Урок биологии 9 класс учитель Антонова Е.В. Чтобы выжить, надо быстро изменяться. Л.КЭРРОЛ «Алиса в стране чудес» Животные и растения удивительно приспособлены.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Advertisements

Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора »
Актуализация знаний Объясните следующие явления: Почему водоплавающие птицы в бассейне ловят рыбу, которая не соответствует цвету дна? У растений корни.
Адаптации организмов. Адаптации, связанные с внешним строением: 1. Форма тела: а) обтекаемая.
Презентация к уроку в 11 классе Автор : Русак Ольга Петровна, учитель биологии Моу Сош 5 г. Светлого у.
Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора для 9 класса Начать тест Использован шаблон создания тестов в PowerPointшаблон.
Приспособительные особенности животных.. МаскировкаМимикрия Покровительственная окраска Предупреждающая окраска.
ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ Покровительственные формы и окраски Особенности организмов Забота о потомстве Маскировка Расчленяющая окраска Предостерегающая.
Подготовили ученицы 11-А класса Василькова Елизавета и Фатеева Мария.
Адаптация Адаптация - это способность организма, изменяться в соответствующих условиях среды, благодаря наследственной изменчивости.
Что такое естественный отбор ? Избирательное выживание наиболее приспособленных особей.
КАК ПЕРЕСЕЛЯЮТСЯ РАСТЕНИЯ. 4 основных способа распространения семян 1. ВЕТРОМ 2. ЖИВОТНЫМИ 3. ВОДОЙ 4. САМОРАЗБРАСЫВАНИЕМ.
Арогенез (у растений) Аллогенез (у насекомых) Работу выполнила ученица 11 класса «В» МОУ СОШ 3 Шестопаловой Екатерины.
Приспособленность организмов к среде обитания.. Цели и задачи: Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания. Раскрыть относительный.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Приспособленность организмов к среде обитания Учитель биологии МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Адаптация организмов к среде обитания Подготовила ученица 11 «А» класса Вдовенко Екатерина. Учитель: Карнаущенкова Л.И.
« Природа!.. Она создает вечно новые образы; то что есть- того не было, что было- уже не повторится, Все ново, хоть все и старо» И.В.Гёте И.В.Гёте.
Приспособления – Основной результат эволюции. Формирование приспособленности у организмов Приспособленность формируется в результате взаимодействия движущих.
Приспособленность к среде обитания
Транксрипт:

Урок биологии 9 класс учитель Антонова Е.В.

Чтобы выжить, надо быстро изменяться. Л.КЭРРОЛ «Алиса в стране чудес» Животные и растения удивительно приспособлены к условиям окружающей среды. Примерами приспособлений являются: изменение окраски, линька, накапливание жира, миграция, впадение в спячку и др.

Цель урока: 1. Познакомить с приспособительными особенностями организмов 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке 3. Формирование навыков получения информации из различных источников, умения сопоставлять и анализировать изучаемый материал.

Этапы работы: 1.создание проблемной ситуации 2.индивидуальная работа учащихся карточками, последующее совместное обсуждение и формулирование промежуточных выводов 3.работа учащихся с текстом в парах, составление рабочей таблицы 4.коллективное обсуждение информации, изложенной в тексте 5.рассказ учителя, внесение дополнений в таблицу,формулирование итоговых выводов 6.составление индивидуального отчета Планируемый результат: учащиеся расширяют и систематизируют знания о приспособительных особенностях организмов

Метод обучения – проблемный: чем отличаются изменения от приспособлений; почему организмы (виды) удивительно хорошо приспособлены к условиям окружающей среды? Материалы к уроку: карточек с примерами адаптаций разных типов. 2. Текст «Приспособительные особенности организмов». 3. Образец таблицы для заполнения. Проверка результативности урока : оценки учащимся за индивидуальную и парную работу, выборочная проверка отчетов.

Карточка 1 В Южной Америке обитает 10 видов ленивцев - строго древесных животных. Нормальное положение тела этих животных - висячее, спиной вниз. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище растет от брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, придающие животному зеленую окраску, что помогает ему скрываться в листве. Карточка 2 Гусеницы пяденицы, уцепившись за ветку задними ногами и огибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются сучку. Некоторые богомолы цветом и формой похожи на те или иные части цветка,поэтому их называют цветочными.

Окраска тела: расчленяющая, «камуфляжная» (размывает контуры, помогает оставаться незаметными на фоне неоднородной среды.

Адаптация, при которой форма тела и окраска животного сливаются с окружающими предметами, называется маскировкой (рыбы- иглы в водорослях)

Покровительственная окраска скрывает бабочку на фоне окружающей среды.

Покровительственная окраска и листовидная форма тела индийского растительноядного клопа.

Пример маскировки - гусеница- пяденица на ветке в стадии покоя

Пример покровительственной окраски – малый зуек на гнезде

Подражание хорошо защищенным животным помогает потенциальным жертвам защититься от поедания хищниками и называется мимикрией Данаида несъедобна, птицы заодно не трогают съедобную нимфалиду

Пример адаптации- гнездовой паразитизм, яйцо малой кукушки в кладке малой камышовки

Показатели приспособлен- ности животныерастения 1.Приспособления к абиотическим факторам 1.Густая шерсть 2.Толстый подкожный слой жира 3.Перелет на юг 4.Зимняя спячка 5.Запасание корма на зиму 1.Листопад 2.Холодостойкость 3.Сохранение вегетативных органов в почве 4.Наличие видоизменений (луковицы, корневища и др. с запасом питательных веществ

2.Способы добывания пищи Для добывания пищи и воды 1.Объедание листьев на высоких деревьях 2.Захват с помощью ловчих сетей и подстерегание добычи 3.Особое строение пищеварительных органов 4.Схватывание и удержание Добычи хищными млекопитающими и птицами Для добывания биогенов,воды и энергии: 1.Поглощение воды и минеральных веществ 2.Широкие тонкие листья, листовая мозаика 3.Запасание воды 4.Захват и переваривание Мелких животных

3.Защита от врагов 1.Быстрый бег 2.Иглы и панцирь 3.Отпугивающий Запах 4.Покровительствен- ная, Предостерегающая Окраска и др.типы окраски 1.Колючки 2.Розеточная форма Недоступная для Скашивания 3.Ядовитые вещества 4.Стрекательные клетки

4.Обеспечение эффективности размножения Привлечение полового Партнера 1.Яркое оперение 2.Корона рогов 3Половые аттрактанты 4.Песни 5.Брачные танцы Привлечение опылителя 1.Нектар 2.Пыльца 3.Яркая окраска Цветков или соцветий 4.Запах

5.Расселение на новые территории Миграции: 1.Перемещение стад,колоний, стай в поисках пропитания и подходящих условий для размножения Распространен ие семян и спор:: 1.Цепкие крючки, Колючки 2.Хохолки, крылатки летучки для переноса ветром 3.Сочные плоды

Итог урока: адаптации-способность организмов противостоять воздействию условий окружающей среды.