СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Advertisements

Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Муниципальное образование «Мысковский городской округ»
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
LOGO PowerPoint Template О долгосрочной целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности на годы»
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
1 О видении развития региона во взаимоувязке с долгосрочными приоритетами развития страны (по Программе развития территорий на 5 лет) 1.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Центр образования, исследований и разработок «ИНО Томск2020» КОЗЛОВСКАЯ Оксана Витальевна, первый заместитель Губернатора Томской области Инвестиционные.
Выполнил студент 4 курса Проскурин Виталий. Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района и Приволжского федерального округа.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Концепция инвестиционного проекта «Комплексное развитие Забайкалья» Освоение территорий в зоне строительства железной дороги «Транссиб – БАМ»
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Аппарат полномочного представителя Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Инвестиционный и.
ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ в I полугодии 2014 года.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Транксрипт:

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

Кемеровская область Кемерово Абакан Горно-Алтайск Томск Новосибирск Томск Красноярск

Кемеровская область

Основные данные о Кемеровской области Площадь территории 96 тысяч км 2 Площадь территории 96 тысяч км 2 Численность населения 2,84 млн. человек Численность населения 2,84 млн. человек Плотность населения 30 человек/кв.км Плотность населения 30 человек/кв.км Доля городского населения 85 % Доля городского населения 85 %

Административно-территориальное деление 16 городских округов 18 муниципальных районов 18 муниципальных районов 22 городских поселения 22 городских поселения 167 сельских поселений 167 сельских поселений 223 муниципальных образования:

ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ С ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ БОЛЕЕ 100 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК: Новокузнецк - 562,4 тыс. человек; Кемерово - 520,1 тыс. человек; Прокопьевск - 217,9 тыс. человек; Белово тыс. человек; Ленинск-Кузнецкий – 110,2 тыс. человек; Киселевск - 108,2 тыс. человек; Междуреченск - 103,7 тыс. человек. 5 муниципальных образований с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек. Административно-территориальное деление

733 млрд. тонн УГОЛЬ на долю Кузбасса приходится 66,4 % запасов всех углей России ЗОЛОТО СЕРЕБРО ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА МАРГАНЕЦ ЦИНК СВИНЕЦ МЕДЬ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Ресурсный потенциал

Итоги развития экономики области 57 % угля, добываемого в России 76 % угля коксующихся марок Кузбасс добывает:

Итоги развития экономики области

Строительство угольных терминалов

Итоги развития экономики области

Кузбасс производит: 14 % проката России 17 % стали России 80 % магистральных и 100 % трамвайных рельсов в стране 60 % ферросилиция 22 % кокса России

Итоги развития экономики области

Валовой региональный продукт Производство промышленной продукции Инвестиции в основной капитал Оборот розничной торговли Налоговые поступления в бюджеты всех уровней Реальные денежные доходы населения Начисленная заработная плата 2005г. в % к 2000г ,9 раза 2,1 раза 3,3 раза 1,6 раза 3,6 раза

Итоги развития экономики области

Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в гг. Максимальный потенциал - минимальный риск (1A) - Средний потенциал - минимальный риск (2A) - Низкий потенциал - минимальный риск (3A) - Высокий потенциал - умеренный риск (1B) Санкт-Петербург Московская область Краснодарский край Москва Свердловская область Ханты-Мансийский автономный округ Средний потенциал - умеренный риск (2B) Белгородская область Республика Башкортостан Ростовская область Республика Татарстан Нижегородская область Пермский край Самарская область Волгоградская область Кемеровская область Омская область Ямало-Ненецкий автономный округ Новосибирская область Республика Саха (Якутия) По объему инвестиций Кемеровская область занимает: место в Сибирском федеральном округе место среди регионов Российской Федерации В 2005 году инвестиции в основной капитал составили млрд. рублей

Итоги развития экономики области МАЛЫЙ БИЗНЕС

Итоги развития социальной сферы ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Число больничных учреждений – 137 ед.; Число больничных коек (на человек населения) – 103,2 койки Число амбулаторно-поликлинических учреждений - 529; Мощность амбулаторно- поликлинических учреждений (на человек населения) – 103,2 пос./см; Численность врачей (на человек населения) – 46,5 чел.; Численность среднего медицинского персонала (на человек населения) – 107,4 чел. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Число больничных учреждений – 137 ед.; Число больничных коек (на человек населения) – 103,2 койки Число амбулаторно-поликлинических учреждений - 529; Мощность амбулаторно- поликлинических учреждений (на человек населения) – 103,2 пос./см; Численность врачей (на человек населения) – 46,5 чел.; Численность среднего медицинского персонала (на человек населения) – 107,4 чел.

Итоги развития социальной сферы КУЛЬТУРА Число профессиональных театров – 7 ед. Число музеев (включая филиалы) – 42ед. Число кинотеатров – 25 ед. Число учреждений культурно-досугового типа – 790 ед. Число общедоступных библиотек ед. Библиотечный фонд – 15,4 млн. экземпл. КУЛЬТУРА Число профессиональных театров – 7 ед. Число музеев (включая филиалы) – 42ед. Число кинотеатров – 25 ед. Число учреждений культурно-досугового типа – 790 ед. Число общедоступных библиотек ед. Библиотечный фонд – 15,4 млн. экземпл.

Итоги развития социальной сферы ОБРАЗОВАНИЕ Число государственных ВУЗов (включая филиалы) – 42 ед. Число студентов – 101,9 тыс.человек Число государственных ССУЗов (включая филиалы) – 67 ед. Число студентов – 55,1 тыс. человек Число учреждений НПО - 77 ед. Численность учащихся –33,2 тыс.человек Число общеобразовательных учреждений – 1106 ед. Численность учащихся – 310 тыс.человек Число дошкольных учреждений – 937 ед. ОБРАЗОВАНИЕ Число государственных ВУЗов (включая филиалы) – 42 ед. Число студентов – 101,9 тыс.человек Число государственных ССУЗов (включая филиалы) – 67 ед. Число студентов – 55,1 тыс. человек Число учреждений НПО - 77 ед. Численность учащихся –33,2 тыс.человек Число общеобразовательных учреждений – 1106 ед. Численность учащихся – 310 тыс.человек Число дошкольных учреждений – 937 ед.

Итоги финансирования целевых программ

Итоги развития социальной сферы

ВЛАСТЬБИЗНЕС ОБЩЕСТВО

Приоритетные национальные проекты «Образование» «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» «Здоровье» «Развитие агропромышленного комплекса» «Культура»

Приоритетные национальные проекты «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

Приоритетные национальные проекты «Развитие агропромышленного комплекса» обновление парка сельскохозяйственной техники приобретены в январе-октябре 2006 года: 20 тракторов К посевных комплексов кредитование субъектов хозяйствования общая сумма кредитов в январе-октябре 2006 года составила 3,8 млрд. рублей создание потребительских кооперативов в январе-октябре 2006 года создано 43 потребительских кооператива

Приоритетные национальные проекты «Здоровье» рост заработной платы участковые врачи и медсестры 2971 человек 2971 человек Фельдшеры, занимающие должности участковых врачей (повышение на 6,5 тыс. рублей из областного бюджета) 270 человек 270 человек техническое оснащение закупка медицинского оборудования и транспорта автомобили рентгенаппараты лабораторное оборудование лабораторное оборудование оказание высокотехнологичной помощи 2181 пациенту на сумму 60,4 млн. рублей на сумму 60,4 млн. рублей выплата родовых сертификатов 41,3 тыс. сертификатов на сумму 147,9 млн. рублей на сумму 147,9 млн. рублей

Приоритетные национальные проекты «Образование» доплата за классное руководство педагогов по 1300 рублей компьютеризация приобретено 195 компьютерных классов 196 школ подключены к сети Интернет гранты лучшим педагогам и коллективам 50 грантов реструктуризация сети сельских школ закрыто 66 малокомплектных школ приобретено 179 школьных автобусов

Приоритетные национальные проекты «Культура» информатизация учреждений культуры 106 учреждений культуры подключены к сети Интернет капитальный ремонт и реконструкция учреждений культуры 11 учреждений культуры введены в эксплуатация после капитального ремонта обеспечение учреждений культуры оборудованием и автотранспортом 7 автомобилей приобретено: 188 компьютеров 1875 музыкальных инструментов сценическое оборудование и костюмы

Основные проблемы области

Основные вызовы: высокая зависимость от внешней конъюнктуры, высокоспециализированная экономика, сырьевая ориентированность Поступления платежей в бюджетную систему РФ Товарная структура экспорта Оборот организаций (руб., %) черная металлургия42% топливная31% электроэнергетика11% машиностроение и металлообработка5% Отраслевая структура ВРП

Основные вызовы: цикличность колебаний цен В ближайшие годы возможно введение в мире крупных производств металлургического угля, постепенной переход металлургии к потреблению полумягких сортов и угольного порошка вместо высококачественных твердых сортов, а потому снижения цен на кокс (до 30-40% на его твердые сорта - McCloskey Group). МВФ: до 2010 г. металлы подешевеют. Заявленные новые мощности в мире по добыче железных руд к 2009 г млн. т/год, что должно привести к устранению его дефицита на мировых рынках и будет способствовать удержанию цен на ЖРС

Основные вызовы: Утрата технологий и технологическое отставание По данным The McKinsey Global Institute, производительность труда на российских металлургических предприятиях составляет около 35-60% от США. Топкинский цемент использует «мокрый» способ производства цемента, в два раза более энергоемкий, чем «сухой». Энергоемкость химических производств в целом примерно на 40% выше, чем за рубежом. Угольная промышленность технологически отстает от лучших образцов мировой практики (уровень автоматизации, производительность оборудования, систем безопасности и проч.). В Кузбасс пришли крупные поставщики горно-шахтного оборудования - JOY (США/Брит.), DBT и Eickoff (ФРГ), Glinik и Fazos (Польша) и др. Совокупные затраты на 1 т добытого угля у юргинского комбайна К-500 (цена 9 млн. руб.) выше чем у комбайна JOY (цена 45 млн. руб.). Объем импорта машин и оборудования постоянно увеличивается: с 57 млн. долл. (31,5% в общем объеме импорта региона ) в 2001 году до 343,2 млн. долл. (54,7%) в 2005 году.

Инфраструктурные ограничения: транспорт Источник: «Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста» (Новосибирск, 2005)

Инфраструктурные ограничения: транспорт Кемеровская область является самым крупным грузоотправителем в РФ. По объему погрузки угля и кокса Кузбасское отделение Западно- Сибирской железной дороги занимает первое место в России (более 600 тыс. т отправки грузов ежедневно). По прогнозам угольных предприятий, погрузка угля в 2010 году в Кузбассе составит 141% к объему 2005 г. До 2020 г. вывоз угля из Сибири в европейскую часть страны в 2020 г. должен возрасти (по сравнению с 2000 годом) в 1,9- 2,5 раза и составить млн. т. По оценке экспертов НП «Горнопромышленники России», в среднем по стране издержки транспорта занимают в конечной цене угля более 27%, поставки на расстояние свыше 1200 км при сложившемся уровне цен делают перевозки угля нерентабельными. Для того чтобы обеспечить вывоз угля из Кузбасса, потребуется дальнейшее планомерное развитие инфраструктуры на основных направлениях ЗСЖД. Убыточность от транспортировки угля в отдельные годы достигает: 15% - для внутри российских перевозок и 23% - для экспортных. Дефицит железнорудного сырья в регионе восполняется за счет поставок его с Коршуновского ГОКа (Иркутская область) на расстояние 1850 км, ГОКов КМА (4250 км), Мурманской области (6000 км) и Соколовско-Сарбайского (1900 км). Это создает дополнительную нагрузку на железную дорогу.

Ограничения по энергетике в Кузбассе В южной части Кузбасса существует дефицит электроэнергии за счет ограничений пропускной способности ВЛ. Износ оборудования: Кем. ГРЭС - 57%, Новокузнецкая ТЭЦ – 56%, Кемеровской ТЭЦ – 56%, Кузнецкой ТЭЦ – 48%. Потребление электроэнергии

Основные вызовы: ухудшение экологических условий Новокузнецк и Прокопьевск на ряду с другими сибирскими городами (Барнаул, Иркутск, Красноярск и др.) входит в «приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в 2005 г.» (Минприродресурсов РФ). В «Государственном (национальном) докладе о состоянии и использования земель в РФ в 2005 году» Кемеровская область отнесена к числу регионов с наибольшими площадями нарушенных земель (свыше 63 тыс. га). Выбросы загрязняющих веществ в 2005 г.возросли на 10% по сравнению с 2004 г., более трети из них приходится на Новокузнецк. Почва в районах с развитой промышленностью загрязнена хромом, свинцом, кадмием, цинком, марганцем, фтором.

Основные проблемы области

Налогово-бюджетная политика Доля средств, полученных из федерального бюджета в общем объеме средств, перечисленных в федеральный бюджет, %

Развитие системы оперативного и стратегического планирования 1.Долгосрочная стратегия, рассчитанная на 10–20 лет. 2.Среднесрочные комплексные программы социально-экономического развития области (3–5 лет). 3.Ежегодные планы действий. 4.Подготовка докладов (по направлениям деятельности и сводного доклада о результатах деятельности региональных органов исполнительной власти. Переход к «результативному управлению» и программно- целевому бюджету 1. Расширение периода среднесрочного бюджетного планирования с 3 до 5 лет. 2. Внедрение БОР, в том числе в бюджетной сети. 3. Развитие «результативного управления» в системе РОИВ (реестр государственных и бюджетных услуг, система индикаторов и целевых показателей, введение системы аудита эффективности бюджетных программ). Налогово-бюджетная политика

Основные проблемы области В 2005 году: средняя номинальная заработная в Кемеровской области составляла 101,6 % от средней по России, 92,2 % - от средней в ЦФО. В январе июле 2006 года: 97,8 % - от средней по России; 85,1 % - от средней по ЦФО

Программа экономического и социального развития Кемеровской области годы

Группа задач по повышению темпов институциональной и технологической динамики в некорпоративных отраслях Группа задач по совершенствованию экономической политики на этапе инновационного развития Группа задач по реформированию социальной сферы и развитию системы социальной защиты Группа общерегиональных задач - мероприятий в корпоративном секторе экономики Группа задач по модернизации региональных сетей и развитию наукоемкого малого бизнеса Цель - повышение реальных доходов и занятости населения области на основе формирования новой модели экономики Кузбасса Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг.

Финансовое обеспечение Программы Показатели/Го ды годы - всего 2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год% общему объему финансиров ания по Программе Всего по Программе 38050,446952, , , , , ,688100,0% в том числе: федеральный бюджет* 9480,077740, , ,871764,51373,451080,424,9% Средства бюджета области и местных бюджетов** 10710,194766, ,292400, , , ,08828,1% собственные средства предприятий и организаций 11537, , ,641444,751328,532371,12583,130,3% кредиты коммерческих банков 1456,044935,044294,5226,50003,8% Другие источники финансирован ия 4866,182250, ,5135,1 12,8% * Подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы, исходя из его возможностей. ** Подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта областного бюджета и местных бюджетов исходя из их возможностей. Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг. млн. рублей

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг. Для реализации Программы экономического и социального развития Кемеровской области на 2005 – 2010 годы было принято более 50 законодательных актов для развития инвестиционной, инновационной деятельности, социальной сферы Основными из них являются следующие: от 14 февраля 2005 г. N 22-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области» от 14 февраля 2005 г. N 23-ОЗ «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Кемеровской области" на годы» от 23 ноября 2005 г. N 132-ОЗ «О снижении ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для юридических лиц, осуществляющих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно- промышленных и проектных работ геологического профиля, связанных с опытно- промышленной добычей метана из угольных пластов, на 2006 год» от 8 декабря 2005 г. N 135-ОЗ «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на годы» от ОЗ «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на годы»

Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг. Кадровое обеспечение Программы

Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах к уровню 2000 года), млрд. рублей 1,8 раза Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг.

Объем промышленного производства (в сопоставимых ценах к уровню 2002 года), млрд. рублей 1,5 раза Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг.

Реальные доходы населения (в ценах 2002 года), рублей 1,5 раза Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг.

Рост инвестиций в основной капитал, % в 2 раза Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг.

Дотационность бюджета, % в 1,8 раза Программа экономического и социального развития Кемеровской области на гг.

Перспективные направления развития ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ КУЗБАССКОЙ ЭКОНОМИКИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ СНИЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНЪЮНКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕДРЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВО ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Доля угля в топливно-энергетическом балансе страны «… Российской экономике, как я говорил, необходим мощный рывок по увеличению использования и атомной энергетики, и гидроресурсов, и угля для производства электроэнергии. В этом отношении обширные возможности представляет сибирский регион…» В.В. Путин из стенографического отчета о встрече с представителями энергетических компаний и строителями второго блока Северо-Западной ТЭЦ

Возможные проекты развития Кемеровской области Строительство предприятий лесопереработки суммарной мощностью до 200 м.куб./год Промышленная добыча метана из угольных пластов Строительство электроподстанции «Кузбасская» на 500 кВ Модернизация Томь- Усинской ГРЭС на 1100 МВт Строительство города- спутника Кемерово «Лесная поляна», площадь ввода жилья – 800 тыс. кв.м. Научно- исследовательский институт комплексных проблем сердечно- сосудистых заболеваний Создание комплексов по производству тепло- и электроэнергии на базе подземной газификации угля суммарной мощностью 850 МВт Туристический комплекс «Шерегеш», пропускной способностью до 5000 чел./сутки

Направления развития: диверсификация экономики Таштагол и Таштагольский район 1.Развитие «Туристического комплекса «Шерегеш» 2. Создание аэропортового хозяйства (малая авиация) для обеспечения трансферта туристов. 3. Развитие транспортных коммуникаций с Новокузнецком, превращение его аэропорта в основной для потока туристов (инкаминга), развитие совместных культурных и экономических программ, включение Таштагола и туристках объектов комплекса «Шерегеш» в зону Новокузнецкой агломерации. Название: «Туристический комплекс «Шерегеш» Основные технико-экономические показатели: Кол-во подъемников, всего - 22 шт. (существующие – 6) Численность отдыхающих – чел./год Кол-во гостиниц, всего- 76 ед. (существующие – 21) Кол-во коттеджей, всего – 26 Парк дикой природы – 1 ед. Срок окупаемости капитальных вложений после окончания строительства – 3,5 года Налоговые поступления в бюджеты всех уровне за расчетный период – , 4 млн. руб. Источники финансирования, млн. руб.: Общий объем финансирования ,1

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА ГОДЫ Принят Советом народных депутатов Кемеровской области 1 ноября 2006 года Настоящий Закон принят с целью создания на территории Кемеровской области благоприятных условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности для удовлетворения потребности экономики, обеспечения занятости населения Кемеровской области. Среднесрочная региональная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области» на гг. Основные мероприятия: Совершенствование действующего законодательства в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности Повышение эффективности взаимодействия между участниками инвестиционного процесса Мобилизация инвестиционных ресурсов и государственная поддержка реализации приоритетных инвестиционных программ и проектов Ожидаемые конечные результаты Ежегодный рост инвестиций в основной капитал на %; Увеличение к 2010 году доли инвестиций в объеме ВРП Кемеровской области до 30 %; Реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития Кемеровской области

Инвестиционное законодательство Кемеровской области Субсидии для компенсации процентной ставки по банковским кредитам Льготы по налогам и сборам Отсрочка уплаты налога, инвестиционный налоговый кредит Бюджетные кредиты Государственные гарантии Кемеровской области Размещение государственного заказа Кемеровской области Государственная поддержка из областного бюджета - Закон Кемеровской области от ОЗ «О привлечении кредитов Администрацией Кемеровской области, о предоставлении бюджетных кредитов, государственных гарантий юридическим лицам в Кемеровской области» - Закон Кемеровской области от –ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области» - Закон Кемеровской области от ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области»

Инвестиционные проекты в сфере добычи и переработки угля Строительство обогатительных фабрик совокупной проектной мощностью тыс.тонн 7 обогатительных фабрик в Беловском, Прокопьевском и Новокузнецком р-нах 7 угольных разрезов фабрик в Беловском, Прокопьевском, Новокузнецком и Междуреченском р-нах Строительство в 2007 – 2013 г.г. угольных разрезов совокупной проектной мощностью тыс.тонн Строительство в 2007 – 2013 г.г. угольных шахт совокупной проектной мощностью тыс.тонн 4 шахты Кемеровский р-н 3 шахты Ленинск-Кузнецкий р-н 8 шахт Новокузнецкий р-н 6 шахт Прокопьевский, Промышленновский и Междуреченский р-ны

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА социально-экономического развития Кемеровской области, включающая Стратегию развития Кемеровской области до 2025 года и Схему территориального планирования области

Цель Стратегии – достижение высокой конкурентоспособности Кузбасса, основанной на технологическом росте и диверсификации экономики, что обеспечит высокий уровень качества жизни населения.

Локальные администра- тивные центры Регионы не завершившие первичную индустриализацию Портфель ресурсов Потенциал ростанизкийсреднийвысокий Технологии Природные ресурсы Зоны нового ресурсного освоения Зоны технологического трансферта Инновационные зоны Макро- региональные центры Мировые, портовые города, транспортно- логистические узлы мирового значения Геоэкономический статус региона Старопромыш ленные сырьевые регионы Кемеровская обл. Старопромыш ленные регионы с традиционно й индустрией Технологический рост и диверсификация экономики Усиление эксплуатации доступных ресурсов и оптимизация издержек Функции территорий в пространственной организации, концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ Возможные сценарии развития Кузбасса

Оптимальным для Кемеровской области является инновационно-технологическая модернизация базового сектора экономики области (угольной промышленности, металлургии, химии, горнодобывающего производства), а также его глубокая диверсификация (увеличение производства товаров с высокой долей добавленной стоимости – «движение в сторону глубоких переделов»), превращение в ведущий российский центр технологического обеспечения горнодобывающей промышленности.

Возможные сценарии развития: SWOT-анализ S (сильные стороны):W (слабые стороны): 1. 80% шахт РФ сконцентрировано в области. 66,4% угольных запасов РФ, 57% добычи, большие запасы металлических руд. Основные центры НИОКР в угольной и горнодобывающей промышленности % проката РФ, 17% стали, 80% магистральных и 100% трамвайных рельсов, 60% ферросицилия. 3. Экспортноориентированный регион. 4. Самая крупная региональная система городских поселений за Уралом (22 города, в т.ч. 2 – с населением свыше 500 тыс. чел., 5 – от 100 до 250 тыс., 5 – от 50 до 100 тыс.). 1. Сильное отставание в инновационно- технологических разработках от лучших образцов мировой практики. 2. Инфраструктурные ограничения развития базового сектора экономики. 3. Сильная зависимость от конъюнктуры на экспортные товары на мировых рынках. 4. Исчерпание доступных природных ресурсов, необходимость значительных инвестиций в улучшение ресурсной базы. 5. Слабое развитие городской среды (не способствует притоку инвестиций в высокотехнологичные и сектор управления). О (возможности):Т (угрозы): 1. Смена технологической платформы в угле- и горнодобывающей промышленности РФ, перемещение центров ее технологического и сервисного обслуживания. Новые крупные проекты в Сибири и на Дальнем Востоке. 2. Рост потребности в угле (рост доли в топливном балансе страны) и высокий спрос на черные металлы. 3. Рост стоимости газа и нефти - предпосылка для рентабельной углехимии. 4. Крупные инвестиционные проекты в регионе. 1. Рост конкуренции со стороны крупнейших мировых производителей. 2. Снижение привлекательности работы в традиционной индустрии, рост рисков дефицита кадров. 3. Высокие риски ухудшения экологических условий при росте добычи угля и иных полезных ископаемых. 4. Рост издержек в транспортировке и поставках сырья, опережающий рост цен на продукцию базового сектора. 5. Полное вытеснение собственного машиностроения импортом.

Направления развития: диверсификация экономики Программа привлечения новых предприятий машиностроение и сервисного обеспечения добывающей промышленности. Перенос в г. Кемерово и г. Новокузнецк предприятий с инновационными технологиями. (Рассмотрение возможности создания а территории области технпарка) (существующие) Повышение устойчивости экономики к внешним колебаниям (снижения зависимости то конъюнктуры цен), за счет развития отраслей с глубокой переработкой сырьевых товаров Получение городами новых функций (Кемерово, Новокузнецк, Таштагол) 1. Развитие туристической зоны 2. Создание аэропортового хозяйства (малая авиация) 3. Улучшение социального климата региона 4. Модернизация производства (новые технологии, экологическая безопасность) Таштагол и Таштагольский район

Инфраструктурный модуль 25% Опытное производство, демонстрацион ные площадки, 45% Сервисы (управление, логистика, услуги, выставочный центр), 10% Научно- исследовател ьский и образователь ный модуль, 20 % По своей структуре технопарк Кемеровской области должен состоять из 4-х основных блоков: Научно- исследовательский и образовательный модуль Опытное производство, демонстрационные площадки Инфраструктурный модуль Сервисы (управление, логистика, услуги, выставочный центр) Направления развития: диверсификация экономики ТЕХНОПАРК

1.Сбалансированные объемы угледобычи (обоснованные условия лицензий и усиление контроля за соблюдением условий лицензий на недропользование), стимулирование компаний к снижению негативного воздействия на окружающую среду (за счет определения условий использования платы за негативное воздействие на окружающую среду). 2.Улучшение системы распределения государственного фонда недр. 3. Ужесточение контроля за соблюдением предприятиями экологического законодательства. В 2006 году Росприроднадзор предъявил серьезные претензии к металлургическим предприятиям «Евраз-групп» (ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» и ООО «Евро- Азиатская энергетическая компания»), превышавших лимиты сбросов загрязняющих веществ в притоки реки Конобенихи, Абы и Томи. «Евраз» вынужден был ускорить реализацию своих экологических программ и увеличить их объем с 300 млн. до 2,3 млрд. руб. под угрозой приостановки деятельности Новокузнецкого металлургического комбината. 4. Стимулирование природоохранных мероприятий предприятиями области. В частности, посредством изменения порядка внесения природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду. Направления развития: экология

Наибольшим потенциалом роста обладают базовые сектора экономики – топливная промышленность, черная металлургия, электроэнергетика, машиностроение Очень привлекательный сектор - металлургия, топливная промышленность. Привлекательный сектор - машиностроение, металлургия, производство строительных материалов. Направления развития: стабилизация базового сектора экономики 0-1 низкое 1-2 среднее 2-3 высокое

Направления развития: стабилизация базового сектора УгольМеталлургияМашиностроен.ХимияСтроит. мат-лы Класт./отр. политика Активная поддержка Реструктури- зация Содействие Реструктуриза- зация Целевые показатели Стабилизация добычи ( млн.т/г), рост обогащения до 80% к 2015 г. (1) Рост (5) Освоение новых видов продукции. Рост выпуска Расширение поставок в центральный р- н и на экспорт Задачи бизнеса Строительство новых мощностей (2) Технологич. модернизация Сырьевая база Привл. инвест.(3) Технологич. модернизация M&A (6) Сырье Технологич. модернизация НИОКР (9) Привлечение инвестиций (10) Технологич. модернизация (12) Сырьевая база Технологич. модернизация Новые мощности Дистрибуция и логистика (13) Федерал. поддержка Рост доли угля в топливном балансе Долговрем. ценов. (тарифн.) политика на рынке угля, ж/д и эл. энергии Геологоразведка и управл. нераспред. фондом недр Поддержка экспорта и защита внутреннего рынка (7) Программа развития сырьевой базы в Сибири (8) Технические регламенты Поддержка НИОКР Долговрем. ценовая политика на рынке газа Нерелевантно Поддержка региона Подготовка кадров Условия платы за негативное воздействие на окружающую среду Содействие ОКР и НИОКР (4) Налоговое стимулирование инвестиций Поддержка угле- и металлоемких производств Профподготов. Специализир. технопарк для поставщиков (JOY, DBT, Eickoff, Glinik, Fazos и др.) (11) Профподготовка Создание условий для развития инфраструктур Профподготовка Сырьевая база (14)

Плотность населения, человек на 1 кв. км