Обобщение опыта работы по поддержке талантливой молодежи в МОУ гимназии 32 Реализация программы «Одаренный ребенок» в начальных классах Организационная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с одаренными детьми. Подготовка к олимпиадам.
Advertisements

Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Создание целостной системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время 1.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Система работы с одаренными детьми. Управленческие аспекты. Ерохина А.С., директор МОУ СОШ 2 ст.Григорополисской Если мы хотим воспитать учащихся во всех.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
МОУ «Ихальская средняя общеобразовательная школа» Программа «Одарённые дети»
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ Дмитриева Анна Владимировна Учитель английского языка МАОУ Улу-Юльской СОШ.
Образовательное пространство гимназии как условие поддержки талантливых детей.
Подпрограмма «Одаренные дети» ( 2011 – 2013 гг). Цель программы: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Бодрых О.Р., зам. директора по УВР Организация работы с одаренными и способными детьми в начальных классах гимназии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города.
Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности.
Стратегия успеха в образовательной области «Технология»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Центр создан 1 августа 2000 г. приказом департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области.
Транксрипт:

Обобщение опыта работы по поддержке талантливой молодежи в МОУ гимназии 32 Реализация программы «Одаренный ребенок» в начальных классах Организационная структура системы работы с одаренными детьми на основе индивидуальных образовательных программ

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе А.Н. Колмогоров Педагогический коллектив МОУ гимназии 32 г.Калининграда все чаще обращается к изучению мотивационно личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению. Создание условий для развития потенциальных способностей каждого ребенка - главное направление работы гимназии.

Программа «Одарённый ребёнок» Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одарёнными детьми. Задачи, решаемые на данном этапе: формирование умения учиться как базисной способности саморазвития; развитие исследовательской позиции ребёнка, поддержание активности учащихся как субъекта деятельности, т.е. способствование развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваиваемого материала, интеллектуальной удовлетворённости от процесса обучения, расширение сферы интересов; предоставление возможности проявить себя в различных областях, формирование развивающей среды (кружки, начальные экскурсии, беседы, творчество); забота о сохранении физического и психического здоровья ребенка, сохранение высокой самооценки, соблюдение режима умственного труда и отдыха; постоянное психологическое сопровождение, мониторинг развития познавательных, эмоциональных, волевых качеств личности учащихся. В соответствии с намеченными задачами, были определены три основных направления деятельности: методическая работа с учителем; работа с учащимися; работа с родителями одарённых детей.

Методическая работа с учителем. Условия успешной работы с одаренными учащимися 1. Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися. 3. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.

Работа с учащимися Формирование исследовательской позиции Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать коллективный продукт. Индивидуальная деятельность Общая большая поделка Концерт (спектакль) Коллективная деятельность Поделки Коллажи Макеты Работа в малых группах

Интеграция урочной и внеурочной деятельности Для проведения работы над темой и проектной деятельности отводится следующее время: – часть урока по основным учебным предметам; – время занятий в группах продленного дня; – любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников. Достижению указанных выше целей и решению поставленных задач способствует применение: проектной и исследовательской деятельности; интегративной технологии деятельностного подхода к обучению; педагогической технологии развития критического мышления: технологии решения изобретательских задач; алгоритмизации обучения; организация работы учащихся в малых группах; организация внеклассной познавательной работы с учащимися.

Внеклассная познавательная работа с учащимися Познавательная деятельность ребёнка Выработка совместной тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности Проведение мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика Психолого- педагогические консилиумы; разработка коррекционных программ Организация классных часов по совершенствованию у учащихся умений и возможностей (с приглашением родителей)

Проект «Интеллектуальный марафон» Проект « Ученик года» Целями проекта являются: Выявление талантливых учащихся, их поддержка и поощрение; Повышение социального статуса и уровня знаний учащихся, усиление их общественной поддержки; Стимулирование всестороннего творчества учащихся, формирование активной жизненной позиции; Выявление и распространение опыта учебной и творческой деятельности; Формирование современного мышления.

Принципы работы с учащимися среднего и старшего звена гимназии Принципы работы: принцип индивидуализации обучения вплоть до составления индивидуальной программы обучения по предмету; принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей в области дополнительного образования; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, научного руководства; принцип саморазвития, самоопределения и саморегуляции (возрастание роли самостоятельной исследовательской деятельности учащихся);

Формы работы с учащимися среднего и старшего звена гимназии Для работы с детьми, имеющими признаки одаренности, создаются специальные условия: их вовлекают в деятельность по интересам (кружки, факультативы, клубы); проводятся олимпиады, конкурсы, соревнования; применяется междисциплинарный подход, интеграция программ, урочной и внеурочной работы; углубленно изучаются те проблемы, которые выбрали сами учащиеся; применяются индивидуальные образовательные траектории обучения; развивается умение самостоятельно работать; их обучают творческим методам работы; поощряется движение к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, к признанию своих способностей.

Диагностика одаренности: Работа психолога: Тесты креативности Э.Л. Торренса. Оценка по интеллектуальным тестам дополняется тренинговыми методами, наблюдениями, беседами, опросами и др. Одаренных детей объединяет познавательная потребность, жажда нового знания, наслаждение от труда и творчества. Работа классного руководителя: Педагогическое наблюдение, работа с портфолио ребенка. Работа Центра предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации учащихся: Выявление предметных и профессиональных предпочтений, сфер наибольшей успешности деятельности ребенка. Работа социально-воспитательной системы гимназии: Выявление уровня социальной активности и социальной адаптации ребенка. Работа заместителя директора по НМР, куратора программы «Одаренные дети», руководителя Научного общества учащихся: Установление контактов между ребенком и научным руководителем, тьютором, мониторинг успешности деятельности ребенка.

Этапы реализации программы 1-4 классы Начальная школа Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития. Развитие любознательности, расширение сферы интересов, Предоставление возможности проявить себя в различных областях, формирование развивающей среды (кружки, сохранение высокой самооценки, начальные экскурсии, беседы, творчество). Забота о сохранении физического и психического здоровья ребенка, соблюдение режима умственного труда и отдыха. Постоянное психологическое сопровождение, мониторинг развития познавательных, эмоциональных, волевых качеств личности учащихся.

Этапы реализации программы 5-7 классы Закрепление базовых учебных умений, сформированных в начальной школе. Развитие навыков учебно-исследовательской деятельности, постепенно увеличивая степень самостоятельности (формирование доминанты познавательной и социальной активности, позитивной Я-концепции). Участие в коллективных творческих делах. 8-9 классы Этап дифференциации интересов. Старт индивидуальных образовательных программ, создание творческих групп, выбор научного руководителя

Этапы реализации программы классы Этап формирования, углубления и развитие способностей ребенка. Работа учащихся по индивидуальным образовательным программам в дополнение к базовым курсам. Использование форм, методов обучения развивающих мышление, побуждающих к самостоятельной работе, ориентирующих на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Участие в работе научного общества учащихся.

Условия реализации программы: подбор высококвалифицированных педагогических кадров; стимулирование экспериментальной, научно-методической деятельности педагогического коллектива; система психолого-педагогического мониторинга; сотрудничество гимназии с высшими учебными заведениями (РГУ, КГТУ, ЗФТШ при МФТИ); сотрудничество с научно-исследовательскими учреждениями (ИЗМИРАН, АтлантНИРО, Историко-художественный музей); активное участие гимназии в научно-исследовательских конкурсах и программах (Сахаровские чтения, конкурс им. В.И. Вернадского, олимпиада МФТИ, Всероссийский конкурс "Шаг в будущее« и т.д.); расширение системы дополнительного образования.

Роль психологической службы в организации научно-исследовательской работы учащихся Направления работы психологической службы с одаренными детьми: Изучение коммуникативных умений учащихся, занимающихся в Научном обществе. Тесты для оценки нереализованного интеллектуального потенциала учащихся Использование упражнений для развития памяти, внимания, логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирование исследовательских качеств учащихся. Проведение дебатов, деловых игр, диспутов, интеллектуальных марафонов. Проведение просветительской работы с родителями учащихся, занимающихся в Научном обществе.

Гимназия – Центр научно-исследовательской работы учащихся и учителей Научно-методическая подготовка педагогов к участию в научно-исследовательской деятельности учащихся Проведение обучающих семинаров. Мастер-классы по активизации социальной и мотивационной позиции гимназиста, стимулированию научно-исследовательской деятельности. Творческие лаборатории учителей « Активные формы и методы обучения» ( ТРКМ, когнитивные технологии обучения, метод проектов, Intel) Курсовая подготовка на базе НОУ «Институт современного образования» Работа по эксперименту совместно с кафедрой инновационных технологий АПН и ППРО «Когнитивные технологии обучения: компонент личностного развития»

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность Учебно-иследовательская деятельность детей на уроках Система дополнительного образования в кружках и факультативах Научно-исследовательская деятельность в НОУ.

Подготовительная работа по организации научно- исследовательской деятельности учащихся: Определение готовности педагогического коллектива к участию в организации научно-исследовательской деятельности учащихся Выявление мнения родителей об участии детей в научно- исследовательской деятельности. Изучение мнения ученического коллектива. Анализ полученной информации на научно-методическом и педагогическом советах гимназии, определение педагогов – кураторов НОУ, создание совета НОУ. Обсуждение на совещании научных руководителей НОУ – научных сотрудников и преподавателей вузов, работников библиотек и научных центров. Этапы планирования работы научного общества учащихся.

Использование ИКТ. 20 Заполнение электронного журнала Внеурочная деятельность: основы работы со сканирующим зондовым микроскопом.

Материально-техническое обеспечение программы : Оборудование цифровой лаборатории сканирующей зондовой микроскопии Лаборатория получена в рамках реализации ПНПО. Лаборатория сканирующей зондовой микроскопии позволяет ознакомить учащихся профильных физико-математических и химико- биологических классов с новейшими достижениями отечественных технологий и привлечь наиболее талантливых школьников к исследовательской деятельности.

Создание курсов дистанционного обучения 22 ДО - форма обучения, сочетающая в себе преимущества очного и заочного обучения, при этом дает возможность учиться в удобное для себя время из любой точки земного шара.

В 2009 – 2010 году - внедрение опыта дистанционного обучения 23

24 Программно - методическое обеспечение обучающие программы контролирующие, диагностирующие материалы программы-тренажеры (сборники задач и упражнения на применение) словари, справочники и энциклопедии; хрестоматии книги для чтения Заочные экскурсии и путешествия, музеи методические материалы для учителя видеоуроки виртуальная физическая и математическая лаборатории

25

Кадровое обеспечение программы: Федеральный уровень –Белякова В.Н., победитель Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках приоритетного проекта «Образование» - Гончарова И.И., лауреат всероссийского конкурса «Педагог-психолог-2010» -Белякова В.Н. Диплом финалиста IV международный конкурс образовательных проектов «Диалог-путь к пониманию» - Савина В.В., Российский конкурс «Лучший школьный дизайн», Почётный диплом Региональный уровень - Зинатуллина И.Б., - Шеленкова Н.Ю. - победители регионального конкурса лучших учителей в рамках приоритетного проекта «Образование» -Котляр Н.Л. Свидетельство за участие Областной конкурс воспитательных программ духовно- нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи - Конкурс «Роялти-педагогу новатору» в 2009 году Победители: Голивец М.А. Данилова И.В. Топчий Н.И. Чащухина Г.Ф. Шеленкова Н.Ю.

Эксперимент по внедрению федеральных образовательных стандартов начальной ступени обучения Эксперимент по внедрению программного комплекса «1С:ХроноГраф Школа ПРОФ» Эксперимент по внедрению SMS – дневника Проект МОУ гимназии 32 г. Калининграда «Немецкий язык в гимназии для образования и интеграции» Участие в работе Фонда «Расправь крылья» программы RITA\STP (Польша), тема – управление качеством в образовании Участие в проекте Немецкого культурного центра им. Гете при Германском Посольстве в Москве «Школы: партнеры будущего» Участие в работе шведско-российского проекта «Демократизация образования» (Висбю, гимназия о.Готланд, Шведский институт, Стокгольм); Сотрудничество с фондом «Развитие стран региона Балтийского моря», направления: молодежный бизнес, экология, нанотехнологии (г. Мальмо) Соглашение о сотрудничестве в рамках инициативы «Демократизация образования» между Шведским институтом, Стокгольм и МОУ гимназией 32 г. Калининграда Научно-методическое обеспечение программы «Одаренный ребенок»

Достижения учащихся Региональный уровень Участие в региональной конференции «Юные исследователи природы и истории родного края». На региональную конференцию исследовательских работ учащихся «Юные исследователи истории родного края» представлено три работы, подготовленные педагогами Шильниковой Г.А. (2 работы) и Котляр Н.Л. (1 работа. Результаты: Сумина Екатерина, 10 класс - Лауреат региональной конференции, учитель Шильникова Г.А.

Достижения учащихся На региональную конференцию исследовательских работ учащихся «Юные исследователи природы родного края» представлено пять работ. Результаты: два диплома лауреатов региональной конференции (Топчий Ксения и Сотникова Кристина,; Кучеренко Мария и Симонова Екатерина) Всероссийский и международный уровень Кучеренко М. и Симонова Ек. – лауреаты заочного этапа Всероссийского детского конкурса исследовательских работ «Первые шаги в науке» Кучеренко Мария – участник Всероссийского форума «Созвездие талантов», включающего конференцию «Первые шаги в науку», лауреат I степени X Всероссийской конференции учащихся Первые шаги в науку». Кучеренко Мария – лауреат I степени Всероссийского заочного конкурса Первые шаги в науку». Афанасьева Дарья - лауреат II степени Всероссийского заочного конкурса Первые шаги в науку».

Достижения учащихся Лауреатами Всероссийского открытого заочного конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» стали пятеро учащихся гимназии: Алексей Петров, Дарья Азаревич, Анна Агафонова, Дарья Афанасьева, Ольга Напреенко. Алексей Петров стал лауреатом I степени, победителем IV Всероссийского открытого конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» Куватов Никита, Ильина Виктория, Петров Алексей стали лауреатами Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ,НАУКА,КУЛЬТУРА» г.

Достижения учащихся Усман Бен, ученик 11 класса, получил диплом II степени как победитель Двенадцатой международной конференции научно-технических работ школьников «Старт в науку» 2010 г. Диплом III степени получил ученик 11 класса Алексей Боголюбский. Артемова Мария и Гладкова Алина стали дипломантами конференции "XX Международные Сахаровские чтения" по физике. Артемова Мария стала дважды лауреатом и обладателем специального диплома конференции "XX Международные Сахаровские чтения" по математике.

Тарасюк Александра, призер Всероссийской олимпиады по русскому языку; Филатова Янина, призер Всероссийской олимпиады по ОБЖ; Боголюбский Алексей, победитель региональной олимпиады по информатике и ИКТ; Меганов Александр, победитель региональной олимпиады по физике. Наиболее известные выпускники гимназии -2010

Программа «Одаренный ребенок» 12 учащихся гимназии награждены денежным поощрением в рамках ПНПО по направлению «Поддержка способной и талантливой молодежи» за последние 3 года. 19 учащихся гимназии получили стипендии Губернатора Калининградской области в 2010 г.