Тема 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ Учебные вопросы: 1. История конфликтологии и отражение конфликта в науке, искусстве и религии. 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ Власова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор.
Advertisements

Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
ТЕМА 1: « КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА » К. пс. н., доцент С. В. Чегринцова.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Подготовила ст. преп. кафедры философии и политологии Зинчина А.Б.
Структурные элементы политической науки. Политика – это сфера человеческой жизнедеятельности, которая связана с отношениями между отдельными людьми (которых.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ. Литература к курсу Кольба А. И. Конфликтология. Краснодар, Кольба А. И. Конфликтология. Краснодар, 2006.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Политика как общественное явление 1. Содержание мира политики 2. Причины возникновения политики 3. Понятие политики. 4. Структура политики. 5. Функции.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Политология как наука. Современные политические теории. Занятие 1 Тема 1 Лекция Лекция.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Транксрипт:

Тема 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ Учебные вопросы: 1. История конфликтологии и отражение конфликта в науке, искусстве и религии. 2. Характеристика конфликтологии как научной дисциплины.

СИТУАЦИЯ: Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. КАКОЕ ИЗ ПРОДОЛЖЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ КОНФЛИКТОМ? Спустя некоторое время работник начал проявлять признаки недовольства, снизил работоспособность. Спустя некоторое время работник начал проявлять признаки недовольства и сказал руководителю, на то, что он не выполняет свои обещания. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯКОНФЛИКТ 2

Вопрос 1 История конфликтологии и отражение конфликта в науке, искусстве и религии

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА Анаксимандр (ок. 610 – 540 гг. до н.э.) Гераклит (ок. 540 – 480 гг. до н.э.) Платон (ок. 428 – 348 гг. до н.э.) Геродот (ок. 490 – 425 гг. до н.э.) считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные) У древнегреческих философов – единства не было 3

УЧЕНЫЕ XV – XIX ВЕКОВ О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Георг Гегель ( ) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса. Томас Гоббс (1588 – 1679) считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желанию завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие. Адам Смит ( ) впервые рассмотрел конфликт как многоуровневое социальное явление и считал, что причина его кроется в делении общества на классы и экономическое соперничество. Николло Макиавелли (1469 – 1527) считал конфликт универсальным и непрекращающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Главный источник конфликта – знать, которая сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти. Чарльз Дарвин (1809 – 1902) считал, что развитие живой природы осуществляется в постоянной борьбе за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов 4

РЕЛИГИЯ О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА Наиболее часто употребляемая в группе "насилие" категория - это категория "наказание" и производные от нее (25.9%). Призывы убить, убивать составляют 20.8% группы "насилие", ненависть и злоба %, призыв к возмездию – 18%, бить, избить, отнять, присвоить – 8,1%. Насилие, война, воевать – 12%. Для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар аль – ислам» - обитель ислама и «дар аль-харб» - обитель войны, мир неверных. Среди категорий группы «мир» и «согласие» наиболее часто употребляются фразы и термины: спасение – 23%, протянуть руку ближнему, поддержка, оказать помощь – 26%, призывы к любви – 20%, прощение – 13%, содействие и мир – по 7,6%. «А если пожелал твой Господь,- то Он сделал бы людей народом единым» (Коран). Контент-анализ текста Библии показал, что из понятий и категорий 1909 отражают проблему насилия (15.39%). Буддизм и индуизм более последовательны. Они не приемлют насилие. В классическом буддизме нет даже такого понятия - зло (Сатана). Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она (Принципы ненасилия) 5

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Поговорки и фразеологизмы: "Что за шум, а драки нет?", "Полно браниться, не пора ли мириться?", "Я тебе покажу кузькину мать!" В русском языке с интерпретацией конфликтных ситуаций связано свыше 700 фразеологизмов. Среди них 21.2% имеют ключевое слово "согласие", а 52.7% - "драка". Пословицы: "Чем ругаться, лучше собраться и подраться", "Больше дерутся, так смирнее живут" и т.п. В 184 пословицах прослеживается прямой призыв к драке: "Горе горюй, а руками воюй! И т.п." В 157 содержится призыв к миру и согласию: "Замахнись, да не ударь« и т.п. Общий анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме "насилие - согласие". Приоритеты распределились так : 24.1% - одобрение насилия; 29.6% - осуждение насилия; 16.4% - призыв к насилию; 9.1% - одобрение мира; 4.5% - призыв к миру. В целом в 40.5% пословиц и поговорок насилие одобряется, а в 43.2% одобряется согласие. 6

Вопрос 2 Характеристика конфликтологии как научной дисциплины

КОНФЛИКТОЛОГИЯ- КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИЗУЧАЮЩАЯ ПРИРОДУ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Зародилась в х годах ХХ века 7

СОЦИАЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ- ИЗУЧАЕТ КОНФЛИКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ: СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (КЛАССОВ, СТРАТОВ, ГРУПП И Т.П.), СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (СЕМЬЯ, АРМИЯ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВО, ЦЕРКОВЬ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И Т.П.), ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ, ОБЩЕСТВ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ. 8

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ Объект конфликтологии - социальные противоречия и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах жизнедеятельности общества Предмет конфликтологии - изучение природы, причин, механизмов действия конфликтов в обществе, а также разработка технологий их выявления, отслеживания и урегулирования или разрешения Содержание конфликтологии слагается из следующих уровней знания: - теоретического объяснения конфликта, как социального феномена, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе действий и взаимодействий; - изучения конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, фирма, и т.д.); - технологии их урегулирования и разрешения. На этой основе конфликтология разрабатывает необходимые ориентиры, которыми можно воспользоваться в процессе управления социумом. Петровский шут Д, Акоста, будучи в церкви, поставил одну свечу перед образом Михаила-архангела, а другую – перед демоном, изображенным под стопами архангела. Дьячок, увидев это сказал: Ах сударь! Что вы сделали? Ведь эту свечу вы поставили дьяволу! Не мешай! Не худо иметь друзей везде – в раю и в аду. Ведь не знаем куда попадем. 9

Конфликты как стороны общественных противоречий Основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные и т.п.) Основные типы предметных конфликтов в обществе (экономические, политические и т.п.) Конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации Прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п. Стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты и т.п.) ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ Причины, условия, поводы конфликтов Конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развитие…) 10

Конфликт Конфликт – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. Социальный конфликт Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются осознанные несовместимые потребности, интересы и ценности. 11

А.Г. Здравомыслов: Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА КАТЕГОРИЮ « СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ» Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству. А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. 12

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУКА Экономика Это фокус интересов в обществе, здесь, как правило, концентрируются основные противоречия, нередко перерастающие в конфликт. Философия Она выступает как методология конфликтологии, в первую очередь, философские исследования противоречия и конфликта, законы и категории философии. Право Основная проблема, возникающая на стыке этих дисциплин противоречия, возникающие между законом и личностью, вследствие неисполнения закона либо государством, либо личностью. Политология Проблема власти, овладения ею - это всегда как правило конфликт между партиями, движениями или личностями. Социология Изучая проблемы социума и общества, в целом, она самым тесным образом сталкивается с конфликтами, а ее методологическая база служит фундаментом конфликтологических исследований. Психология Личность, коллектив, поведение и т.д. дают ключ к пониманию психологических истоков конфликта и т.д. ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕДИСЦИПЛИНЫ 13

КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАВОВЕДЕНИИ Правовые нормы разрешения трудовых конфликтов Конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов Работы теоретического характера Международно-правовые аспекты Криминологический аспект конфликтов в сфере семейно- бытовых отношений Конфликт норм поведения Конфликты в молодежной среде как криминогенный фактор ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ годы Количество публикаций В настоящее время предпринимаются шаги по созданию отрасли конфликтологической науки – юридической конфликтологии 14

МАРКСИСТКАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА - глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямопропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов; - вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов; - открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов; - поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая, в свою очередь, зависит от идеологической унификации членов коллектива; - степень насильственности конфликта прямо пропорциональна степени поляризации господствующих классов; - уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов. 15

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В ХХ ВЕКЕ Льюс Козер выделил функции конфликта и создал теорию «позитивно-функционального конфликта» г.) Ральф Дарендорф создал «Конфликтную модель общества» (1967 г.) Кеннет Боулдинг разработал «Общую теорию конфликта» (1962 г.) Георг Зиммель разработал функциональную теорию конфликта – 1908 г.) Толкотт Парсонс разработал теорию структурного функционализма, как направление исследования конфликта г.) 16

17 КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА СОЦИАЛЬНО- БИОЛОГИЧЕСКАЯ утверждающая, что конфликт присущ человеку как и всем животным (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, У.Самнер) СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ объясняющая конфликт посредством теории напряженности (З.Фрейд, К.Лоренц, К.Левин) ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ утверждающая, что социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Мао Цзедун) СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной действительности (Т.Парсонс, Э.Мэйо) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем, созидателен (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг)

Конфликт Управление конфликтом Социальная напряженность Социальное противоречие Противоположные общественные интересы, цели, ценности Структура и динамика конфликта КАТЕГОРИИ КОНФЛИКТОЛОГИИ Субъект конфликта Объект (предмет) конфликта КТО УМЕЕТ СПРАВИТЬСЯ С КОНФЛИКТАМИ ПУТЕМ ИХ ПРИЗНАНИЯ, ТОТ БЕРЕТ ПОД СВОЙ КОНТРОЛЬ РИТМ ИСТОРИИ. КТО УПУСТИТ ЭТУ ВОЗМОЖНОСТЬ, ПОЛУЧАЕТ РИТМ СЕБЕ В ПРОТИВНИКИ (Р.Дарендорф) 18

- предполагал универсальность изучаемого явления, и что полностью гармоничное объединение людей вообще не может существовать; предполагал универсальность изучаемого явления, и что полностью гармоничное объединение людей вообще не может существовать; - конфликт служит своеобразным механизмом саморазвития общества, и не будь конфликта, социум оставался бы всегда на одной ступени развития; конфликт служит своеобразным механизмом саморазвития общества, и не будь конфликта, социум оставался бы всегда на одной ступени развития; - во время экстремальных ситуаций централизация группы усиливается вплоть до деспотии. Возникнув, такая централизованная структура стремится к выживанию и начинает искать нового противника, при этом порочный круг замыкается. во время экстремальных ситуаций централизация группы усиливается вплоть до деспотии. Возникнув, такая централизованная структура стремится к выживанию и начинает искать нового противника, при этом порочный круг замыкается. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА ГЕОРГА ЗИММЕЛЯ Г. 19

- рассматривал конфликт не как следствие, а как причину дестабилизации общества, как социальную аномалию; рассматривал конфликт не как следствие, а как причину дестабилизации общества, как социальную аномалию; - главной задачей развития общества считал поддержание его бесконфликтного существования; главной задачей развития общества считал поддержание его бесконфликтного существования; - в состав исходных элементов социального действия: цели, средства и условия действования, ввел понятие нормы, которая проистекает из веберовского понимания действия (если субъект действия учитывает в своих намерениях и целях реакцию других, то само это учитывание становится своего рода нормативным требованием к формулировке целей) в состав исходных элементов социального действия: цели, средства и условия действования, ввел понятие нормы, которая проистекает из веберовского понимания действия (если субъект действия учитывает в своих намерениях и целях реакцию других, то само это учитывание становится своего рода нормативным требованием к формулировке целей) СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ТОЛКОТТА ПАРСОНСА Г. 20

разрядка напряженности, т.е. конфликт служит выхлопным клапаном напряжения; коммуникативно-информационная, т.е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил; созидание, т.е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту; интеграция социальной структуры, т.е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее; нормотворчество, т.е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов. ТЕОРИЯ «ПОЗИТИВНО- ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА» ЛЬЮСА КОЗЕРА Г. 21

- конфликт неотделим от общественной жизни; - в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными; - конфликт можно преодолевать или ограничивать; - все конфликты имеют общие тенденции развития; ключевым понятием конфликта является его конкуренция (конкуренция шире понятия конфликт, т.к. не каждая конкуренция переходит в конфликт, если у сторон нет осведомленности о факте их соперничества); - в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний. «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА» КЕННЕТА БОУЛДИНГА Г. 22

(вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива): - каждое общество подвержено изменению в любой момент и может испытать социальный конфликт в любой момент; - социальные изменения вездесущи; - социальный конфликт вездесущ; - каждый элемент общества способствует его изменению; - каждое общество опирается на принуждение одних его членов другими. «КОНФЛИКТНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА» РАЛЬФА ДАРЕНДОРФА 1967 Г. 23