КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Голицына Наталья Борисовна Голицына Наталья Борисовна golicina@mail.ru Нестеренко Алла Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концентрический вариант 5 класс Введение в биологию 6 класс Растения 7 класс Животные 8 класс Биология. Человек 9 класс Общие биологические закономерности.
Advertisements

Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
«Клетка – структурная и функциональная единица органического мира» МОУ «Ленская СОШ» Дистанционный курс Л.К.Юшкова учитель биологии МОУ «Ленская СОШ»
Рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности Биология.
МОУ «СОШ 6», г.Киров. Калужская область Урок по теме «Пластический обмен. Синтез белка.» (10 класс, по программе Пасечника В.В) учителя биологии Менделеевой.
В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит.
Жизнедеятельность организмов Урок обобщения знаний.
Выделить предмет естественных наук : тела вещества явления природы.
Системный подход к обучению биологии Приоритетной задачей образования становится развитие личности и поэтому особую важность приобретает системно- структурный.
Направление совершенствования КИМ для ЕГЭ 2009 г. по биологии Валихов А.Ф. д.б.н., Калинова Г.С. к.п.н. 26 сентября 2006 г.
Обобщение по теме: «Общие сведения о мире животных» «Вопрос на засыпку»
Вера Евгеньевна Зайцева Елена Васильевна Чудинова Вера Евгеньевна Зайцева Елена Васильевна Чудинова Особенности методики изучения строения и жизненных.
В. Н. Быханова МОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа.
Урок биологии в 6 классе «Воздушное питание растений» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» учитель.
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
Автор: Николаева Людмила Дмитриевна, учитель биологии.
систематика экология ПЛАН ОПИСАНИЯ ВИДА СИТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВИДА Царство Подцарство Тип (Отдел) Класс Семейство Отряд Род Вид МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. … Уровни организации живой материи иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения.
© Сидорова Л.В., БГУ Тема 1 Технология разноуровнего обучения.
МБОУ СОШ 22 Среды обитания организмов. Приспособленность к среде обитания. Учитель биологии Еналдиева Р.А.
Транксрипт:

КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Голицына Наталья Борисовна Голицына Наталья Борисовна Нестеренко Алла Александровна

ЧЕМ БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ТЕМ БОЛЬШЕ МОТИВАЦИИ И ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО ТЕМ СЛАБЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ЦЕЛЬ: ПРЕДОСТАВИТЬ УЧЕНИКУ МАКСИМАЛЬНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ, СОХРАНИВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) ПРОТИВОРЕЧИЕ:

ПРОТИВОРЕЧИЕ: СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНКРЕТНЫМ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНЫМ, ОПИРАТЬСЯ НА ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА, ЧТОБ ПРОБУДИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ИЗУЧЕНИЮ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ И АБСТРАКТНЫМ ОБОБЩЕННЫМ ДОЛЖНО БЫТЬ АБСТРАКТНЫМ, ОБОБЩЕННЫМ, ЧТОБ ОБЕСПЕЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКИ. ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ: АБСТРАКТНЫЕ МОДЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ СВОЕГО РОДА МАТРИЦАМИ, В КОТОРЫЕ УЧЕНИК МОЖЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО УЛОЖИТЬ КОНКРЕТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. ЭТИ МОДЕЛИ СТРОЯТСЯ ПУТЕМ АНАЛИЗА ЛЮБЫХ УДОБНЫХ ОБЪЕКТОВ, С ОПОРОЙ НА ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА

КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) ОТЛИЧИЯ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПОДХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОГО ТРАДИЦИОННЫЙ КУРСКУРС НА БАЗЕ ТРИЗ ОПИСАНИЕ МНОЖЕСТВА ОБЪЕКТОВ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ СХЕМЕ ОБОБЩЕНИЕ, ВЫХОД НА ТЕОРИИ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ДР. ФУНКЦИЯСТРУКТУРА СТРОИТСЯ ОБЩАЯ МОДЕЛЬ БИОСИСТЕМЫ В ЭТОЙ МОДЕЛИ РАССМАТРИВАЮТСЯ КОНКРЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ, МОДЕЛЬ УТОЧНЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ НОВЫЙ КЛАСС ОБЪЕКТОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИЗМЕНЕНИЕМ РЕСУРСОВ ФУНКЦИЯСТРУКТУРА ПРЕОБЛАДАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ОРГАНИЗМЕННОГО УРОВНЯ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ МОДЕЛИ ИЗ ОТСМ-ТРИЗ ОБЪЕКТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ПРОЦЕСС БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОПИЛКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ИЗ ФИЗИКИ, ХИМИИ, МАТЕМАТИКИ ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Биологич. объекты Биологич. процессы Биологич. явления

ЭКОСИСТЕМА ОРГАНИЗМ ПОПУЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОРГАНЫ ТКАНИ КЛЕТКИ ОРГАНОИДЫ, ВЕЩЕСТВА МОЛЕКУЛЫ УРОВНИ КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) ОНТОГЕНЕЗФИЛОГЕНЕЗ

ЭЛЕМЕНТ ИМЯ ПРИЗНАКА ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА … … ЕСЛИ… ТО (+) НО (-) (+) (-) …, ЧТОБЫ (+), ЧТОБЫ (-)

Курс биологии на базе ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) ПАСПОРТ ОРГАНИЗМА (ЗАПОЛНЯЕТСЯ УЧЕНИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО) СИСТЕМАТИ- ЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИМПЕРИЯ ЦАРСТВО ТИП (ОТДЕЛ) КЛАСС ОТРЯД (ПОРЯДОК) СЕМЕЙСТВО РОД ВИД 1 СРЕДА ЖИЗНИ ВОДНАЯ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ ПОЧВЕННАЯ ОРГАНИЗМЕННАЯ 2 ХАРАКТЕРНЫЕ МЕСТА ОБИТАНИЯ ……………… 3 РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ ……………… 5 УСТРОЙСТВО ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УСТРОЙСТВО ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФУНКЦИИ и СТРУКТУРЫ, ИХ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПИТАНИЕ ДЫХАНИЕ Раздражимость… Выделение… Размножение… 4 ХОЗЯЙСТВЕН- НОЕ ЗНАЧЕНИЕ 6 ………………

М О Д Е Л Ь П Р О Ц Е С С А КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) ВЕЩЕСТВО ЭНЕРГИЯ ИНФОРМАЦИЯ ВЕЩЕСТВО ЭНЕРГИЯ ИНФОРМАЦИЯ Конкретизации модели биологического процессаиологического процесса АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ

КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА СЛОВАРИК ВЫХОД В ИНТЕРНЕТ МОДЕЛИ ИЗ ОТСМ-ТРИЗ МОДЕЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА СЦЕНАРИИ, ОПИСЫВАЮЩИЕ КОНКРЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ МОДЕЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СЦЕНАРИИ, ОПИСЫВАЮЩИЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРОЦЕССЫ СЦЕНАРИИ ВЫДЕЛЕННЫЕ БЛОКИ ЗАПОЛНЯЮТСЯ УЧЕНИКАМИ ФИЗИЧЕСКИЕ, ХИМИЧЕСКИЕ И ДР. ЭФФЕКТЫ ДИАГНОСТИКА КАРТОТЕКИ …. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка Словарик КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА МЕНЮ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ- УЧЕНИКА: ИНТЕРФЕЙС (СВЯЗЬ С УЧЕНИКОМ)

Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка СловарикМаршруты Информационный фонд Вопрос, задача Твое мнение ТРИЗ-помощь Обыденный ответ Игровая помощь Научное представление Что надо знать и уметь? Открытые вопросы Личная страничка Мои картотеки Биословарь Наши герои Биомаг; Иксик КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ)

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка Словарик МЕНЮ (ПЕРЕЧЕНЬ): ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ, ЗАКОНОВ, ЭФФЕКТОВ Вопрос Вопрос: ЧТО ТАКОЕ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ? (О ЧЕМ ЗНАЕТ ГЕН?) Твое мнение (запиши ответ) Открывается блокнот НАУЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ КУРС БИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка Словарик МЕНЮ (ПЕРЕЧЕНЬ): ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ, ЗАКОНОВ, ЭФФЕКТОВ Генетическая информация: О ЧЕМ? В ЧЕМ НАХОДИТСЯ? ЗАЧЕМ НУЖНА? элемент Имя признакаЗначение признака человек цвет глаз синий, зеленый, карий,… группа крови …? рост …? ??? I, II, III, IV пол Дополни описание!

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка Словарик МЕНЮ (ПЕРЕЧЕНЬ): ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ, ЗАКОНОВ, ЭФФЕКТОВ Генетическая информация: О ЧЕМ? В ЧЕМ НАХОДИТСЯ? ЗАЧЕМ НУЖНА? элемент Имя признакаЗначение признака одуванчик жилкование …. цвет лепестков …? ??? желтый ???? край листа

ДНКПРИЗНАК ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ КУРС БИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка Словарик МЕНЮ (ПЕРЕЧЕНЬ): ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ, ЗАКОНОВ, ЭФФЕКТОВ Генетическая информация: О ЧЕМ? В ЧЕМ НАХОДИТСЯ? ЗАЧЕМ НУЖНА? ЭКОСИСТЕМА ОРГАНИЗМ ПОПУЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОРГАНЫ ТКАНИ КЛЕТКИ ОРГАНОИДЫ, ВЕЩЕСТВА МОЛЕКУЛЫ Укажи уровень НЕТ ВЕРНО Сформулируй задачу, Дополни схему ВОПРОС ОБСУЖДАЕТСЯ В КЛАССЕ БЕЛОК

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка Словарик МЕНЮ (ПЕРЕЧЕНЬ): ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ, ЗАКОНОВ, ЭФФЕКТОВ ЭКОСИСТЕМА ОРГАНИЗМ ПОПУЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОРГАНЫ ТКАНИ КЛЕТКИ ОРГАНОИДЫ, ВЕЩЕСТВА МОЛЕКУЛЫ ДНК ПРИЗНАК Сформулируй вопрос (обсуждение в классе) БЕЛОК Как связаны ДНК и БЕЛОК? ДНК ? БЕЛОК ? заполни

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка Словарик МЕНЮ (ПЕРЕЧЕНЬ): ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ, ЗАКОНОВ, ЭФФЕКТОВ ЭКОСИСТЕМА ОРГАНИЗМ ПОПУЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОРГАНЫ ТКАНИ КЛЕТКИ ОРГАНОИДЫ, ВЕЩЕСТВА МОЛЕКУЛЫ Как связаны ДНК и БЕЛОК? ДНК НУКЛЕОТИДЫ 4 ТИПА БЕЛОК АМИНОКИС- ЛОТЫ 20 ТИПОВ СФОРМУЛИРУЙ ЗАДАЧУ (ОБСУЖДЕНИЕ) … КАК ЗАШИФРОВАТЬ 4-МЯ ЗНАЧКАМИ 20 «БУКВ»? СРАВНИ РЕШЕНИЕ

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Вопрос (понятие, проблема) Твое мнение Тривиальный ответ Научное представление ТРИЗ – помощь Информационный фонд Открытые вопросы Игры и тренинги Что надо знать? Личная страничка Словарик МЕНЮ (ПЕРЕЧЕНЬ): ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ, ЗАКОНОВ, ЭФФЕКТОВ подсказки … КАК ПО ГЕНЕТИЧЕСКОМУ КОДУ СТРОИТСЯ БЕЛОК? (ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА) ОБЩИЙ ПЛАН ПРОЦЕССА ОБЩИЙ ПЛАН ПРОЦЕССА АНАЛОГИЧНЫЙ ПРОЦЕСС - СБОРКА НИТКИ БУС АНАЛОГИЧНЫЙ ПРОЦЕСС - СБОРКА НИТКИ БУС

Курс биологии на базе ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) АНАЛОГ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА (СБОРКА БУС) з з с к ф з с с б ……. НИТКА БУС Материал (бусинки) Руки или машинка План сборки Иголка с ниткой – для скрепления ЧТО НУЖНО, ЧТОБ СОБРАТЬ НИТКУ БУС? КАК ПРОХОДИТ САМА СБОРКА? ВЕЩЕСТВО ЭНЕРГИЯ

Курс биологии на базе ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) ИСТОЧНИК энергии? КОНКРЕТИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА (биосинтез белка) ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ (где взять? – укажи ПРОДУКТ (ВПИШИ) Вещество (впиши или выбери из словаря) АМИНОКИСЛОТЫ НУКЛЕОТИДЫ ЗАДАЧА: КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС СБОРКИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ? ВЕЩЕСТВО (ВПИШИ ИЛИ ВЫБЕРИ ) ПИЩА ЗАДАЧА: ОПРЕДЕЛИ РЕСУРСЫ ДЛЯ ГЕТЕРОТРОФОВ ПИЩА АККУМУЛЯТОР ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (ВПИШИ) АТФ

КУРС БИОЛОГИИ НА БАЗЕ ОТСМ-ТРИЗ (ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ) Апробировать его предполагается в рамках факультативного курса биологии в 6-7 классах РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ НАХОДИТСЯ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ: ОПИСАНИЕ СЦЕНАРИЕВ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ПРОГРАММИСТУ, ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ