Особый порядок в устройстве русской избы Над проектом работали учащиеся 5»А» класса ГОУ СОШ 697.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Убранство русской избы Тема 2 Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов.
Advertisements

Древние корни народного искусства Убранство русской избы.
Меринова Л.И. Учитель МОУ СОШ 49. СОДЕРЖАНИЕ: 1.Русская изба 2.Декор избы 3.Символика 4.Резьба в декоре избы 5.Практическая работа.
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов им. Ю. Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области Александров Николай.
Интерьер крестьянского дома Народное жилище «Изба»
Интерьер крестьянского дома Подготовила учитель ИЗО Заика Н В.
Русская изба. Фасад северной избы Символика в резном убранстве избы Конь – охлупень – Конь – охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал.
Изобразительное искусство Декоративное рисование 5 класс «Что нам стоит дом построить» Юматова Юлия Алексеевна МБОУ СОШ 1 р.п. Тумботино Павловский район.
«Внутренний мир русской избы».
Древние корни народного искусства Выполнил Рыжова Н.П, преподаватель ИЗО МБОУ СОШ с УИОП 183 имени Р.Алексеева.
МБОУ «Курская средняя общеобразовательная школа» Урок изобразительного искусства 5 класс 5 класс I четверть Тема: «Внутренний мир русской избы» Учитель:
Урок изобразительного искусства 5 класс 5 класс I четверть Тема: «Внутренний мир русской избы» Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства.
Внутренний мир русской избы. Домашняя работа Карандаш, ножницы, гуашь, кисти, стакан для воды, салфетка-промокашка, альбом, тетрадь В тетрадь : в чем.
Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище.
Урок изобразительного искусства 5 класс «Убранство русской избы» Составила: учитель ИЗО Шаньшерова М.М. Г. Белоярский ХМАО-Югра.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Крыша Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Её завершал «охлупень», или «конёк». Резная.
Жилище древних славян Учитель начальных классов МОУ «СОШ 6» г. Корсаков Глоба С.Н.
В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном :Светится лампадка в сумраке ночном : Слабый огонечек то совсем замрет,Слабый.
Домашнее задание: Принести: цветную бумагу Ножницы, клей Восковые мелки или гуашь и кисти.
Транксрипт:

Особый порядок в устройстве русской избы Над проектом работали учащиеся 5»А» класса ГОУ СОШ 697

Содержание Дом – родной кров Дом – родной кров Дом-изба – как часть вселенной Дом-изба – как часть вселенной Три яруса в устройстве избы Три яруса в устройстве избы Элементы декора избы Элементы декора избы Внутренний мир избы Внутренний мир избы Символика в интерьере избы Символика в интерьере избы Символика предметов быта Символика предметов быта Заключение Заключение Северная изба

Дом – родной кров Богаты и разнообразны традиции русского деревянного зодчества. Они складывались веками и имели местные особенности. Только этнографические исследования помогают нам изучить традиции и особенности в строительстве дома-избы. Люди строили свой мир, в котором присутствовало неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Строили дома-избы из дерева, отсюда и слово деревня. Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. Для русского человека дом был космосом, который хранил дух и душу многих живших поколений, а спутником человека было дерево. Старики говорили: «В дереве-дому человек живет, из дерева пьет, на дереве ест, дерево в старости третьей подсобной ногой предстает…». В основе народного представления о доме лежит понимание родного крова, объединяющего людей, дома – это «у себя», «среди своих». Дом- кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Северная изба

Изба - как часть вселенной Изба - как часть вселенной Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов Прежде чем построить дом хозяин выбирал место для строительства, на выбранном месте чертил квадрат разделяя его крестообразной фигурой на четыре части в центре каждой клал по камню- зерну (знак плодородной земли. В некоторых местностях в центре постройки вкапывали березу на неё вешали икону и она стояла до окончания строительства, как мировое дерево в центре вселенной. Под первый венец (в месте красного угла) клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан и воск. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, присваивая себе малую часть вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Изба - как часть вселенной Изба - как часть вселенной В устройстве жилища человек стремился привнести порядок, наполнить его образами привлечь к дому силы добра, а от зла уберечься. Дом языком узоров рассказывает как устроен мир в них нашли отражение четыре стихии: солнце, огонь, земля и вода. Люди всегда ощущали свою связь с солнцем, свою зависимость от него, как символа добра, радости, и света. Поэтому в мифологии всех народов присутствует культ солнца. В языческой мифологии Даждьбог был богом солнца люди почитали его и приклонялись перед ним. Солнечные изображения проникали в древности и сегодня в повседневный быт в виде символических его изображений. Архитектурный узор не был простой суммой отдельных знаков, даже таких могущественных как Солнце, это была защита при помощи макрокосмоса, тщательно воспроизведенного во всех элементах декора избы. Знаки солнца и земли

Три яруса в устройстве избы Дом поволжского типа Дом снаружи делился на три яруса Третий ярус – снаружи дома. Крыша как небесный свод. Второй ярус – здесь живут люди. Как и полагается около ствола мирового дерева. Мировое дерево (древо жизни)– объединяет в единое целое весь мир: верх и низ, небо и землю, предков и потомков, все четыре стороны света, четыре стихии. Первый ярус – земля предков. Своего рода подземное царство обиталище змея, повелителя подземного царства. Здесь хранятся плоды – то, что вырастил человек вместе с природой. Каждый ярус украшался по определенным правилам.

Крыша, как небесный свод В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома. На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице» -писал С. Есенин.

Элементы украшения крыши Элементы украшения крыши Причелины украшали скаты крыши символизируя «небесные хляби». Наши предки считали, что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы изображенные иногда в два-три ряда отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки – символизировали капли воды это схема образования и передачи воды на землю. Очень нарядными были избы Поволжья, севера и средней полосы России.

Элементы украшения крыши. Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восьмью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля, ромб или квадрат прочерченные вдоль и поперек.

Элементы декора избы Нельзя забыть и о лобовой доске, которая прибивалась в верхней части бревенчатого сруба, и несла в себе функциональное и декоративное назначение. На ней стелются ветви растений обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Лобовая доска

Окна- глаза дома Окна – это глаза дома их украшали наличниками и ставнями. Закрытые ставни говорили о том, что все спят или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром и потому так наряден декор окон. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы- собаки, все они олицетворяли небесную сферу, водную стихию. Образы животных порой едва угадываются, насколько декоративно они решены, словно перерастают в растительный узор. Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и матери-земли.

Окна – глаза дома Наиболее изощренным охранительным комплексом являются украшение окон светелок чердачных помещений второго этажа, поднятые на высоту они видны издалека, их магическая сила простиралась дальше. В наличниках-теремках картина мира, передаваемая узорами, трехъярусная: нижний донный – представлен мордами ящуров; средний – земной, знаком растительности и птицами; верхний – небесный, представлен тремя позициями солнца.

Внутренний мир избы Внутренний мир избы У каждого дома было крыльцо «распахнутые руки» дома. Оно находилось с южной стороны дома и связывало избу с улицей, соседями. Поднимаясь на красное резное крыльцо и пройдя через сени мы попадаем в мир домашней жизни.

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром… Л. Мей Внутренний мир избы Внутренний мир избы Низкая дверь и высокий порог волей-неволей заставляли даже не желающего поклониться хозяевам дома. Внутренняя планировка крестьянской избы была подчинена достаточно строгим хотя и неписанным законам. Вдоль всех стен тянулись лавки. От двери до боковой стены была устроена широкая лавка с крышкой, забранная снизу досками, - так называемый «коник». Вертикальная доска вырезалась сверху в форме конской головы, на ней мужчины мастерили. Около печи – судная (посудная) лавка, где хозяйкой была старшая женщина в доме. Над лавками, вдоль всех стен устраивали лавки «полавочники», на которых хранились предметы домашнего обихода.

Внутренний мир избы Внутренний мир избы Важное место в доме занимала печь, с ней связан весь быт и жизнь крестьянина. По диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, а сам угол звался красным. Одним из обязательных элементов интерьера были палати, расположенные либо на уровне печи или приподнимались над уровнем пола.

Символика в предметах быта Предметам быта была присуща тоже определенная символика. Они словно воскрешали легенду о солнце, совершающем дневной путь в колеснице, запряженной конями и возвращающемся в золотой дворец в ладье. В народных представлениях ковш-конюх олицетворял собой хозяина дома, ковш- утица (скопкарь) связывался с образом гостеприимной хоэяйки.

Символика в предметах быта Вальки С Солонка Пряничная доска Ковш- черпак Ковш-наливка Рубель Солонки Игрушечные креслица, уточки не что иное, как солоницы, затейливо украшенные знаками солнца. Вальки, которыми женщины выколачивали при стирке бельё, имеют форму женской фигуры, а резной декор смотрится как нарядные одежды. Рубель, им разглаживали холсты, пряничные доски и ковши украшает резное узорочье с символами солнца.

Заключение Мир созданный руками талантливого народного мастера, приобретал праздничную нарядность. Как преображался крестьянский дом в солнечный день, он словно светился на солнце, украшенный кружевом резьбы. Деревянная резьба создавала на фасаде и на крыше дома сложную и глубоко продуманную, сложившуюся веками композицию. Искусство украшения дома и символика связанная с ним продолжает радовать нас и сейчас. Мастера резьбы по дереву широко используют древние традиции в своей работе. И теперь, когда под новым светом, И моей коснулась жизнь судьбы, И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно останусь я поэтом Все равно останусь я поэтом Золотой бревенчатой избы. Золотой бревенчатой избы. С. Есенин С. Есенин