Психолого-педагогическое сопровождение формирования регулятивных учебных действий учащегося и индивидуальной образовательной траектории. Браславский Дмитрий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Нелинейное расписание, как средство индивидуальной траектории развития подростка.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Формирование УУД Педагогические технологии. НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Диагностика Развитие и психокоррекция Просвещение Педагогический консилиум Психологическая служба Вступительное тестирование Отслеживание динамики развития.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ 498 Невского района Санкт-Петербурга Публичный отчет по итогам деятельности опытно-экспериментальной.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Развитие универсальный учебных действий: теория и практика А.Т.Злобина Кандидат психологических наук, доцент кафедры ДиНО РО ИПК и ПРО.
Транксрипт:

Психолого-педагогическое сопровождение формирования регулятивных учебных действий учащегося и индивидуальной образовательной траектории. Браславский Дмитрий Юрьевич, заместитель директора гимназии 201 по ИД.

Цели субъектов образовательной деятельности УправленецУчительРодительУченик Соответствие внешним требованиям. +? - Реализация своего понимания запросов общества, целей и задач в образовании. +? Реализация целей других субъектов образовательной деятельности. +? - Собственная самореализация и комфортность. +?

Смена структуры мотива учащегося Классы Мотивация Познавательная: В норме На практике Оценочная: В норме На практике (думаем) На практике (на деле) Смысловая: В норме На практике

Мотивирование в образовательной практике Познавательное Предложение интересных направлений, тем, объектов исследования, способов деятельности, пространств деятельности – на длительной системной основе. Оценочное Собственно оценка, похвала или порицание значимого учителя, принуждение соотносить свои действия с нормативно одобряемыми, попытка добиться похвалы или порицания родителя, сравнение в логике соревнования (рейтинг), грамота… Смысловое Прояснение смыслов, целей и ценностей учащегося, участие в их развитии, апелляция к ним, подбор направлений деятельности в соответствии с их актуальным состоянием и перспективами развития.

Причины неуспешности Несоответствие образовательным особенностям Круг интересов, собственные цели УУД Внимание, память, каналы восприятия Дисгармония Эмоциональный дискомфорт Режим дня, организация работы Кризис прежнего мотива к обучению

«Если бы я приказал генералу порхать с цветка на цветок подобно бабочке, или написать трагическую пьесу, или превратиться в птицу, парящую над морем, а генерал не исполнил полученный приказ, кто из нас двоих был бы повинен в этом?» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Реакция на образовательную неуспешность Оценочная Школьная оценка, эмоциональное неодобрение, апелляция к неодобрению родителями Административная Принятие нормативно- официального решения Системная Совместные с учеником анализ причин, выработка плана, выполнение, контроль выполнения, оценка результата

Реакция на одарённость ОценочнаяШкольная оценка, эмоциональное одобрение, грамота… РесурснаяМаксимальное использование возможностей ученика для пополнения портфолио: -ученика; -учителя; - гимназии СистемнаяФормирование индивидуальной образовательной траектории; согласование образовательных воздействий гимназии, семьи, внеурочных ОУ; поиск новых решений для особых образовательных потребностей – внутри и вне урока, внутри и вне гимназии

Индивидуальная образовательная траектория как инструмент интеграции образовательного пространства Иностран ные языки Творчество Словес- ность Матема- тика Общест- венные науки Естест- венные науки план образовательный Личный

Развитые регулятивные универсальные учебные действия учащегося предполагают, в том числе: Невысокую эффективность оценочных воздействий на мотивацию к обучению Объективную оценку адекватности внешних требований Самостоятельную ориентацию в информационном пространстве Потребность в большей самостоятельности, ответственности и свободе, в большем личном достоинстве в образовательном пространстве

Психологические аспекты качества образовательной среды деятельности учащегося. Психофизиологическое благополучие учащегося Соответствие образовательной практики его психофизиологическим особенностям Психоэмоциональное благополучие учащегося Комфортность образовательного пространства в гимназии и вне гимназии Зона ближайшего развития учащегося Соответствие образовательных воздействий задачам ближайшего развития Структура мотивов учащегосяСоответствие мотивирующих воздействий взрослых задачам развития мотивации учащегося

«Группы риска» в гимназическом образовании Неуспешные учащиеся«Синдром неудачника», накопление отставания в знаниях и УУД, поиск способов реализации вне образовательной деятельности Одарённые учащиесяВозможность перегрузки, несоответствие предлагаемой деятельности образовательным потребностям, формирование гипертрофированного «Я-идеального», амбиции родителей и учителей Мотивированные учащиесяЗависимость от внешней оценки, возможность перегрузки, несоответствие предлагаемой деятельности образовательным потребностям, формирование гипертрофированного «Я- идеального», амбиции родителей и учителей Учащиеся с выраженными особенностями учебной деятельности Несоответствие предлагаемой деятельности её особенностям у данного учащегося

Диагностические критерии выявления психологических проблем образовательной деятельности учащегося. 1) Уровни школьной и общей тревожности. 2) Развитие ВПФ. 3) Структура мотивации к обучению. 4) Развитие «Я-концепции». 5) Уровень субъективной локализации контроля. 6) Уровень эмоционального интеллекта. 7) Уровень коммуникативной компетентности. 8) Доминирующий канал и особенности восприятия информации. 9) Работоспособность, утомляемость.

Регулятивные универсальные учебные действия учащегося и его личностный рост. Критерии личностного роста: Открытость внутреннему опыту Понимание себя Ответственная свобода Целостность Динамичность Принятие других Понимание других Социализированность Творческая адаптивность

Психологические условия развития регулятивных УУД учащегося. Адекватный уровень личностной зрелости учащегося. Потребность учителя в партнёрстве с учащимся в образовательной деятельности, способность к диалогу Вариативность образовательного пространства класса, гимназии, индивидуализация. Признание образовательной системой субъектности всех участников образовательного процесса Психологическая, эмоциональная комфортность учащегося в гимназии и других пространствах Адекватный потребностям и проблемам учащегося уровень психолого-педагогической поддержки

Комплексная индивидуальная карта образовательной деятельности учащегося 1. Мониторинг учебной деятельности гимназистов. 1) Текущая успеваемость учащегося. 2) Данные Статград по учащемуся. 3) Данные об участии в предметных и межпредметных олимпиадах и конкурсах. 4) Посещение учащимся факультативов. 5) Анализ данных мониторинга образовательных предпочтений учащихся на основании данных Личных образовательных планов. 2. Мониторинг качества педагогической поддержки учащихся: 1) Статус учащегося в учебном сообществе. 2) Коммуникативные и организаторские способности учащегося. 3) Данные о занятиях в сфере дополнительного образования. 4) Данные об участии в самоуправлении. 5) Данные о наличии / отсутствии правонарушений. 3. Мониторинг комфортности в образовательном пространстве. 1) Данные об уровне тревожности учащегося. 2) Данные о субъективной локализации контроля учащимся. 3) Данные по развитию «Я-концепции» учащегося. 4) Данные по мотивации достижения успеха / избегания неудачи у учащегося.

4. Мониторинг развития интеллектуальной сферы учащегося. 1) Показатели развития памяти учащегося. 2) Показатели концентрации внимания учащегося. 3) Показатели развития логического мышления. 4) Показатели работоспособности / утомляемости. 5. Мониторинг развития эмоционального и социального интеллекта учащегося. 1. Показатели коммуникативной компетентности учащегося. 2. Показатели эмоциональной креативности учащегося. 3. Данные о направленности личности учащегося. 6. Мониторинг психофизиологического здоровья учащегося. 1. Данные о текущей заболеваемости учащегося. 2. Данные о спортивных занятиях учащегося. 3. Данные по соблюдению учащимся норм здорового образа жизни. 7. Мониторинг профессиональной квалификации педагогического персонала, работающего с учащимся. 1) Данные о прохождении аттестаций. 2) Данные о наградах, званиях, научных степенях и участии в профессиональных конкурсах. 3) Данные о публикациях и методических разработках. 4) Данные о стаже работы. 5) Данные внутришкольного контроля. 6) Данные о применении современных образовательных технологий.

Роль психолого-педагогического консилиума в создании условий для развития регулятивных УУД учащихся Сопоставление несовпадающих взглядов и подходов Согласование позиций субъектов образовательного процесса, включая учащегося и его родителей. Выработка согласованного, совместного с учащимся плана решения его образовательных проблем. Возможность контроля реализации плана его участниками, коррекции содержания плана. Развитие у учащегося навыков самостоятельной оценки своего образовательного благополучия, самостоятельного целеполагания, планирования своей образовательной деятельности

Возможный алгоритм реализации решений психолого-педагогического консилиума Выработка рекомендаций Разработка поэтапного плана Внесение изменения в формы и методы образовательного процесса Контроль динамики, коррекция целей, задач и ранее принятых решений

Формирование индивидуальной образовательной траектории Сбор первичных данных Анализ данных Проектирование образовательной траектории (кластер; ТЬЮТОР) Практическая апробация траектории Сбор данных Коррекция образовательной траектории (кластер; ТЬЮТОР) Коррекция образовательной среды (макроуправленческие решения) Сопоставление данных