ФИЛОСОФИЯ СМИРНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА Доцент кафедры философии, кандидат философских наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Беркли и Юм Субъективный идеализм МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Advertisements

Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Лекция 10 МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХ и К. МАРКС. План занятий 1.Антропологический материализм Людвига Фейербаха 2. Карл Маркс: диалектический и исторический.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Ранняя греческая натурфилософия Кафедра философии.
Транксрипт:

ФИЛОСОФИЯ СМИРНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА Доцент кафедры философии, кандидат философских наук

МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ Для скачивания материалов и использования тестов при подготовке необходима регистрация (фамилия имя в качестве логина, имени пользователя, пароля)

Почта: 3

ФИЛОСОФИЯ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Место человека в миреМесто человека в мире Сущность мира и человекаСущность мира и человека Подлинное и неподлинное существованиеПодлинное и неподлинное существование Смысл жизни и смертиСмысл жизни и смерти Что доступно человеческому познаниюЧто доступно человеческому познанию Поиск достойных путей в жизниПоиск достойных путей в жизни

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Мировоззрение: важнейшая часть внутреннего мира человекаважнейшая часть внутреннего мира человека система главных ориентиров его жизнисистема главных ориентиров его жизни мощный защитный механизм бытиямощный защитный механизм бытия

ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, ВЕРОВАНИИ И УБЕЖДЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА,СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, ВЕРОВАНИИ И УБЕЖДЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ЕГО ПОНИМАНИЕ МИРА И СВОЕГО МЕСТА (НАЗНАЧЕНИЯ) В НЕМ,ВЫРАЖАЮЩАЯ ЕГО ПОНИМАНИЕ МИРА И СВОЕГО МЕСТА (НАЗНАЧЕНИЯ) В НЕМ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ЕМУ ОСОЗНАННО ВЫБИРАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ, ПУТИ И СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯПОЗВОЛЯЮЩАЯ ЕМУ ОСОЗНАННО ВЫБИРАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ, ПУТИ И СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО –ИСТОРИЧЕСКИЕ: АРХАИЧЕСКОЕ (АНИМИЗМ И ДР.), МИФОЛОГИЧЕСКОЕ,РЕЛИГИОЗНОЕ,НАУЧНОЕ,ФИЛОСОФСКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ:ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ:СТИХИЙНОЕ,ДОГМАТИЧЕСКОЕ,РЕФЛЕКСИВНОЕ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 1.КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - последовательное проведение в мировоззренческом вопрошании исходных принципов 2.СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - взаимосогласованное решение комплекса мировоззренческих вопросов

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ - обобщенный характер (не ответы на конкретные вопросы, а общие правила поиска ответов) 3.УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - обобщенный характер (не ответы на конкретные вопросы, а общие правила поиска ответов) открытость для конструктивного пересмотра любых положений, включая исходные принципы 4.КРИТИЧНОСТЬ - открытость для конструктивного пересмотра любых положений, включая исходные принципы

КРИТИЧНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Философ должен постоянно терзать себя каверзными вопросами, вносить во все здоровый скептицизм, ничего не принимать на веру.Философ должен постоянно терзать себя каверзными вопросами, вносить во все здоровый скептицизм, ничего не принимать на веру. Выдвигать и одновременно критически «пытать» выдвигаемое - такова самая общая установка философии как интеллектуальной деятельности.Выдвигать и одновременно критически «пытать» выдвигаемое - такова самая общая установка философии как интеллектуальной деятельности. Философия, порывающая с критицизмом, рано или поздно вырождается в костную и догматичную теорию, в идеологию.Философия, порывающая с критицизмом, рано или поздно вырождается в костную и догматичную теорию, в идеологию.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ФИЛОСОФИИ Рефлексия - это деятельность мышления, направленного самого себя. Рефлексия -бесконечнаРефлексия - это деятельность мышления, направленного самого себя. Рефлексия -бесконечна Рефлексия дает философии ее самосознаниеРефлексия дает философии ее самосознание Рефлексия оживляет, наличное, распредмечивает опредмеченное.Рефлексия оживляет, наличное, распредмечивает опредмеченное. Рефлексия - осознание субъектом своих собственных ментальных состояний и движенийРефлексия - осознание субъектом своих собственных ментальных состояний и движений

Гуманистичность философии Философия исследует мир, отображенный на человека, и человека отображенного на мир.Философия исследует мир, отображенный на человека, и человека отображенного на мир. Судьба человека - -центральный пункт всякого серьезного философствования.Судьба человека - -центральный пункт всякого серьезного философствования. Протагор: человек есть мера всех вещейПротагор: человек есть мера всех вещей Философия занята гуманистическими инвестициями в человека, поощрением человеческого в человекеФилософия занята гуманистическими инвестициями в человека, поощрением человеческого в человеке.

Основной вопрос философии Основной вопрос философии - вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию - категориально-рефлексивное выражение центральной проблемы мировоззрения.

Основной вопрос философии ЧЕЛОВЕКМИР ДУХ, МЫШЛЕНИЕ ПРИРОДА, БЫТИЕ ? ? ЧТО ПЕРВИЧНО? ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?

ЧТО ПЕРВИЧНО? МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ? МАТЕРИЯСОЗНАНИЕ МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ МНОЖЕСТВО НАЧАЛ МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ ДУАЛИЗМ ПЛЮРАЛИЗМ

Познаваем ли мир? данет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ АГНОСТИЦИЗМСКЕПТИЦИЗМ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ, ЛОГИКА, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ, АНТРОПОЛОГИЯ... ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТИКА, ЭСТЕТИКА, ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, ПОЛИТИКИ... ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯМИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНАЯКРЕАТИВНАЯ - раскрепощение и творческое расширение сознания

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФИЛОСОФИЕЙ НАУКА - ФИЛОСОФИЯ НАУКИНАУКА - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ПРАВОСОЗНАНИЕ – ФИЛОСОФИЯ ПРАВАПРАВОСОЗНАНИЕ – ФИЛОСОФИЯ ПРАВА МОРАЛЬ – ЭТИКАМОРАЛЬ – ЭТИКА РЕЛИГИЯ – ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИРЕЛИГИЯ – ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ ИСКУССТВО - ЭСТЕТИКАИСКУССТВО - ЭСТЕТИКА

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ (ДЕФИНИЦИЯ) ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ УЧЕНИЕ О КОНЕЧНЫХ ПРИЧИНАХ, ПРЕДЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЯХ И ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ ОРИЕНТИРАХ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ.

Ранняя греческая натурфилософия Ранняя греческая натурфилософия Милетская школа : проблема единого первоначалаМилетская школа : проблема единого первоначала Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор Гераклит : проблема изменчивостиГераклит : проблема изменчивости Элейская школа : иллюзорность изменчивостиЭлейская школа : иллюзорность изменчивости Парменид, Зенон

Милетская школа Милет Фалес (ок ) Анаксимандр (ок ок. 540) Анаксимен (ок ок. 525)

Милетская школа Проблема первоначала (архе) ФилософПервоначало ФалесВода Анаксимандр Апейрон (беспредельное, неопределённое) АнаксименВоздух АнаксагорЗемля

Гераклит Милет Эфес Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.

Гераклит Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.

Элейская школа Милет Эфес Элея Парменид (род. 540/539) Зенон (ок )

Бытие есть, небытия нетБытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимоБытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменноБытие вечно и неизменно Небытие немыслимоНебытие немыслимо Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия. Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим. Одно и то же – мысль и предмет мысли. Парменид

зенон Апория (греч. απορία, затруднение, безвыходное положение;) понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему.

Апория «Ахилл и черепаха»

Античный атомизм Левкипп (500? - 440?) Демокрит (ок ) Эпикур ( ) Тит Лукреций Кар (ок ) Ранние атомисты (V-IV в. до н.э.) Эпикурейцы (IV-I в. до н.э.)

СВОЙСТВА АТОМОВ ВечныеНеделимыеНеизменные Мельчайшие элементы материи Находятся в постоянном движении Движение происходит в пустоте Причина движения – столкновение атомов

Необходимость и случайность Эпикур Если ж движения все непрерывную цепь образуют И возникают одно из другого в известном порядке, И коль не могут путём отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испоконь века, Как у созданий живых на земле не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля? Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».

СОКРАТ ( г. до н.э.) «Мир творение божества великого и всемогущего»«Мир творение божества великого и всемогущего»Сократ. Предметом философии являлось изучение человека, его души и нравственности.Предметом философии являлось изучение человека, его души и нравственности. Главной задачей познанияГлавной задачей познания – самопознание. Много внимания понятиям «благо», «счастье», «доблесть», «справедливость».Много внимания понятиям «благо», «счастье», «доблесть», «справедливость». «Познай самого себя»«Познай самого себя»Сократ. «Я знаю, что ничего не знаю»«Я знаю, что ничего не знаю»Сократ.

МЕТОД ДИАЛЕКТИКИ 1.ИРОНИЯ 2.МАЙЕВТИКА 3.ИНДУКЦИЯ 4.ДЕФИНИЦИЯ

Платон Корни платоновского идеализма Пифагор (VI в. до н.э.) Платон (428/ /347) Сократ ( )

Обоснование идеализма Гносеологическая аргументация Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически. Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично онтологически. Онтологическая аргументация Аксиологическая аргументация Идеи Вещи Простое, вневременное, общее, неизменное, сущностное первично логически (и онтологически). Сложное, временное, частное, изменчивое, акцидентальное вторично логически (и онтологически). Вечное, самосущее, совершенное, образцовое первично аксиологически (равно как логически и онтологически). Преходящее, зависимое, ущербное, подражательное вторично аксиологически (равно как логически и онтологически.

ВИДЫ ЗНАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ = УМОЗРЕНИЕ, ПРИПОМИНАНИЕ, АНАМНЕЗИСМЫШЛЕНИЕ = УМОЗРЕНИЕ, ПРИПОМИНАНИЕ, АНАМНЕЗИС РАССУДОКРАССУДОКЧУВСТВЕННОЕ ВЕРАВЕРА ПОДОБИЕПОДОБИЕ

САМОКРИТИКА ? «Аргумент третьего человека»

Государство Платона ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ: ТИМОКРАТИЯ ОЛИГАРХИЯ ДЕМОКРАТИЯ ТИРАНИЯ

«ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» СОСЛОВИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ СОСЛОВИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ РАБОТНИКИ УМЕРЕННОСТЬ РАБОТНИКИ УМЕРЕННОСТЬ ВОИНЫ ХРАБРОСТЬ ПРАВИТЕЛИ МУДРОСТЬ

( до н. э.) А Р И С Т О Т Е Л Ь

Основные сочинения МетафизикаМетафизика О душеО душе КатегорииКатегории Первая аналитикаПервая аналитика Вторая аналитикаВторая аналитика ФизикаФизика Никомахова этикаНикомахова этика ПолитикаПолитика ПоэтикаПоэтика Аристотель ( )

Критика платоновской теории идей Претензии общего характераПретензии общего характера Ненаучный характер основных понятий теории Понятие «причастности»Понятие «причастности» Понятие «образца»Понятие «образца» Претензии формально-логического характераПретензии формально-логического характера –Противоречия между определением и применением понятия эйдоса Эйдосы неприродных вещей (вещей, созданных искусством)Эйдосы неприродных вещей (вещей, созданных искусством) Эйдосы отрицанийЭйдосы отрицаний Эйдосы преходящегоЭйдосы преходящего Эйдосы отношенийЭйдосы отношений –Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека» –Проблема эйдосов для эйдосов Претензии общефилософского характераПретензии общефилософского характера –Удвоение (умножение) действительности –Отрыв сущности вещи от самой вещи –Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления

ОСНОВА МЕТАФИЗИКИ Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

Учение о материи и форме (гилеморфизм) Учение о материи и форме (гилеморфизм) всякая реально существующая единичная вещь есть единство "материи" и "формы", причём "форма" - присущий самому веществу "вид", принимаемый им. Бронза – материя, цилиндр – форма Серебро – материя, цилиндр – форма Бронза – материя, куб – форма Серебро – материя, куб – форма Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия (термин используется с конца XIX века).

Возможность и действительность Возможность Возможность (греч. δύναμις, лат. potentia) – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать [другую] форму). Действительность Действительность (греч. ενέργεια, лат. actus) – 1) движение (греч. κίνησις ) как незавершённая деятельность, 2) энтелехия (греч. εντελέχεια ) как целевая завершённость. Действительное предшествует возможному 1) по определению (по смыслу, λόγος ), 2) во времени (хотя и в специфическом смысле), 3) по существу (по субстанции).

УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины Материальная причина – глина Формальная причина – вид (эйдос) Действующая причина – горшечник Целевая причина – назначение

ФОРМА ВСЕХ ФОРМ = БОГ = «ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ» = ДЕМИУРГ = НУС Аристотель видел в материи только пассивное начало (возможность стать чем-либо). Вся активность приписывается остальным трём причинам, причём – «форме всех форм» – вечность и неизменность. Источник же всякого движения - неподвижное, но движущее начало – бог – «вечный двигатель» – демиург – нус.

ГНОСЕОЛОГИЯ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ =ЗАКОНЫ БЫТИЯ «диалектическое»познание «мнение», получаемое из опыта получаемое из опыта «аподиктическое» познание познание высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно умом непосредственно

ЛОГИКА – ОРУДИЕ НАУКИ Цель науки в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: соединения дедукции и индукции: 1)знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - силлогизмом.

Логика Формы мышления Формы мышления ПонятиеСуждениеУмозаключение Лошадь Животное Лошадьживотное ЛунаСпутник Луна спутник Земли Все животные нуждаются в пище Лошадиживотные След., лошади нуждаются в пище

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ Законы мышления Закон тождества Закон [запрета] противоречия Закон исключённого третьего A ~ [A Λ (~A)] Не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете. A V (~A) Из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно. Логические выводы надёжны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Один Богатое меньшинство Большинство Монархия Аристократия Полития Правильные формы формы Числоправящих НеправильныеформыТиранияОлигархия Демократия

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ синкретичностьсинкретичность космоцентричностькосмоцентричность развитие абстрактно- понятийного аппаратаразвитие абстрактно- понятийного аппарата этика добродетелей, а не этика долга или ценностейэтика добродетелей, а не этика долга или ценностей функциональностьфункциональность

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ГНОСТИЦИЗМ АПОЛОГЕТИКА ПАТРИСТИКА СХОЛАСТИКА

Основные черты апологетики эсхатологизм провиденциализм креационизм теоцентризм

Средневековая философия Патристика Философское осмысление христианской догматики Философское осмысление христианской догматики Проблема триединства БогаПроблема триединства Бога Проблема БоговоплощенияПроблема Боговоплощения Проблема иконопочитанияПроблема иконопочитания Проблема теодицеи Зло как недостаток благаЗло как недостаток блага Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зренияИллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения Зло как злоупотребление свободой волиЗло как злоупотребление свободой воли Философия истории Смена цикличной парадигмы линейнойСмена цикличной парадигмы линейной История как мистическая драмаИстория как мистическая драма

Схоластика ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Проблема веры и разума Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Проблема бытия Бога Онтологическое доказательствоОнтологическое доказательство Космологические доказательстваКосмологические доказательства Телеологическое доказательствоТелеологическое доказательство Проблема универсалий Проблема универсалий РеализмРеализм НоминализмНоминализм КонцептуализмКонцептуализм

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Философия итальянского гуманизма. Данте Алигьери ( ) Франческо Петрарки ( ) Джованни Боккаччо ( ) Ренессансный пантеизм.Ренессансный пантеизм. Николай Кузанский ( ) Философия ренессансного естествознания.Философия ренессансного естествознания. Леонардо да Винчи ( ) Николай Коперник ( ) Политическая философияПолитическая философия Никколо Макиавелли ( ) Натуралистический пантеизмНатуралистический пантеизм Джордано Бруно ( ) Социальный утопизмСоциальный утопизм Томас Мор ( ) Томаззо Кампанелла ( )

Особенности Ренессанса 1.Культура ренессанса привела к десакрализации космоса и представлению о вечности Вселенной. 2.Начинают разрабатываться сенсуалистический, эмпирический и рационалистический методы познания. 3.Природа начинает мыслиться как одушевленное целое, а материя не как абстрактное ничто, а нечто, внутри себя несущее форму, движение и жизнь. 4.Обожествление человека взламывает средневековую иерархию бытия и включает человека в общий природный ряд. 5.Аристотелевская статика заменяется динамической гармонией мира.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ЭМПИРИЗМ ("emperia" - "опыт", считает единственно истинным познание вещей через чувственное восприятие) Фрэнсис Бэкон ( ), Томас Гоббс ( ), Джон Локк ( )ЭМПИРИЗМ ("emperia" - "опыт", считает единственно истинным познание вещей через чувственное восприятие) Фрэнсис Бэкон ( ), Томас Гоббс ( ), Джон Локк ( ) РАЦИОНАЛИЗМ ("ratio" - "рассудок", считающий, что истина познается лишь мышлением) Рене Декарта( ), Спиноза ( )РАЦИОНАЛИЗМ ("ratio" - "рассудок", считающий, что истина познается лишь мышлением) Рене Декарта( ), Спиноза ( )

ФРЕНСИС БЭКОН ( ) ФРЕНСИС БЭКОН ( ) Обоснование эмпиризма Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы площади (рынка) Идолы театра Природа научного познания Опыт как источник знания Опыт и эксперимент Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные Индуктивная логика как орудие научного познания Таблицы сущности и присутствия Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Таблицы степеней, или сравнений Modus tollendo ponens

Учение о «призраках» («идолах») разума Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей Идолы площади Идолы рода Идолы пещеры Идолы театра

Тогда после отбрасывания и исключения, сделанного должным образом (когда все легковесные мнения обратятся в дым), на втором месте (как бы на дне) останется положительная форма, твёрдая, истинная и хорошо определённая. Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор) Итак, следует совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнём, но разумом, который есть как бы божественный огонь. Поэтому первое дело истинной индукции (в отношении открытия форм) есть отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые не встречаются в каком-либо примере, где присутствует данная природа, или встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная природа, или встречаются растущими в каком-либо примере, где данная природа убывает, или убывают, когда данная природа растёт.

РЕНЭ ДЕКАРТ ( ) Дуалистический рационализм Гносеология Декарта Гносеология Декарта Радикальное сомнение «Я мыслю, следовательно, существую» Идея Бога Естественный свет разума Метод достижения истины Онтология Декарта Дуализм духа и материи Субстанции и их атрибуты Отрицание пустого пространства и психики животных Проблема взаимодействия субстанций Естественный свет разума («врождённые идеи») «Шишковидная железа» Психофизический параллелизм Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве: окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша

Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи» y = x 2 Бог вложил в человеческую душу идею материальной субстанции и знание об основных законах, которым она подчинена.

Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия)Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия) Учёба в Дублинском университете ( )Учёба в Дублинском университете ( ) Работа в Дублинском университете (Тринити- колледж) ( )Работа в Дублинском университете (Тринити- колледж) ( ) Поездки в Лондон Поездки в Лондон Поездки в Италию ( , ) Поездки в Италию ( , ) Миссионерская работа в Америке (Ньюпорт, Род-Айленд) ( )Миссионерская работа в Америке (Ньюпорт, Род-Айленд) ( ) Епископ клойнский (с 1734)Епископ клойнский (с 1734) Ум. 14 января 1753 г. в ОксфордеУм. 14 января 1753 г. в Оксфорде Джордж Беркли ( )

Цвет Звук Вкус Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств

БОГ Человек Идея Критика понятия материи как причины ощущений (идей) Точка зрения Беркли

Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений Объект и ощущение – одно и то же. Бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Esse est percipi.

Субъективный идеализм Джорджа Беркли Имматериализм Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств Критика понятия материи как непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей как действующей причины ощущений как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума Радикальный номинализм Радикальный номинализм Субъективный идеализм Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений «Носитель» идей – не материя, а дух Проблема непрерывности существования Проблема реальности нечувственного Два вида ментальных сущностей Бытие других сознаний Солипсизм Солипсизм

Давид Юм ( ) Трактат о человеческой природе ( ) Опыты моральные и политические ( /1777) Исследование человеческого познания (1748/1751) Диалоги о естественной религии (1779)

Самокритика эмпиризма Субъективный идеализм: гносеологическая версия Причины ощущений, а следовательно – и природа реальности, непознаваемы Гносеология Юма Два вида восприятий (перцепций) впечатления идеи Принципы ассоциации идей сходство смежность причинность Субъективность причинности

Умозаключение о наличии каузальной связи на основании последовательности во времени – результат логической ошибки. «После» не значит «вследствие». Post hoc non est propter hoc.

Иммануил Кант ( ) Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете ( ) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете ( ) «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете ( ) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге

Трансцендентальная эстетика и аналитика Возможность априорных синтетических суждений Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Синтетическая работа созерцания Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий) Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка

Возможность априорных синтетических суждений АпостериорныеАприорные Синтетические Аналитические Все аналитические суждения априорны. Апостериорные суждения синтетичны. Возможны ли априорные синтетические суждения? ?

Трансцендентальная аналитика Общий вывод Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей.

Идеи чистого разума Идеи (категории, расширенные до безусловного) ДушаМирБог Абсолютное единство мыслящего субъекта Абсолютное единство ряда условий явлений Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще Безусловное категорического синтеза в субъекте Безусловное гипотетического синтеза в объекте Безусловное разделительного синтеза в системе

Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон. Нравственные предписания МаксимыИмперативы Гипотетические императивы Категорический императив личные принципы поведения общезначимые предписания условные принципы поведения безусловный принцип поведения

Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) Феноменология духа (1807)Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816)Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия философских наук (1817)Энциклопедия философских наук (1817) Основные сочинения

Гегель Абсолютный идеализм Основные принципы философии Гегеля Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъектаТождество субстанции и субъекта Действительность как процесс саморазвитияДействительность как процесс саморазвития Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Логика (дух «в себе»)Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа)Природа (инобытие духа) Дух («в себе и для себя»)Дух («в себе и для себя») Диалектика (метод Гегеля) Диалектика (метод Гегеля) Соотношение между системой и методомСоотношение между системой и методом Противоречие между системой и методом Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм Панлогизм Гегеля и классический рационализм Принцип и законы диалектикиПринцип и законы диалектики Единство противоположностей Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания Отрицание отрицания

Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики 1)Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей. 2)«Механизм» развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные. 3)Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне. Истинное развитие есть саморазвитие.

Конец классической немецкой философии Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» или «самосознание»? Людвиг Фейербах: антропологический материализм Антропологический принцип в философии Философия религии Карл Маркс: исторический материализм Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Проблема социальной (исторической) закономерности Общественные классы как субъекты закономерной деятельности Понятие материального производства Структура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

Людвиг Фейербах Антропологический материализм К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм ( )

Антропологический принцип в философии Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца. Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: –стремление к единению с другим («Я» с «Ты») –пробуждает осознание принадлежности к роду, –каковое и есть разум (= любовь); –причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

Философия религии Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку». В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий. Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

Карл Маркс Исторический материализм Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844) Святое семейство (1845) Немецкая идеология ( ) Нищета философии (1847) Манифест Коммунистической партии (1848) К критике политической экономии (1859) Капитал (1867 и сл.)

Понятие отчуждения Отчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс … Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!