Гигиенические аспекты обращения отходов на территории Республики Коми Руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми д. м. н., профессор Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар-совещание и выставка «Оборудование и технологии для сбора, переработки и утилизации отходов» марта 2010 Обращение с отходами производства.
Advertisements

Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
IX национальный конгресс по недвижимости Вовлечение в оборот для жилищного строительства земельных участков за пределами черты населённых пунктов: проблемы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ФЗ «Об отходах указанным федеральным законом, другими законами и иными нормативно-правовыми.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Отходы в системе технического регулирования. Экологически безопасное обращение с вторичными ресурсами.
Гигиеническая оценка проекта архитектурно-строительного оформления зданий промышленных предприятий Киричук Е.С.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание с главами муниципальных районов и городских округов Московской области по вопросу.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Особенности законодательства города Москвы о градостроительной деятельности Тел: (095) Бачурина Светлана Самуиловна.
ОТЧЁТ О РАБОТЕ ОТДЕЛА ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ Ч АЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗА 2013 ГОД.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
Нормативное правовое регулирование в области земельных отношений в Республике Бурятия.
Система управления отходами производства и потребления на территории Кировской области. Проблемы и пути решения Департамент экологии и природопользования.
Транксрипт:

Гигиенические аспекты обращения отходов на территории Республики Коми Руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми д. м. н., профессор Л. И. Глушкова

Основополагающие гигиенические принципы содержания территорий и качества почв установлены Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52-ФЗ от года (с дополнениями и изменениями) статьями 21, 22.

ст. 21 «Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами, и содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам;

ст. 22 «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях совершенствования санитарного законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления и содержания территорий населенных мест утверждены и введены в действие подзаконные нормативные правовые документы. На сегодняшний день основными действующими документами являются:

«Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от года; СанПиН «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»; СанПиН «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов»; СанПиН «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; СП «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

Основные нарушения в указанной сфере по результатам надзора г.г., следующие: ни один населенный пункт не имеет разработанных и утвержденных в установленных порядке генеральных схем очистки (МДК Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации); ни один полигон ТБО, иловая площадка очистных сооружений не имеют утвержденных в установленном порядке и обустроенных надлежащим образом санитарно-защитных зон; большинство полигонов эксплуатируется с высоким коэффициентом заполнения (более 90 %); повсеместно нарушаются требования, предъявляемые к эксплуатации полигонов ТБО; в большинстве муниципальных образований не решены вопросы сбора и удаления ТБО от дачных обществ, частного сектора жилой застройки; в целом отсутствует система надлежащей утилизации медицинских отходов высокой степени опасности; крайне низка эффективность системы плановой очистки территорий населенных мест от бытовых отходов.

Несоблюдение требований санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, неудовлетворительная организация плановой санитарной очистки населенных мест приводит к высокому уровню бактериального загрязнения почв на территории жилой застройки, территорий детских и общеобразовательных учреждений. Оценка чистоты почвы по микробиологическим показателям позволяет характеризовать ее состояние как «загрязненная». Загрязнение почвы жилых кварталов на протяжении г.г. остается стабильно высоким и не имеет тенденции к снижению, что позволяет утверждать о наличии постоянного источника поступления загрязнения.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий обращают на себя внимание следующие нарушения санитарного законодательства: нарушение сроков плановой очистки территорий от бытового мусора; недостаточное количество контейнерных площадок и мусоросборных контейнеров для бытовых отходов; несвоевременное осуществление подбора ТБО с контейнерных площадок после его вывоза; неудовлетворительное содержание дворовых территорий; отсутствие условий для мойки и дезинфекции несменяемых контейнеров, мусоропроводов; практика закрытия мусоропроводов во вновь вводимых и эксплуатируемых жилых домах, что приводит к дополнительной переуплотнонности существующих контейнерных площадок; обустройство и размещение по отношению к жилым домам контейнерных площадок без учета нормируемых разрывов; бесконтрольное использование торговыми предприятиями контейнерных площадок жилого фонда, приводящее за счет транспортной упаковочной тары к захламлению контейнерных площадок; возникновение стихийных свалок вокруг дачных участков и гаражных кооперативов, в индивидуальном секторе, где вообще не решены вопросы сбора твердых бытовых отходов; несвоевременная корректировка норм накопления отходов.

Санитарное состояние почвы населенных мест Республики Коми (удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, %) годсанитарно-химические показатели микробиологические показатели паразитологические показатели 20051,314,55, ,56, ,36, ,416,87, ,3617,596,19

В соответствии с «Региональными нормативами градостроительного проектирования Республики Коми», утвержденными приказом Министерства архитектуры, градостроительства и коммунального хозяйства Республики Коми 07-ОД от года (Зарегистрировано в Администрации Главы РК и Правительства РК 9 апреля 2008 г., реестр ) основные виды хозяйственной деятельности по разделу санитарной очистки относятся к компетенции: сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов, объекты утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – органы местного самоуправления городского округа; объекты утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – органы местного самоуправления муниципального района; сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов – органы местного самоуправления городского, сельского поселения.

Также «Региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Коми» указывают (п ), что основой для необходимых на всех стадиях проектирования разделов «Санитарная очистка» должна являться «Комплексная схема санитарной очистки муниципального образования (населенного пункта)», выполняемая по отдельному заданию и решающая вопросы сбора, транспортировки и утилизации отходов в пределах охватываемой территории на срок действия генплана, а в качестве предпроектных исследований к «Комплексной схеме санитарной очистки» должны проводиться: анализ морфологического состава и физических свойств твердых бытовых отходов; определение объема их образования ТБО; паспортизация всех видов отходов производства и потребления.

Законом Республики Коми 100-РЗ от года «О целевой республиканской программе «Жилище» на года» утверждена целевая республиканская программа «Жилище» на годы, включающая, в том числе и подпрограмму «Подготовка земельных участков под жилищное строительство». Задачами указанной подпрограммы являются: разработка схемы территориального планирования Республики Коми и оказание помощи муниципальным образованиям в подготовке документов территориального планирования; государственная поддержка инвестиционных проектов по обеспечению новых земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы: реализация подпрограммы к концу 2012 года позволить разработать схему территориального планирования Республики Коми, обеспечить органы местного самоуправления 11 схемами территориального планирования, 12 генеральными планами поселений и городских округов и 11 правилами землепользования и застройки; подготовить земельные участки с инженерной инфраструктурой для дальнейшей застройки; увеличить объемы жилищного строительства в республике. Объемы финансирования: в целом на реализацию подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми потребуется ,9 тыс. рублей. В настоящее время в стадии подготовки к разработке и разработке находятся документы по градостроительному планированию по 9 субъектам.

Указанные проектные материалы в соответствии с требованиями установленными «Региональными нормативами градостроительного проектирования Республики Коми» должны содержать разделы, определяющие основные принципы организации санитарной очистки на административных территориях. Таким образом, сложившаяся ситуация с обеспечением санитарно- эпидемиологического благополучия связанного с содержанием территорий населенных мест не может быть признана благополучной и очевидно требует решения программными средствами в части разработки целевой республиканской программы и удовлетворительного финансирования ранее принятых решений по данному вопросу, создания и реализации механизма повышения ответственности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поседений за надлежащее содержание территорий.

Еще один, помимо содержания территории населенных мест и удаления отходов, гигиенический аспект связан с определением класса опасности отходов производства содержащих нефть и нефтепродукты Целью идентификации отходов содержащих нефтепродукты является определение фактического содержания соединений входящих в группу полициклических ароматических углеводородов, в состав которых входят соединения с доказанной для человека канцерогенностью и определение класса опасности отходов расчетным путем на основании фактически полученных данных. Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) представляют собой высо­комолекулярные органические соединения, основным элементом структуры которого яв­ляется бензольное кольцо. ПАУ – это соединения, проявляющие по отношению к живым организмам канце­рогенные и мутагенные свойства. Генотоксические канцерогены, в том числе бенз(а)пирен, не имеют порогового уровня, т. е. их присутствие в любом определяемом количестве опасно для живого организма.

Особая значимость отходов производства содержащих нефтепродукты для факторов окружающей среды в части фактической оценки загрязнения и ее прогнозных изменений приобретается в связи с канцерогенностью нефтей, обусловленной тяжелыми (ароматическими) фракциями и соединениями входящими в группу полициклических ароматических углеводородов, что в соответствии с положениями санитарного законодательства при определении класса опасности отходов, определенного по фактическому содержанию соединений может коренным образом изменить принципы деятельности хозяйствующих субъектов по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению и утилизации отходов содержащих нефтепродукты.

Выполненные в настоящее время работы (фактические исследования и расчетный метод) по количественному и качественному содержанию в отходах производства содержащих нефтепродукты соединений входящих в группу полициклических ароматических углеводородов в том числе с доказанной для человека канцерогенностью (бенз(а)антрацен, бенз(а)пирен, дибенз(a,h)антрацен, бензол, минеральные масла нефтяные неочищенные или не полностью очищенные) с ингаляционным и чрезкожным путями поступления определили необходимость приведения деятельности хозяйствующих субъектов в данной части в соответствие с требованиями санитарного законодательства. Определение класса опасности отходов, содержащих нефть и продукты ее трансформации позволят оценить реальный (фактический) уровень их канцерогенной опасности, защитить человека и спрогнозировать поведение отходов в окружающей человека среде.

Содержание нефтепродуктов, полициклических ароматических углеводородов и бенз(а)пирена в исследованных пробах отходов, содержащих нефтепродукты

Реализация этого стратегического направления требует обогащения знаний в области экологии человека и гигиены окружающей среды, основанных на объективных характеристиках качества окружающей среды и состояния общественного здоровья, позволяющих выявить наличие объективной связи между уровнями воздействия разнообразных факторов и состоянием здоровья человека, определить реально доказанный вклад факторов среды в нарушение здоровья популяции, различных ее групп и отдельных индивидов.

Предложения Учитывая, что в настоящее время Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ведется подготовительная работа к разработке целевой республиканской программы по обращению с отходами производства и потребления, считаю необходимым скоординировать деятельность указанных министерств и заинтересованных ведомств с целью активизации работ по данному вопросу с первоочередным решением следующих вопросов:

1.На уровне органов местного самоуправления необходимы разработка и утверждение: 1.1.титульного списка улиц, площадей, и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний период; 1.2.норм накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год; 1.3.списка городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; 1.4.перечня организаций, ответственных за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.; 1.5.документов определяющих организацию планово-регулярной системы удаления отходов и их режим.

2.Разработка (корректировка) генеральных схем очистки для городов республики с обязательным выделением следующих разделов: определение принципиальных систем сбора, складирования (временного хранения), транспортировки и утилизации отходов производства и потребления и уборки территорий; необходимость и условия введения на некоторых административных территориях систем раздельного сбора части твердых бытовых отходов; проектирование и строительство объектов для хранения и переработки твердых бытовых отходов, промышленных отходов 1 и 2 класса; развитие (строительство, реконструкция) объектов транспортного обслуживания.

3.Выделение в самостоятельный раздел вопроса обращения территорий и биологически-опасных отходов, в том числе зараженных возбудителями сибирской язвы со следующими мероприятиями: проведением учета всех сибиреязвенных скотомогильников и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных с использованием топографических способов обозначения их на местности, в том числе с определением географических координат и хозяйственной принадлежности (балансодержателя); проведения оценки ветеринарно-санитарного состояния всех сибиреязвенных скотомогильников и биологической опасности мест захоронения сибиреязвенных трупов и подготовка предложений по их обустройству; обустройства сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями; проведения дезинфекции мест содержания, падежа и вынужденной прирезки больных сибирской язвой животных, мест захоронения или сжигания трупов павших животных с последующим бактериологическим контролем эффективности дезинфекции.

4.Для административной территории г. Сыктывкара: проведение комплексной оценки объемов образования твердых бытовых отходов с учетом фактического их накопления в периоды наибольшего их образования; проведение инвентаризации контейнерных площадок, приведение их объема в соответствие с нормами накопления отходов и количеством обслуживаемого населения, наличием предприятий торговли, организаций, пользующихся по договорам контейнерами, установленными для многоквартирных жилых домов, оборудование их в соответствии нормами технической эксплуатации жилищного фонда; определение закрепленности за организациями, отвечающими за размещение и обустройство контейнерных площадок, подборку мусора после загрузки, содержание контейнерных площадок, уборку квартальных и районных спортивных площадок; проведение инвентаризации помойниц, выгребов в неканализованном жилом фонде, приведение их в соответствие с установленными нормами и требованиями; исключение практики закрытия мусоропроводов в новых многоквартирных жилых домов.

5.Выделение в самостоятельный раздел вопроса обращения отходов лечебно-профилактических учреждений. 6. Упорядочение деятельности хозяйствующих субъектов при обращении с отходами, содержащими нефтепродукты в части определения класса опасности отходов на основании идентификации качественного и количественного состава отхода с целью определения условий их обращения и минимизации вредного воздействия на здоровье человека.

Благодарю за внимание