Васильева Э.Л., учитель географии МАОУ «СОШ 15». Объект исследования: средства обучения географии. Предмет исследования: использование схем в обучении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Основные формы рельефа » 6 класс. Цель урока : сформировать общие представления о формах рельефа земной коры, рельефе суши, горах и равнинах суши, их.
Advertisements

Литосфера Автор: Ушакова Светлана Михайловна учитель географии и экологии МОУСОШ 2 г. Стрежевой.
ТЕМА: Рельеф Земли. 6 класс Учитель: В.А.Славгородская.
Разнообразие рельефа земной коры. Географический диктант. 1. Все неровности земной поверхности.
Формирование рельефа Земли Урок географии 6 класс Совсуняк Ольга Александровна учитель географии МОУ ЦО 49 г. Тверь.
Итоговая работа по теме «Литосфера» 6 класс. По данным определениям отгадайте понятие: Наземный, подводный, спящий, потухший, действующий, грозный, огнедышащий,
Земная кора Рельеф Знание карты Самый умный… правила игрыначать игруавтор игры.
Проверка домашнего задания Земля состоит из ядра, , . Ядро состоит из никеля и . Вещество мантии находится в твердом веществе потому, что . Твердая верхняя.
Презентация к уроку по географии (6 класс) на тему: Горные породы и минералы.
{ Породы, слагающие земную кору Цель: сформировать представление о минералах и горных породах; деление горных пород на группы по происхождению.
Формирование рельефа Земли Урок географии 6 класс Совсуняк Ольга Александровна учитель географии МОУ ЦО 49 г. Тверь.
Основные формы рельефа Земли. Рельеф Рельеф - это совокупность неровностей поверхности земли, отличающихся по размерам, формам, происхождению и формирующихся.
Равнины суши. Части земной поверхности с различием относительных высот неровностей на ней не более 200 метров называют равнинами.
Основные формы рельефа Земли. Рельеф Рельеф - это совокупность неровностей поверхности земли, отличающихся по размерам, формам, происхождению и формирующихся.
Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности.
Рельеф формирующие процессы формы рельефа внешние процессы внутренние процессы выветривание горы равнины по высоте вертикальное движение горизонтальное.
Презентация к уроку (география, 6 класс) по теме: Презентация по географии. 6 класс.Рельеф Земли.
Земная кора. Внутреннее строение Земли Свойства земной коры 1. Земная кора состоит из минералов и горных пород. 2.Большая часть поверхности земной коры.
Сферы Земли Сфера (греч. «сфера» - шар): воздушная оболочка, или атмосфера (греч. «атмос» - пар); водная оболочка, или гидросфера (греч. «гидор» - вода);
Ядро – центральная часть земного шара. Мантия (от греческого «мантия» - покрывало, плащ). Земная кора - самая тонкая, твердая наружная оболочка Земли.
Транксрипт:

Васильева Э.Л., учитель географии МАОУ «СОШ 15»

Объект исследования: средства обучения географии. Предмет исследования: использование схем в обучении географии. Цель: рассматривание особенностей использования схем в начальном курсе географии. Задачи: 1. раскрыть понятие «средства обучения» и рассмотреть классификацию средств обучения; 2. показать роль схем на уроках географии; 3. Разработать схемы для начального курса географии.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ -это различные виды источников знаний, включенные в учебный процесс с целью формирования знаний умений и навыков.

Средства обучения: различные виды источников знаний, включенные в учебный процесс с целью формирования знаний, умений и навыков: учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, таблицы, схемы, диаграммы, макеты, модели, слайды, телепередачи, компьютерные программы, картины, фотографии, учебные загородные базы, географические площадки, промышленные, сельскохозяйственные объекты и др.

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ПО НАЧАЛЬНОМУ КУРСУ ГЕОГРАФИИ

Что изучает география В теме «Что изучает география» учащимся можно предложить схему, поясняющую кто дал название этой науке, что означает название, и других заслугах древнегреческого ученого Эратосфена. География – «описание Земли» («ге» - Земля, «графо» -пишу) Эратосфен древнегреческий ученый высчитал размеры Земли, составил первую карту мира, дал название науке

Что изучает география В теме «Что изучает география» на уроке можно использовать схему, отображающую структуру географии. По схеме видно из каких частей состоит география, в каких классах изучается физическая география (природа), в каких – социальная и экономическая (общественная и хозяйственная) География физическая социальная и экономическая природа население и хозяйство (6-8класс) (9-11 класс)

Как люди представляли Землю Схема, составленная по теме «Как люди представляли Землю», дает возможность проследить как менялись представления людей о Земле. Можно вспомнить представления разных народов из курса Природоведения 5 класса

Градусная сеть Тема «Градусная сеть» является одной из сложных тем для детей. Данную схему можно дополнить описанием свойств параллелей и меридианов. Градусная сеть параллели меридианы

Внутреннее строение Земли Тема «Внутреннее строение Земли» детям знакома из курса Природоведения в пятом классе. Целесообразно указать в схеме, кроме оболочек, ещё и дополнительные характеристики Земная кора ма ядро

Состав земной коры Земная кора горные породы из одного минерала минералы из нескольких минералов часто встречающиеся редко встречающиеся полевой шпат алмаз кварц платина слюда серебро отличаются по цвету, твердости, плотности, блеску, Коллективное составление схемы «Состав земной коры» под руководством учителя способствует прочному усвоению материала. Схему можно успешно использовать при изучении, закреплении нового материала, также при проверке домашнего задания

Разнообразие горных пород Горные породы МАГМАтические оСАДочные МЕТАМОРФические глубинные обломочные глинистые (гранит-гнейс) (гранит) (щебень, песок) (глина) (известняк-мрамор) излившиеся (базальт) химического происхождения органического происхождения (соль, гипс) (торф, уголь) Схема по теме «Разнообразие горных пород» составляется параллельно с демонстрацией образцов горных пород, в схеме выделяются ключевые слова, подсказывающие происхождение горных пород

Земная кора Континентальная Океаническая толщина км и до 75км, толщина от 0,5-12 км состоит из трех слоев : состоит из двух слоев: 1- осадочный 1- осадочный 2- гранитный 2- базальтовый 3- базальтовый Простая схема на тему «Земная кора» отражает строение материковой и океанической коры, их краткую характеристику. Схему можно дополнить простыми рисунками материковой и океанической коры. Работая со схемой можно задать вопросы для сравнения: «Чем отличаются континентальная и океаническая кора? Почему они отличаются?»

Рельеф РЕЛЬЕФ неровности земной поверхности горы равнины внутренние силы Земли опускают внешние силы Земли: вода, ветер, поднимают, растягивают, сжимают ледники, деятельность человека сминают в складки горные породы На карте отмечаются отметкой высот, горизонталями, послойной окраской Анды, Кордильеры, Гималаи, Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Альпы, Карпаты. Западно-Сибирская равнина, Амазонская низменность. На схеме, составленной по теме «Рельеф», графически показаны формы рельефа, перечислены силы, формирующие рельеф, названы какими способами отмечаются на карте, приведены примеры крупнейших равнин и гор.

Движения земной коры вертикальные медленные горизонтальные причина: движение мантии причина: перемещение литосферных плит скорость: несколько мм в год скорость: несколько см в год возвышенности тектонические разломы низменности складки Схема, составленная на тему «Движения земной коры», объясняет причинно- следственные связи между движением земной коры, происхождением и развитием различных форм рельефа.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Схема представляет собой классификацию внешних сил. Дети должны понять, что эти силы представляют процесс, не прерывающийся ни на минуту и приводящий к медленному разрушению горных пород. Выветривание: Физическое - колебания температуры; химическое- растворение и разложение одних минералов и образование вместо них других минералов и горных пород; Биологическое - воздействие растительных и животных организмов. Работа текучих вод: создают овраги, речные долины, разрушают и сглаживают горы. Работа ледников: при движении ледники разрушают горные породы, выпахивают понижения, шлифуют скалы, оставляют на них царапины. Работа ветра: ветер разрушает и рыхлые и твердые горные породы, образует дюны и барханы. Деятельность человека Внешние силы, изменяющие рельеф сглаживает, выравнивает поверхность

Различие гор по высоте Простейшая схема на тему «Различие гор по высоте» классифицирует горы по высоте. Можно продолжить схему – привести примеры из карты Горы суши по высоте низкие средние высокие ниже 1000 м от 1000 до 2000 м выше 2000 м Самые высокие горы мира – Гималаи (Эверест) Самые длинные горы – Анды

Равнины суши по высоте Схема на тему «Равнины суши по высоте» классифицирует равнины по высоте. Дополнение к схеме - привести примеры из карты атласа и нанесение их на контурную карту. Равнины суши по высоте низменности возвышенности плоскогорья м м выше 500 м Амазонская Среднерусская Среднесибирское Западно-Сибирская Приволжская Аравийское Прикаспийская Валдайская Декан

Возникновение ветра ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ движение воздуха низкое давление ветер направление скорость северный слабый южный сильный северо-восточный и др. штормовой и др. флюгер, анемометр

Бризы Бризы – несильные ветры, возникающие из-за различной теплоемкости суши и воды, соответственно, из-за различия атмосферного давления. На примере бриза можно составить аналогичную схему по теме «Муссоны». Бризы дневной ночной 758мм 758мм 753мм

Моря Схема «Моря» характеризует местоположение моря по отношению к материку. Продолжением является нанесение морей на контурную карту. Моря окраинные внутренние Карское, Лаптевых, Черное, Азовское, Баренцево, Берингово, Средиземное, Красное, Охотское, Японское. Балтийское, Белое.

Течения в океане Схема «Течения в океане» эффективна при изучении данной темы: по схеме видны направления холодных и теплых океанических течений, которые совпадают с направлениями постоянных ветров, подведен итог -указана причина возникновения океанических течений. Течения в океане. теплое ХТ ТТ холодное экватор ТТ ХТ причина: постоянные ветры

Воды суши Схему «Воды суши» дети, пользуясь текстом учебника, могут составить самостоятельно. К схеме можно дать дополнительное задание, например, подчеркнуть или нарисовать условный знак под надписью, обозначающий, что эта вода суши обозначается на карте. Воды суши РЕКИ ЛЕДНИКИ БОЛОТА ОЗЕРА ИСКУССТВЕННЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ ВОДОЕМЫ ВОДЫ

Реки Схема «Реки» составляется при изучении нового материала поэтапно: исток реки (разнообразие истоков), главная река, её притоки, устье (дельты, эстуарии). Дети составляют схему вместе с учителем. По ходу объяснения и составления схемы, дается дополнительная информация о реках, приводятся примеры самых длинных, многоводных реках России и мира.

Равнинные и горные реки Составленная на тему «Равнинные и горные реки» схема представляет собой сравнительную характеристику равнинных и горных рек по высоте падения, скорости, деятельности и другим показателям. Равнинные и горные реки равнинные горные небольшая разница в высоте большая разница в высоте между истоком и устьем между истоком и устьем небольшая скорость течения большая скорость течения река наносит река разрушает Широкая, неглубокая речная долина Узкая, глубокая речная долина

Озера Схема «Озера» - классификация сточных и бессточных озер. Схема сопровождается поясняющими рисунками, которые способствуют усвоению и запоминанию материала, приведены примеры. Озера сточные бессточные Байкал Каспийское Ладожское Балхаш Онежское Чад Гурон Эйр Онтарио

Ледники покровные горные Антарктида Кавказ Гренландия Анды Гималаи Схема «Ледники» делит ледники на горные и покровные. По ходу составления схемы дети находят горные и покровные ледники на карте, выясняют, какими знаками они обозначены, отличаются ли знаки.