О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Advertisements

Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Вхождение России в Болонский процесс Подписание Лиссабонской конвенции (2000г.); Подписание Лиссабонской конвенции (2000г.); Создание рабочей группы по.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Профильное обучение на старшей ступени общего образования.
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Транксрипт:

О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации

« Мы должны состыковать нашу систему образования с западно- европейской системой образования, при этом не утратив высокий уровень, который имелся в Советском Союзе и сейчас еще сохранен в России, в ведущих вузах страны» « Мы должны состыковать нашу систему образования с западно- европейской системой образования, при этом не утратив высокий уровень, который имелся в Советском Союзе и сейчас еще сохранен в России, в ведущих вузах страны» (В.В. Путин, Стратегия и тактика реформы; «Экономика образования сегодня», 8, 2004 г.)

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ Ст.2: Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования П.1 … «Интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования»

Цель Болонского процесса – создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования ведущего к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования

«…подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…» «…подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…» (Концепция модернизации российской образования на период до 2010 года)

Присоединение России к Болонскому процессу: Подписание Лиссабонской конвенции, 1997 г. Подписание Лиссабонской конвенции, 1997 г. Создание рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса, 2002 г. Создание рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса, 2002 г. Проведение совещаний, конференций и семинаров по проблемам вхождения России в Болонский процесс, гг. Проведение совещаний, конференций и семинаров по проблемам вхождения России в Болонский процесс, гг. Визит делегации Минобразования России в Берлин для участия в конференции Министров образования Европейских стран. Присоединение России к Болонской декларации, 2003 г. Визит делегации Минобразования России в Берлин для участия в конференции Министров образования Европейских стран. Присоединение России к Болонской декларации, 2003 г. Создание группы по осуществлению Болонских принципов в России, 2004 г. Создание группы по осуществлению Болонских принципов в России, 2004 г.

Мониторинг состояния сотрудничества вузов с зарубежными партнерами Общее количество проектов – 753, в том числе: Разработка совместных программ дисциплин - 25%; Разработка совместных программ дисциплин - 25%; Разработка совместных учебных планов - 23%; Разработка совместных учебных планов - 23%; Работа по развитию дистанционных технологий обучения – 16%; Работа по развитию дистанционных технологий обучения – 16%; Работа по оптимизации учебного процесса - 12%; Работа по оптимизации учебного процесса - 12%; Работа по введению системы зачетных единиц – 10%; Работа по введению системы зачетных единиц – 10%; Другие направления – 14%; Другие направления – 14%; Из 753 проектов со странами Европы – 90% (Данные по вузам Рособразования России)

Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстоит в годах предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования: Двухуровневой системы высшего профессионального образования; Двухуровневой системы высшего профессионального образования; Системы зачетных единиц для признания результатов обучения; Системы зачетных единиц для признания результатов обучения; Сопоставимой с требованиями европейского общества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов; Сопоставимой с требованиями европейского общества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов; Внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей. Внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.

Изменение структуры многоуровневого высшего профессионального образования Бакалавр (базовое высшее образование) 4 года Магистр 2-3 года Направления ВО Общее среднее (полное) образование Специалист 1-2 года Годы обучения Специальности ВПО (более 500) Магистр 6 года Неполное высшее профессиональное образование Неполное высшее профессиональное образование Бакалавр 4 года Дипломированный специалист 5 лет Направления подготовки (более 110) 1992 г г.

Прием в вузы России (2003/2004 учебный год) Всего принято – 1 млн. 412 тыс. Из них: для обучения по специальностям – 1 млн. 337 тыс. (95%) для обучения по направлениям (бакалавриат и магистратура) – 75 тыс. (5%) Всего принято – 23 тыс. Из них: для обучения по специальностям – 18 тыс. (77%) для обучения по направлениям (бакалавриат и магистратура) – 5 тыс. (23%) Государственные вузы Негосударственные вузы

Численность студентов, обучающихся по направлениям подготовки Всего обучается в вузах 5986 тыс. чел. Всего обучается в вузах 80 тыс. чел. 470 тыс. чел. (7,8%) 20 тыс. чел. (25%) Российские гражданеИностранные граждане

Рынок образовательных услуг Страна Количество иностранных учащихся Финансовый показатель ($) США 586 тыс. 14 млрд. Великобритания233 тыс.5-6 млрд. Австралия150 тыс.2-3 млрд. Россия80 тыс.300 млн.

Предлагаемая двухуровневая структура высшего профессионального образования, в соответствии с проектом закона Направления ВО Общее среднее (полное) образование Бакалавр 3-4 года Магистр 1-2 года Специалист 1-2 года Годы обучения Специалист 5 лет Специальность

Приложение Утвержден приказом Минобрнауки России от «15 »_февраля_2005 г. _40__ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы Цели развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией МероприятияСроки реализации Исполнитель Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях –бакалавриат и магистратура. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования) г.Минобрнауки России

Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования) г.Минобрнауки России Разработка моделей подготовки бакалавров и магистров с учетом особенностей профилей подготовки в высшем профессиональном образовании гг. Минобрнауки России Разработка Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования с учетом российских и мировых потребностей рынка труда гг. Минобрнауки России Определение профилей высшего профессионального образования, сохраняющих непрерывную подготовку специалистов г.Минобрнауки России Разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. 2007–2008 гг. Минобрнауки России Создание информационных, аналитических и методи- ческих ресурсов, web-сайта по двухуровневой сиcтеме для интернет-портала по Болонской декларации гг. Рособразование

Состояние реализации основных инструментов БП: ECTS Введение ECTS Европейской системы перезачета кредитов : Облегчение признания периодов обучения; Облегчение признания периодов обучения; Большая степень прозрачности действительной студенческой нагрузки; Большая степень прозрачности действительной студенческой нагрузки; Большая гибкость в построении индивидуальных программ обучения. Большая гибкость в построении индивидуальных программ обучения.

Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах 1. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью 45 минут (или 27 астрономическим часам). 2. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетных единицы … Приложение к письму Минобразования России от ин/13

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ (письмо Минобразования России от ин/15) …Организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц характеризуется следующими особенностями: - личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана на основе свободы выбора дисциплин; - вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана; - полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах; - использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин…

2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) Подготовка информационных материалов для высших учебных заведений по практике применения зачетных единиц и ходу эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе, проводимого в соответствии с приказом Минобразования России от 2 июля 2003 г. 2847: анализ опыта, накопленного высшими учебными заведениями уже перешедшими на систему кредитов; обобщение результатов эксперимента по использованию системы зачетных единиц в российских вузах; подготовка и распространение информационных и методических материалов и инструкций гг гг. Минобрнауки России Рособразование Расширение инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц: расширение внедрения системы зачетных единиц в вузах России; внедрение модульных технологий построения образовательных программ высшего профессионального образования; разработка предложений по переходу на «асинхронную» (модульную) организацию образовательного процесса г гг г. Рособразование Формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в профессиональном образовании Российской Федерации гг. Минобрнауки России Создание и поддержание web – сайта с информацией о системе зачётных единиц и опыте её внедрения в российских вузах для интернет-портала по Болонской декларации гг. Рособразование Переход российской системы высшего профессионального образования на систему зачетных единиц г.Минобрнауки России

Образец приложения к диплому DIPLOMA SUPPLEMENT Приложение к диплому INFORMATION IDENTIFYING THE HOLDER OF THE QUALIFICATION Информация об обладателе квалификации 1.1 / 1.2 Family Name / First Name Фамилия, имя, отчество 1.3 Date, Place, Country of Birth Дата, Место, страна рождения 1.4 Student Number or Code* Идентификационный номер специальности (направления подготовки, специальность) INFORMATION IDENTIFYING THE QUALIFICATION Информация о квалификации 2.1 Name of Qualification (Full, Abbreviated) Название квалификации (полное, сокращенное) Name of Title* (Full, Abbreviated) Название званий, степеней (полное, сокращенное) 2.2 Main Field(s) of Study for the Qualification Основная область обучения на данную квалификацию 2.3 Name of Institution Awarding Qualification: Status (Type /Control) Название ВУЗа, присуждающего квалификацию. Статус. 2.4 Name of Institution Administering Studies*: Status (Type / Control) Название института, осуществляющего обучение. Статус. 2.5 Language(s) of Instruction/Examination Язык обучения и контроля знаний …

3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) Разработка образца приложения к диплому о высшем профессиональном образовании : разработка единой системы классификации образовательных программ профессионального образования Российской Федерации; перевод на английский язык дисциплин федеральных компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и их публикация; разработка методических рекомендаций по заполнению приложения к диплому о высшем профессиональном образовании гг г гг г. Минобрнауки России Создание и поддержание web – сайта с информацией о введении приложения к диплому о высшем профессиональном образовании для интернет-портала по Болонской декларации гг.Рособразование Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement)» г.Рособразование

Функции организации-координатора Координация межвузовского взаимодействия, в т.ч. в рамках международных программ; Координация межвузовского взаимодействия, в т.ч. в рамках международных программ; Осуществление мониторинга и оценки эффективности выполняемых проектов; Осуществление мониторинга и оценки эффективности выполняемых проектов; Информационное и аналитическое сопровождение (включая проведение семинаров, конференций, консультирование, подготовку материалов, в т.ч. в рамках сравнительных исследований). Информационное и аналитическое сопровождение (включая проведение семинаров, конференций, консультирование, подготовку материалов, в т.ч. в рамках сравнительных исследований).

BFUG B3 6 Template 6 July 2004 Форма национального доклада 2004–2005 Страна: Россия Дата: Ответственный член Группы осуществления Болонского процесса (BFUG) (только один) Официальная должность: проф., д-р Вадим Касевич, Проректор СПбГУ, координатор группы по осуществлению болонских принципов : Другие лица, участвовавшие в составлении доклада: Н. Розина, Г. Лукичев, Е.Геворкян, А. Минаев, А.Талонов 1. Основные достижения со времени встречи в Берлине 1.1. Кратко опишите важные изменения, включая законодательные реформы После присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу проделаны следующие мероприятия:- в целях активизации и координации работ по вхождению системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство приказом Минобрнауки России от 25 октября 2004 г. 100 была создана новая группа по осуществлению Болонских принципов в России;- развернуты работы по созданию процедуры зачёта освоения студентами вузов содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Разработана «Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах», предложенная вузам письмом Минобразования России от 28 ноября 2002 г ин\13. Приказами Министерства образования Российской Федерации «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе» от 2 июля 2003г. 2847, от 7 Федерации на 2005 – 2010 годы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) П Р И К А З 25 _апреля_2005 г. _126__ 25 _апреля_2005 г. _126__ О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией На основании решения коллегии Минобрнауки России (протокол заседания от 16 декабря 2004 г. ПК-8), писем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2005 г /ан, Федерального агентства по образованию от 7 февраля 2005 г /13-58, протокола заседания группы по осуществлению Болонских принципов в России от 4 марта 2005 г. 1, а также писем председателей советов ректоров: Северо- Западного федерального округа от 6 апреля 2005 г ; Центрального федерального округа от 18 апреля 2005 г. 172/04-4б; Приволжского федерального округа от 22 марта 2003 г. 329/01-16; Южного федерального округа от 8 апреля 2005 г. 02/6- 347; Уральского федерального округа от 6 марта 2005 г. 01-СРФ/1-59; Сибирского федерального округа от 23 марта 2003 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) П Р И К А З 29 _июля _2005 г. _215__ Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц В целях расширения инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц, повышения автономии вуза в совершенствовании планирования и организации образовательного процесса, усиления роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников, в соответствии с п. 2 Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы, утвержденного приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. 40, и в связи с обращениями Федерального агентства по образованию и образовательных учреждений высшего профессионального образования п р и к а з ы в а ю: 1. Утвердить прилагаемый перечень образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее – вузов), участвующих c 1 сентября 2005 г. в инновационной деятельности по переходу на систему зачётных единиц. 2. Ректорам вузов, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачётных единиц:

Сопоставимость Плана Мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы и Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года План Мероприятий по реализации положений Болонской декларации Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений МероприятияСрокиМероприятияСроки 1. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования) г.1.1. Обеспечение условий для поэтапного введения в системе высшего образования уровней модели подготовки кадров 2005 г. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования) г.1.6. Создание условий для участия объединений работодателей в формировании стандартов, учебных прогарам, и оценки качества профессионального образования III Квартал 2005 г.

Разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц г.г.1.3. Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей г.г. 2. Переход российской системы высшего профессионального образования на систему зачетных единиц г.1.3. Разработка кредитно-модульной системы в высшем образовании г.г.

О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации