Bologna Stocktaking 2007 1 Оценка достигнутого в Болонском Процессе на 2007 год Андрейс Раухваргерс, Председатель Рабочей Группы по оценке достигнутого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Advertisements

РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Инструменты осуществления признания иностранных квалификаций Байба Раминя директор Центра академической информации Рига, 2013.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
Системы оценки эффективности управления государственными финансами (PEFA) Инструмент реформирования бюджета ОПЫТ ГРУЗИИ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Европейское приложение для студентов Смоленского гуманитарного университета С 2007 г все желающие студенты Смоленского гуманитарного университета могут.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Национальные квалификационные основы – приложение к диплому Семинар для экспертов в области реформы высшего образования 10 – 11 ноября, 2011 г. г. Бишкек.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
Решение вопросов признания в БП Г.А.Лукичев Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности РУДН апреля 2006г.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГИМНАЗИИ 2005 – 2010 гг. Есть ли необходимость в программе 2009 г.?
(Свидетельство о регистрации Министерства Юстиции Украины 3050 от )
Методика зачисления в магистратуру На основе результатов оценки качества подготовки бакалавров (варианты моделей)
11 декабря 2008 г. Информационно-аналитическая поддержка ФЦП «Электронная Россия ( годы) Шифр темы
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
Транксрипт:

Bologna Stocktaking Оценка достигнутого в Болонском Процессе на 2007 год Андрейс Раухваргерс, Председатель Рабочей Группы по оценке достигнутого

Bologna Stocktaking В чем сущность оценки достигнутого? Начало положено принятием Берлинского Коммюнике в 2003 г. Цель – оценка достигнутого в Болонском процессе в Европе Источники информации: - EURYDICE – статистика и проверка законодательства по принципу да/нет - Национальные отчеты Представление результатов: - Аналитический отчет - Цветовая таблица подсчета баллов по измеримым индикаторам

Пример «Болонской» таблицы Итоговый отчет содержит также аналитический доклад

Bologna Stocktaking Приоритет Бергенского Коммюнике - введение системы степеней Внедрение системы степеней из 3-х циклов Разработка национальных рамок квалификаций к 2010 году, начало процесса – в 2007 году возможность трудоустройства выпускников с дипломом бакалавра

Bologna Stocktaking Приоритет Бергенского Коммюнике - обеспечение качества Внедрение внешней системы контроля качества Международное участие Участие студентов Внедрение стандартов обеспечения качества Европейского Пространства Высшего Образования Использование предложенной модели для оценки национальных структур по обеспечению качества

Bologna Stocktaking Приоритет Бергенского Коммюнике - признание дипломов Введение Европейского приложения к диплому и европейской системы перезачета кредитов ECTS Ратификация Лиссабонской Конвенции по признанию Введение принципов Лиссабонской Конвенции в национальное законодательство Составление национальных планов действий для упрощения признания зарубежных академических квалификаций. Эти планы являются составной частью национальных отчетов

Bologna Stocktaking Области вне первых трех приоритетов: Обучение на протяжении всей жизни создание возможностей для гибких путей получения высшего образования, включение процедур академического признания предшествующего образования. Совместные степени присвоение и академическое признание совместных степеней Социальное измерение – будет включено в процесс оценки достигнутого в Болонском процессе

Bologna Stocktaking Информация, которая должна быть предоставлена странами- участницами Болонского процесса Отчет EURYDICE - к 15 мая 2006 г. Национальный отчет о выполнении Болонского процесса – к 15 декабря 2006 г. Национальный план действий об академическом признании – к 15 декабря 2006 г.

Bologna Stocktaking Список индикаторов для цветовой таблицы по подсчету баллов на 2007 г. Система степеней 1.Стадия внедрения 1-го и 2-го циклов 2.Доступ к следующему циклу 3.Разработка национальной рамки квалификаций Обеспечение качества 4. Национальное выполнение стандартов для обеспечения качества в Европейском Пространстве Высшего Образования 5. Уровень развития системы обеспечения качества 6. Участие студентов и международное участие

Bologna Stocktaking Список индикаторов для цветовой таблицы по подсчету баллов на 2007 г. Академическое признание 7. Стадия введения Европейского Приложения к Диплому 8. Выполнение принципов Лиссабонской Конвенции по признанию 9. Стадия внедрения ECTS Обучение на протяжении всей жизни 10. Признание предшествующего образования Совместные степени 11. Введение и признание совместных степеней

Bologna Stocktaking Критерии подсчета баллов

Могут быть исключения для ограниченного числа секций таблицы, приводящих к регулируемым профессиям Система степеней 1. Стадия внедрения 1 и 2 учебных циклов (3 цикл теперь описывается в виде текста!) Зеленый (5) В гг. по крайней мере 90 % студентов учатся в 2-уровневой системе* степеней в соответствии с Болонскими принципами Светло зеленый (4) В гг % …. Желтый (3) В гг % … Оранжевы й (2) В гг. менее 30 % …ИЛИ законодательство принято, выполнение ожидается Красный (1) Не принято законодательство для совместимости системы степеней с Болонскими принципами

Bologna Stocktaking Система степеней - Eurydice : Болонская структура –с какого времени введена? все типы вузов / все области знаний? В каких областях сохраняется продолжительный период обучения? Включены ли программы ISCED 5B? Стимулы / меры контроля Если НЕТ: Есть ли законодательство / экспериментальный проект / дебаты / начальные шаги? Национальные отчеты % студентов, обучающихся по 2- уровневой системе в гг.

Система степеней 2. Доступ к следующему циклу Зеленый (5) - все квалификации 1-го цикла дают доступ* к нескольким программам 2-го цикла и - все квалификации 2-го цикла дают доступ по крайней мере к одной программе 3-го цикла Светло зеленый (4) Все квалификации 1-го/2-го цикла дают доступ по крайней мере к одной программе следующего цикла Желтый (3) Около ( 50 %) квалификаций не дают доступа ИЛИ меры для доступа не приняты

Bologna Stocktaking Доступ к следующему циклу Eurydice: Информация из национальных диаграмм Переход от ISCED 5B программ к 5A Национальные отчеты: % квалификаций 1-го цикла, которые дают доступ к 2-ому циклу (и к 3-ьему циклу) % квалификаций 2-го цикла, которые дают доступ к 3-ьему циклу Определение квалификаций, НЕ дающих доступ к следующему циклу. Примеры, где объединение необходимо в одной и той же предметной области Планы по удалению препятствий для доступа

*введена в национальное законодательство / согласована между участниками и готова к внедрению 3. Введение Национальной Рамки (Структуры) Квалификаций (НРК) Зеленый (5) Действующая* НРК соответствует общей рамке квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования (EQF) Светло зеленый (4) Предложение об НРК готово, обсуждено со всеми ключевыми организациями на национальном уровне Желтый (3) Предложение об НРК разработано Оранжевы й (2) Разработка НРК началась, все ключевые организации задействованы Красный (1) Работа над введением НРК в соответствии со общей рамкой квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования не началась

Bologna Stocktaking Национальная Рамка Квалификаций (НРК) Eurydice Утверждена ли НРК на национальном уровне Есть ли планы относительно ее принятия / консультаций и дебатов. Национальные отчеты стадия разработки НРК: например, создана Рабочая группа; подготовлены или обсуждены национальные описания для каждого цикла и т.д. до какой степени НРК соответствует общей рамке квалификаций Европейского п ространства высшего образования роль участвующих сторон в разработке НРК

Bologna Stocktaking Критерии подсчета баллов Обеспечение качества

4. Национальное введение Стандартов и Указаний по Обеспечению Качества (ОК) в Европейском Пространстве Высшего Образования Зеленый (5) Полностью действует НОК в соответствии со стандартами ОК в Европейском Пространстве Высшего Образования Светло зеленый (4) Начался процесс введения НОК в соответствии со стандартами ОК в Европейском Пространстве Высшего Образования Желтый (3) Разработаны планы и установлены крайние сроки для корректировки НОК в соответствии с европейскими стандартами Оранжевы й (2) НОК находится в процессе рассмотрения Красный (1) Действия не предприняты

Bologna Stocktaking Обеспечение качества Стандарты и Указания Национальные отчеты стадия введения НОК в соответствии со Стандартами и Указаниями действия, предпринятые для гарантии соответствия национальной системы обеспечения качества европейским стандартам планы для гарантии соответствия национальной системы обеспечения качества европейским стандартам

5.Стадия развития системы внешней оценки качества (ОК) Зеленый (5) Система ОК действует, относится ко всем вузам*. Оценка программ или учреждений включает: внутреннюю оценку, внешний контроль, публикацию результатов и оценку работы национальных структур по обеспечению качества Светло зеленый (4) Относится ко всем вузам. Включает внутреннюю оценку, внешний контроль, публикацию результатов Желтый (3) ОК включает по крайней мере 1 из 3 вышеперечисленных элементов, но не относится ко всем вузам. Оранжевый (2) Законодательство / инструкции, включающие по крайней мере первые 3 элемента подготовлены, но не реализованы ИЛИ выполнение началось в очень ограниченном масштабе Красный (1) Отсутствие законодательства ИЛИ законодательство в процессе подготовки

Bologna Stocktaking Внешний контроль качества Национальные отчеты - существует ли система внешнего контроля качества на национальном уровне; - включает ли она все вузы; включены ли следующие элементы: - внутренняя оценка - внешний контроль - публикация результатов -Оценка деятельности национальных структур по обеспечению качества

6a. Уровень студенческого участия в обеспечении качества (ОК) Зеленый (5) Студенты участвуют на четырех уровнях: - В управлении национальных структур по обеспечению качества - во внешнем контроле качества: в командах экспертов ИЛИ на стадии принятия решений, - в консультациях во внешних обзорах - во внутреннем оценивании Светло зеленый (4) Студенты участвуют в 3-х из 4-х указанных уровней Желтый (3) Студенты участвуют в 2-х из 4-х указанных уровней Оранжевы й (2) Студенты участвуют в 1-м из 4-х указанных уровней Красный (1) Студенческое участие отсутствует ИЛИ отсутствие ясности о структурах/мерах для студенческого участия

6a. Уровень международного участия в обеспечении качества Зеленый (5) Международное участие происходит на четырех уровнях: - В управлении национальными структурами по ОК - В оценке деятельности национальных структур по обеспечению качества - в группах по внешней оценке вузов - членство в Европейской сети по обеспечению качества высшего образования или других подобных организациях Светло зеленый (4) Международное участие в 3-х из 4-х указанных уровней Желтый (3) Международное участие в 2-х из 4-х указанных уровней Оранжевый (2) Международное участие в 1-м из 4-х указанных уровней Красный (1) Международное участие отсутствует ИЛИ отсутствие ясности о структурах/мерах для международного участия

Bologna Stocktaking Студенческое/международное участие Уровень студенческого участия: Участие в управлении национальными структурами по обеспечению качества в группах внешней оценки качества в процессах принятия решений по внешней оценке качества процесс консультации в течение внешней оценки во внутренних оценках. Уровень международного участия участие в управлении национальными структурами (агентствами) по обеспечению качества При внешней оценке деятельности национальных структур по обеспечению качества в группах внешней оценки членство в ENQA, другой международной сети

Bologna Stocktaking Критерии цветовой таблицы по подсчету баллов для признания степеней и сроков обучения

Признание 7. Степень введения Европейского приложения к Диплому (ПД) Зеленый (5) Каждый выпускник 2007 года получит ПД в согласованном формате ПД, на одном из европейский языков, автоматически, бесплатно Светло зеленый (4) Все вышесказанное, но – ПО ТРЕБОВАНИЮ Желтый (3) … по требованию … НЕКОТОРЫМ студентам или по НЕКОТОРЫМ программам Оранжевый (2) … некоторым студентам или по некоторым программам в 2007 г. … по требованию, не бесплатно Красный (1) Систематическая выдача ПД в согласованном формате и на одном из европейских языков не началась.

Bologna Stocktaking Признание – Европейское приложение к диплому Eurydice + Национальные отчеты Когда было введено ПД? Соответствует ли ПД официальному образцу? Выдается ли ПД всеми учебными заведениями и по всем программам? На каких языках? Бесплатно на всех языках? % студентов, получающих ПД? Есть ли какие-нибудь стимулы / контроль / дальнейшее развитие? ПД еще НЕТ: другой вид приложения к диплому? Есть ли официальное решение / экспериментальный проект* / дебаты / стимулы / контроль / дальнейшее развитие?

8. Осуществление положений Лиссабонской Конвенции по признанию на национальном уровне Зеленый (5) Конвенция ратифицирована, законодательство соответствует положениям Лиссабонской Конвенции по признанию, выполняя 5 главных принципов: - право претендентов на справедливую оценку, - признание, если нет существенных различий, - обязанность демонстрировать существенные различия - обязанность предоставлять информацию относительно учреждений / программ - обязанность учредить национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности (ENIC) Светло зеленый (4) Вышеперечисленное, но некоторые поправки необходимы, для введения принципов последующих дополнительных документов Желтый (3) Конвенция ратифицирована, законодательство находится в соответствии с 3-мя или 4-мя из 5-ти вышеупомянутых принципов Оранжевы й (2) Конвенция ратифицирована, законодательство находится в соответствии с 1-м или 2-мя из 5-ти вышеупомянутых принципов Красный (1) Конвенция ратифицирована, но законодательство не было пересмотрено, ИЛИ Конвенция не ратифицирована

Bologna Stocktaking Внедрение положений Лиссабонской Конвенции по признанию на национальном уровне Национальные отчеты Ратифицировала ли ваша страна ЛКП? было ли пересмотрено национальное законодательство согласно положениям ЛКП? какие из следующих принципов применены практически: –право претендентов на справедливую оценку –признание, если никакие существенные различия не могут быть доказаны –демонстрация существенных различий, где признание невозможно –предоставление информации о вузах и учебных программах Вашей страны Работает ли в вашей стране ENIC?

* "Перевод" между национальной системой и ECTS нужно обеспечить 9. Стадии введения Европейской Системы Перезачета Кредитов (ECTS) Зеленый (5) В 2007 кредиты ECTS внедрены в все программы 1-го / 2- го циклов, возможность трансфера + накопления. Светло зеленый (4) ECTS по крайней мере в 75 % программ 1-го / 2-го циклов, ИЛИ полностью совместимая система кредитов, возможность трансфера + накопления*. Желтый (3) Вышеперечисленное, но в % программ Оранжевый (2) ECTS в меньше чем 50 % программ ИЛИ национальная система не полностью совместима с ECTS ИЛИ ECTS используется, но только для трансфера кредитов Красный (1) Система кредитов все еще отсутствует

Bologna Stocktaking ECTS Eurydice Когда была введена ECTS? Используется ли ECTS как для накопления, так и для перезачета? Применяется ли ECTS во всех вузах и во всем областях знаний? Обязательна ли она для всех дисциплин по всем учебным программам? Существует ли другая система академических кредитов на национальном уровне? Если ECTS еще не введена: - существует ли официальное решение / экспериментальный проект / дебаты / стимулы / контроль / последующие меры относительно введения ECTS?

Bologna Stocktaking ECTS/ кредиты Национальные отчеты Опишите систему кредитов вашей страны: стадия введения ECTS в 2007 г. % программ 1-го и 2-го циклов, использующих ECTS в 2007 г. соответствие другой используемой системы кредитов ECTS совместимы ли они с ECTS; каково соотношение между национальными и ECTS кредитами.

Bologna Stocktaking Обучение на протяжении всей жизни

LLL 10. Признание предыдущего обучения (ПО) Зеленый (5) Есть процедуры / национальные указания или политика для оценки предыдущего обучения доступа к программам вузов и получения кредитов Светло зеленый (4) Вышеперечисленное, но только для одной из двух целей Желтый (3) Процедуры / указания или политика согласованы / приняты и ожидают выполнения ИЛИ: национальная политика отсутствует, но признание ПО на практике осуществляется в некоторых вузах/по некоторым программам Оранжевый (2) Признание ПО находится в экспериментальной фазе в некоторых ВУЗах ИЛИ: составление процедур / национальных указаний или политики для ПО начато Красный (1) Процедур признания ПО не существует на национальном уровне или уровне ВУЗов / учебных программ.

Bologna Stocktaking Признание предыдущего обучения (ПО) Национальные отчеты Опишите существующие меры по признанию предыдущего обучения, вклбчая неформальное обучение : стадия разработки процедур или национальных указаний по признанию предыдущего обучения описание процедур или национальных указаний для оценки предыдущего обучения для зачисления в вуз описание процедур или указаний для присвоения кредитов в целях освобождения от некоторых программных требований.

Bologna Stocktaking Гибкие способы получения образования – Опишите юридические / другие меры по созданию возможностей гибких способов получения высшего образования: любая гибкость в требованиях к поступлению любые гибкие методы преподавания любые модульные структуры программ.

Bologna Stocktaking Совместные степени

11. Учреждение и признание совместных степеней Зеленый (5) Законодательство позволяет и поощряет совместные образовательные программы, присвоение совместных степеней и академическое признание совместных степеней. Светло зеленый (4) Совместные степени законодательно не закреплены, но не существует препятствий совместным программам, присвоению / признанию совместных степеней, ИЛИ Законодательная база подготовлена, но еще не утверждена Желтый (3) Законодательство не препятствует совместным программам, но степень присваивается только в одной стране Оранжевы й (2) Есть препятствия к учреждению совместных программ, присвоению или признанию совместных степеней, но законодательство наодится в стадии разработки. Красный (1) Нет возможности учреждения совместных программ, присвоения или признания совместных степеней и нет планов по изменению законодательства

Bologna Stocktaking Совместные степени Опишите законодательство вашей страны по совместным степеням, включая: Поощряются ли совместные степени или, по крайней мере, разрешены ли они национальным законодательством? разрешены ли совместные степени по всем трем уровням образования? % студентов, обучающихся с целью получения совместных степеней любые действия, предпринимаемые для поощрения или разрешения совместных программ.

Bologna Stocktaking В заключение Рабочая группа попытается придать больше важности тексту отчета Большое значение имеют ответы страны на те вопросы, которые не связаны непосредственно с индикаторами цветовой таблицы по подсчету баллов – они будут служить аналитической части отчета Национальные отчеты по Усовершенствованию признания дипломов будут также проанализированы и отражены в тексте итогового отчета

Bologna Stocktaking Спасибо за внимание!