Реализация Болонского процесса в России О.Н. Олейникова, Доктор педагогических наук Директор Национального офиса программы Tempus в Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Advertisements

Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ, РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
«…Хоть не в Болонии…» Болонская декларация и реалии российской системы образования – возможности и препятствия С.Г.Боярский Факультет управления здравоохранением.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Разработка и реализация образовательных программ в сетевой форме Начальник организационно- методического отдела УМУ Э.В. Цыбикова.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
Транксрипт:

Реализация Болонского процесса в России О.Н. Олейникова, Доктор педагогических наук Директор Национального офиса программы Tempus в Российской Федерации

Ростов-на-Дону, Болонский процесс. История 1998 г. – Сорбоннская декларация (г.Париж, Франция) о европейском пространстве высшего образования: 1998 г. – Сорбоннская декларация (г.Париж, Франция) о европейском пространстве высшего образования: Сопоставимые критерии оценки качества Сопоставимые критерии оценки качества Двухуровневая система Двухуровневая система Внедрение системы зачетных единиц (ECTS) Внедрение системы зачетных единиц (ECTS) 1999 г. – Болонская декларация «О европейском пространстве высшего образования» 1999 г. – Болонская декларация «О европейском пространстве высшего образования» 29 стран 29 стран

Ростов-на-Дону, сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской декларации Болонской декларации

Ростов-на-Дону, Цели Болонск ого процесс а Повышение конкурентоспособности европейского образования на мировом уровне Повышение конкурентоспособности европейского образования на мировом уровне Формирование европейского пространства высшего образования и исследований Формирование европейского пространства высшего образования и исследований Оптимизация расходов на образование без потери качества Оптимизация расходов на образование без потери качества

Ростов-на-Дону, направлений реализации Болонского процесса 1. Введение сравнимых квалификаций в высшем образовании 2. Переход на систему двух циклов 3. Введение системы переноса зачетных единиц 4. Развитие академической мобильности 5. Обеспечение качества высшего образования 6. Взаимное признание квалификаций и дипломов 7. Развитие третьего цикла высшего образования 8. Формирование европейского измерения высшего образования 9. Развитие обучения в течение всей жизни 10. Формирование европейского пространства научных исследований

Ростов-на-Дону, Система подведения промежуточных итогов Национальные доклады стран-участниц Национальные доклады стран-участниц Готовятся к встречам министров образования (с 2005 г.) Готовятся к встречам министров образования (с 2005 г.) Единый формат докладов разработанный Секретариатом Наблюдательной группы Болонского процесса (BFUG) Единый формат докладов разработанный Секретариатом Наблюдательной группы Болонского процесса (BFUG) Национальный доклад России 2009 г. : Национальный доклад России 2009 г. : Минобрнауки, Национальное аккредитационное агентство, вузы, НФПК Минобрнауки, Национальное аккредитационное агентство, вузы, НФПК

Ростов-на-Дону, Основные показатели Национальных докладов Двухуровневая подготовка Двухуровневая подготовка Доступность Доступность Национальная структура квалификаций Национальная структура квалификаций Внешняя система обеспечения качества Внешняя система обеспечения качества Студенты в обеспечении качества Студенты в обеспечении качества Международное участие в обеспечении качества Международное участие в обеспечении качества Европейское приложение к диплому Европейское приложение к диплому Выполнение Лиссабонской конвенции о признании Выполнение Лиссабонской конвенции о признании ECTS ECTS Признание предыдущего обучения Признание предыдущего обучения Средние баллы России по всем показателям: 2005 – 3, – 3, – 2,99

Ростов-на-Дону, Показатели России и средние баллы стран-участниц (2009 г.)

Ростов-на-Дону, Двухуровневая подготовка: бакалавриат-магистратура В 2007 г. в российских вузах реализовывалось 18,8% бакалаврских и магистерских программ В 2007 г. в российских вузах реализовывалось 18,8% бакалаврских и магистерских программ Численность студентов на этих программах – 7,8% от общей численности Численность студентов на этих программах – 7,8% от общей численности По данным Национального доклада 2009 г. Уровень Количество программ % от общего числа программ ГОУНОУ бакалавр магистр ,8 специалист ,2

Ростов-на-Дону, Бакалавриат – магистратура: процентное соотношение реализуемых программ

Ростов-на-Дону, Численность студентов (по уровням) По данным Национального доклада 2009 г. УровеньГОУНОУ % от общей численности бакалавр ,3 магистр ,5 специалист ,2

Ростов-на-Дону, Численность студентов (%), обучающихся по двухуровневым программам Сравнение приведено по данным Национальных докладов 2009 г.

Ростов-на-Дону, Сложности в оценке показателя Национальные доклады: Национальные доклады: Количество программ Количество программ Численность студентов, охваченных программами Численность студентов, охваченных программами ФЦПРО: ФЦПРО: Удельный вес вузов, реализующих программы бакалавриат-магистратура Удельный вес вузов, реализующих программы бакалавриат-магистратура

Ростов-на-Дону, Доступность Россия – 5 баллов: Россия – 5 баллов: Все квалификации 1-го уровня дают доступ к нескольким программам 2- го уровня Все квалификации 1-го уровня дают доступ к нескольким программам 2- го уровня Все квалификации 2-го уровня дают доступ хотя бы к одной программе 3-го уровня Все квалификации 2-го уровня дают доступ хотя бы к одной программе 3-го уровня Реально: Выпускники СПО – доступ только к бакалавриату (в случае выбора специалитета учатся с 1-го курса) Выпускники специалитета не могут учиться на бюджетных местах в магистратуре (магистратура квалифицируется как 2-е высшее образование) Доступ к докторантуре - ?

Ростов-на-Дону, Национальная рамка квалификаций Отсутствие : Отсутствие : понимания среди академического и бизнес- сообщества сути и назначения рамки понимания среди академического и бизнес- сообщества сути и назначения рамки рамка, рекомендованная ФИРО – не отражает тех принципов, которые должны быть заложены в рамке рамка, рекомендованная ФИРО – не отражает тех принципов, которые должны быть заложены в рамке нормативно-правового обеспечения нормативно-правового обеспечения профессиональных стандартов и отраслевых рамок в большинстве отраслей профессиональных стандартов и отраслевых рамок в большинстве отраслей качественных образовательных стандартов, связанных с результатами обучения качественных образовательных стандартов, связанных с результатами обучения системы сертификации/признания квалификаций системы сертификации/признания квалификаций Россия – 1 балл Россия – 1 балл

Ростов-на-Дону, Внешняя система обеспечения качества образования Россия – 4 балла Россия – 4 балла Национальное аккредитационное агентство – член Европейской ассоциации контроля качества в высшем образовании (ENQA) c 2009 г. Национальное аккредитационное агентство – член Европейской ассоциации контроля качества в высшем образовании (ENQA) c 2009 г. Все вузы регулярно проходят внешнюю экспертизу через лицензирование и аккредитацию Все вузы регулярно проходят внешнюю экспертизу через лицензирование и аккредитацию Экспертная оценка Росаккредагентства согласно Стандартам и рекомендациям в области обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования не проведена Экспертная оценка Росаккредагентства согласно Стандартам и рекомендациям в области обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования не проведена

Ростов-на-Дону, Внешняя система обеспечения качества образования в России ФЦПРО: ФЦПРО: увеличение числа учебных заведений, прошедших экспертизу образовательных программ (работодатели и общественные организации), но увеличение числа учебных заведений, прошедших экспертизу образовательных программ (работодатели и общественные организации), но Нет данных о доле этих программ Нет данных о доле этих программ Россаккредагентство – государственная структура Россаккредагентство – государственная структура Отсутствие культуры приглашения внешних экспертов и организации внешней оценки качества Отсутствие культуры приглашения внешних экспертов и организации внешней оценки качества

Ростов-на-Дону, Внешняя система обеспечения качества образования в странах ЕС Франция: Франция: Независимое внешнее агентство (AERES, 2006 г.) Независимое внешнее агентство (AERES, 2006 г.) Италия: Италия: Агентства CNVSU и CIVR – контроль деятельности университетов и научных организаций Агентства CNVSU и CIVR – контроль деятельности университетов и научных организаций Агентство ANVUR (2007 г.) : Агентство ANVUR (2007 г.) : Внешняя оценка качества обучения в университетах Внешняя оценка качества обучения в университетах Координация и проверка внутренних процессов контроля качества Координация и проверка внутренних процессов контроля качества Оценка эффективности государственных программ по развитию высшего образования Оценка эффективности государственных программ по развитию высшего образования

Ростов-на-Дону, Внешняя система обеспечения качества образования в странах ЕС Финляндия Финляндия Министерство образования Министерство образования Вузовские структуры обеспечения качества Вузовские структуры обеспечения качества Национальное агентство обеспечения качества (FINHEEC): Национальное агентство обеспечения качества (FINHEEC): Независимая экспертная организация Независимая экспертная организация В составе: представители учебных заведений, студенты, работодатели В составе: представители учебных заведений, студенты, работодатели

Ростов-на-Дону, Участие студентов в обеспечении качества образования Россия – 3 балла Россия – 3 балла Требование госаккредитации – предоставление отчета об анкетировании студентов Требование госаккредитации – предоставление отчета об анкетировании студентов С 2007 г. данные предоставили 817 вузов и 737 филиалов С 2007 г. данные предоставили 817 вузов и 737 филиалов Данные анкетирования студентов не являются основанием для принятия решений Данные анкетирования студентов не являются основанием для принятия решений Участие студентов в оценке деятельности носит формальный характер: Участие студентов в оценке деятельности носит формальный характер: Не входят в аттестационные комиссии Не входят в аттестационные комиссии Мнение студентов не учитывается в результатах оценки Мнение студентов не учитывается в результатах оценки

Ростов-на-Дону, Участие студентов в обеспечении качества образования в странах ЕС Германия: Германия: Студенты входят в комиссию по аккредитации образовательных программ Студенты входят в комиссию по аккредитации образовательных программ Создано Объединение студенческой аккредитации Создано Объединение студенческой аккредитации Великобритания: Великобритания: Студенты – члены университетских комитетов по контролю качества Студенты – члены университетских комитетов по контролю качества Ежегодно – Национальное студенческое исследование качества образования Ежегодно – Национальное студенческое исследование качества образования Франция, Шотландия, Испания, Польша, Финляндия, Швеция, Нидерланды: Франция, Шотландия, Испания, Польша, Финляндия, Швеция, Нидерланды: Студенты входят во внешнюю комиссию по оценке качества с правом решающего голоса Студенты входят во внешнюю комиссию по оценке качества с правом решающего голоса

Ростов-на-Дону, Международное участие в обеспечении качества образования Россия – 3 балла Россия – 3 балла Международные эксперты не принимают участия в процедурах лицензирования и аккредитации российских вузов Международные эксперты не принимают участия в процедурах лицензирования и аккредитации российских вузов Зарубежные агентства и эксперты оценивают только программы: Зарубежные агентства и эксперты оценивают только программы: 266 программ в 83 вузах 266 программ в 83 вузах По данным Национального доклада, 2009 Интеграция российского образование в мировое образовательное пространство невозможна без массового и регулярного привлечения международной экспертизы Интеграция российского образование в мировое образовательное пространство невозможна без массового и регулярного привлечения международной экспертизы

Ростов-на-Дону, Введение европейского приложения к диплому Выдаются в 99 российских вузах (9%) по требованию выпускника и часто за плату Выдаются в 99 российских вузах (9%) по требованию выпускника и часто за плату письмо Департамента государственной образовательной политики ректорам вузов от письмо Департамента государственной образовательной политики ректорам вузов от Уровень квалификац ии Число выданных европейских приложений к диплому ГОУНОУ бакалавр магистр специалист По данным Национального доклада, 2009

Ростов-на-Дону, Введение европейского приложения к диплому Россия – 3 балла Россия – 3 балла Большинство студентов, получивших приложение – выпускники московских НОУ Большинство студентов, получивших приложение – выпускники московских НОУ Соответствие приложений формату EU/CoE/UNESCO вызывает сомнения Соответствие приложений формату EU/CoE/UNESCO вызывает сомнения Данные за 2007 г. превысили запланированные показатели ФЦПРО (5% к 2009 г.): Данные за 2007 г. превысили запланированные показатели ФЦПРО (5% к 2009 г.): Невнимание органов управления образованием к этому направлению Болонского процесса Невнимание органов управления образованием к этому направлению Болонского процесса Европейское приложение к диплому – обязательное условие обеспечения мобильности выпускников и интеграции России в мировой рынок труда Европейское приложение к диплому – обязательное условие обеспечения мобильности выпускников и интеграции России в мировой рынок труда

Ростов-на-Дону, Лиссабонская конвенция о признании Россия – 5 баллов Россия – 5 баллов Формальный критерий: Формальный критерий: Конвенция ратифицирована, текущее законодательство соответствует нормам конвенции Конвенция ратифицирована, текущее законодательство соответствует нормам конвенции 5 основных принципов выполнены: 5 основных принципов выполнены: Претенденты имеют право на справедливую оценку Претенденты имеют право на справедливую оценку Признание осуществляется, если никакие существенные различия не могут быть доказаны Признание осуществляется, если никакие существенные различия не могут быть доказаны В случае негативного признания, орган, ответственный за признание демонстрирует наличие существенного различия В случае негативного признания, орган, ответственный за признание демонстрирует наличие существенного различия Страна гарантирует, что информация о об учреждениях и их программах предоставляется Страна гарантирует, что информация о об учреждениях и их программах предоставляется Создан национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности, входящий в общеевропейскую сеть (ENIC) Создан национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности, входящий в общеевропейскую сеть (ENIC)

Ростов-на-Дону, Лиссабонская конвенция о признании Нормативно-правовая база по вопросам признания формировалась в России в 1990-х Нормативно-правовая база по вопросам признания формировалась в России в 1990-х Нет прямого соответствия всем положениям Конвенции Нет прямого соответствия всем положениям Конвенции Признание осуществляется только государственным органом – Рособрнадзором Признание осуществляется только государственным органом – Рособрнадзором В российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие выдачу и признание двойных дипломов В российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие выдачу и признание двойных дипломов Дипломы транснациональных вузов признаются лишь при условии их аккредитации на территории России Дипломы транснациональных вузов признаются лишь при условии их аккредитации на территории России Отсутствие подробной информации о программах высшего образования на вузовских сайтах и порталах Отсутствие подробной информации о программах высшего образования на вузовских сайтах и порталах Формальное выполнение требований не соответствует реальному положению дел Формальное выполнение требований не соответствует реальному положению дел

Ростов-на-Дону, Внедрение системы зачетных единиц (ECTS) Что дает: Что дает: Признание периодов обучения за рубежом/в другом вузе Признание периодов обучения за рубежом/в другом вузе Большая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки Большая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки Большая гибкость в построении учебных планов и программ обучения Большая гибкость в построении учебных планов и программ обучения Внедрение ECTS – одна из наиболее простых технически, но содержательно сложных задач Внедрение ECTS – одна из наиболее простых технически, но содержательно сложных задач Формально – зачетные единицы есть, но их соответствие ECTS вызывает сомнение из-за методики расчета, не связанной с результатами обучения и целостной системой обеспечения качества программ Формально – зачетные единицы есть, но их соответствие ECTS вызывает сомнение из-за методики расчета, не связанной с результатами обучения и целостной системой обеспечения качества программ

Ростов-на-Дону, Внедрение системы зачетных единиц (ECTS) в России 137 вузов (12,6%) и 209 филиалов применяли ECTS по (8,7%) образовательным программам: 137 вузов (12,6%) и 209 филиалов применяли ECTS по (8,7%) образовательным программам: Данные Национального доклада, 2009 Уровень квалификации Количество программ, использующих ECTS ГОУНОУ бакалавр магистр1409 специалист

Ростов-на-Дону, Признание предшествующего обучения Россия – 2 балла Россия – 2 балла ЕГЭ – механизм признания предшествующего обучения в формальном образовании ЕГЭ – механизм признания предшествующего обучения в формальном образовании Механизмы признания неформального и спонтанного обучения – отсутствуют Механизмы признания неформального и спонтанного обучения – отсутствуют В системе высшего образования: В системе высшего образования: признание существует только в рамках двусторонних межвузовских договоров признание существует только в рамках двусторонних межвузовских договоров Затруднено отсутствием четких формулировок результатов обучения, подлежащих признанию Затруднено отсутствием четких формулировок результатов обучения, подлежащих признанию Часто осуществляется «на глаз» Часто осуществляется «на глаз»

Ростов-на-Дону, Задачи для российской системы высшего образования Усиление информационно-методической поддержки интеграционных процессов Усиление информационно-методической поддержки интеграционных процессов Активизация деятельности по всем направлениям Болонского процесса в «пост-Болонский» период Активизация деятельности по всем направлениям Болонского процесса в «пост-Болонский» период Национальная программа грантовой поддержки академической мобильности Национальная программа грантовой поддержки академической мобильности Система оценки мобильности Система оценки мобильности Как компонент национального рейтинга вузов Как компонент национального рейтинга вузов Разработка квалификационных рамок в тесном сотрудничестве с работодателями на основе Дублинских дескрипторов/ЕРК Разработка квалификационных рамок в тесном сотрудничестве с работодателями на основе Дублинских дескрипторов/ЕРК Использование Дублинских дескрипторов/ЕРК и методики Tuning при проектировании программ двух циклов высшего образования Использование Дублинских дескрипторов/ЕРК и методики Tuning при проектировании программ двух циклов высшего образования

Ростов-на-Дону, Задачи для российской системы высшего образования Стимулирование разработки совместных учебных программ Стимулирование разработки совместных учебных программ Нормативно-правовое обеспечение реализации совместных программ и присуждения двойных дипломов Нормативно-правовое обеспечение реализации совместных программ и присуждения двойных дипломов Повышение привлекательности российского высшего образования Повышение привлекательности российского высшего образования Внедрение в вузах программ на английском языке Внедрение в вузах программ на английском языке Активное участие в международных проектах и программах Активное участие в международных проектах и программах

Ростов-на-Дону, Задачи для российской системы высшего образования Создание бакалаврских программ, обеспечивающих вариативность развития карьеры и признаваемых работодателями Создание бакалаврских программ, обеспечивающих вариативность развития карьеры и признаваемых работодателями Развитие диалога социальных партнеров относительно: Развитие диалога социальных партнеров относительно: содержания программ и требований к компетенциям содержания программ и требований к компетенциям статуса диплома бакалавра в трудовом законодательстве статуса диплома бакалавра в трудовом законодательстве

Ростов-на-Дону, Оценка рисков и преимуществ интеграции Преимущества Риски отказа от интеграции Повышение качества и уровня образования и науки Изоляция, оторванность и отставание от современных тенденций Интенсификация академической мобильности Снижение качества образования Повышение конкурентоспособности российского ВО, вузов, выпускников Низкая конкурентоспособность выпускников Создание единого образовательного информационного пространства Неконкурентоспособность российской системы образования Признание дипломов российских вузов Снижение академической мобильности Другие преимущества Непризнание российских дипломов

Ростов-на-Дону, Национальный офис Tempus , г. Москва, ул. Гончарная, д.27/6 Офис 104 Телефон: (495) Телефон/факс: (495) Web-site: