Проективная компетентность учителя
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель
Радикальные перемены, происходящие во всех сферах жизни, динамизм обновления научных знаний обусловили острое противоречие между сложившимися традициями в образовательной сфере и потребностями быстро развивающегося социума. Разрешение этого противоречия возможно через активный процесс модернизации содержания образования и организацию инновационной педагогической деятельности как условия Обеспечения продуктивности и качества обучения.
Проективная компетентность учителя в совокупности представляют собой сложное профессионально-личностное образование интеллектуального, исследовательского, творческого, коммуникативного и организаторского характера, включающее умения, направленные на материализацию результатов ценностно- ориентированной трансформации знаний в области технологии, их интеграцию и синтез в сферу деятельности учителя- предметника, отражающие творческую направленность деятельности.
Проекти вная компете нтность умениянавыки способност и знания
Проективные знания ТРИАДА анализпрогнозпроект
Проективные умения перево дить учиты вать опреде лять отби рать планиро вать
Проективные навыки умением проектиро вать деятельность как свою, так и учащихс составлять календарное и поурочное планирование, выстраивать последователь ность изложения материала и сценарий урока, внеклассных мероприятий и т.п.;
Проективные способности обеспечивают направленность деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом психолого- педагогических особенностей детей школьного возраста.Данный вид способностей обеспечивает реализацию тактических задач: составление тематического и поурочного планирований, отбор содержания занятий по предмету, выбора соответствующего программного средства и формы проведения занятия.
Проективная компетентность способствуют тому, что учителя учатся: выстраивать логико-структурную модель предмета, интегрировать, анализировать существующие программы выбирать наиболее приемлемую для данного класса и данной школы, предвидеть реакцию ребёнка на полученные знания и результат, выполненных действий.
Существуют следующие критерии и показатели сформированности у учителей проективной компетентности : креативный Деятельно-практический когвитивный мотивационный
Уровни сформированности проктивной компетентности:
Таким образом, на основе обзора литературы по нашей теме мы определим проективную компетентность как важнейший компонент профессионально-педагогической компетентности педагога, выражающийся в способности и готовности к осуществлению проектирования образовательного процесса. Содержание и структура проективной компетентности характеризуются сложностью и вариативностью. В процессе профессиональной подготовки учителей необходима специальная работа по ее формированию.
Птицы могут летать лишь потому, что они, в отличии от людей, абсолютно уверены в своей летучести. Верить в себя это практически то же, что обрести крылья… (Д. Барри)