Использование опорных схем в системе упражнений на уроках русского языка по формированию орфографической грамотности Русакова Валентина Александровна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система упражнений на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости Лазарева Елена Владимировна, учитель начальных классов,
Advertisements

«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
ВЫПОЛНИЛА: Приданова Е.П. учитель начальных классов ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр» Формирование у уч-ся начальных классов орфографической.
Как повысить знания учащихся при написании безударной гласной в корне слова. Выполнила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Еломист.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!».
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию. ТЕМА: Формирование лингвистической компетентности учащихся 5-х классов в процессе изучения орфографии.
Автор: Меденцева Л.Е. МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района.
Развитие орфографической зоркости в начальных классах Ходаева Светлана Владимировна МБОУ «СОШ 4» г.Торжка 2012 г.
Цель: Как предупредить неуспеваемость?. Цель: выявить причины стойкой неуспеваемости; определить тип неуспевающего школьника; провести диагностику ошибок.
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Использование эффективных методов и приёмов, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся со сложной структурой дефекта.
Основное направление моей педагогической деятельности: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка Как научить грамотно писать – эта проблема.
Педагогический проект Проектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов Автор: Греченко Наталья Вячеславовна, учитель начальных.
Учитель начальных классов МОУ Белбажской основной общеобразовательной школы.
Развитие орфографической зоркости учащихся в началиной школе на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма. Учитель.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Транксрипт:

Использование опорных схем в системе упражнений на уроках русского языка по формированию орфографической грамотности Русакова Валентина Александровна, учитель начальных классов АМОУ СОШ п. Парфино

1. Актуальность. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Программа по русскому языку Т.Г. Рамзаевой Недостатки: Орфографическая грамотность не достигает достаточно высокого уровня: учащиеся допускают ошибки на замену и пропуск букв; орфографические правила; не могут найти орфограмму в слове и объяснить какое правило надо применить; В связи с этим можно выделить проблему: у детей не сформированы навыки грамотного письма. Такое положение дел в начальной школе происходит: из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы; из-за не разработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

2. Теоретические предпосылки. Исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н.Алгазина, Ю.К. Бабанский, Т.Г.Рамзаева, Н.С.Рождественский, М.Р.Львов). О работе по формированию орфографической грамотности (Н.Н. Алгазина, М.Г.Баранов, А.И.Власенков, Л.Н. Живикина, А.А.Мурашов, Л.Л.Покровский, М.М. Разумовская, Л.Б.Селезнева, М.С.Соловейчик, Л.П.Федоренко, Л.В.Щерба и другие); О психологических основах обучения орфографии (Д.Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Г.Г.Граник, П.С.Жедек, В.В.Репкин; Критерии формирования орфографической грамотности: узнавание изучаемого орфографического явления (или орфограммы) в ряде слов, в предложении, в тексте; отнесение частного случая к тому или иному правилу; применение правила к данному орфографическому случаю; автоматизация навыка, для достижения которой необходимы упражнения главным образом конструктивного характера, когда учащимся приходится применять данное правило наряду с другими, ранее усвоенными.

3. Сущность опыта. Система работы по использованию опорных схем. Этапы и дидактические приёмы формирования орфографической зоркости: Работа со звуковыми схемами. Составление звуковой схемы. Орфографическое проговаривание Знакомство с орфографическими правилами и с запись каждого правила в виде схемы. Составление схем-опор, алгоритма правил, таблиц. Устные и письменные упражнения в подборе слов из текстов, из своего словарного запаса, из орфографического словаря к схемам – правил. Использование опорных карточек – схем на определённые правила для нахождения орфограмм после написания диктантов всех видов, творческих работ, упражнений из учебника и т.д. «Обратная» связь: учитель говорит слово на определённое правило, а дети показывают карточку – схему правила. Подбор словарных слов к схемам. Использование приёма какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. Использование зрительных диктантов. Списывание текста с заданием: подчеркнуть орфограммы и указать номер применённого правила. Выполнение тестов на изученные правила.

4. Результативность. Диагностика орфографической зоркости, осуществляемая в ходе проведения контрольных работ, словарных диктантов, внешнего централизованного тестирования, показала сформированность орфографической грамотности по следующим критериям: Узнавание изучаемой орфограммы – 81,8%. Отнесение орфограммы к тому или иному правилу – 77,27%. Применение правила к данной орфограмме – 72,72%. Автоматизация навыка - 77,06%. Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты: - учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные; - достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся; - возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.

5. Практическая значимость. Работая над данной проблемой мною разработаны: схемы – опоры, таблицы на орфографические правила; подвижные съёмные таблицы по темам «Сводная таблица склонений имени существительного», «Сводная таблица склонений имени прилагательного»: система упражнений; сигнальная карточка-схема правила. Эти разработки могут представлять интерес для моих коллег. Мой опыт получил высокую оценку на районном методическом объединении учителей начальных классов. Опыт транслировался на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

Перспективы Перспективным направлением развития данного опыта может быть разработка по критериям системы контроля сформированности орфографической грамотности по годам обучения.