Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов Учащиеся 11 класса: Сергунина Диана Германовна, Бадиль Кристина Константиновна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой 11 класс Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ « Средняя общеобразовательная школа 2 г. Облучье»
Advertisements

Тема проекта: Авторская песня – это стихийность или закономерность? Авторы: Скворцова Ирина, Ярошенко Светлана, учащиеся 9 класса.
Философские миниатюры И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе»
Глубина поэтического мира Есенина
А иначе зачем на земле этой вечной живу ? Урок – размышление о жанре авторской песни. Презентацию составила: Софронова М.В.
Тема учебного проекта: Пушкинские традиции в творчестве поэтов Серебряного века. Творческое название: Два начала Автор: Миллер Ольга Валерьевна Алимова.
Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
Интегрированный урок в 11 классе Литературно – музыкальная композиция «Наполним музыкой сердца» Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Валентина Тихоновна Дорожкина (род. 1939, г. Мичуринск Тамбовской области) поэт, прозаик, журналист, заслуженный работник культуры России (1997), руководитель.
«Прасол Кольцов, не умевший писать грамотно, был гораздо цельнее, умнее и образованнее всех современных молодых поэтов, взятых вместе». А. П. Чехов «Прасол.
Цели и задачи работы Проследить влияние православных традиций на поэзию Сергея Есенина, понять истоки необычайной притягательности его поэтического слова.
«За горами, за жёлтыми долами…» За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с.
Если душа родилась крылатой Если душа родилась крылатой (раздел посвящен М. Цветаевой) Искала судьбы для себя беспокойной Искала судьбы для себя беспокойной.
Сергей Есенин Исследование цикла «Персидские мотивы» Выполнила: ученица 11 класса Кудрук Виктория Проверила: Тарасенко Светлана Ивановна.
Ахматова- голос эпохи.. «Anno Domini» (лето господне) «Подорожник» Ахматова: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые.
«Время эти понятья не стерло...» Зарыты в нашу память навека И даты, и события, и лица. А память, как колодец, глубока. Попробуй заглянуть: наверняка Лицо.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Основы Православной Культуры урок 5. Как появилось слово «спасибо»? Что означает выражение «Знать как «Отче наш»? Что такое молитва?
Транксрипт:

Литературные реминисценции в современной рок-поэзии и поэзии поэтов-бардов Учащиеся 11 класса: Сергунина Диана Германовна, Бадиль Кристина Константиновна

Цели и задачи исследования: познакомиться со стихотворениями поэтов- бардов и современной рок-поэзией; провести сравнительный анализ стихов поэтов-бардов (на примере творчества А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы), поэтов Серебряного века, библейских текстов; провести сравнительный анализ текстов современной рок-поэзии, классических, библейских и античных текстов; выявить общие образы, мотивы, темы произведений рок-поэтов, поэтов-бардов и произведений предыдущих эпох.

Гипотеза: Если развитие литературы – непрерывный целостный процесс, то существуют темы, мотивы, образы, которые сохраняются в творчестве поэтов последующих поколений.

Этапы работы над исследованием: знакомство со стихами А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы; Б. Гребенщикова, А. Васильева, Д. Арбениной, Земфиры; сбор и сравнительный анализ поэтических текстов, текстов классической, евангельской, античной литературы; выявление общих образов, мотивов, тем произведений рок-поэтов, поэтов-бардов и произведений предыдущих эпох, особенностей использования интертекстов в творчестве поэтов-бардов и рок-поэзии; классификация реминисценций; оформление результатов исследования.

Эпиграф Но, может быть, поэзия сама – Одна великолепная цитата. …а так как мне бумаги не хватало, Я на твоем пишу черновике. И вот чужое слово проступает… А. Ахматова

Результаты исследования: Аллюзии и реминисценции в поэзии А. Галича А. Галич «изначально шёл от искусства и литературы». Его песни изобилуют эпиграфами из поэтической классики, в тексты вплетаются цитаты, мотивы из произведений известных поэтов, некоторые песни напрямую посвящены поэтам (цикл «Литераторские мостки», «Гусарская песня»).

Реминисценции А. Блока в поэзии А. Галича Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою… Ах, как пела девчонка богу И про поле, и про дорогу, И про сумерки, и про зори, И про милых, ушедших в море... Ах, как пела девчонка богу! Ах, как пела девчонка Блоку! И не знала она, не знала, Что бессмертной в то утро стала Этот тоненький голос в трактирном чаду Будет вечно звенеть в «Соловьином саду».

С глубоким уважением и любовью А. Галич относился к Анне Андреевне Ахматовой. Посвященная ей песня «Снова август» насыщена воспоминаниями, ассоциациями и аллюзиями. О мрачных днях, когда у Ахматовой был арестован сын, она вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Но вьется, вьется челка Колечками на лбу, Уходит в ночь девчонка Пытать свою судьбу. Следят из окон постно За нею сотни глаз, А ей плевать, что поздно, Что комендантский час! «Литераторские мостки» Перефразируя ахматовское: «…а так как мне бумаги не хватало, я на твоем пишу черновике», Галич напишет: Прости, но мне бумаги не хватило, Я на твоем пишу черновике…

Высоцкий и Есенин Есенин и Высоцкий необычайно родственны по творчеству и по судьбе. Есенинское влияние на творчество Высоцкого, однозначно, есть. Например, «Мир таинственный, мир мой древний» («Волчья гибель») Сергея Есенина и стихотворение «Охота на волков» и «Конец «Охоты на Волков, или Охота с вертолетов» Владимира Высоцкого. С. Есенин: И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу.... Всё же песню отмщенья за гибель Пропоют мне на том берегу. В. Высоцкий: Те, кто жив, затаились на том берегу.

Библейские мотивы в творчестве Б. Окуджавы В текстах барда функционирует множество разнообразных языковых средств, напоминающих о Библии. Несомненно, темы, поднимаемые в стихотворениях Б. Окуджавы, вечны. Это порядочность, нравственность, вера, надежда, любовь. И все они имеют под собой религиозную подоплеку. Библеизмы в поэзии Окуджавы получают не только языковую, но и смысловую трансформацию: Буду я стоять перед тем судом – Голова в огне, а душа в думу… Моя Родина – мой последний дом, Все грехи твои на себя возьму. («По какой реке твой корабль плывет…»)

Классические реминисценции в творчестве Б. Гребенщикова Поэзия БГ немыслима вне контекста русской литературы XIX в., мотивы и образы которой, переосмысленные и трансформированные, становятся неотъемлемой частью его художественного мира. Особое место в нем, несомненно, занимают Пушкин и Достоевский. Пушкин «существует» в поэзии Гребенщикова на самых разных уровнях текста, и прежде всего как самостоятельный художественный образ («персонаж») - носитель определенного мотива: И когда по ошибке зашел в этот дом Александр Сергеич с разорванным ртом, То распяли его, перепутав с Христом, И узнав об ошибке днем позже. ("Сталь" / "Акустика", )

Библейские реминисценции в творчестве БГ Христианство, Библия, вера являются сферами, в которых рок-поэты ищут свою нравственную и духовную основу. «Мы все поем о себе, / О чем же нам петь еще? / Но словно бы что-то не так, / Словно бы блеклы цвета, / Словно бы нам опять не хватает тебя, / Серебро Господа моего» («Серебро Господа моего»). Б. Гребенщиков использует библейские образы, символы, сюжеты, крылатые выражения, переосмысляя их: [«Рыба», («Ихтиология», 1984); «Серебро Господа моего» («Библиотека Вавилона», ); названия религиозных жанров [альбом «Притчи Графа Диффузора» (1974); «Хорал» («Треугольник», 1981); «Апокриф» («Гиперборея», 1997); «Псалом 151» («Сестра Хаос», 2002)].

Античные реминисценции в рок-поэзии 1. Упоминание имен античных исторических и мифологических персонажей, античных реалий. Б. Гребенщиков: «Вот идет Орфей- Пифагор, //Вот идет Орфей-Пифагор,// Вместе с Еврипидом из-за леса, из-за гор», «У каждого в сердце разбитый Гектор один». Д. Арбенина: «Здесь у птиц парализует крылья, // И Икару не к чему стремиться, // Новый год приходит годом старым, // Ничего не может измениться» Земфира: «В руки твои умру, // В руки твои опять, // Недолетевший Икар». 2. Цитаты и реминисценции сюжетов античной мифологии и литературы. Например, у Б. Гребенщикова: «Ты держишь небо столько лет, // Но как легко твоим плечам, // Твои орлы всегда зорки, // Пока едят с твоей руки»; у Земфиры: «Мы пришьем друг другу крылья, // Я летаю, ты летаешь Если бы из шелка нитки, // Может быть, и не достали Будем штопать раны-крылья, // Поздравляю, долетели!». 3. Прямое введение в текст латыни, латинских пословиц либо перифрастическое указание на них: М. Покровский - terra incognita; Б. Гребенщиков: «Мне как-то странно быть любовником муз, // Стерилизованных в процессе войны» (перифраза пословицы «Inter arma tacent Musae»).

Выводы: Таким образом, выдвинутая гипотеза оказалась верна. Мы можем говорить о существовании общих образов, тем, мотивов бардовской и рок-поэзии и литературы предыдущих эпох. Рассмотрев творчество таких поэтов-бардов, как А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, произведения современных рок-поэтов на примере включения в них интертекстов, мы пришли к следующим выводам: появление реминисценций в художественном тексте никогда не бывает случайным; используя чужой текст, поэт, как правило, полемизирует с его создателем или, напротив, присоединяется к тем мыслям, которые были высказаны до него; автор словно вступает в диалог с тем, кого цитирует, расширяя и переосмысляя образ или цитату; в любом случае реминисценция оказывается средством расширения смысла произведения.

Использованные ресурсы: Ахматова А. Я – голос ваш. М., 1989г Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. С англ. изд г. М., Берков В. П.,. Мокиенко В. М,. Шулежкова С. Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. – М.: Русские словари, Астрель, АСТ, Г а л и ч А. Облака плывут, облака. – М., 1999 Гребенщиков Б. Книга песен Б. Г. – Олма Медиа Групп, 2007 Доманский Ю. «Русская рок-поэзия: текст и контекст». – Москва, "Intrada" – изд- во Кулагина, Еремин Е. М. Религиозные искания рок-поэта Б. Гребенщикова (на материале поэтических текстов альбома «Сестра Хаос») // Религиоведение Окуджава Булат. Март великодушный. – М.: Советский писатель, Окуджава Булат. Посвящается вам. Стихи. - М.: Советский писатель, 1988 Фразеологический словарь русского языка /Под ред. А. Молоткова. М.: Русский язык, Шадрин Н. Л. Перевод фразеологических единиц и со­поста­ви­тельная стилистика. Саратов,