Психолого-педагогическое сопровождение формирования регулятивных учебных действий учащегося и индивидуальной образовательной траектории. Браславский Дмитрий Юрьевич, заместитель директора гимназии 201 по ИД.
Цели субъектов образовательной деятельности УправленецУчительРодительУченик Соответствие внешним требованиям. +? - Реализация своего понимания запросов общества, целей и задач в образовании. +? Реализация целей других субъектов образовательной деятельности. +? - Собственная самореализация и комфортность. +?
Смена структуры мотива учащегося Классы Мотивация Познавательная: В норме На практике Оценочная: В норме На практике (думаем) На практике (на деле) Смысловая: В норме На практике
Мотивирование в образовательной практике Познавательное Предложение интересных направлений, тем, объектов исследования, способов деятельности, пространств деятельности – на длительной системной основе. Оценочное Собственно оценка, похвала или порицание значимого учителя, принуждение соотносить свои действия с нормативно одобряемыми, попытка добиться похвалы или порицания родителя, сравнение в логике соревнования (рейтинг), грамота… Смысловое Прояснение смыслов, целей и ценностей учащегося, участие в их развитии, апелляция к ним, подбор направлений деятельности в соответствии с их актуальным состоянием и перспективами развития.
Причины неуспешности Несоответствие образовательным особенностям Круг интересов, собственные цели УУД Внимание, память, каналы восприятия Дисгармония Эмоциональный дискомфорт Режим дня, организация работы Кризис прежнего мотива к обучению
«Если бы я приказал генералу порхать с цветка на цветок подобно бабочке, или написать трагическую пьесу, или превратиться в птицу, парящую над морем, а генерал не исполнил полученный приказ, кто из нас двоих был бы повинен в этом?» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
Реакция на образовательную неуспешность Оценочная Школьная оценка, эмоциональное неодобрение, апелляция к неодобрению родителями Административная Принятие нормативно- официального решения Системная Совместные с учеником анализ причин, выработка плана, выполнение, контроль выполнения, оценка результата
Реакция на одарённость ОценочнаяШкольная оценка, эмоциональное одобрение, грамота… РесурснаяМаксимальное использование возможностей ученика для пополнения портфолио: -ученика; -учителя; - гимназии СистемнаяФормирование индивидуальной образовательной траектории; согласование образовательных воздействий гимназии, семьи, внеурочных ОУ; поиск новых решений для особых образовательных потребностей – внутри и вне урока, внутри и вне гимназии
Индивидуальная образовательная траектория как инструмент интеграции образовательного пространства Иностран ные языки Творчество Словес- ность Матема- тика Общест- венные науки Естест- венные науки план образовательный Личный
Развитые регулятивные универсальные учебные действия учащегося предполагают, в том числе: Невысокую эффективность оценочных воздействий на мотивацию к обучению Объективную оценку адекватности внешних требований Самостоятельную ориентацию в информационном пространстве Потребность в большей самостоятельности, ответственности и свободе, в большем личном достоинстве в образовательном пространстве
Психологические аспекты качества образовательной среды деятельности учащегося. Психофизиологическое благополучие учащегося Соответствие образовательной практики его психофизиологическим особенностям Психоэмоциональное благополучие учащегося Комфортность образовательного пространства в гимназии и вне гимназии Зона ближайшего развития учащегося Соответствие образовательных воздействий задачам ближайшего развития Структура мотивов учащегосяСоответствие мотивирующих воздействий взрослых задачам развития мотивации учащегося
«Группы риска» в гимназическом образовании Неуспешные учащиеся«Синдром неудачника», накопление отставания в знаниях и УУД, поиск способов реализации вне образовательной деятельности Одарённые учащиесяВозможность перегрузки, несоответствие предлагаемой деятельности образовательным потребностям, формирование гипертрофированного «Я-идеального», амбиции родителей и учителей Мотивированные учащиесяЗависимость от внешней оценки, возможность перегрузки, несоответствие предлагаемой деятельности образовательным потребностям, формирование гипертрофированного «Я- идеального», амбиции родителей и учителей Учащиеся с выраженными особенностями учебной деятельности Несоответствие предлагаемой деятельности её особенностям у данного учащегося
Диагностические критерии выявления психологических проблем образовательной деятельности учащегося. 1) Уровни школьной и общей тревожности. 2) Развитие ВПФ. 3) Структура мотивации к обучению. 4) Развитие «Я-концепции». 5) Уровень субъективной локализации контроля. 6) Уровень эмоционального интеллекта. 7) Уровень коммуникативной компетентности. 8) Доминирующий канал и особенности восприятия информации. 9) Работоспособность, утомляемость.
Регулятивные универсальные учебные действия учащегося и его личностный рост. Критерии личностного роста: Открытость внутреннему опыту Понимание себя Ответственная свобода Целостность Динамичность Принятие других Понимание других Социализированность Творческая адаптивность
Психологические условия развития регулятивных УУД учащегося. Адекватный уровень личностной зрелости учащегося. Потребность учителя в партнёрстве с учащимся в образовательной деятельности, способность к диалогу Вариативность образовательного пространства класса, гимназии, индивидуализация. Признание образовательной системой субъектности всех участников образовательного процесса Психологическая, эмоциональная комфортность учащегося в гимназии и других пространствах Адекватный потребностям и проблемам учащегося уровень психолого-педагогической поддержки
Комплексная индивидуальная карта образовательной деятельности учащегося 1. Мониторинг учебной деятельности гимназистов. 1) Текущая успеваемость учащегося. 2) Данные Статград по учащемуся. 3) Данные об участии в предметных и межпредметных олимпиадах и конкурсах. 4) Посещение учащимся факультативов. 5) Анализ данных мониторинга образовательных предпочтений учащихся на основании данных Личных образовательных планов. 2. Мониторинг качества педагогической поддержки учащихся: 1) Статус учащегося в учебном сообществе. 2) Коммуникативные и организаторские способности учащегося. 3) Данные о занятиях в сфере дополнительного образования. 4) Данные об участии в самоуправлении. 5) Данные о наличии / отсутствии правонарушений. 3. Мониторинг комфортности в образовательном пространстве. 1) Данные об уровне тревожности учащегося. 2) Данные о субъективной локализации контроля учащимся. 3) Данные по развитию «Я-концепции» учащегося. 4) Данные по мотивации достижения успеха / избегания неудачи у учащегося.
4. Мониторинг развития интеллектуальной сферы учащегося. 1) Показатели развития памяти учащегося. 2) Показатели концентрации внимания учащегося. 3) Показатели развития логического мышления. 4) Показатели работоспособности / утомляемости. 5. Мониторинг развития эмоционального и социального интеллекта учащегося. 1. Показатели коммуникативной компетентности учащегося. 2. Показатели эмоциональной креативности учащегося. 3. Данные о направленности личности учащегося. 6. Мониторинг психофизиологического здоровья учащегося. 1. Данные о текущей заболеваемости учащегося. 2. Данные о спортивных занятиях учащегося. 3. Данные по соблюдению учащимся норм здорового образа жизни. 7. Мониторинг профессиональной квалификации педагогического персонала, работающего с учащимся. 1) Данные о прохождении аттестаций. 2) Данные о наградах, званиях, научных степенях и участии в профессиональных конкурсах. 3) Данные о публикациях и методических разработках. 4) Данные о стаже работы. 5) Данные внутришкольного контроля. 6) Данные о применении современных образовательных технологий.
Роль психолого-педагогического консилиума в создании условий для развития регулятивных УУД учащихся Сопоставление несовпадающих взглядов и подходов Согласование позиций субъектов образовательного процесса, включая учащегося и его родителей. Выработка согласованного, совместного с учащимся плана решения его образовательных проблем. Возможность контроля реализации плана его участниками, коррекции содержания плана. Развитие у учащегося навыков самостоятельной оценки своего образовательного благополучия, самостоятельного целеполагания, планирования своей образовательной деятельности
Возможный алгоритм реализации решений психолого-педагогического консилиума Выработка рекомендаций Разработка поэтапного плана Внесение изменения в формы и методы образовательного процесса Контроль динамики, коррекция целей, задач и ранее принятых решений
Формирование индивидуальной образовательной траектории Сбор первичных данных Анализ данных Проектирование образовательной траектории (кластер; ТЬЮТОР) Практическая апробация траектории Сбор данных Коррекция образовательной траектории (кластер; ТЬЮТОР) Коррекция образовательной среды (макроуправленческие решения) Сопоставление данных