Прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе Выполнили: Гусев Александр Крюков Евгений Учитель: Тимофеева Татьяна Михайловна Муниципальное общеобразовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: уч-ца 10 кл. Цыбуля Дарья Учитель: Капнинова М.Н. МОУ Никитовская СОШ имени А.С.Макаренко.
Advertisements

Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
Иконогра́фия Иису́са Христа́ совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа Иисуса Христа.
Образ Христа в иконописи Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым.
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса Учимся читать икону.
Иконопись в Древней Руси...её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её.
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Выполнила Комарова Екатерина Учитель Галюзина Анна Александровна.
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
Икона ( от ср.- греч. εκόνα « рисунок », « икона »; тж. др.- греч. εκών « образ », « изображение ») в христианстве ( главным образом, в православии, католицизме.
Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Умозрение в красках. Иконостасы Составила: Садовская Д.И. Учитель МБОУ «Патракеевская ООШ»
Разработка мультимедийного урока истории в шестом классе Автор: Автор: Бычек Ирина Павловна, Бычек Ирина Павловна, учитель истории учитель истории МОУ.
Спас нерукотворный Спас нерукотворный Итак, типовой иконописный лик – тонкие черты, большие глаза, узкий тонкий строгий нос, тонкогубый маленький рот,
«Иконография Спасителя». Урок проводит Луценко Мария Алексеевна, учитель ОПК гимназии 8 г. Тихорецка.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
Образ храма как корабля, плывущего по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. Колокольни и купола сравнивают с мачтой, надутыми.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Транксрипт:

Прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе Выполнили: Гусев Александр Крюков Евгений Учитель: Тимофеева Татьяна Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»

Цели проекта Рассказать какие существуют прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе. Объяснить их виды и значения.

План 1.Изображения оглавные. 2.Изображения оплечные. 3.Изображения поясные. 4.Спас на престоле. 5.Иисус Страстотерпец.

Изображения оглавные Иконографическую основу икон данного типа составляет Лик Христа, фронтально вписанный в крещатый нимб. Лик имеет следующие особеннос­ти: взгляд может быть обращен как прямо, так и в сторону, волосы прядями ниспадают по сторонам Лика или прямо, или чуть отклоняясь. Этот тип ико­нографии Христа является самым древним и ведет свое начало от первой ико­ны Иисуса «Спаса Нерукотворного». Имеется несколько канонических вариаций оглавных изображений Иисуса Христа: Лик Христа в круге нимба на чистом фоне без намека на плат; Лик Христа на прямоугольном, ровно разглаженном плате, плат обычно орнаментирован, имеет расшитую кайму с бахромой по краям; Лик Иисуса на неразглашенном и образующем складки плате, нижний край которого неровен и создает впечатление, будто Лик наложен по верх плата; Лик Христа на драпированном плате, который держат за верхний углы два ангела. Ангелы изображаются непропорционально маленьким!. Из приведенных примеров легко выявить основные элементы данного типа иконографии Иисуса: изображается только Лик с характерным взглядом глаз, крест на нимбе состоит из девяти полосочек, обозначающих девять ан­гельских чинов.

Спас Ярое Око Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный. С предстоящими Богоматерью и Иоаном Предтечей

Изображения оплечные На иконах этого типа фигура Христа показана по грудь. Источником данного типа иконографии стала используемая в раннем Средневековье тра­диция, согласно которой изображение Иисуса заключалось в медальон. Внутри оплечных изображений Иисуса выделяются виды «Спас Ярое Око» и «Спас Эммануил». На оплечных иконах Иисуса типа «Спас Ярое Око» Лик Христа отлича­ется особо строгим, проницательным выражением глаз. Сам Лик на таких иконах темный от скорби. Характер образа наиболее точно передает святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Всевидец Господь в одном акте Бо­жественного Видения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми по­мыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от кото­рого ничто утаиться не может! Просвети мое сердечное око! Отыми от него всякую нечистоту, всякое воззрение нечистое! Аминь». На иконах типа «Спас Эммануил» Христос изображается в виде отрока, отмеченного печатью духовной зрелости. Волосы отрока Иисуса волнистые, высокий лоб достаточно широк, а взгляд не по возрасту серьезен. Слово «Эм­мануил» в переводе с древнееврейского означает «с нами Бог», и иконы это­го типа показывают Божественную сущность отрока Иисуса, бывшую у него и до крещения в водах Иордана. В названии отразились слова пророка Исайи: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Спас Эммануил кроме самостоятельного иконографичес­кого типа является элементом жанровых и бытийных икон.

Спас Ярое Око Спас Златые Власы

Изображения поясные Основным типом поясных изображений Христа в иконографии считается тип «Спас Все­держитель» типа Христос изображается по пояс, фронтально, то есть лицом к человеку, с Евангелием в левой руке и с благословляющим жестом правой руки. Отличаются друг от друга иконы этого типа немногим: открыто или закрыто Евангелие, пока­зана правая рука Иисуса или спрятана в одеждах, то есть благословляет с иконы Иисус людей жес­том «открытым» или «закрытым». Вы помните, что икона типа «Христос Пантократор» изображается в православном храме в куполе.

Спас Вседержитель

Спас на престоле Иконографический тип «Спас на престоле» является разновидностью «Христа Пантократора». Только на иконах типа «Спас на престоле» Христос изображается в царских одеждах, являя собой образ Царя Небесного и Вседер­жителя на Страшном Суде. Открытое Евангелие в руках Христа является сим­волом Страшного Суда. Спас на престоле грозный судия, но также избави­тель бессмертных праведных душ. Разновидностью икон этого типа являются иконы, изображающие сидя­щего на престоле Иисуса в облике Великого Архиерея Церкви. Особый вид «Спаса на престоле», получивший распространение в русской иконописи, называется «Спас в силах». Христос изобража­ется сидящим на троне в окружении ангельских сил. Исполненная глубокой символики икона «Спас в силах» выполняется в канонически определенной для нее цветовой гамме. Желтым цветом изобража­ются одежды Христа и Престол Его. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб красного цвета (символ славы) и синий круг или овал, обозначающий небесную сфе­ру. Вместе ромб и овал символизируют «мир невиди­мый», в котором живут ангелы. Эти Силы Небесные видны в голубом овале небесной сферы. Очень важно отметить, что и ромб, и квадрат пронизывают лучи, идущие от Иисуса. Сни­зу расположен красный квадрат, замыкающий изображение иконы и символи­зирующий землю, то есть видимый мир. На углах земного четырехугольника обычно располагаются изображения четырех библейских животных. «Спас в силах» занимает центральное место в Деисусном ряду иконостаса.

Спас в силах Спас на престоле

Иисус Страстотерпец К иконам этого типа относятся иконы, изображающие страдания и муки Господни, напоминающие нам, как сильно Он любил людей и какие страдания Он принял ради них. К иконам этого типа относится большинство канонических композиций с изображением жизни и смерти Христа.

Символические изображения Символические изображения Иисуса в иконографии являются отраже­ нием евангельских притч, в которых Христос выступает как Добрый Пастырь, Виноградная Лоза и т. д. Первые изображения Христа в виде Доброго Пастыря датируются третьим веком, их истоки находим в Евангелии от Иоанна: «Я есмъ пастырь добрый: па­стырь добрый полагает жизнь свою за овец». Иисус на иконах этого типа изображается в виде пастуха, ок­руженного овцами, или с одной овцой за плечами. «Лоза Истинная» на иконах этого типа Христос обычно изображается в окружении лозы, в вет­вях которой изображены апостолы, ангелы. Наибольшее распространение в русской право­славной иконописи получило изображение «Недре­манное Око». Иисус изображается в виде отрока, возлежащего с открытыми глазами, голова Его покоится на руке. Ему предстоит Богоро­дица у изголовья и ангел у ног. Тип «Спас Недреман­ное Око» выражает идею спасительной смерти Христа, когда Он три дня как бы был мертв телом, но ду­шой Он видел ад, бодрствовал в нем и победил его.

Икона «Спас Недреманное око

Литература Учебник «Православная культура 10 – 11 классы» Сайт Данные с дисков