Лекция 4 Законодательно-нормативная база России в сфере управления природопользованием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологическое право. Определения Экологическое право – самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия человека.
Advertisements

Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения: по охране окружающей среды от вредных.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Закон на страже природы. Работа ученицы 8-го класса МОУ Конарская СОШ Цивильского района ЧР Ершовой Марии.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Экология Экологическое законодательство: Конституция. Закон об охране окружающей природной среды (1991, 2002) Доцент кафедры общей психологии и психологии.
Экологическое право. Понятия Экология (Эрнст Геккель) - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и местом их обитания. Экология - наука о социальных.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Лекция 7. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬ - ЗОВАНИЯ. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 1.Понятие и виды права природопользования. 2.Объекты, субъекты, содержание права природопользования.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Тема 6.1. Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности.
Принцип приоритета личности, ее прав и свобод Выполнила: студентка 3 курса Группы 9302 Загвоздкина Олимпиада Александровна.
Транксрипт:

Лекция 4 Законодательно-нормативная база России в сфере управления природопользованием

Источники природно-ресурсного права РФ источники Конституция РФ Законы РФ Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Акты министерств и ведомств Законы и иные нормативные акты субъектов РФ Нормативные договоры: международные, Федеративный и др.

Подсистемы экологического законодательства Законы РФ ПРИРОДООХРАННЫЕ Об охране окружающей природной среды Об экологической экспертизе» Об особо охраняемых территориях О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. ПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ Земельный кодекс Водный кодекс Лесной кодекс Закон «О недрах» Закон «О животном мире» Закон «Об охране атмосферного воздуха» и др.

Структура законодательства Всего – около 550 законодательных и нормативных актов

Основные принципы экологического права. это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закреплённые в нём закономерности общественной жизни. Они делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. заключаются в следующем: природные ресурсы - основа жизни и деятельности народа; рациональное использование природных ресурсов, учёт природных ресурсов; контроль за использованием природных ресурсов; приоритетность экологических принципов во взаимоотношениях «общество - природа»; экономическое стимулирование рационального природопользования; экологическое воспитание населения; международное экологическое сотрудничество.

Конституционные основы экологического законодательства. Основу экологического законодательства составляют следующие положения Конституции Российской Федерации: о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); об использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; об осуществлении собственниками свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);

Конституционные основы экологического законодательства. о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41); об отнесении к ведению Российской Федерации установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, определение статуса и защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71); об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72); о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (ст. 114).

Права и обязанности граждан в сфере природопользования Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и другие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; получать своевременную полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в местах своего проживания; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относится к природе и природным богатствам; Осуществлять природопользование в пределах, разрешенных законом.

Виды экологических правонарушений

Ответственность за экологические правонарушения ГРУППЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА: Загрязнение природной среды Нерациональное использование природных ресурсов Истощение ресурсов Повреждение или уничтожение природных объектов Разрушение природных экосистем К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится: Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 октября 1995 г.; Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях от 14 марта 1995 г.; Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.; Закон РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. и т.д.

Закон «Об охране окружающей среды» Принят 20 декабря 2001 года, является комплексным головным законодательным актом прямого действия и решает три основных задачи: Сохранение природной среды; Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; Улучшение качества окружающей среды

Структура закона «Об охране окружающей среды» состоит из XVI глав, содержащих 84 статьи, в которых представлены: общие положения; основы управления в области охраны окружающей среды; права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; нормирование в области охраны окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; зоны экологических бедствий, зоны чрезвычайных ситуаций; природные объекты, находящиеся под особой охраной; государственный мониторинг окружающей среды; контроль в области охраны окружающей среды. Экологический мониторинг; научные исследования в области охраны окружающей среды; основы формирования экологической культуры; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; заключительные положения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В РАЗРАБОТКЕ И/ИЛИ В УТВЕРЖДЕНИИ ФЗ «Об экологическом страховании» «Об экологической безопасности» «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)» «Об экологических фондах» «О статусе зон экологического неблагополучия» «О государственных кадастрах природных ресурсов» «Об охране водных биологических ресурсов» «Об обращении с радиоактивными отходами» «О растительном мире» «Об охоте и рыболовстве» «Об энергоинформационном благополучии населения» «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами» «О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений» «О питьевой воде» «О государственном регулировании в области экологического образования»

Лимитирование и лицензирование природопользования Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду и размещения отходов. Лицензирование природопользования - важнейшая часть управления природопользованием. В лицензиях на природопользование фиксируются виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии. Лицензирование деятельности в области природы окружающей среды осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( 1418 от )

Органы лицензирования МПР Комплексное природопользование; Госком экологии Захоронение, хранение отходов, выбросы ЗВ в воздух, воду; координация всех видов экологических лицензий и разрешений Росгидромет Подтверждение разрешения на выброс ЗВ Роскомзем Оформление типа собственности, регистрация земельных участков на право использования полезных ископаемых Рослесхоз Подтверждение лицензии на использование лесных ресурсов Роском рыболовство На рыболовство и добычу водных животных, сбор морских растений, координация выдачи лицензий на использование водных резервуаров Минсельхоз Подтверждение лицензий на охоту на диких животных Госгортех надзор Использование полезных иск. Захоронение отходов, гидроминеральные ресурсы, опасные производства, утилизация полезных ископаемых Госатом надзор Утилизация и захоронение ядерных отходов Госсанэпид надзор Все типы экологических разрешений, связанных с возможным воздействием на здоровье человека

Срок действия разрешений и лицензий лицензияСрок действияКомментарий природопользо вание Краткосрочная - до 3 лет; Долгосрочная – 3 – 25 лет Срок зависит от цели и экологической ситуации Утилизация/ хранение отходов 5 лет Выброс ЗВ в воздух 1 годНачальный срок, в течении которого предпринимаются меры по достижению ПДВ 3-5 летЕсли ПДВ достигнут Полезные ископаемые До 50 лет Лесные ресурсы До 50 лет Комплексное природопольз. до 5 лет

Последовательность этапов получения разрешений на комплексное природопользование 1.Письменное заявление на имя территориального органа Минприроды с предоставлением лицензии на право эксплуатации отдельных природных ресурсов, выбросов ЗВ, и утилизацию отходов, а также экологический паспорт предприятия. 2.Рассмотрение заявления: а) выдача; б) отказ; 3. в) экологическое обследование с предоставлением предприятию «Требований к проверке и согласию с условиями эксплуатации природных ресурсов». 4.Согласование с территориальным органом Минприроды условия лицензирования. 5.Заключение соглашения между предприятием и региональным органом о комплексном природопользовании с согласованием прав и условий такого природопользования.

Экологический паспорт Введен указом Госкомприроды в 1990 г. и обязателен для всех промышленных предприятий. Содержание: Общая информация о предприятии Природные, климатические и экологические условия в регионе Природные, энергетические и материальные ресурсы, используемые предприятием Техническое описание производственных процессов (технология, оборудование, этапы) Характеристика выбрасываемых ЗВ Меры по снижению и уничтожению отрицательного воздействия от деятельности предприятия Оценка экологических показателей предприятия в сравнении с наилучшими аналогичными показателями в России и за рубежом

Список литературы. 1.Конституция Российской Федерации, 21 апреля 1992 г., М., Закон «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 10 января 2002г. 7-ФЗ //Российская газета, 2002 г., 12 января. 3.Боголюбов С.А. Экологическое право./Учебник для вузов - М.: Изд-во НОРМА, 2001, с Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М.: Профобразование, 2002, с Николаев А. В. Основы экологического права и проблемы экологии.- Санкт- Петербург, , с Экологическое право России.: Сб. нормативных правовых актов и документов / Под ред. Голиченкова М., 1997, с Винокуров Ю. Е. Практикум по экологическому праву Российской Федерации.М., МНЭПУ, 2000г., с Лопашенко Н. А. Экологические преступления. СПБ: Юрид. Центр Пресс, 2002г., с Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильяк, М.: МНЭПУ, 2001г., с Экология, охрана природы, экологическая безопасность.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000г. 12.Закон РФ «О недрах», 19 февраля 1992 г., Ведомости, 1992, 16, с Положение о порядке лицензирования пользования недрами, 15 июня 1992 г., 14.