Чучалин А.И., проректор по стратегическому управлению Томского политехнического университета, доктор технических наук, профессор ЭВОЛЮЦИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуализация образовательных программ (задачи, пути решения)
Advertisements

ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чучалин А.И. Первый проректор ТПУ.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
В системе образования РФ осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего,
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Образовательный стандарт вуза на основе ФГОС и международных требований к качеству уровневой подготовки выпускников инженерных программ Чучалин А.И., проректор.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Тольяттинский государственный университет Ельцов В.В. Совместная образовательная программа. Этапы в организации и проведении работ по проектированию образовательных.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Типовые расчёты Растворы
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
1 Таганрогский технологический институт Южного федерального университета ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Развитие национальных образовательных систем в условиях глобализации (г. Новосибирск, 30 мая 2011 г.) Фадейкина Наталья Васильевна Ректор САФБД, доктор.
Транксрипт:

Чучалин А.И., проректор по стратегическому управлению Томского политехнического университета, доктор технических наук, профессор ЭВОЛЮЦИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТПУ ЗА СЧЕТ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

2 Введение Внешняя экспертиза со стороны профессионального сообщества является одним из эффективных способов влияния на качество образовательных программ подготовки специалистов в вузе. Внешняя экспертиза со стороны профессионального сообщества является одним из эффективных способов влияния на качество образовательных программ подготовки специалистов в вузе.

3 Введение Пример - эволюция качества программ подготовки инженеров – электриков в Томском политехническом университете (ТПУ ) в результате их внешней оценки и общественно- профессиональной аккредитации.

4 До введения ГОС ВПО РФ До введения ГОС ВПО РФ До введения в России в начале 90-х годов многоуровневой системы подготовки специалистов в ТПУ традиционно реализовались преимущественно 5-летние программы подготовки инженеров по многим электротехническим специальностям.

5 Общий временной ресурс для освоения программ подготовки инженеров-электриков составлял ~ 8700 часов ( 2 / 3 аудиторной и 1 / 3 самостоятельной работы студентов). Общий временной ресурс для освоения программ подготовки инженеров-электриков составлял ~ 8700 часов ( 2 / 3 аудиторной и 1 / 3 самостоятельной работы студентов). Структура программ : Структура программ : ГСЭ – 24 %, ЕНМ – 12 %, ГСЭ – 24 %, ЕНМ – 12 %, ОПД – 31 %, CД – 22 %, ОПД – 31 %, CД – 22 %, ПД – 11 %. До введения ГОС ВПО РФ До введения ГОС ВПО РФ

6 ГОС ВПО РФ ГОС ВПО РФ В 1994 г. был утвержден ГОС ВПО РФ. Наряду с традиционной подготовкой инженеров по узким специальностям, была начата подготовка бакалавров и магистров в области техники и технологий по более широким направлениям.

7 Траектория « » : реализация 4-х летних программ подготовки специалистов со степенью « Бакалавр » и далее переход на 1-годичную программу подготовки специалистов с квалификацией « Инженер » стала в ТПУ основной. После введения ГОС ВПО РФ После введения ГОС ВПО РФ

8 Общий временной ресурс, необходимый для освоения 5-ти летней программы подготовки инженеров-электриков с «встроенной» 4-х летней «бакалаврской» программой составлял ~ 8500 часов ( 1 / 2 аудиторной и 1 / 2 самостоятельной работы студентов ). Структура программ : Структура программ : ГСЭ - 24 %, ЕНМ - 17 %, ОПД - 41 %, СД - 18 %. После введения ГОС ВПО РФ После введения ГОС ВПО РФ

9 Аккредитация в АНЦ инженерных специальностей В 1995 г. ТПУ впервые обратился за внешней оценкой программы по специальности – Электромеханика в АНЦ инженерных специальностей, созданный в 1992 г. под эгидой Координационного совета по содействию аккредитации программ вузов и сертификации специалистов ( учредители - РСПП, АИОР, СНИО и др.).

10 - с помощью внешней экспертизы установить, « чем отличается инженер-электрик, подготовленный в ТПУ, от аналогичных специалистов, получивших образование в других вузах, в чем его уникальность ? » и « что следует делать, чтобы повысить качество и конкурентоспособность инженеров- электриков, оканчивающих ТПУ ? ». Цель - с помощью внешней экспертизы установить, « чем отличается инженер-электрик, подготовленный в ТПУ, от аналогичных специалистов, получивших образование в других вузах, в чем его уникальность ? » и « что следует делать, чтобы повысить качество и конкурентоспособность инженеров- электриков, оканчивающих ТПУ ? ». Аккредитация в АНЦ инженерных специальностей

11 Сертификат АНЦ

12 По результатам работы комиссии АНЦ в ТПУ был проведен « разбор полетов » и приняты стратегические решения по непрерывному совершенствованию программ подготовки специалистов с целью достижению качества, соответствующего мировому уровню требований к современным инженерам. Аккредитация в АНЦ инженерных специальностей

13 Стратегические решения 1. Решение о разработке и реализации Образовательного стандарта ( ОС ) ТПУ ( особые требования к образовательным программам и уровню подготовки специалистов в университете, превышающие минимальные требования ГОС ВПО РФ ). 1. Решение о разработке и реализации Образовательного стандарта ( ОС ) ТПУ ( особые требования к образовательным программам и уровню подготовки специалистов в университете, превышающие минимальные требования ГОС ВПО РФ ). Результатом должно было стать соответствие ОС ТПУ мировым требованиям к уровню подготовки специалистов. Результатом должно было стать соответствие ОС ТПУ мировым требованиям к уровню подготовки специалистов.

14 Стратегические решения Стратегические решения 2. Решение о начале системной работы по улучшению качества образовательных программ ТПУ за счет использования опыта ведущих университетов мира и международных аккредитующих организаций. Итогом этой работы должно было стать международное признание образовательных программ ТПУ. Итогом этой работы должно было стать международное признание образовательных программ ТПУ.

15 Стратегические решения Стратегические решения 3. Решение о создании в ТПУ современной системы управления качеством подготовки специалистов на основе требований международных стандартов. Результатом должна была стать международная сертификация системы менеджмента качества ТПУ. Результатом должна была стать международная сертификация системы менеджмента качества ТПУ.

16 Стратегические решения Стратегические решения 4. Решение о разработке и реализации Комплексной программы совершенствования подготовки студентов и сотрудников университета в области активного владения иностранными языками как базы для интернационализации науки и образования, активизации международного сотрудничества и интеграции университета в мировое научно-образовательное пространство.

17 Подготовка специалистов на основе ОС ТПУ В 1996 г. в ТПУ на основе разработанной концепции был создан Образовательный стандарт ТПУ, который стал концентрированным выражением образовательной политики университета в условиях глобализации рыночной экономики и интернационализации образования.

18 Это позволило максимально индивидуализировать образовательные программы ТПУ для более успешной конкуренции на региональном, российском и мировом рынках интеллектуального труда с другими отечественными и зарубежными вузами. Подготовка специалистов на основе ОС ТПУ

19 В конце 90-х г. на основе ОС ТПУ была разработана новая программа подготовки бакалавров в области техники и технологий по направлению – Электротехника, электромеханика и электротехнологии с последующей подготовкой инженеров по специальности – Электромеханика. Подготовка специалистов на основе ОС ТПУ

20 Общий временной ресурс, необходимый для освоения программы ~ 8400 часов ( 44 % занятий в аудитории и 56 % самостоятельной работы студентов ). Структура программы : Структура программы : ГСЭ- 26 % ( 700 час. иностранного языка ), языка ), ЕНМ - 16 %, ОПД- 36 %, СД - 22 % ( 470 час. на иностранном языке ). Подготовка специалистов на основе ОС ТПУ

21 Знание иностранного языка на уровне международных сертификатов Vantage ( В2 ) и умение его использовать в профессиональной деятельности ( требование FEANI ) отличает выпускников ТПУ от других и существенно повышает их конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках интеллектуального труда. Подготовка специалистов на основе ОС ТПУ

22 Менеджмент качества по стандарту ISO 9000:2000 В 1999 г. ТПУ приступил к приведению системы менеджмента качества ( СМК ) подготовки специалистов в соответствие с требованиями международных стандартов ISO В 2001 г. СМК была сертифицирована по стандарту ISO 9001:2000 ( National Quality Assurance, Великобритания ). В 2001 г. СМК была сертифицирована по стандарту ISO 9001:2000 ( National Quality Assurance, Великобритания ).

23 Сертификат NQA

24 Согласно СМК ТПУ по стандарту ISO введена непрерывная самоаттестация ( периодический внутренний мониторинг и оценка ресурсов, процессов и результатов ) деятельности вуза и отдельных подразделений, в том числе Электротехнического института ( ЭЛТИ ), реализующего программы подготовки инженеров-электриков. Менеджмент качества по стандарту ISO 9000:2000

25 Сертификация программ в GATE В 1999 г. ТПУ обратился в Global Alliance for Transnational Education ( GATE ) за международной сертификацией транснациональных образовательных программ, в том числе по направлениям – Электротехника, электромеханика и электротехнологии и Электроэнергетика.

26 В 2000 г. в ТПУ работали эксперты GATE из США, Австралии и Новой Зеландии. В результате было подтверждено, что университет руководствуется основными международными принципами транснационального образования. Сертификация программ в GATE

27 Сертификат GATE

28 Рекомендации экспертной комиссии GATE были использованы ТПУ для дальнейшего совершенствования образовательных программ, более активной интернационализации образования, приведения программ подготовки специалистов в соответствие с мировой практикой. Сертификация программ в GATE

29 Во исполнение Приказа Министра образования РФ « О проведении в Томском политехническом университете эксперимента по экспорту образовательных услуг в страны дальнего зарубежья » разработана принципиально новая программа по интегрированному направлению « Электротехника », совместимая с зарубежными программами « Electrical Engineering ». Во исполнение Приказа Министра образования РФ « О проведении в Томском политехническом университете эксперимента по экспорту образовательных услуг в страны дальнего зарубежья » разработана принципиально новая программа по интегрированному направлению « Электротехника », совместимая с зарубежными программами « Electrical Engineering ». Программа по интегрированному направлению « Электротехника »

30 Идея программы : Идея программы : - обеспечить широту и глубину профессиональной подготовки инженеров-электриков, соответствующие потребностям современного рынка интеллектуального труда, - обеспечить широту и глубину профессиональной подготовки инженеров-электриков, соответствующие потребностям современного рынка интеллектуального труда, - дать возможность студентам на завершающих стадиях обучения специализироваться по выбору в различных направлениях – электромеханике, электроэнергетике или электронике согласно ГОС ВПО РФ. - дать возможность студентам на завершающих стадиях обучения специализироваться по выбору в различных направлениях – электромеханике, электроэнергетике или электронике согласно ГОС ВПО РФ. Программа по интегрированному направлению « Электротехника »

31 Цели программы « Электротехника » : 1. Подготовка бакалавров в области техники и технологий к профессиональной, в том числе инновационной, деятельности в сферах производства, распределения и потребления электроэнергии, выполнения исследований, проектирования, изготовления и эксплуатации электротехнических и электронных приборов, устройств и систем, в том числе управления процессами в указанных сферах с целью обеспечения позитивных изменений и достижения прогресса в национальной экономике.

32 2. Формирование у специалистов профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для поиска и нахождения лучших путей решения стоящих перед ними задач. Цели программы « Электротехника » :

33 3. Подготовка специалистов к комплексному решению проблем в профессиональной сфере ( с учетом экономических, экологических, социальных, политических и этических последствий, а также аспектов охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ). Цели программы « Электротехника » :

34 4. Формирование у специалистов личностных компетенций, необходимых и достаточных для того, чтобы быть лидером, успешно работать в команде, в том числе в интернациональном коллективе, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды, планировать свою деловую карьеру, постоянно учиться и совершенствовать свой профессионализм. Цели программы « Электротехника » : Цели программы « Электротехника » :

35 Программа « Электротехника » Программа « Электротехника » При проектировании программы « Электротехника » применена кредитная система оценки ее содержания по планируемым результатам обучения ( 240 кредитов ECTS ), используемая в университетах стран Европы в рамках Болонского процесса. При проектировании программы « Электротехника » применена кредитная система оценки ее содержания по планируемым результатам обучения ( 240 кредитов ECTS ), используемая в университетах стран Европы в рамках Болонского процесса.

36 Программа « Электротехника » При разработке программы результаты обучения по требованиям АИОР и АВЕТ запланированы в следующей пропорции : умение применять естественнонаучные, математические и инженерные знания в профессиональной деятельности – 75 % кредитов, прочие требования – 25 % кредитов.

37 Программа « Электротехника » Согласно требованиям АИОР и АВЕТ структура содержания программы по результатам обучения – знаниям, умениям, профессиональным и личностным компетенциям специалиста в кредитной системе оценок соответствует блоку дисциплин ЕНМ - 69 кредитов, блоку ГСЭ – 48 кредитов, а блокам ОПД и СД – в сумме 123 кредита различного уровня.

38 Программа « Электротехника » Для специалиста в области техники и технологий большое значение имеют знания, методологическая подготовка и навыки инженерного проектирования. В программе 30 % кредитов, соответствующих профессиональным навыкам, запланированы к приобретению в процессе выполнения курсовых и дипломного проектов. В программе 30 % кредитов, соответствующих профессиональным навыкам, запланированы к приобретению в процессе выполнения курсовых и дипломного проектов.

39 Программа « Электротехника » При реализации программы «Электротехника » в ТПУ используется асинхронная схема организации учебного процесса, современный подход к инновационному инженерному образованию ( компетенции, сфокусированные на способности применения знаний на практике при создании новой конкурентоспособной продукции ). При реализации программы «Электротехника » в ТПУ используется асинхронная схема организации учебного процесса, современный подход к инновационному инженерному образованию ( компетенции, сфокусированные на способности применения знаний на практике при создании новой конкурентоспособной продукции ).

40 Программа « Электротехника » Освоение программы по интегрированному направлению « Электротехника » дает специалистам на уровне бакалавриата основательную общенаучную и профессиональную подготовку с элементами специализации для продолжения обучения в течение года и получения квалификации инженеров- электриков.

41 В 2003 г. программа была аккредитована АИОР, а в 2005 г. успешно прошла экспертизу Accreditation Board for Engineering and Technology ( США ) с использованием АВЕТ Criteria 2000 на предмет эквивалентности программам подготовки инженеров-электриков в университетах США по направлению Electrical Engineering. В 2003 г. программа была аккредитована АИОР, а в 2005 г. успешно прошла экспертизу Accreditation Board for Engineering and Technology ( США ) с использованием АВЕТ Criteria 2000 на предмет эквивалентности программам подготовки инженеров-электриков в университетах США по направлению Electrical Engineering.

42 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ