ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практическое занятие 9 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды.
Advertisements

Практическое занятие 8 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды К.М. Костырев 2012г. Томский политехнический университет.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Лекция 8 Методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды.
Задачи Выполнили студентки юридического факультета 2 курса Юб 02/1402 Живорыкина Елена Сергеевна, Карамышева Юлия Дмитриевна.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
« Экологическое страхование на магистральных продуктопроводах России » Научный руководитель – проф. Бобров А. Л.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Статистика окружающей среды и природных ресурсов.
Иванов Дмитрий Анатольевич директор Центра энергосбережения и экологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Факторы оценки ОС Количественный фактор, определяется при аварийно-залповых выбросах, когда происходит прямое воздействие на ОС. Пространственный фактор,
Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Выполнили: Зарманбетова Диана Пацкая Анна.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
Транксрипт:

ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тарасова Н.П «Охрана окружающей среды» в дипломных проектах и работах: учебное пособие/ Н.П. Тарасова, Б.В. Ермоленко, В.А. Зайцев, С.В. Макаров- М.: РХТУ им.Д.И.Менделеева с.

Законодательные акты в области охраны окружающей среды Правовой и нормативно-методической базой проведения оценки воздействия производственно-хозяйственной деятельности на окружающую среду и решения задач экономического регулирования в области охраны окружающей среды являются законы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и официальные нормативно- методические документы, предназначенные для использования в этой сфере и прошедшие регистрацию в Минюсте РФ. К числу важнейших законодательных актов природоохранного назначения следует отнести: 1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" [11], 2.Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" [12], 3.Водный кодекс Российской Федерации [13], 4.Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" [14], 5.Земельный кодекс Российской Федерации [15], 6.Лесной кодекс Российской Федерации [16], 7.Федеральный закон "О животном мире" [17], 8.Федеральный закон "Об экологической экспертизе" [18].

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ Одним из элементов механизма повышения эффективности природопользования является экологическое нормирование. К числу основных экологических нормативов, устанавливаемых для хозяйствующего субъекта, следует отнести: нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ); нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и на рельеф местности (ПДС); нормативы образования и лимиты размещения отходов производства и потребления (НОиЛРО).

УКРУПНЕННАЯ ОЦЕНКА ЭКОЛОГО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ Факторы, определяющие величину ущерба Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха происходит в результате выброса в атмосферу химических веществ, наносящих вред населению и другим реципиентам. Активное воздействие на реципиентов осуществляется на территории, называемой зоной активного загрязнения (ЗАЗ). Зона активного загрязнения имеется у каждого l-го источника выброса в атмосферу. Форма и размеры зоны будут зависеть от типа источника и его параметров. На территории рассматриваемого производственно- хозяйственного объекта может находиться n l источников выброса. Источники выброса задаются множеством Из каждого l-го источника выбрасывается в атмосферу некоторое множество загрязняющих веществ

Результаты воздействия, а, следовательно, и экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха, будут зависеть от: состава реципиентов находящихся в зоне активного загрязнения l-го источника выброса и среднего значения показателя относительной опасности воздействия на реципиентов в ЗАЗ особенностей рассеивания в атмосфере i-го загрязняющих вещества, выбрасываемого l-м источником, которые описываются поправкой на характер рассеивания примесей состава, массы и агрессивности попадающих в окружающую среду веществ, оцениваемых приведенной массой вредных компонентов (в условных тоннах), от величины удельного экономического ущерба, обусловленного попаданием в атмосферу одной тонны условного загрязняющего вещества (оксида углерода СО) С учетом перечисленных факторов величина ущерба от выброса в атмосферу загрязняющих веществ всеми источниками объекта будет определяться как, ; (усл.т/г); (руб./усл.т).

Стоимостные показатели Удельный экономический ущерб от выброса в атмосферу одной тонны условного загрязняющего вещества, приведенный к ценам 2003 г., задается величиной: Индексация удельного ущерба с учетом инфляции осуществляется с помощью коэффициента I t инд задаваемого в Законе «О федеральном бюджете на t-й год» для нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленных в 2003 г. =144 руб./усл.т.

Показатели относительной опасности воздействия на территории зоны активного загрязнения (σ j ) На территории зоны активного загрязнения (ЗАЗ) могут находиться различные реципиенты. Различным реципиентам присуща разная чувствительность к воздействию загрязняющих веществ и, в частности, к воздействию условного загрязняющего вещества. По составу находящихся на них реципиентов территории могут быть условно разделены на группы (типы), каждая j-я из которых характеризуется своим коэффициентом относительной опасности воздействия σ j. В соответствии с Временной типовой методикой коэффициенты относительной опасности воздействия для разных типов загрязняемой территории могут принимать значения, содержащиеся в табл. 6.1.

Тип загрязняемой территории σjσj 1 Территории курортов, санаториев, заповедников, заказников10,0 2 Территории пригородных зон отдыха, садовых и дачных участков8,0 3 Территории населенных мест с известной плотностью населения n чел / га 0,1 n 4 Территории населенных мест с известной плотностью пребывания населенияР чел * час / га P : Центральная часть города с населением свыше 300 тыс.чел. 8,0 6 Территории промышленных предприятий и промузлов 4,0 7 Леса I-й группы 0,2 8 Леса II-й группы 0,1 9 Леса III- й группы 0, Пашни обычные, южные зоны (южнее 50 гр. сев.шир.) 0,25 11 Пашни орошаемые, южные зоны (южнее 50 гр. сев.шир.) 0,5 12 Пашни обычные, центральный черноземный район, южная Сибирь 0,15 Таблица 6.1 Значения коэффициентов относительной опасности

Поправка на характер рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере Степень воздействия вредных веществ на реципиентов зависит от характера рассеивания примесей в атмосфере. Увеличение рассеивания приводит к снижению максимальных значений концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы и уменьшению количества вещества, воздействующего на реципиентов с концентрациями, превышающими предельно допустимые. Поправка на характер рассеивания в этом случае равняется

Приведенная масса и коэффициенты относительной агрессивности выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ Приведенная масса. Приведенная масса годового выброса l- го загрязняющего вещества из l-го источника (или выброса за любой другой фиксированный интервал времени) определяется как, усл.т/г где,- масса выброса i-го загрязняющего вещества l-го источника, т/г; коэффициент относительной агрессивности выбрасываемого в атмосферу i-го загрязняющего вещества, усл.т/т.

УКРУПНЁННАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Факторы, определяющие величину ущерба Промышленное загрязнение водного бассейна является результатом сброса в водоёмы сточных вод, содержащих вредные вещества. Сброс может осуществляться из нескольких выпусков Для каждого l-го выпуска характерен свой состав загрязняющих веществ Результаты воздействия, а, следовательно, и экономический ущерб от сброса в водный объект загрязняющих веществ будут зависеть от: вида водопользования и состава реципиентов, осуществляющих водопользование на территории k-го водохозяйственного участка, характеризуемых показателем относительной опасности воздействия на реципиентов этой территории, ;

состава, массы и агрессивности попадающих в водный объект веществ, оцениваемых приведенной массой вредных компонентов (в условных тоннах), M i l, M i, M l и M (усл.т/г); от величины удельного экономического ущерба, обусловленного попаданием в водный объект одной тонны условного загрязняющего вещества, Ў вод (руб./усл.т); значения индекса I t инд С учётом перечисленного величина ущерба от сброса загрязняющих веществ в водный объект из всех выпусков предприятия будет определяться как

Стоимостные показатели Удельный экономический ущерб от cброса в водные объекты одной тонны условного загрязняющего вещества, приведенный к ценам 2003 г., задается величиной: Индексация удельного ущерба с учетом инфляции осуществляется с помощью коэффициента I t инд задаваемого в Законе «О федеральном бюджете на t-й год» для нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленных в 2003 г. =24000 руб./усл.т.

Показатели относительной опасности воздействия на территории k-го водохозяйственного участка ( ) На территории k-го водохозяйственного участка, в пределах которого осуществляется сброс загрязняющих веществ в водный объект, могут находиться различные реципиенты, осуществляющие различные виды водопользования. Различным реципиентам присуща разная чувствительность к воздействию загрязняющих веществ и, в частности, к воздействию условного загрязняющего вещества. В соответствии с временной типовой методикой коэффициенты относительной опасности воздействия для разных водохозяйственных участков могут принимать значения, представленные в табл. 7.1.

k Наименование бассейнов рек и створов Административный состав водохозяйственных участков 1 Печора, устье Республика Коми, без юго-западной части; Ненецкий национальный округ, южная часть. 0,18 2 Сев. Двина, устье, Архангельск Республика Коми, юго-западная часть; Вологодская обл., восточная и центральная часть; Архангельская обл., центральная часть; Кировская обл., небольшая северная часть. 0,22 3 Нева, устье, Санкт-Петербург Республика Карелия, крайняя южная часть; Ленинградская обл., без крайней западной части; Псковская обл., восточная часть Новгородская обл., кроме восточной части. 0,47 4 Даугава, устье Тверская обл., западная часть Смоленская обл., северо-западная часть. 0,5 … ………………………………………………………………………………. …. 12 Волга, устье р.0ки Орловская обл., центральная часть; Калужская обл., без небольшой запад­ ной части; Тульская обл., центральная и северная части; Московская обл.; Владимирская обл.; Нижегородская обл., юго- западная часть; Пензенская обл., северо-западная часть; Тамбовская обл., северная к центральная части; Ивановская обл., южная и центральная части; Ярославская обл., крайняя юго- восточная часть; Рязанская обл.; Республика Мордовия, западная часть. 2,60 …………………………………………………………………………………………………….. …. 34 Амур, устье Читинская обл., юго-восточная часть; Амурская обл. (без северо- запада); Хабаровский край, южная часть; Приморский край, северная и западная части. 0,19 Таблица 7.1 Показатели относительной опасности загрязнения водных объектов

Приведённая масса и коэффициенты относительной агрессивности сбрасываемых в водные объекты загрязняющих веществ Приведённая масса. Приведенная масса годового сброса i-го загрязняющего вещества из l-го выпуска (или сброса за любой другой фиксированный интервал времени) определяется как где m il - масса сброса i-го загрязняющего вещества из l-го выпуска, т/г; коэффициент относительной агрессивности поступающего в водный объект i-го загрязняющего вещества, усл.т/т. Количество поступающих из l-го выпуска в водохозяйственный участок загрязняющих примесей i-го вида m il зависит от объёма годового сброса сточных вод источником тыс.мЗ/год, концентрации i-го загрязняющего вещества в сточных водах C cm i, г/дм3,:, усл.т/г

Под коэффициентом относительной агрессивности ( ) будем понимать количество условного загрязняющего вещества, эквивалентное по воздействию на окружающую среду одной тонне сбрасываемого в водный объект i-го вещества. Применяемые для оценки приведенной массы коэффициенты относительной агрессивности вещества, исчисляются следующим образом: где, ПДК рх i предельно допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества в водоемах рыбохозяйственного водопользования, мг/дм 3.

В табл. 7.2 приведены значения предельно допустимых концентраций некоторых видов загрязняющих веществ в водоёмах рыбохозяйственного значения. Таблица 7.2 Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоёмах рыбохозяйственного значения iЗагрязняющие вещества и показатели ПДК рх i, мг/дм БПК полная3,0 мг О 2 /л 2 Аммоний солевой (NH 4 + )0,5 (NH 4 + ) = 0,39(N) 3 Нитрат-ион (NO 3 - )40 (NO 3 - ) = 9,0(N) 4 Нитрит-ион (NO 2 - )0,08 (NO 2 - ) = 0,02(N) 5 Нефть и нефтепродукты0,05 6 Фенолы0,001 7 СПАВ0,1 8 Железо (общее)0,5 9 Медь0, Цинк0, Хром0,005

УКРУПНЕННАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ПОЧВЫ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ Факторы, определяющие величину ущерба Загрязнение земель химическими веществами является результатом попадания веществ в почву при выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, сбросе загрязненных сточных вод на рельеф местности, нарушении технологий и регламентов, применения пестицидов и других агрохимикатов, несоблюдении природоохранных требований при их хранении, транспортировке и проведении погрузочно-разгрузочных работ, а также в результате техногенных аварий, залповых сбросов и выбросов. В этой ситуации в почвенный слой может попадать некоторое множество различных загрязняющих веществ Результаты воздействия, а, следовательно, и экономический ущерб от загрязнения земель химическими веществами будут, зависеть от:.

площади территории, загрязненной i-м веществом в r-м регионе -, га; периода времени по восстановлению загрязненных земель, характеризуемого коэффициентом пересчёта k в ; степени загрязнения земель химическим веществом i-го вида, задаваемой коэффициентом k зi ; глубины загрязнения земель i-м веществом, учитываемой с помощью коэффициента пересчёта ; значения коэффициента экологической ситуации и значимости для почв r-го региона ; величины повышающего коэффициента, применяемого на особо охраняемых природных территориях ; норматива стоимости сельскохозяйственных земель,загрязняемых в r-м регионе, тыс. руб./га; норматива стоимости земель лесного фонда, загрязняемых в r-м регионе, тыс. руб./га; значения индекса изменения стоимости земель с учётом инфляции.

В качестве объекта негативного воздействия могут выступать почвы сельскохозяйственных угодий, земли лесного фонда, земли поселений и др. Размер ущерба от загрязнения почвы определяется с ориентацией на величину затрат на проведение полного объёма работ по очистке загрязненных земель. Укрупнённая оценка ущерба от загрязнения почвы сельскохозяйственных территорий производится по формуле: а ущерб от загрязнения лесных земель по формуле: Выражение для определения размеров ущерба, наносимого землям поселений, будет отличаться от рассмотренных выше только способом индексации стоимостных показателей, поскольку кадастровая оценка земель различных поселений проводилась в разное время.

Стоимостные показатели В зависимости от типа загрязняемой территории для оценки величины ущерба используются либо нормативы стоимости сельскохозяйственных земель, либо нормативы стоимости лесных земель, либо результаты кадастровой оценки земель поселений. При оценке ущерба от загрязнения земель сельскохозяйственного назначения используются «Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд», значения которых сведены в табл Индексация этих нормативов осуществляется с помощью коэффициента, задаваемого в Законе «О федеральном бюджете на i-й год» для нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленных в 2003 г.

Для оценки эколого-экономического ущерба от загрязнения лесных земель используются «Базовые нормативы платы за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». Для лесов разного типа, расположенных в различных регионах Российской Федерации, нормативы приведены в табл Поскольку нормативы стоимости лесных земель установлены в ценах 2005 г., то их индексация осуществляется с помощью произведения коэффициента на дефлирующий множитель, используемый для приведения нормативов стоимости земель в ценах 2005 г. к ценам 2003 г. Стоимость земель поселений в настоящем пособии не приводится по причине очень большого объёма информации.

Таблица 7.3 Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд в ценах 2003 года, индексированные с использованием фактических значений коэффициентов инфляции по данным Госкомстата РФ Типы и подтипы почв изымаемых сельскохозяйственных угодий Норматив стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохо зяйственных угодий, тыс. руб./га 1 2 I зона Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ 706,1 1. Дерново-карбонатные, торфяные окультуренные 1017,5 2. Дерновые и дерново-оподзоленные, старопойменные 917,4 3. Дерново-подзолистые легкосуглинистые и супесчаные 772,8 4. Дерново-подзолистые тяжело- и среднесуглинистые 622,7 5. Дерново-подзолистые эродированные 428,1 6. Дерново-подзолистые глеевые, иловато-болотные, торфянисто-болотные 294,7

Таблица 8.4 Базовые размеры платы за перевод лесных земель хвойного и твёрдолиственного лесного фонда в земли других категорий в ценах 2005 г. Регион Базовые размеры платы за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, тыс. руб./га ХвойныеТвердолиственные Классы бонитета IБ–IАI - IIIII-IVIIIIV - V V кл V VA кл I - II III - IV V кл Республика Адыгея 324,4250,5208,3129,5455, ,9 Республика Алтай 198,8147,955,6 Республика Башкортостан 138,7100,573,4250,2204,2104,9 Республика Бурятия 160,7134,658,6 Республика Дагестан 262,4225, ,7545,8302,6183,2 Республика Ингушетия 262,4225, ,7545,8302,6183,2 Кабардино- Балкарская республика 262,4225, ,7545,8302,6183,2

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ Факторы, определяющие величину ущерба Образование и дальнейшее размещение твёрдых отходов производства и потребления всегда связано как с целым рядом финансовых затрат 3 отх, так и с негативным воздействием загрязняющих веществ на окружающую среду, а, следовательно, и со вторичным эколого- экономическим ущербом У втор.отх, наносимым в процессе транспортировки, обезвреживания, уничтожения, хранения и захоронения отходов. Относя затраты и вторичные ущербы к общему эколого-экономическому ущербу от обращения с отходами, этот ущерб можно оценить как

Затраты в процессе обращения отходов 3 отх складываются из: капитальных затрат на технические и транспортные средства, необходимые для доставки отходов в места их размещения; текущих затрат на проведение погрузочно- разгрузочных работ; текущих расходов на транспортировку отходов от мест их образования (рассматриваемого предприятия) до мест их обезвреживания, хранения или захоронения (полигона); капитальных затрат на строительство и обустройство полигонов, отвалов, свалок для хранения, захоронения и обезвреживания отходов; издержек, возникающих при отторжении сельскохозяйственных или лесных земель в связи с созданием полигона и относимых к капитальным затратам;

эксплуатационных расходов, связанных с содержанием (хранением) отходов на полигонах, свалках или в отвалах, а также с обезвреживанием (уничтожением) отходов в специальных установках; затрат на санитарно-гигиеническую рекультивацию. Общая сумма приведенных затрат, связанных с образованием и размещение твёрдых отходов, может быть записана как где, Е н нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (в дипломных работах и проектах принимается Е н = 0,15). Расчёт всех видов затрат осуществляется при известных годовых объемах размещаемых отходов i-го вида (т/г) и удельных текущих и капитальных затратах.

ПЛАТЕЖИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Порядок взимания платежей с природопользователей. Российским законодательством предусматривается взимание платы за загрязнение окружающей природной среды со всех природопользователей (предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчинённости, видов и форм собственности) за: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников; выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

Расчёт платежей осуществляется по установленным Правительством Российской Федерации нормативам платы Общий размер платы природопользователей за загрязнение окружающей природной среды складывается из платежей за воздействия в пределах заданных допустимых значений и за воздействия, превышающие допустимый уровень. В случае загрязнения окружающей природной среды без оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ или размещение отходов вся масса загрязняющих веществ или отходов рассматривается как сверхлимитная.

Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками и сбросы в поверхностные и подземные водные объекты Базовые нормативы платежей за выбросы и сбросы дифференцированы по видам загрязняющих веществ. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками и сбросы в водные объекты установлено два вида базовых нормативов платы (в рублях за тонну загрязняющего вещества): за выбросы, сбросы в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). За превышение установленных лимитов применяются санкции в виде сверхлимитных платежей со ставками, равными пятикратным нормативам платы в пределах лимита.

Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками Базовые нормативы платы установлены для каждого вида используемого топлива – всего пять видов топлива (в рублях за тонну израсходованного жидкого топлива или за тысячу кубических метров газа). Для взимания платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками установлен один вид базовых нормативов платы за выбросы в пределах допустимых экологических нормативов эксплуатации транспортных средств. При превышении допустимых уровней загрязнения окружающей среды применяются санкции путём взимания платы с пятикратными ставками платежей в пределах норматива. Превышение определяется по доле транспортных средств, неудовлетворяющих нормативным требованиям по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

Базовые нормативы платы за размещение отходов Для отходов, относящихся к различным классам опасности, установлены различные базовые нормативы платы (в рублях за одну тонну отходов). Кроме того, отходы пятого класса опасности разделены на три группы с разными ставками платежей: отходы добывающей промышленности, перерабатывающей промышленности и прочие. Таким образом, выделено семь групп отходов, для каждой из которых установлены собственные нормативы платежей. За размещение отходов в пределах установленного лимита плата взимается по базовым нормативам. За превышение лимитов или за несанкционированное размещение отходов назначаются санкции с использованием пятикратных ставок платежей в пределах лимита.

Дифференцированные ставки платежей Расчёт суммы платежей проводится с использованием дифференцированных ставок платы, которые получают умножением базовых нормативов платы (2003 г.) на индекс изменения нормативов платы в рассматриваемом t-м году по отношению к 2003 г. (см. Федеральный закон "О федеральном бюджете на t-й год"), на коэффициент экологической ситуации и экологической значимости региона (бассейна рек) и на повышающий коэффициент, учитывающий особую чувствительность к воздействию территории, находящейся в зоне влияния объекта. Источники осуществления платежей Платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах допустимых значений осуществляются за счёт себестоимости продукции, а платежи за превышение их –за счёт прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.