Система цветов. Фон: прозрачный; если непрозрачный (то неяркий оттенок). Название рисунка в всплывающем окне.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ВИДЕОРЯД Анимация: педдизайн; сценарий; программа; отладка; размещение. Виды: непрерывная; пошаговая; конструктор; моделирование.

ИНТЕРАКТИВ Используется для: смены видов деятельности и вовлечения учащихся. Способы управления: экранное меню; контекстное меню; звуковые команды; ввод с клавиатуры; композиция объектов; совмещение объектов; перемещение объектов; декомпозиция объектов. В каждом параграфе должно быть 3-5 интерактивных элемента.

СХЕМА ИНТЕРАКТИВА 1.Предъявление информации (описание). 2.Формулировка проблемы (постановка задачи). 3.Взаимодействие (обмен информацией). 4.Контроль взаимодействия (результат). 5.Коррекция взаимодействия (обратная связь). 6.Обсуждение результата (рефлексия). 7.Психологическая поддержка (мотивация).

МОДЕЛИРОВАНИЕ Эмитационное моделирование – построение моделей объектов, процессов и явлений на основе математических методов. Функциональное моделирование – воссоздание окружающей среды, в которой взаимодействие пользователя с компьютером близко к его естественному поведению. Объединяет возможности мультимедиа и интерактива.

ВЫВОД ЛЕКЦИИ Может быть в конце каждого параграфа. Обобщает материал параграфа. Не является повторением (цитированием) материала параграфа. Желательно формулировать на более высоком уровне изложения, чем в параграфе. Рекомендуемый элемент.

УРОВНИ ИЗЛОЖЕНИЯ Феноменологический (описание явлений). Аналитический (качественная теория). Математический (количественная теория). Аксиоматический (междисциплинарная общность).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Обязательный элемент каждого параграфа. Типы вопросов: с выбором ответа, с кратким ответом; на соответствие. Оптимальное количество: 2-3 вопроса на параграф. Контролируют внимательность чтения параграфа. Ответ должен содержаться в тексте параграфа. Дистракторы должны отражать типичные ошибки. Каждый дистрактор должен иметь комментарий.

ФАКТОРЫ УСПЕХА 1.Увеличение времени активной деятельности. 2. Рост производительности учебных действий. 3.Смещение характера учебной работы в сторону добывания знаний. 4.Приобретение и практическое закрепление интеллектуальных умений (компетенций).

И.Б. Доценко