РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Концепция развития пенсионной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Предложения РСПП по развитию пенсионной системы.
Advertisements

Тарифы страховых взносов (СВ) для страхователей, производящих выплаты физ.лицам База для начисления СВ Тариф СВНа финансирование страховой части пенсии.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.
Все о пенсии для учебы и жизни. Ведение персонифицированного учета; формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений; Администрирование страховых.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
Выступление Управляющего Отделением пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Н.П.Гришкевич.
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
Финансы и кредит Тема 6. Внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды Пенсионный фонд России; Фонд социального страхования; Фонд обязательного.
КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ О ДОСРОЧНОМ НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЧЕНИИ.
1 Пенсионная система в Республике Молдова: актуарная экспертиза Кишинев, январь 2007 г. Н ЕЗАВИСИМЫЙ А КТУАРНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- А НАЛИТИЧЕСКИЙ Ц ЕНТР.
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. МЕСТО В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 16 декабря 2008.
Софинансирование добровольных пенсионных накоплений МОСКВА 2007 Минэкономразвития России.
Пенсионная реформа 3.0 Омельчук Татьяна Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.
Накопительная часть трудовой пенсии Страховые взносы работодателя По обязательному пенсионному страхованию Инвестиционный доход Управляющие компании НПФ.
О развитии пенсионной системы в Российской Федерации
О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заместитель управляющего Отделения ПФР по Красноярскому краю Шлома Лариса Витальевна.
Конференция «Развитие пенсионной системы в Российской Федерации - проблемы и пути развития» 2 – 4 октября 2006 год Развитие пенсионной системы в Российской.
Оксана Филиппенкова Накопительная часть трудовой пенсии.
Транксрипт:

РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Концепция развития пенсионной системы в Российской Федерации Москва 2006

2 Структура концепции Анализ сложившейся пенсионной системы Ключевые положения по развитию пенсионной системы в долгосрочной перспективе Этапы реализации ключевых положений по развитию пенсионной системы

3 Наиболее важные проблемы, негативно влияющие на развитие пенсионной системы Устойчивая тенденция к росту дефицита пенсионного бюджета Сокращение страховых начал в пенсионной системе, заявленных в качестве ее основы в начале реформы (в структуре трудовой пенсии нарастает доля ее базовой части, не связанной с заработком) Сохранение неоправданных пенсионных льгот в виде досрочных пенсий, в том числе и из-за отсутствия профессиональных пенсионных систем Отсутствие эффективных механизмов заинтересованности и ответственности для работодателя и работника в формировании пенсионной системы

4 Единый социальный налог на пенсионные цели- последствия введения Снижение ЕСН не привело к увеличению платежей в ПФР и не оказало воздействия на выведение заработной платы «из тени» Рост задолженности по уплате ЕСН и страховых взносов Сложность в администрировании уплаты взносов и взаимодействия налоговых органов и органов ПФР, инерционность персонифицированного учета Проблема нераспределенных сумм взносов (до 5% взносов, поступивших в ПФР на накопление, не персонифицируются) Проблема учета и передачи сумм взносов через ПФР в негосударственные организации, участвующие в обязательном пенсионном страховании (передаются по истечении 2-х лет без существенного инвестиционного дохода)

5 Анализ целей введения базовой части трудовой пенсии и проблем Базовая часть пенсии: не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум Имеет принципиально иную природу, чем виды страхового обеспечения – страховая и накопительная части трудовой пенсии

6 Долгосрочный прогноз пенсионной системы в условиях действующего законодательства Постоянная потребность в покрытии возрастающего дефицита бюджета ПФР Существенное снижение соотношения средней пенсии со средней зарплатой (коэффициента замещения) Ориентированность трудовой пенсии на поддержание дохода пенсионера на уровне 1,5 прожиточного минимума Не существенность накопительной части пенсии (не превышает 0,1% средней зарплаты)

7 Основная цель предполагаемых решений по развитию пенсионной системы Формирование финансово устойчивой страховой пенсионной системы, содержащей для работодателя и работника механизмы заинтересованности и ответственности за пенсионное обеспечение при усилении регулирующих и контрольных функций со стороны государства (частно- государственное партнерство)

8 Ключевые положения по развитию пенсионной системы Достижение бездефицитности Введение полноценных взносов по обязательному пенсионному страхованию Введение корпоративных пенсионных схем, альтернативных обязательному пенсионному страхованию Меры по стимулированию добровольных платежей на пенсионные цели Трансформация базовой части трудовой пенсии (ее перевод в систему государственного пенсионного обеспечения) Усиление роли негосударственных пенсионных фондов

9 Введение полноценных взносов на пенсионное страхование Восстановить взносы по обязательному пенсионному страхованию, установить единый для всех работодателей тариф в процентах от выплат работнику Снизить в связи с этим ставку ЕСН (упразднить ЕСН на пенсионные цели) Упразднить регрессию страховых взносов Сохранить предельную сумму выплат работнику, на которые начисляются взносы (600 тыс. руб. в год), индексируя ее по росту средней зарплаты Разрешить добровольные платежи из средств работодателя сверх нормативного тарифа на накопительный счет работника с исключением соответствующих сумм из налогооблагаемой базы

10 Введение альтернативных корпоративных пенсионных схем Предусмотреть возможность прекращения страхователем отчислений в ПФР по обязательному пенсионному страхованию (с ростом от 2% до 16-18% в переходный период), если корпоративная пенсионная схема на базе НПФ обеспечивает работникам выплату пенсий в эквивалентом размере или выше Предусмотреть максимальный (не более 5 лет) срок приобретения прав на корпоративную пенсию, а также восстановление прав на трудовую пенсию работникам, которые не приобрели этих прав По мере развития корпоративные пенсионные схемы должны поглотить профсистемы досрочного выхода на пенсию

11 Трансформация базовой части трудовой пенсии Перевести базовую часть пенсии в законодательство о государственном пенсионном обеспечении, полностью отделив от обязательного пенсионного страхования Придать ей характер государственного социального пособия, выплачиваемого неработающим малоимущим пенсионерам Обеспечить ее финансирование за счет средств федерального бюджета (возможно, бюджетов субъектов Российской Федерации - в части доплаты до регионального ПМП) Гарантировать ее необходимое увеличение, если сумма выплат пенсионеру не обеспечивает прожиточный минимум

12 Меры по стимулированию дополнительной пенсии Участниками добровольного страхования дополнительной пенсии могут быть мужчины моложе 60 и женщины, моложе 55 лет Тариф в размере 4 % для всех категорий застрахованных лиц Регрессивная шкала для уплаты взносов по дополнительному страхованию отсутствуют В расчетный пенсионный капитал включаются дополнительные средства из федерального бюджета в сумме равной половине уплаченных дополнительных страховых взносов (не менее рублей для лиц, доход которых не превышает 100 тыс. рублей)

13 Дополнительные взносы в системе пенсионного страхования Финансовая оценка добровольного страхования дополнительной пенсии: Введение с 2007 года Минимальный срок уплаты взносов - 5 лет Возможная предельная численность плательщиков – 30% занятых в экономике Численность плательщиков, млн. чел. 2,519,5812,6112,67 Сумма взносов плательщиков в год, млн. руб. 19,0127,4283,8429,3 Численность получателей дополнительной пенсии, тыс. чел. с 2013 г.: Расходы федерального бюджета на дополнительные выплаты в год, млрд. руб. % ВВП 0,0260,193,4218,86 0,00003 % 0,003 % 0,013 %

14 Усиление роли НПФ Расширение участия НПФ в пенсионной системе в качестве базовых организаций профессиональных пенсионных систем и корпоративных пенсионных схем, альтернативных обязательному пенсионному страхованию Повышение доверия к НПФ за счет обязательного участия в объединенных гарантийных фондах Упорядочение налогообложения НПФ и других субъектов негосударственного пенсионного обеспечения Развитие системы саморегулирования деятельности субъектов негосударственного пенсионного страхования и обеспечения Усиление роли НПФ при одновременном ужесточении требований к достаточности собственного капитала, к инвестированию средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, стандартам операционной деятельности и др.

15 Сценарии для прогноза основных показателей пенсионной системы в условиях действующего законодательства Оптимистический сценарий развития экономики (Минэкономразвития России) – снижение инфляции к 2010 году до уровня 3,7%, а к 2015 г. – 2,7% в год, увеличение доли фонда заработной платы в ВВП до 28,7% к 2015 году (сохранение роста заработной платы на уровне 7-9% в год сверх роста цен) Пессимистический сценарий развития экономики – сохранение инфляции на уровне 7-9% в год, рост заработной платы не выше роста цен

16 Динамика текущего дефицита(-), профицита(+) пенсионной системы

17 Потребность в средствах федерального бюджета (без учета млрд. руб. в расчете на год (в ценах 2006 г.), необходимых для выведения из пенсионного страхования льгот, включая досрочные выплаты)

18 Необходимость принятия Пенсионного кодекса Цель принятия - финализация пенсионной реформы путем создания оптимальной конструкции пенсионной системы Задачи: кодифицировать ранее принятые нормы (свыше десятка законов), устранив имеющиеся между ними юридические коллизии, а также восполнив образовавшиеся пробелы правового регулирования пенсионных отношений установить новые предлагаемые концепцией нормы и внести связанные с их введением изменения и дополнения в действующие нормы оформить окончательную правовую конструкцию пенсионной системы Российской Федерации, определив ее структуру и урегулировав общие и специальные положения для всех компонентов этой системы

19 Изменение администрирования Создание федерального агентства с полномочиями по: осуществлению надзора и контроля за деятельностью страховщиков в системе обязательного пенсионного страхования принятию решений по альтернативным корпоративным пенсионным схемам осуществлению надзора и контроля за функционированием профессиональных пенсионных систем утверждение объемов передаваемых средств управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам контроль за уплатой взносов на обязательное пенсионное страхование и погашением задолжности по их уплате

20 Этапы реализации Подготовка и принятие Пенсионного кодекса Российской Федерации – главная задача годов Введение дополнительного пенсионного страхования граждан в 2007 году Перевод базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения в 2007 году Внесение необходимых изменений в Налоговый кодекс, законы об обязательном пенсионном страховании, о негосударственных пенсионных фондах и иные законы Переходный период (до 15 лет) с применением новаций в ходе реформы для лиц, впервые вступающих в пенсионные правоотношения, а для других – только в добровольном порядке. Активная информационно-разъяснительная кампания

21 Приложение 1 Прогноз бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на период до 2015 года в условиях действующего законодательства (при условии доведения размера социальной пенсии до уровня ПМП к 2008 году и поддержания этого уровня до конца прогнозного периода) Показатели Распределительная составляющая бюджета ПФР: ДОХОДЫ, млрд.руб в том числе: Единый социальный налог Страховые взносы на страховую часть пенсии РАСХОДЫ, млрд.руб в том числе: На выплату базовой части трудовой пенсии На выплату страховой части трудовой пенсии Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов ТЕКУЩИЙ ДЕФИЦИТ(-), ПРОФИЦИТ(+) распределительной составляющей пенсионной системы, млрд.руб в том числе: На базовую часть трудовой пенсии На страховую часть трудовой пенсии Накопительная составляющая бюджета ПФР: Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, млрд.руб

22 Приложение 2 Прогноз основных макроэкономических, демографических показателей и показателей пенсионного обеспечения на период до 2015 года (в условиях действующего законодательства) Показатели Валовый внутренний продукт (в фактических ценах), млрд.руб Индекс-дефлятор ВВП, в разах к предыдущему году1,1821,0471,037 Фонд оплаты труда(в фактических ценах), млрд.руб Индекс потребительских цен (инфляция), в среднем за год, в разах к предыдущему году1,1271,0371,027 Доля ФОТ ( в фактических ценах) в ВВП (в фактических ценах), в разах0,230,27 Среднемесячная заработная плата (в фактических ценах), руб Темп роста среднемесячной заработной платы, разы1,131,12 Прожиточный минимум пенсионера, руб Численность наемных работников, млн.чел.48,8047,8145,61 Численность получателей трудовой пенсии, млн.чел.36,2336,9238,05 Среднегодовой размер трудовой пенсии в распределительной системе, руб , в том числе: базовой части ,52 579,5 страховой части ,53 886,5 Среднегодовой размер накопительной части трудовой пенсии, руб.0,00 37,74 Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе, %27,6825,6620,30 Соотношение среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе с прожиточным минимумом пенсионера, разы 1,071,491,68 в том числе: базовой части0,450,67 страховой части0,620,811,01 Суммарный эффективный тариф, %19,318,615,2 в том числе: базовой части, %5,85,64,7 страховой части, %11,59,87,4 накопительной части, %1,73,23,1 Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии, %27,6825,6620,30

23 Приложение 3 Прогноз бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на период до 2015 года при пессимистическом варианте развития экономики Показатели Распределительная составляющая бюджета ПФР: ДОХОДЫ, млрд.руб в том числе: Единый социальный налог Страховые взносы на страховую часть пенсии РАСХОДЫ, млрд.руб в том числе: На выплату базовой части трудовой пенсии На выплату страховой части трудовой пенсии Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов ТЕКУЩИЙ ДЕФИЦИТ(-), ПРОФИЦИТ(+) распределительной составляющей пенсионной системы, млрд.руб Накопительная составляющая бюджета ПФР: Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, млрд.руб

24 Приложение 4 Прогноз основных макроэкономических, демографических показателей и показателей пенсионного обеспечения на период до 2015 года при пессимистическом варианте развития экономики Показатели Фонд оплаты труда (в фактических ценах), млрд.руб Индекс потребительских цен (инфляция), в среднем за год, в разах к предыдущему году 1,1271,0921,082 Доля ФОТ (в фактических ценах) в ВВП (в фактических ценах), в разах0,240,190,15 Среднемесячная заработная плата (в фактических ценах), руб Темп роста среднемесячной заработной платы, раз1,091,08 Прожиточный минимум пенсионера, руб Численность наемных работников, млн.руб.48,8047,8145,61 Численность получателей трудовой пенсии, млн.руб.36,2336,9238,05 Среднегодовой размер трудовой пенсии в распределительной системе, руб.2 330,04 343,36 982,6 в том числе: базовой части979,01 859,03 162,3 страховой части1 351,02 484,03 820,4 Среднегодовой размер накопительной части трудовой пенсии, руб.0,00 37,74 Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе, % 27,6832,5934,69 Соотношение среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе с прожиточным минимумом пенсионера, раз 1, 071,121,05 в том числе: базовой части0,450,48 страховой части0,620,640,58 Суммарный эффективный тариф, %19,319,618,4 в том числе: базовой части, %5,85,95,6 страховой части, %11,710,49,0 накопительной части, %1,73,43,8 Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии ( с учетом накопительной части), % 27,632,634,9