Выполнили: Выполнили: ученики 10Б класса МОУ Лицей 18 Овчинников Сергей и Иванов Максим Проверил: Офёркина М. П. Проверил: учитель истории Офёркина М. П.
1. Представить учащимся основные мифологические теории. 2.Познакомить учащихся с главными европейскими мифологемами и «иерофаниями» (терм. М.Элиаде). 3. Научить учеников определять и анализировать структуру мифа, раскрывать наиболее фундаментальные принципы и структуры архаического сознания, выделять основные вне исторические и вненациональные модели. 4. Показать на данном материале процесс идентификации и индивидуализации национального и личностного самосознания. Мы имеем в виду эволюцию образа героя от мифологических первопредков - демиургов и культурных героев до персонажей средневековых легенд, исторические и мифопоэтические корни которых обнаруживаются в ранних средневековых источниках.
В данном курсе последовательно будут рассмотрены важнейшие теории мифа XIX-XX веков (символическая, ритуально-мифологическая, структурная и психоаналитическая), классические формы мифа, свойства мифологического мышления и семантика мифологических систем. В заключительной части курса мы обратимся к мифам и легендам, связанным с поэтическим творчеством и с образами поэта-творца Особое внимание к данной теме объясняется тем, что в европейской мифологической традиции жертвоприношение воспринималось как сопричастность к космогоническому мифу Творения, а творческая или поэтическая деятельность как элемент трагического жертвоприношения.
1. Теория и история мифа. 2. Общие свойства мифологического мышления (единство вещи и имени, пространственно-временной синкретизм, фетишизм, тотемизм и т.д.). Функциональная направленность. Миф как Первообраз и «Великий Архетип». 3. Мифология народов Западной Европы 4. «Иерофания» творчества. Модели поэтической инициации. 5. Древние алфавиты – символы Божественного создания Вселенной.
Теория основного мифа Теория основного мифа Теория основного мифа была создана лингвистами В. Н. Топоровым и Вяч. Вс. Ивановым в 60-ые 70-ые годы XX века. Теория основного мифа «Основной миф» ИндрыВритрой Был сконструирован «Основной миф» на основе сопоставления ведийского мифа о поединке Индры с Вритрой и сюжетов балтийской мифологии о Перкунасе и Вельнясе. Змей-демон Вритра, скрывающий воды, авторами прямо отождествляется с Валой, названием олицетворённой скалы, скрывающей коров. ИндрыВритройИндры с Вритрой этого мифа На основе этого мифа было введено понятие добра и зла, светлого и темного…
Теория «основного мифа теория в области индоевропейской мифологии, суть которой заключается в выделении основного её мифологического сюжета сюжета борьбы Громовержца со Змеем. Теория «основного мифа теория в области индоевропейской мифологии, суть которой заключается в выделении основного её мифологического сюжета сюжета борьбы Громовержца со Змеем. Авторы теории считают, что «основной миф» стал основой для формирования мифологических систем всех индоевропейских народов. В частности, он нашёл своё отражение в восточнославянских сказках о борьбе богатыря со змеем авторы проводят параллель между Ильёй Муромцем, Ильёй-пророком Основной миф - представляет собой реконструкцию, созданную на основе мифологических реконструкций. Он представляет собой сюжет змееборчества, противопоставление, оппозицию двух антагонистов антропоморфного божества-Громовержа и его противника хтонического Змея. Основной миф - представляет собой реконструкцию, созданную на основе мифологических реконструкций. Он представляет собой сюжет змееборчества, противопоставление, оппозицию двух антагонистов антропоморфного божества-Громовержа и его противника хтонического Змея.
Мифологическое мышление как таковое присуще всем народам, живущим собственной этнической традицией (или язычеством). Подчеркнём, что под этнической традицией и традиционной культурой в нашем случае следует понимать именно комплекс дохристианских верований, в котором кроются особенности духовного и этического самосознания любого народа. Именно на основе дохристианской традиции развивалась и развивается любая подлинно народная культура. «Вся жизнь ранних славян, их хозяйственная деятельность, быт, культура и искусство были неразрывно связаны со славянским язычеством, пронизаны языческим мировоззрением. Средневековая духовная культура славян и после принятия христианства в более или менее значительной степени была связана с язычеством, унаследованным от праславянского периода» Мифологическое мышление как таковое присуще всем народам, живущим собственной этнической традицией (или язычеством). Подчеркнём, что под этнической традицией и традиционной культурой в нашем случае следует понимать именно комплекс дохристианских верований, в котором кроются особенности духовного и этического самосознания любого народа. Именно на основе дохристианской традиции развивалась и развивается любая подлинно народная культура. «Вся жизнь ранних славян, их хозяйственная деятельность, быт, культура и искусство были неразрывно связаны со славянским язычеством, пронизаны языческим мировоззрением. Средневековая духовная культура славян и после принятия христианства в более или менее значительной степени была связана с язычеством, унаследованным от праславянского периода»
Мифология условно может быть разделена на три основные группы: Первичная мифология Первичная мифология Первичная мифология Первичная мифология Мифология второго плана Мифология второго плана Мифология второго плана Мифология второго плана Низшая мифология Низшая мифология Низшая мифология Низшая мифология
Первичная мифология: исходя из того, что мифологическое мышление базируется на осмыслении окружающего мира и, в частности, природы, к этой группе относится всё, имеющее непосредственное отношение к природным явлениям. Это различные мифы, связанные с природными явлениями, различные культовые действия (обряды и праздники), связанные с Годовым кругом и сопровождающие их мифологические сказания (кощуны), приуроченные к данному конкретному культовому действию. В группу Первичной мифологии также относятся Боги и сказания о них, основанные на природных явлениях, а также Мифы творения, рассказывающие о появлении какого либо природного объекта (например, птиц, зверей, определённых деревьев или лесов в целом).
Мифология второго плана. В эту группу относят все мифологические объекты и сказания, не имеющие непосредственного отношения к природным явлениям. Например, героические песни, мифологизированный народный эпос (в частности – былины) и многое другое, не имеющее непосредственной связи с природными явлениями. Мифология второго плана. В эту группу относят все мифологические объекты и сказания, не имеющие непосредственного отношения к природным явлениям. Например, героические песни, мифологизированный народный эпос (в частности – былины) и многое другое, не имеющее непосредственной связи с природными явлениями.
Эта группа включает в себя былички и поверья о низших мифологических существах – духах, домовых, леших и пр. Причём, рассматриваемые мифологические существа могут быть как связанными с природой (как например русалка или леший), так и не имеющими с ней прямой связи (домовой, амбарник и т.д.). Также в эту группу относят весь комплекс простонародных поверий и примет. Иными словами: «…низшая мифология (...) - тот уровень религиозно-мифологической системы, на котором находятся персонажи, не имеющие божественного статуса, фигурирующие не столько в эпоху мифологического первотворения, сколько в текущей повседневности, пребывающие в непосредственном, почти в постоянном контакте с человеком и, соответственно, являющиеся объектами изображения не в мифах, а в других, не сакрализированных жанрах фольклорной прозы (быличках, бывальщинах, преданиях и др.»
Безусловно, благодаря нестатичности любой мифологической системы, о чём уже сказано выше, эти три группы отнюдь не являются жёстко разделёнными, поэтому воспринимать данное разделение следует с определённой долей условности – какие то элементы «низшей мифологии» вполне могут классифицироваться как «первичная мифология» - хотя бы потому, что ряд исследователей рассматривает русалок или леших как духов природы; сюжеты «мифологии второго плана» могут нивелироваться до уровня простонародных быличек и поверий и т.д.
не статичных группы: Мифологические объекты так же составляют три не статичных группы: Боги Герои Духи
(Стоит отметить что с помощью трех групп создается образ Персонажа Мифа)Персонажа Мифа Если говорить конкретно о Богах то, например, функции Велеса - покровительство магии и целительству, знаниям и провидческому дару. Качества Велеса – мудрость, прозорливость и т.д. Облик Велеса – седобородый старец с посохом в руке. Перун покровительствует воинскому искусству и наделяет твёрдостью духа. Качества Перуна – сила и целеустремлённость. Внешний облик Перуна – зрелый муж с секирой, (либо мечом) и щитом в руках.
Также с точки зрения мифологического мышления многие Боги имеют конкретные проявления в природе. Проявления эти могут быть различного свойства и характера – как стихийные так и присущие определённому временному промежутку в разное время года и, собственно, сами времена года (такие проявления называются кологодными). К стихийным проявлениям относятся, например: у Перуна – гроза, у Стрибога – ветер и т.д. К кологодным проявлениям относятся, например, проявление Ярилы – весна и весеннее пробуждение природы, проявление Морены – зима и зимний сон природы и т.д.
Персонаж мифа – это более или менее устойчивый набор отличительных качеств и функций, скреплённый конкретным именем и имеющий собственный внешний облик (вернее, человеческое представление о таковом)
Несмотря на то, что мифологическое мышление является древнейшим способом осмысления окружающего мира, мифология в целом и мифологическое мышление в частности до сих пор является важнейшим, если не доминирующим, аспектом в рамках традиционной славянской духовной культуры.
(Их мифология представляет многочисленные образы мифических и загадочных существ) Самые встречающиеся из них в сказках, рассказах, былинах
Клабаутерман Анку Гиана Лауру Эльф
Клабаутерман - корабельный домовой балтийских флотилий. Клабаутерман - корабельный домовой балтийских флотилий. Анку - скелетоподобный вестник смерти в бретонском фольклоре Анку - скелетоподобный вестник смерти в бретонском фольклоре Гиана - в итальянской мифологии духи, живущие в лесах или пещерах; своими песнями завлекают людей, высасывают у них кровь и убивают Гиана - в итальянской мифологии духи, живущие в лесах или пещерах; своими песнями завлекают людей, высасывают у них кровь и убивают
Лауру - в низшей итальянской мифологии домовой, являющийся в виде маленького человечка, который соблазняет женщин и насылает кошмары Лауру - в низшей итальянской мифологии домовой, являющийся в виде маленького человечка, который соблазняет женщин и насылает кошмары Эльф - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре, а также в многочисленных мирах фэнтези Эльф - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре, а также в многочисленных мирах фэнтези Сиды - божественные существа, живущие внутри холмов Сиды - божественные существа, живущие внутри холмов Сатиры - демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа Сатиры - демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа Лемуры - духи умерших насильственной смертью, вернувшиеся ради мести Лемуры - духи умерших насильственной смертью, вернувшиеся ради мести
Сиды Сатиры Лемуры
(Модели поэтической инициации – это те образы которые подобны чудесным существам наделенным какими – либо магическими способностями.) Представители поэтической инициации. Представители поэтической инициации.
Жрецы Друиды Филиды
Жрецы - посредники между богами и людьми Друиды – верили в переселение душ после смерти. Филиды - хранители сакральной и исторической традиции и обрядов того времени
В древних культурах алфавит рассматривался как нечто целое. Почти все древние записи греческого, латинского и этрусского алфавитов обнаруживаются на вазах, урнах происходящих из захоронений. Это же относится и к германским рунам, которые записывались на дисках - брактеатах, служивших подвесками-амулетами. Тем самым объясняется первое назначение алфавита как целого: он рассматривался как средство, призванное отвести злых духов.
Особое положение центральной буквы как центральной точки алфавита ощущалось уже в древности. Одна из древних магических алфавитных формул, дошедших до наших дней - SATOR - применяется в народном обиходе Запада; амулеты с этой надписью привязывают коровам, овцам и т.д., чтобы скот не сглазили; подвешивают под крышу дома; бросают в огонь при пожаре. (Формула SATOR находится и в средневековой рукописи, на одном листе с изображением карты мира, mappaemundi - собрание Ю.Камаля. Прим. А.Б.) 2. Формула имеет такой вид (буква N занимает абсолютно срединное место, а остальные буквы, кроме Е, составляют вторую половину алфавита): S A T O R A R E P O T E N E T O P E R A R O T A S Первое место в древних алфавитах нередко отводится символу, представляющему какую-то особую ценность, символу божества,
Средневековая мифология помогла миру понять что есть добро и что есть зло, установила зависимости между мирами а так же указывает на жизнь после смерти и на существование магических существ наделенных божественной силой. Мифология сама по себе все это отобразила в былинах, сказках.
В начало