Квалификационные основы в рамках ЕЗВО Региональный семинар по квалификационным основам 10 -11 ноября 2011г. Вера Стастна Charles University, Прага Vera.Stastna@ruk.cuni.cz.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальные квалификационные основы – приложение к диплому Семинар для экспертов в области реформы высшего образования 10 – 11 ноября, 2011 г. г. Бишкек.
Advertisements

Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Болонские инструменты в Чешской Республике: национальные квалификационные основы, ЕСПНК (Европейская система перевода и накопления кредитов) Семинар для.
Оценка качества высшего образования в Казахстане в контексте Болонского процесса Сейдахметова Р.Г. Директор Национального аккредитационного Центра МОН.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Инструменты осуществления признания иностранных квалификаций Байба Раминя директор Центра академической информации Рига, 2013.
Bologna Stocktaking Оценка достигнутого в Болонском Процессе на 2007 год Андрейс Раухваргерс, Председатель Рабочей Группы по оценке достигнутого.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ, РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ.
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
1 История развития, состояние и сущность Болонского процесса Июнь 2011 г.
«…Хоть не в Болонии…» Болонская декларация и реалии российской системы образования – возможности и препятствия С.Г.Боярский Факультет управления здравоохранением.
1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ЗАЧЕМ? КАК? Мишель Фётри. Европейская рамка квалификаций и национальные рамки Краткая история создания.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Stephen Webber. Инициирован с «позиции силы»? Или из опасений потерять позиций Европы в сфере высшего образования и на основе признания слабых сторон?
Транксрипт:

Квалификационные основы в рамках ЕЗВО Региональный семинар по квалификационным основам ноября 2011г. Вера Стастна Charles University, Прага

>Болонский процесс Начался в Университете Сорбонна (1998) и в Болонье (1999) Нацелен на создание более конкурентной и привлекательной системы высшего образования в Европе – Общие принципы – Гармонизированная архитектура – Совместно определенные и используемые инструменты – Сдвиги парадигмы ( обучение, построенное вокруг студента и концепция образования в течение всей жизни) Европейская зона высшего образования (ЕЗВО) >Европейская зона высшего образования (ЕЗВО) была запущена в Будапеште (министерская конференция в Вене марта 2010 года)

Существующие инструменты (прозрачности) в Болонском процессе >Образовательные результаты >ЕСНПК >Обеспечение качества >Квалификационные основы (Мета) промежуточные основы на европейском уровне – ЕСНПК является ключевым элементом 1-ого и 2-ого циклов; обсуждения 3-его цикла Квалификационные основы национального уровня – может содержать более детальную организацию кредитов на национальном уровне Приложение к диплому >Взаимосвязанность >Лиссабонская Конвенция о признании

C URRENT E UROPEAN H IGHER E DUCATION R EFORM I SSUES S U R V I V A L ? Qualification Frameworks (FQ-EHEA deadline+ EQFLLL + binary divide issues) Bologna process EHEA established. but objectives not achieved (Budapest-Vienna 2010) Mobility Targets (By % study/training abroad) Curriculum reform/developme nt Markets Borderless education (TNE) Internationalisation Credit Systems + confusions ECTS v ECVET Recognition issues (Diploma Supplement + Lisbon Recognition Convention + RPL) Quality Assurance (Internal + External) + accreditation issues (for profit HEI) Mission statement/diversit y in university roles Revenue sources – Finance + Mergers New technology Student- centred learning Employability Learning outcomes – delivery assessment STPEHEN ADAM: RANKINGS ? Контекст: Рост спроса Ограниченное финансирование Демографические изменения Повышенная конкуренция Глобализация Интегрированные инструменты!

Квалификация в ЕЗВО Основным конечным продуктом Болонских реформ является более качественная квалификация – Основанная на образовательных результатах; – Прозрачная; – Более адаптированная к потребностям различных групп студентов; – Лучшая организация программы; … а не просто новые образовательные структуры Многомерность – невозможность изолировать отдельные измерения – Уровень квалификации (бакалавр, мастер, доктор) – Профиль – Образовательные результаты + оценка студентов – Рабочая нагрузка, кредиты ЕСНПК; кредиты выставляются на образовательные результаты (а не наоборот) – Гарантия качества Необходим баланс Могут существовать различные и гибкие способы получения квалификации

«Мета – основы» на европейском уровне (1) >Всеобъемлющие квалификационные основы для европейской зоны высшего образования (КО-ЕЗВО) Кредиты ЕСНПК, связанные с: 1-м циклом (обычно называемым Бакалавриатом): 180 – 240 кредитов ЕСНПК; (согласно национальному контексту «короткий цикл» внутри 1-ого цикла – 120 кредитов ЕСНПК) 2-м циклом (обычно называемым Магистратурой): кредитов ЕСНПК, минимум 60 кредитов ЕСНПК, полученных на уровне магистратуры 3-й цикл (докторская степень): 3-4 стандартных года (нет согласованных кредитов, некоторые страны, некоторые ВУЗы также их используют) Европейские квалификационные основы для образования в течение всей жизни (ЕКО)– Европейский Союз – 8 уровней – Нет спектра кредитов – Рекомендуется создание НКО – сопоставление с ЕКО (НКО или национальная система) >Квалификационные основы на национальном уровне могут содержать более детальную национальную организацию кредитов >Высокий потенциал для признания предыдущего обучения; концепция образования в течение всей жизни

«Мета-основы» на европейском уровне (2) 7 Уровень ЕКОЦикл КО-ЕЗВО («квалификация короткого цикла» внутри 1-ого цикла 120 кредитов ЕСНПК) кредитов ЕСНПК – 180 кредитов ЕСНПК, обычно ЕСНПК, и параллельно 60 кредитов ЕСНПК должны быть получены на уровне 2-ого цикла 83 Не указан спектр кредитов; 3-4 стандартных года (дневная форма обучения)

Потенциальные преимущества (Европейская Комиссия) (Список из 2-й Записки ЕКО, Женс Бьернавольд (Седефоп) и Майк Коулс (Великобритания). Февраль 2010г. ) 1Более совершенная последовательность квалификаций 2Больше прозрачности для отдельных лиц и работодателей 3Повышенная актуальность одной квалификации 4Признание более широкого спектра форм обучения 5Национальная или внешняя отсылочная норма для квалификационных стандартов 6Пояснение путей обучения и прогрессирования 7Повышенная возможность признания квалификаций 8Выполнение роли платформы для заинтересованных сторон для укрепления сотрудничества и приверженности 9Более эффективная последовательность стратегий национальной реформы 10Более прочные основы для международного сотрудничества, понимания и сравнения

Любые преимущества КО-ЕЗВО могут превратиться в реальность только при наличии национальных квалификационных основ, а также при четком определении, описании и подтверждении взаимоотношений между национальными и европейскими уровнями доверительным и международно-признанным способом

10 НКОКО - ЕЗВО Ближе всего к операционной реальности; позволяют более детально описать всю специфику внутри национальной системы, могут иметь больше уровней Предлагают широкую структуру в рамках которой будут разработаны национальные квалификационные основы, а также позволяют иметь вариации внутри данных лимитов Принадлежат национальной системе Способствуют переходу между системами В конечном итоге определяют, какие квалификации получат обучающиеся Обеспечивают совместимость среди различных национальных квалификационных основ – служат в качестве «инструмента перевода» Описывают квалификации внутри данной образовательной системы и их взаимосвязь Представляют общее лицо «Болонских/ЕЗВО квалификаций» для остального мира

Важный инструмент, но это только инструмент. Необходимо видение, какую мы хотим создать систему! Создание национальных квалификационных основ – до основных функций – Инструмент прозрачности, описывающий систему – Инструмент для изменения Реформа учебной программы (образовательные результаты) Структура квалификаций

10 шагов на пути к национальным квалификационным основам Шаг 1. Национальным органом, ответственным за высшее образование и/или министром, принято решение начать разработку НКО Шаг 2. Были согласованы и определены цели НКО Шаг 3. Был образован процесс разработки НКО, определены заинтересованные участники и образованы комитеты Шаг 4. Были согласованы структура уровня, дескрипторы уровня (образовательные результаты) и спектр кредитов Шаг 5. Прошли консультации/национальные обсуждения, и дизайн НКО был согласован со всеми заинтересованными участниками Шаг 6. НКО были закреплены законодательно, либо на другом высоком политическом уровне Шаг 7. Реализация НКО началась с определения ролей и ответственности ВУЗов, квалификационных агентств и других органов Шаг 8. Учебные программы были пересмотрены на основании образовательных результатов, включенных в НКО Шаг 9. Квалификации были включены в НКО Шаг 10. Основы прошли самооценку на совместимость с европейскими основами для высшего образования

Квалификационные основы Болонья способствует реализации национальных квалификационных основ (широкое распространение, включая страны за пределами Болонской семьи) Разработаны для оказания помощи при классификации, объяснении, демонстрации взаимоотношений и установлении стандартов (подотчетности) между различными квалификациями Они могут сделать гораздо больше: – Помочь модернизировать образование; – Улучшить признание и мобильность; – Улучшить доступ и социальную инклюзивность; – Помочь адаптироваться к демографическим изменениям – перспектива образования в течение всей жизни; – Направлять процесс разработки квалификаций; – Повысить прозрачность и подотчетность; – Повысить гибкость Все страны уже имеют квалификационные основы, но зачастую они хаотичны, не систематизированы и приводят к путанице. БОЛЕЕ ТОГО, системы меняются, предлагая больше возможностей, однако, они становятся более усложненными и менее понятными для пользователей Страны не должны терять из виду, что они хотят от своих НКО, и чтобы это было отражено в дизайне – Просто инструмент прозрачности – Средства для инициации реформ: осторожно оцените их добавленную стоимость

Болонский процесс – инвентаризация 2012 зеленый 10 стран Шаг 10. Проведена самооценка совместимости с Европейскими основами для высшего образования светло зеленый 11 countries Шаги Квалификации были включены в НКО 8. Учебные программы были пересмотрены на основе ОР в НКО 7. Реализация НКО началась с согласования ролей и ответственности ВУЗов, агентств по оценке квалификаций и других органов Желтый 17 стран Шаги НКО получили отражение в законодательстве или в другой политике на высоком уровне 5. Прошли консультации / национальные обсуждения, дизайн НКО был согласован с заинтересованными участниками Оранже вый 2 страны Шаг 4. Были организованы структура уровня, дескрипторы уровня (образовательные результаты), а также был согласован спектр кредитов красный 3 страны Шаг 3. Был образован процесс разработки НКО, определены заинтересованные участники и образованы комитеты Шаг 2. Были согласованы и определены цели НКО Шаг 1. Национальный орган, курирующий ВУЗы и/или министр, принял решение разработать НКО

>Основным продуктом Болонских реформ являются более качественные квалификации на основании образовательных результатов и, конечно, не просто новые образовательные структуры (ЕСНПК, КО и т.д.); >Одной из основных целей Болонского процесса является свободное передвижение; необходимое (предварительное) условие – справедливое и гладкое признание! >Существующие инструменты: образовательные результаты, ЕСНПК, гарантия качества, квалификационные основы, приложение к диплому – все взаимосвязаны; должны быть реализованы как единая система; >Не путать цели и инструменты! Некоторые мысли в заключение >Реформа снизу вверх (академики отвечают за создание и поддержание квалификаций), требующая фундаментальных изменений восприятия на институциональном уровне; >Участие заинтересованных сторон (включая студентов и работодателей) необходимо для лучшего качества квалификаций, а также для их признания за пределами научного сообщества >Для реализации потребуются ПОНИМАНИЕ, ПРИВЕРЖЕННОСТЬ и ВРЕМЯ.

Вот где мы сейчас

А это, будем надеяться, будущее! Спасибо за внимание!