МОУ «Большегривская СОШ» Нововаршавского района Омской области Команда «Успех», 5 класс (регистрационный 571) III Этап «Фразеологическое лото»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
3 _ МОУ «Новопокровская СОШ» _ Команда «Умники и умницы» 4 класс 3 этап « Фразеологическое лото.
Advertisements

ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 123 с углубленным изучением отдельных предметов им. Охрименко О. И.» «Второклашки» III этап «Фразеологическое лото»
3_Лузино1_Огоньки III этап «Фразеологическое лото»
Фразеологизмы и их роль в русском языке Проект : Почему мы так говорим?
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по русскому языку в 9 классе (методическая разработка при подготовке к ГИА) Автор: Автор: Васильева Надежда.
Фразеологизмы и их роль в русском языке 6 класс Учитель Ильина Вера Викторовна.
Урок разработан учителем начальных классов Таюрской Еленой Андреевной.
3_122_Гном и компания_69 Команда «Гном и компания» усердно разбирала фразеологизмы, изучала словари, обращалась за разъяснениями к родителям и старшеклассникам.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – « выражение » Logos – « учение »
Цели урока : - познакомить учащихся с фразеологизмами ; - учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения ; - учить находить фразеологизмы.
Не спеши языком – Сам пропадай – С кем поведёшься – Труд человека кормит - Глаза смотрят - Хочешь много знать - Ученье – свет, По одёжке встречают - Грамоте.
I тур. «Темная лошадка» II тур. Разминка. III тур. «Вот где собака зарыта» IV тур. «Фразеологическое лото» V тур«Фразеологический зверинец» VI Что говорят.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Задачи урока Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов Сравнение фразеологизма и слова, фразеологизма.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Фразеологизмы. Весь день Глеб бездельничал. Весь день Глеб собак гонял. Весь день Глеб валял дурака. Весь день Глеб лежал на боку. Весь день Глеб корчил.
Транксрипт:

МОУ «Большегривская СОШ» Нововаршавского района Омской области Команда «Успех», 5 класс (регистрационный 571) III Этап «Фразеологическое лото»

Ответы к заданию 1. «Их знают все» Его именем называют пустую бумажку, не имеющую никакой реальной ценности. Филя (Филька, Филимон) ФИЛЬКИНА ГРАМОТА. Пустая, ничего не стоящая бумажка; документ, не имеющий юридической силы. Во времена царя Ивана Грозного московский митрополит Филипп, образованный и пресвященный человек, выступал против царской политики, террора и насилия. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь не желал прислушиваться к нему, презрительно называл его Филька, а его послания – филькиными грамотами.

Давным-давно жил- был новгородский князь, и так он прославился своей изворотливостью, что его имя стало нарицательным, равнозначным слову хитрец. Патрикей. Патрикей - имя старинное, происходит от латинского слова патриций, т.е. аристократ. В старину ц произносилось как к - вот и получилось Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода. Около 700 лет назад жил новгородский князь Патрикей Наумович. Он настолько прославился своей изворотливостью, что его имя стало нарицательным, равнозначным слову хитрый (хитрец). (Не случайно же в народных сказках Лиса прозывается Патрикеевна).

Его имя вспоминают, когда хотят назвать человека без убеждений и традиций. Иван, не помнящий родства ( человек без убеждений и традиций). В XIX в. получает распространение условное фразовое имя Иван. Не помнящий родства (не помнящий родства Иван; Иван Непомнящий), употреблявшееся в официальных документах для лиц, забывших свое имя или намеренно его скрывающих. А в народе всех, кто отрекался от родных, друзей стали называть «Иванами, не помнящими родства». Часто называли их: Иван непомнящий, Иван с воли, Иван где день где ночь, Иван безродный, иногда давали фамилию «Бесфамильный».

Так вам скажут, если вы не заслуживаете лучшего По Сеньке и шапка (каждому честь по заслугам). В древней Руси знатность боярина легко можно было установить по высоте его меховых горлатных шапок (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя). Чем знатней был вельможа, тем выше была его шапка. Простолюдин не имел права на ношение роскошных шапок.

Как называют человека, который никому и ничему не верит. ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ (ирон.),то же, что Фома неверный). В евангельском рассказе говорится об апостоле Фоме, который не поверил сообщению о воскресении распятого Христа: "Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра его, не поверю".

Ответы на задание 2. «Зоопарк» 1.Действовать с самого главного 2.Не к чему придраться 3.Проучить 4.Безобидный, добродушный 5. Пытаться выполнить два разных дела 6.Сильно преувеличивать что-либо 7.Ничем не выделяющийся человек 8.Свободно, хорошо 9. Хоть бы что 10. Хороший, но случайно сбившийся с пути человек 11. Молчаливый и покорный человек, который вдруг проявил упрямство 12. Человек, пытающийся казаться более значительным, чем есть на самом деле 1.Брать быка за рога 2.Комар носа (носу) не подточит 3.Показать, где раки зимуют 4.Мухи не обидит(не обидел) 5.Гнаться(гоняться) за двумя зайцами 6.Делать из мухи слона 7.Ни рыба ни мясо 8.Как (словно, будто, точно) рыба в воде 9.Как (будто, словно, точно) с гуся вода 10.Овца заблудшая 11.Валаамова ослица 12.Ворона в павлиньих перьях Ответы к заданию 2. «Зоопарк »

13.Крокодиловы слезы 14.Лебединая песня 15.Вот где собака зарыта 16.Пишет как курица лапой 17.На сердце кошки скребут 18.Делить шкуру неубитого медведя 19.Синяя птица 20.Не все коту масленица 21.Работает как вол 22.Вертеться как белка в колесе 23.Трещит как сорока 24.Три кита 25.Собака на сене 13.Притворные слёзы, притворное сожаление 14.Последнее произведение; последнее проявление таланта 15. В этом заключается главное 16.Неаккуратно, неразборчиво 17. Одолевает тоска 18. Ссориться из-за того, чего нет 19.Символ счастья, удачи 20.В жизни бывают не только удовольствия 21. Без отдыха; изо всех сил 22.Находиться в постоянных хлопотах, суетиться 23. Говорит без умолку, много 24. Три важнейшие части чего- либо 25. Не пользуется чем-либо сам и другим не даёт

Ответы к заданию 3. «Вот так Шурик!» Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

Считать ворон – быть невнимательным, мечтать Бить баклуши – ничего не делать, бездельничать Гонять лодыря – бездельничать Палец о палец не ударил – ничего не делать Все нипочем - безразлично Сквозь землю провалился – очень сильно желать исчезнуть куда-либо, пропасть Угрызения совести – сожаление о чём-либо В одно ухо влетает в другое вылетает – быстро забывать услышанное От горшка два вершка – человек маленького роста Коломенская верста – человек очень высокого роста Как с гуся вода – безразлично Что об стенку горох – все равно Бросать слова на ветер – говорить впустую Сидеть сложа руки – ничего не делать, бездействовать Всыпать но первое число – наказать Задать баню – сильно бранить, наказывать Снять стружку – отчитывать, критиковать кого-либо Показать где раки зимуют – проучить, наказать

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, мечтать, бездельничать. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, ничего не делал, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все безразлично. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте нам давно бы было стыдно и мы сожалели бы. А этому, что ни толкуй – все быстро забывает. И таким он, оказывается, был и когда был маленьким, и теперь, став большим. Ему все безразлично. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен говорить впустую и бездействовать. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурика наказать.

За тридевять земель – Рукой подать (Далеко - близко) Повесить голову – Воспрянуть духом (Грустить - радоваться) С гулькин нос – Хоть пруд пруди (Мало - много) Выйти из себя – Взять себя в руки (Рассердиться - успокоиться) Ответы к заданию 4. «Найди пару»

Мы не стали бить баклуши, Носы не повесили. Рукава все засучили, За и против взвесили. Крокодилу слёзы тёрли, Волку шкуру меряли. Мы не зря здесь побывали: В ЧУДЕСА поверили. В зоопарк мы завернули, Быка взяли за рога, Попытались мы из мухи Сделать важного слона. Сеньке шапку подарили, Фильке грамоту вручили. Хоть Фома и не поверил, Патрикей его уверил, Что Иван Непомнящий Ждёт от всех нас помощи. Рефлексия