Урок русского языка! «Дни поздней осени…» учитель: Каковкина Евдокия Петровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всё голо так – и пусто- необъятно В однообразии немом… Местами лишь просвечивают пятна Стоячих вод, покрытых первым льдом. Ф.И.Тютчев.
Advertisements

Действительные и страдательные причастия Урок русского языка в 7 классе Автор Королёва Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Сухо-Вязовская.
Кто автор этих прекрасных поэтических слов об осени?
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях.
Осень долгое время. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сы­ рость. Осень это.
Осень глазами поэтов, художников, композиторов.
больше, роща золотая, ни о ком, И журавли, Берёзовым, Отговорила, Уж не жалеют, весёлым языком, печально пролетая.
Вот и осень к нам пришла… Русские поэты о природе.
Стихи русских поэтов об осени Подготовил ученик 2-б класса МОУ «ПСОШ» Руднев Захар Подготовил ученик 2-б класса МОУ «ПСОШ» Руднев Захар.
«КРАСКИ ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ» «КРАСКИ ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ». Осень. Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне.
Станция « Поэтическая » Задание 1 И желтеет вянет И желтеет вянет лугах на травка. лугах на травка. зеленеет только зеленеет только полях на осень.
Снова осень, горят, не сгорая березы. Серебристыми нитями воздух прошит. На последнее вече слетелись стрекозы, Сонный ветер лениво листву ворошит. Приутихли.
Внеклассное мероприятие «Краски осени» Работу выполнили: группа учащихся 4 «А» класса МООУ СШИ 6.
Поэты об осени Класс: 7 «Ә». Александр Сергеевич Пушкин.
Трусова Н.И. учитель начальных классов МОУ СОШ 3 им.И.А.Флерова г.о. Балашиха.
Экскурсия для 5-6 классов ОСЕНЬ В КОЛОМЕНСКОМ Экскурсия 5-6 классов ГБОУ СОШ 933.
Поэты об осени Заместитель директора по ВР Андриевская Н. К уч. год. Prezentacii.com.
Работа выполнена воспитателем ГПД ГБОУ школы 120 Выборгского района Санкт- Петербурга Степановой Мариной Владимировной.
Сочинение по картине Бродского «Летний сад осенью» Презентация учителя школы 71 Санкт-Петербурга Нины Владимировны Филипенко.
Автор: Козионова Елена Алексеевна воспитатель МАДОУ 54 г. Кушва.
Транксрипт:

Урок русского языка! «Дни поздней осени…» учитель: Каковкина Евдокия Петровна

Цели и задачи урока: - развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применение правила, Выделять графически условия выбора орфограммы); - развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применение правила, Выделять графически условия выбора орфограммы); - развитие навыков самоконтроля во время письма; - развитие навыков самоконтроля во время письма; - развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале единой речевой темы урока «осень глазами поэта и художника». - развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале единой речевой темы урока «осень глазами поэта и художника».

Царское село. Нижние пруды год.

Оборудование урока: - репродукция картин русских художников, посвящённых осени для создания эмоционального настроения (И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», в. Поленов «Осень в Абрамцеве», М.Нестеров «осенний пейзаж», С.Жуковский «Лесное озеро»); - репродукция картин русских художников, посвящённых осени для создания эмоционального настроения (И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», в. Поленов «Осень в Абрамцеве», М.Нестеров «осенний пейзаж», С.Жуковский «Лесное озеро»); - демонстрация таблица «Волшебный спасательный круг, или как не утонуть в море орфограмм»; - демонстрация таблица «Волшебный спасательный круг, или как не утонуть в море орфограмм»; - транспарант с образцом обозначения условий выбора изучаемой орфограммы; - транспарант с образцом обозначения условий выбора изучаемой орфограммы; - на доске эпиграф к уроку - на доске эпиграф к уроку

Мост у скрипучей беседки.

Ход урока. I. Слово учителя. I. Слово учителя. (Эмоциональный настрой, целеполагание). Так уж получилось что изучение темы «Причастия» приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил это пору, умел находить в ней свою прелесть. Так уж получилось что изучение темы «Причастия» приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил это пору, умел находить в ней свою прелесть.

Пейзаж на верхнем пруду.1770 год. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно… А.С.Пушкин А.С.Пушкин

II. Орфографический и пунктуационный разбор. Уж(?) небо осенью дышало, Уж(?) небо осенью дышало, Уж(?) реже солнышко бл.стало, Уж(?) реже солнышко бл.стало, Короче ст.новился день. Короче ст.новился день. Лесов т.инстве(н,нн)ая сень Лесов т.инстве(н,нн)ая сень С печальным шумом обн.жалась, С печальным шумом обн.жалась, Л.жился на поля туман, Л.жился на поля туман, Гусей крикливых караван Гусей крикливых караван Т.нулся к югу: пр.блиалась Т.нулся к югу: пр.блиалась Довольно скуч(?)ная пора; Довольно скуч(?)ная пора; Стоял ноябрь уж(?) у двора. Стоял ноябрь уж(?) у двора.Задание. 1.«По цепочке» вставляются пропущенные буквы, раскрываются скобки, объясняются условия выбора орфограмм. 2.Объясняется постановка знаков препинаний. Рисуются схемы предложений и сравниваются со схемами, приготовленными учителем на выдвижной доске.

Пейзаж у Кухонного пруда.

III. Актуализация знаний. Задание. Задание. Выписать словосочетания «прилагательное + определяемое слово» (из этого стихотворного отрывка – I вариант и из эпиграфа – II вариант), обозначить орфограмму «Безударное окончание прилагательного».

IV. Отработка практических навыков. 1. «Перекличка поэтов». 1. «Перекличка поэтов». а) Выписать словосочетания «причастие + определяемое слово». Обозначить условия выбора орфограммы «Безударное окончание причастия».

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются,там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.К. Толстой А.К. Толстой д)Не видно птиц. Покорно чахнет Лес опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. И.А. Бунин И.А. Бунин б)Пустеет воздух, птиц не слышно боле, И далеко ещё до первых зимних бурь- И льётся чистая и светлая лазурь На отдыхающее поле. Ф.И.Тютчев Ф.И.Тютчев е) Утром холод, днём туманы, Шум несносный желобов; В час заката – блик багряный Отшумевших облаков А.Н.Апхтин А.Н.Апхтин в) Природа вся полна последней теплоты; Ещё вдоль влажных меж красуются цветы, А на пустых полях засохшие былины Опутывают сеть дрожащей паутины. А.К.Толстой А.К.Толстой ж) Седое небо надо мной И лес раскрытый, обнажённый. Внизу, вдоль посеки лесной, Чернеет грязь в листве лимонной. И.А. Бунин И.А. Бунин г)Всюду грустная примета; В серых тучах небеса; Отцветающего лета Равнодушная краса. А.П.Апухтин А.П.Апухтин З) Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студённой Словно как тающий сахар лежит. Н.А. Некрасов Н.А. Некрасов

Задание. б) Выписать словосочетание «причастие + определяемое слово», изменение падеж на указанный б) Выписать словосочетание «причастие + определяемое слово», изменение падеж на указанный

а) Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий свод небес. Д.п С.Т.Аксаков С.Т.Аксаков Г) Сыплет дождик большие горожины, Рвётся ветер, и даль нечиста, Закоывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. Р.п Н.А.Заболоцкий Н.А.Заболоцкий Б)Шумит во дворе непогода, А в доме давно уже спят; К окошку, вздохнув, подхожу я – Чуть виден чернеющий сад. П.п А.К.Толстой А.К.Толстой д) Листва янтарный отблеск льёт; Играя, в небе промелькнёт Скворцов рассыпанная стая – И снова всё кругом замрёт. В.п. И.А.Бунин И.А.Бунин в) В золотых небесах за окошком моим Облака проплывают одно за другим, Облетевший мой садик безжизнен и пуст… Да простит тебя Бог, можжевеловый куст! П.п Н.А. Заболоцкий Н.А. Заболоцкий Е) Шумит во дворе непогода, А в доме давно уже спят; К окошку, вздохнув, подхожу я – Чуть виден чернеющий сад Д.п А.Н.Апухтин А.Н.Апухтин

Задание. Выписать фрагменты «определяемое слово + причастие + зависимое то него слово», обозначить условия выбора определяемой орфограммы и падеж причастия. Выписать фрагменты «определяемое слово + причастие + зависимое то него слово», обозначить условия выбора определяемой орфограммы и падеж причастия.

а) Родной ландшафт… Под дымчатым навесом Огромной тучи снеговой Синеет даль с её угрюмым лесом. Окутанным осенней мглой. Ф.И.Тютчев Ф.И.Тютчев в) О счастье лишь всегда мы вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. И.А.Бунин И.А.Бунин б) Там осеняет осень сад Таинственною гущей, Листвой, летящей наугад, Отрадою цветущей. А.К. Передреев А.К. Передреев Г) Всё голо так – и пусто – необъятно В однообразие немом… Местами лишь просвечивают пятна Стоячих вод, покрытым первым льдом. Ф.И.Тютчев Ф.И.Тютчев

2.Работа по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники». Рассмотрите внимательно картину. Каким настроением проникнута она? Рассмотрите внимательно картину. Каким настроением проникнута она?

Спишите текст. Согласовав причастия с определяемым словом. Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм Это было началом нов.й пейзажн.й живопис(е, и). Левитан старался передать общее сост.яние пр.роды, «погоду пейзажа», предать влажность воздуха, как бы (опутавший) предметы и (стёрший) его оч.ртания. Это было началом нов.й пейзажн.й живопис(е, и). Левитан старался передать общее сост.яние пр.роды, «погоду пейзажа», предать влажность воздуха, как бы (опутавший) предметы и (стёрший) его оч.ртания. Серая и з.л.тая осень, печалью (дышащий) с холста, щемила у зрителей сердца. Серая и з.л.тая осень, печалью (дышащий) с холста, щемила у зрителей сердца. По д.рожке Сокольнического парка идёт м.лодая женщина в чёрном. Она одна среди осе(нн, н).. рощ(и, е). Одиночество, (окружающий) её ощущением грусти и задумчивости, тревожит душу. По д.рожке Сокольнического парка идёт м.лодая женщина в чёрном. Она одна среди осе(нн, н).. рощ(и, е). Одиночество, (окружающий) её ощущением грусти и задумчивости, тревожит душу. (При.обр.тённый) Третьяковым и (помещённый) в его галере(е,и) картина усилила уважение к автору, спобствовала его пр.знанию. (При.обр.тённый) Третьяковым и (помещённый) в его галере(е,и) картина усилила уважение к автору, спобствовала его пр.знанию.

3. Работа по развитию письменной речи. Используя предложенные опорные словосочетания и впечатления от картин русских художников, написать сочинение-миниатюру «Лес поздней осенью». Используя предложенные опорные словосочетания и впечатления от картин русских художников, написать сочинение-миниатюру «Лес поздней осенью». Потемневшее осеннее небо. Нависшие тучи. Оголённые деревья. Дорожка, покрытая увядшими листьями. Покосившийся мостик. Мелкий дождик, сеющийся с утра. Улетающие на юг птицы. Листва, шуршащая под ногами. Потемневшее осеннее небо. Нависшие тучи. Оголённые деревья. Дорожка, покрытая увядшими листьями. Покосившийся мостик. Мелкий дождик, сеющийся с утра. Улетающие на юг птицы. Листва, шуршащая под ногами.

V. Контроль и подведение итогов урока. Программированный опрос. Обозначьте словосочетание «причастие + определяемое слово» цифрой «1», а словосочетание «причастие + зависимое слово» цифрой «2» Программированный опрос. Обозначьте словосочетание «причастие + определяемое слово» цифрой «1», а словосочетание «причастие + зависимое слово» цифрой «2»

1 серия 1 серия 1.Вянущие рябины. 2.Осыпающиеся листья. 3.Отшумевший навсегда 4.Отцветающего лета 5. Очарованные осенью 6.Оставшиеся зимовать 7. Быстро вянущие 8. Отшумевших облаков 9. Очарованные сны 10.Потемневших на глазах 11. Покрытая листьями 12. Оставшиеся птицы 2 серия 2 серия 1.Шуршащие под ногами 2. Нависшие тучи 3. Потемневшее небо 4. Потускневшие от дождя 5. Оголённые деревья 6. Синеющая даль 7. Сотканная из тумана 8. Сверкающая паутина 9. Налетевший ветер 10. Подолгу моросящий 11. Улетающие птицы 12. Моросящий дождь

Домашнее задание Выписать 10 – 12 предложений с причастиями из 1 главы рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» на тему «Осень». Обозначить условия выбора орфограммы «Безударное окончание причастия». Выписать 10 – 12 предложений с причастиями из 1 главы рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» на тему «Осень». Обозначить условия выбора орфограммы «Безударное окончание причастия».