Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования: взгляд из деканата Гладких Борис Афанасьевич Томский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы: эксперимент на факультете информатики ТГУ Гладких Борис Афанасьевич, председатель методической.
Advertisements

Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования Сущенко Сергей Петрович
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Информационная поддержка реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС3 и принципами Болонского соглашения Е.А. Зима, О.Е. Аврунев, Е.В. Афонина,
Секция 2. «Качество образования - критерии и индикаторы его оценки»
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
LOGO Проблемы и перспективы интеграции высшего образования РК в мировое образовательное пространство.
Анастасия Климович 12 ноября 2011г. SYMPA RESEARCH.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
«Особенности развития постдипломного образования в инновационном вузе» И.С. Батракова, доктор педагогических наук, профессор.
Транксрипт:

Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования: взгляд из деканата Гладких Борис Афанасьевич Томский государственный университет

Основной тезис Реальный эффект от Болонского процесса для российской высшей школы будет состоять не столько в выходе на международный рынок квалифицированной рабочей силы, сколько в возможности использовать международный опыт организации учебного процесса для повышения качества и эффективности подготовки специалистов, прежде всего для своей страны

Содержание доклада Предпосылки Болонского процесса в России –Цели и ограничения двух моделей высшего образования –Логика советской модели высшего образования –Логика рыночной модели высшего образования –Кризис советской модели при переходе к рынку Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы –Место Болонских соглашений в рыночной модели –Двухуровневые индивидуализированные учебные планы –Асинхронная система обучения –Накопительная кредитная система –Расширенная шкала оценивания знаний –Активизация самостоятельной работы студентов Влияние Болонского процесса на функции и структуру подразделений вуза

Подготовка специалистов для планового народного хозяйства Ограниченность бюджетных средств Удовлетворение личных потребностей в образовании Ограниченность личных средств Предпосылки Болонского процесса в России Цели и ограничения систем высшего образования Советская модельРыночная модель

Плановое народное хозяйство Бесплатность образованияПриоритет производства Готовность к работе Стандартный учебный план 1-уровневая система Ориентация на аудиторную работу Узкий профиль Синхронный учебный процесс Государственное распределение Привязка к вузу Минимизация расходов Учебный процесс Ослабленная мотивация Предпосылки Болонского процесса в России Логика советской модели высшего образования

Рынок образовательных услуг Платность образованияПриоритет личности ГибкостьНепрерывностьМобильность Индивидуа льные учебные планы Многоуровневое образование Расширенная шкала оценивания знаний Кредитная система Асинхрон- ный учебный процесс Мотивированность Ориентация на само- стоятельную работу Конкурен- ция в вузе Учебный процесс Предпосылки Болонского процесса в России Логика рыночной модели высшего образования

Государственное плановое управление Бесплатность обучения Одноуровневое однократное образование Узкопрофильное обучение Жесткий учебный план Синхронное обучение Привязка к вузу Рынок образовательных услуг Платность обучения Многоуровневое непрерывное образование Широкопрофильное обучение Гибкий учебный план Асинхронное обучение Академическая мобильность Предпосылки Болонского процесса в России Резюме: Существенные отличия

Предпосылки Болонского процесса в России Кризис советской модели при переходе к рынку Противоречие между свободным рынком труда и системой узких специальностей (около половины выпускников не находят работу по специальности) Противоречие между спросом на высшее образование и возможностями государственного финансирования Болонский процесс в широком смысле, как творческая адаптация международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Внедрение элементов рыночных отношений в высшую школу Болонский процесс в узком смысле, как реализация направлений Болонской декларации

Рынок образовательных услуг Платность образованияПриоритет личности ГибкостьНепрерывность Мобильность Кредитная система ECTS Асинхрон- ная система обучения Двухуровневые индивидуали- зированные учебные планы Двухступенная система образования Расширен- ная шкала оценивания знаний Европейское приложение к диплому Накопи- тельная кредитная система Болонский процесс с точки зрения учебной работы Место Болонских соглашений в рыночной модели Мотивированность Активизация самосто- ятельной работы студентов Критерии качества образования Учебный процесс Болонские соглашения

Болонский процесс с точки зрения учебной работы Двухуровневые индивидуализированные учебные планы Повышение эффективности за счет более тонкого учета запросов потребителя при фиксированных затратах Повышение успеваемости за счет активного отношения студента к учебному процессу, уменьшения числа неинтересных и бесполезных с его точки зрения дисциплин Нестыковка с существующей системой подготовки дипломированных специалистов Неготовность рынка труда к нашествию бакалавров Отсутствие системы непрерывного послевузовского образования Более сложная организация учебного процесса Ожидаемая пользаПроблемы

Болонский процесс с точки зрения учебной работы Асинхронная система обучения Ликвидация понятий «академическая задолженность» и «неуспевающий студент». Каждый учится как может Уменьшение отсева за счет учета материальных и иных обстоятельств обучающихся Нивелирование очной и других форм обучения Необходимость радикальной перестройки сложившегося учебного процесса Нестыковка с действующими правилами обучения (особенно для бюджетных студентов) Проблема нормативного срока обучения в связи с отсрочкой от военной службы Ожидаемая пользаПроблемы

Болонский процесс с точки зрения учебной работы Накопительная кредитная система Облегчение учета содержания полученного образования при гибком учебном плане и асинхронной системе обучения Содействие академической мобильности Возможность введения дифференцированной оплаты за образовательные услуги Нестыковка с существующими государственными образо- вательными стандартами и механизмом проверки соответствия учебных планов стандартам Перестройка сложившейся системы управления учебным процессом Ожидаемая пользаПроблемы

Болонский процесс с точки зрения учебной работы Расширенная шкала оценивания знаний Более дифференцированная оценка знаний Создание дополнительных стимулов для регулярной работы путем введения накопительных и рейтинговых систем оценивания Обеспечение возможности перевода оценок в европейскую шкалу ECTS Нестыковка с существующими правилами и практикой заполнения документов об образовании Нестыковка с ограничениями числа экзаменов и зачетов в сессию Необходимость привыкания к новой системе со стороны студентов и преподавателей Ожидаемая пользаПроблемы

Болонский процесс с точки зрения учебной работы Активизация самостоятельной работы студентов Радикальное повышение эффективности образования за счет улучшения качества при неизменных затратах Экономия непроизводительного труда преподавателей, удешевление образования Развитие дистантных и иных нестандартных форм обучения Смена менталитета студентов Смена менталитета преподавателей, переориентация их работы с аудиторной на научно- методическую работу Необходимость улучшения материальной базы учебного процесса (комплектация библиотек, написание и издание учебных пособий, развитие компьютерных информационных систем, создание электронных образовательных ресурсов и др.) Ожидаемая пользаПроблемы

Влияние Болонского процесса на функции и структуру подразделений вуза Форма определяет содержание. Перенимая логику американской модели обучения в ходе Болонского процесса, административная система российского вуза вынужденно начнет приобретать черты, типичные для американского университета и сформировавшиеся там в ходе длительной эволюции Появятся новые структуры (например, служба тьюторов или служба вузовского Регистра), изменится перераспределение функций между существующими подразделениями Организация учебного процесса в новых условиях потребует развития автоматизированных информационных систем на всех уровнях

Выводы Болонский процесс – объективная историческая необходимость для российской высшей школы Болонский процесс можно понимать в узком и широком смысле, как творческую адаптацию международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Понимаемый в широком смысле, Болонский процесс благотворно повлияет на качество и эффективность учебного процесса в вузе Болонский процесс неизбежно приведет к изменению функций и структуры подразделений вуза. Усилится роль компьютерных систем Успех Болонского процесса невозможен без смены менталитета. Задача состоит в том, чтобы вместе с формальными элементами Болонского процесса перенести в нашу высшую школу дух самостоятельности, предприимчивости и состязательности, характерный для зарубежных вузов