Освоение эффективных форм организации учебного процесса, инструментов вхождения в международное образовательное пространство в Челябинском государственном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Advertisements

Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Болонская декларация Ввести сопоставимую с общеевропейской систему многоуровневого высшего образования (бакалавр- магистр); Ввести сопоставимую с общеевропейской.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Концепция развития международной деятельности МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича Бурукина О.А., проректор по экономическому и международному развитию.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет» Кафедра экономики и менеджмента недвижимости Особенности современной.
1 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Самостоятельно разрабатываемые образовательные программы и образовательные стандарты: состояние, проблемы,
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Транксрипт:

Освоение эффективных форм организации учебного процесса, инструментов вхождения в международное образовательное пространство в Челябинском государственном университете А.Ю.Шумаков, первый проректор – проректор по учебной работе ЧелГУ. Челябинск – Москва, 2006

Вхождение в международное образовательное пространство Существенное повышение уровня взаимодействия с зарубежными университетами и системами образования, что выражается в таких формах, как: сертификация образовательных программ. сертификация образовательных программ. нострификация образовательных программ. нострификация образовательных программ. реализация схем «двойного диплома». реализация схем «двойного диплома». экспорт образовательных услуг. экспорт образовательных услуг.

Необходимость вхождения в международное образовательное пространство (внешние факторы) Российское высшее образование должно развиваться в общемировом контексте. Российское высшее образование должно развиваться в общемировом контексте. Российские и иностранные выпускники российских вузов должны иметь конкурентоспособные дипломы. Российские и иностранные выпускники российских вузов должны иметь конкурентоспособные дипломы.

Принципиальная позиция Российских вузов 1. Наиболее важное направление участия в Болонском процессе – сопоставление содержания и качества подготовки выпускников с содержанием и качеством подготовки в ведущих европейских вузах. 2. Цель – повышение качества образования Сохранение лидирующих позиций там, где российское образование лучше Обновление содержания и повышение качества на основе опыта европейских вузов там, где есть отставания.

Принципиальная позиция Российских вузов (продолжение) 3. В первую очередь осуществлять унификацию подготовки по дисциплинам первых лет обучения, а также совершенствовать и унифицировать процедуры оценки качества. 4. При освоении новых форм нельзя отказываться от оправдавших себя в российской практике методов и традиций, обеспечивающих высокое качество и национальную аутентичность российского образования

Инструменты формирования международного образовательного пространства Сопоставимая система степеней (бакалавриат и магистратура). Сопоставимая система степеней (бакалавриат и магистратура). Использование системы зачетных единиц ECTS. Использование системы зачетных единиц ECTS. Поддержка применения европейского приложения к диплому (Diploma Supplement). Поддержка применения европейского приложения к диплому (Diploma Supplement).

Актуальные вопросы развития двухуровневой подготовки В каких случаях необходимо сохранить подготовку специалистов? В каких случаях необходимо сохранить подготовку специалистов? Как «примирить» рынок труда с бакалавром? Как «примирить» рынок труда с бакалавром? Каковы перспективы магистерской подготовки по различным отраслям знаний? Каковы перспективы магистерской подготовки по различным отраслям знаний?

Логика подхода к освоению инструментов Востребованность КачествоЕдиничнаяСредняяМассовая ВышеDSDSECTSDSECTSTLS СреднееDSECTSTLSDSECTSTLSDSECTSTLS НижеDSECTSTLSDSECTSTLSDSECTSTLS

Хронология инновационной деятельности по освоению эффективных форм организации образовательного процесса 1этап. «предыстория» ( гг.) Содержание деятельности: Активная работа по программам «Темпус» с европейскими партнерами: Активная работа по программам «Темпус» с европейскими партнерами: Амстердамский университет. Амстердамский университет. Вестминстерский университет. Вестминстерский университет. Университет Северного Лондона (ныне Метрополитен университет). Университет Северного Лондона (ныне Метрополитен университет). Лилльский научно-технологический университет. Лилльский научно-технологический университет. Айхштеттский университет. Айхштеттский университет.

Хронология инновационной деятельности по освоению эффективных форм организации образовательного процесса 1этап. «предыстория» ( гг.) Результаты (внутренние): 1. Широкое знакомство руководства университета, деканов с формами организации и содержанием подготовки в университетах Европы. 2. Осознание важнейших перспективных проблем развития высшего образования: Расширение доступности. Расширение доступности. Обеспечение высокого качества. Обеспечение высокого качества. Повышение эффективности. Повышение эффективности.

Хронология инновационной деятельности по освоению эффективных форм организации образовательного процесса 1этап. «предыстория» ( гг.) Результаты (внешние): Признание проектов образцовыми в Европе. Признание проектов образцовыми в Европе. Первый опыт обмена студентами (признание результатов обучения в ЧелГУ зарубежными партнерами). Первый опыт обмена студентами (признание результатов обучения в ЧелГУ зарубежными партнерами). Приглашение к участию в пилотном проекте по созданию DS. Приглашение к участию в пилотном проекте по созданию DS.

Хронология инновационной деятельности по освоению эффективных форм организации образовательного процесса 2 этап (1998 – 2002 гг.) Начало магистерской подготовки. Начало магистерской подготовки. Участие в проекте по созданию Diploma Supplement (DS). Участие в проекте по созданию Diploma Supplement (DS). Начало формирования экономического механизма обеспечения повышения эффективности образовательной деятельности. Начало формирования экономического механизма обеспечения повышения эффективности образовательной деятельности.

Хронология инновационной деятельности по освоению эффективных форм организации образовательного процесса 3 этап (2003 – 2006 гг.) Участие в экспериментальной и инновационной деятельности по освоению зачетных единиц. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности по освоению зачетных единиц. Проведение апробации балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Проведение апробации балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. Начало формирования в университет системы менеджмента качества образования. Начало формирования в университет системы менеджмента качества образования.

Обеспечение высокого уровня качества образования – главный смысл нововведений Использование Diploma Supplement Изучение и освоение международного опыта оценки и обеспечения качества образования Формирование экономический механизма повышения эффективности Использование зачетных единиц

Взаимосвязь логики нововведений Нововведения ЦелиПути достиженияРезультат целей DS ECTS EM Сопоставимость и признание результатов образования (образовательных программ) Мобильность Открытость Гибкость Эффективность: результат заданного качества при минимуме затрат Единый язык описания результатов Критерии качества «побочный эффект» оптимизация повышает качество Единые стандарты оценки и обеспечение качества

Экономический механизм повышения эффективности образовательной деятельности (ЕМ) 1. Источник средств - не часы, а обученные студенты. 2. Главный интерес – обучение большего количества студентов меньшей численностью преподавателей. 3. Реализация интереса требует рационализации и использования современных образовательных технологий. 4. Обеспечение качества – условие допустимости снижения затрат на образовательную деятельность.

Финансовая схема Где: ДСП – денежные средства подразделения I – доля подразделения в i-й образовательной программе. П i – поступления по i-й образовательной программе. (1) (2)

Проценты перераспределения внебюджетных средств между факультетами и институтами ЧелГУ в соответствии с долевым участием кафедр в подготовке выпускников по ООП (заочная форма обучения) Факультет - получатель Факультет – плательщик Математический 84,081,101,092,210,951,751,763,65 Физический 2,680,280,250,450,250,580,530,44 Юридический 0,490,0092,630,640,170,000,520,55 Исторический 2,3190,940,851,884,090,001,401,72 ФЛиП 4,430,002,973,500,000,003,964,75 Экономический 2,140,890,451,100,001,1279,4810,90 Итого100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0 Математический % Исторический % Юридический % ИПиП % Журналистики % Филологический % Экономический % Управления %

Порядок формирования смет подразделений 50% 50% 25% 25% 90% 90% 50% 50% 10% 10% 25% 25% Плата за обучение 100% ФДО Факультет + От других факультетов - Другим факультетам Сметы факультета и его кафедр Обще- университетские расходы

Рекомендуемая структура сметы факультета Статьи расходов Доля расходов (%) Оплата труда и приобретение нематериальных активов (с начислениями и налогами) 40 Приобретение материальных ценностей 30 Командировочные расходы 15 Прочие расходы 5 Резерв10 Итого100

Рекомендуемая смета кафедры Статьи расходов Доля расходов (%) Оплата труда и приобретение нематериальных активов (с начислениями и налогами) 75 Приобретение материальных ценностей 10 Командировочные расходы 3 Прочие расходы 2 Резерв10 Итого100

Структура поступлений

Структура ожидаемых поступлений

Контроль поступлений и расходов во времени 2004 г. С сентября по декабрь (4 месяца ) Поступления (%) Расходы (%) ПланФакт.ПланФакт. 78,970, г. С января по август (8 месяцев) 21,129,8*6758,3 Дефицит средств на второе полугодие составляет 13%

Участие ЧелГУ в создании Diploma Supplement Март 1997 г. В ЧелГУ в рамках проекта TEMPUS прибыл профессор Стивен Адам из Вестминстерского Университета (Великобритания). После пребывания в ЧелГУ г-н Адам предложил университету принять участие в проекте по созданию Diploma Supplement.

В университет были направлены приглашения

Как выглядит европейское приложение к диплому

Распределение выданных приложений по специальностям

Актуальные вопросы введения Diploma Supplement Недостаточное понимание значения этого инструмента. Недостаточное понимание значения этого инструмента. Более сложная структура Diploma Supplement по сравнению с национальным приложением к диплому. Более сложная структура Diploma Supplement по сравнению с национальным приложением к диплому. Технологический процесс изготовления Diploma Supplement. Технологический процесс изготовления Diploma Supplement.

Недостаточное понимание значения Diploma Supplement Приложение необходимо не для межнационального признания, а для признания на уровне организации. Приложение необходимо не для межнационального признания, а для признания на уровне организации. Приложение не удостоверяет качество или уровень, а объясняет. Приложение не удостоверяет качество или уровень, а объясняет. Приложение является приложением не только к диплому о высшем образовании. Приложение является приложением не только к диплому о высшем образовании.

Более сложная структура Diploma Supplement по сравнению с национальным приложением к диплому В структуре документа есть разделы описывающие «вход»: минимальные требования к подготовке для получения данного образования; «вход»: минимальные требования к подготовке для получения данного образования; «выход»: уровень образования или профессиональной деятельности доступной обладателю данного образования. «выход»: уровень образования или профессиональной деятельности доступной обладателю данного образования. Структуру национальной системы образования, статус и ответственность учебного заведения. Структуру национальной системы образования, статус и ответственность учебного заведения.

Трудности освоения Diploma Supplement Необходимость обучения персонала. Необходимость обучения персонала. Организационные издержки. Организационные издержки. Текущие материальные затраты. Текущие материальные затраты.

Технологический процесс изготовления Diploma Supplement Необходим фонд наименований дисциплин учебных планов образовательных программ разных лет на иностранных языках. Необходим фонд наименований дисциплин учебных планов образовательных программ разных лет на иностранных языках. Требуются комплекс оборудования, обеспечивающий соблюдение единого шаблона и безопасности. Требуются комплекс оборудования, обеспечивающий соблюдение единого шаблона и безопасности. Необходимо специальное программное обеспечение. Необходимо специальное программное обеспечение.

Использование зачетных единиц 2003 – 2004 учебный год: Положение об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц трудоемкости. Положение об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц трудоемкости. Обучение персонала. Обучение персонала – 2005 учебный год: Эксперимент по использованию зачетных единиц по заочной форме на двух факультетах. Эксперимент по использованию зачетных единиц по заочной форме на двух факультетах учебный год: Обучение деканов и заведующих кафедрами. Обучение деканов и заведующих кафедрами. Разработаны учебные планы по очной форме обучения. Разработаны учебные планы по очной форме обучения.

Три этапа освоения ECTS I Этап: Пересчет учебных планов в зачетные единицы: Одна зачетная единица = 36 часов. Одна зачетная единица = 36 часов. Один семестр включает 30 зачетных единиц. Один семестр включает 30 зачетных единиц. Обучение бакалавра – 240 зачетных единиц. Обучение бакалавра – 240 зачетных единиц. Обучение специалиста – 300 зачетных единиц. Обучение специалиста – 300 зачетных единиц. II Этап: Организация учебного процесса с использованием зачетных единиц. III Этап: Академическая мобильность.

Актуальные вопросы введения зачетных единиц Некратность пересчетов часов российских учебных планов в зачетные единицы и учет значимости дисциплин. Некратность пересчетов часов российских учебных планов в зачетные единицы и учет значимости дисциплин. Обеспечение полноты содержания и гарантий качества подготовки, выражаемой зачетными единицами. Обеспечение полноты содержания и гарантий качества подготовки, выражаемой зачетными единицами. Сложности организации учебного процесса и академической мобильности. Сложности организации учебного процесса и академической мобильности.

Трудности освоения зачетных единиц Дополнительная организационно-методическая нагрузка на преподавателей. Дополнительная организационно-методическая нагрузка на преподавателей. Сложность организации учебного процесса в условиях формирования индивидуальной образовательной траектории. Сложность организации учебного процесса в условиях формирования индивидуальной образовательной траектории. Необходимость введения процедур, гарантирующих согласованный уровень качества. Необходимость введения процедур, гарантирующих согласованный уровень качества.

Балльно-рейтинговая система В гг. – эксперимент на трех факультетах: Лингвистики и перевода; Лингвистики и перевода; Управления; Управления; Экологии. Экологии. По итогам эксперимента разработано Положение о БРС. В учебном году система вводится на всех факультетах.

Система менеджмента качества в университете На основе результатов исследования, проведенного ЧФ ИЭ УрО РАН формируется система стимулирования. На основе результатов исследования, проведенного ЧФ ИЭ УрО РАН формируется система стимулирования. Завершается работа по разработке системы менеджмент качества по стандартам ИСО – Завершается работа по разработке системы менеджмент качества по стандартам ИСО –