СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Приёмы содержательной компрессии текста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА. Цель : Обучение приемам содержательной компрессии теста как этап подготовки к сжатому изложению.
Advertisements

УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « Содержательные и языковые способы сокращения текста» Учитель: Газдарова Людмила Мухарбековна 2011год.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме Занятие 2 элективного курса в 9 классе.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в форме ГИА. Автор – Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ Улётовская сош.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Способы сжатия текста Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА ИСКЛЮЧЕНИЕ подробностей и деталей ОБОБЩЕНИЕ частных, единичных явлений УПРОЩЕНИЕ синтаксических конструкций.
Подготовка к ЕГЭ. Требования к сжатому изложению Сжатое изложение «требует умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное; отсекать второстепенное.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Прочитайте текст. Определите его тему. Подумайте о его главной мысли. Выделите его основные части. Составьте план текста. Определите способ сокращения.
Мастер-класс: Содержательные и языковые способы сокращения текста МОУ «Дульдургинская СОШ»
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
ГИА по русскому языку в 9 классе. Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Тип заданий 1 Часть 1.
Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме Подготовка к сжатому изложению.
Задача сжатого текста - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Транксрипт:

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Приёмы содержательной компрессии текста

памятка для работы над сжатым изложением Прочитайте текст. Прочитайте текст. Определите его тему (о чем он?). Определите его тему (о чем он?). Подумайте о его главной мысли (чему учит?). Подумайте о его главной мысли (чему учит?). Выделите его основные части. Выделите его основные части. Составьте план. Составьте план. Определите способ сокращения. Определите способ сокращения. Объедините части. Объедините части. Составьте план сжатого изложения (о чем обязательно надо сказать). Составьте план сжатого изложения (о чем обязательно надо сказать). Отметьте существенное в каждой части. Отметьте существенное в каждой части. Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения. Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения. Напишите сжатое изложение... Напишите сжатое изложение...

Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее). свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся: 1)замены: 1)замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым; замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения: исключение повторов; исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов; исключение одного или нескольких синонимов; 3) слияние нескольких предложений в одно.

(1) Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Нашей культуре всегда было свойственно особое почитание искусства слова. (4) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диалоге с автором человек все более одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает. (1) Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Нашей культуре всегда было свойственно особое почитание искусства слова. (4) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диалоге с автором человек все более одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает.

первая работа (1) Раньше чтение играло огромную роль в мире, особенно в России. (1) Раньше чтение играло огромную роль в мире, особенно в России. (2) Россияне считались самой начитанной нацией. (2) Россияне считались самой начитанной нацией. (3) Мы ценили чтение как способ воспитания нравственности и души. (3) Мы ценили чтение как способ воспитания нравственности и души.

вторая работа (1) Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читаемой страной в мире. (1) Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читаемой страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированным, но способ самосовершенствования. (3) Великая литература для нас - это не только возможность стать более информированным, но способ самосовершенствования.

третья работа (1) Чтение имеет особое значение для России, которая считалась самой читаемой страной в мире. (1) Чтение имеет особое значение для России, которая считалась самой читаемой страной в мире. (2) В нашей культуре всегда было свойственно чтение литературы. (2) В нашей культуре всегда было свойственно чтение литературы. (3) В чтении сопереживание литературных героев, человек более возвышает свой внутренний мир. (3) В чтении сопереживание литературных героев, человек более возвышает свой внутренний мир.

четвёртая работа (1) Чтение является важным компонентом для развития России. (1) Чтение является важным компонентом для развития России. (2) Россия является самой читающей страной. (2) Россия является самой читающей страной. (3) Литература имеет особое значение в культуре. (3) Литература имеет особое значение в культуре. (4) Чтением человек одухотворяет себя. (4) Чтением человек одухотворяет себя.

пятая работа (1) Чтение имеет значение для России. (2) Чтение считается лабораторией человечества. (1) Чтение имеет значение для России. (2) Чтение считается лабораторией человечества. (3) Великая литература для нас – способ самосовершенствования, воспитание сердца и души. (3) Великая литература для нас – способ самосовершенствования, воспитание сердца и души. (4) В чтении диалога человек возвышает свой культурный мир. (4) В чтении диалога человек возвышает свой культурный мир.

Что нам известно из данного предложения? С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.

Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания, сократите текст. а) Многие вещества биологического проис­ хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. а) Многие вещества биологического проис­ хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. б) Принято считать, что чистый воздух ну­ жен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. б) Принято считать, что чистый воздух ну­ жен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Проверьте себя а) Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру. а) Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру. б) Чистый воздух нужен не только людям - он необходим и в точном производстве. б) Чистый воздух нужен не только людям - он необходим и в точном производстве.

Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: только значение крылатого выражения; только значение крылатого выражения; только информацию об истории происхождения этого выражения только информацию об истории происхождения этого выражения

Предложение 1. Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым. Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Предложение 2. Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего- то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач. Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего- то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.

Предложение 3. Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций. Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

ответы

Предложение 1. Довести до белого каления – очень сильно разозлить. Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.

Предложение 2. Искать философский камень – Пытаться решить невозможное. Выражение «искать философский камень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия.

Предложение 3. Цепная реакция - вышедший из- под контроля процесс. Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется Какая информация вам кажется избыточной, факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов

(1) Может показаться парадоксальным, (1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2) Цель всегда конкретна, измеряема, 2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов).

Примеры выполнения работ (1) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (1) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2) Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова). (2) Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова).

(1) Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные меч­ ты. (1) Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные меч­ ты. (2) Можно заранее продумать и просчитать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (2) Можно заранее продумать и просчитать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (25 слов). (25 слов).

(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. (1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. (2) Цель конкретна, точна, достижима. (2) Цель конкретна, точна, достижима. (3) Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов). (3) Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов).

Работа с текстом (текст распечатан) Подчеркните главную информацию в тексте. Подчеркните главную информацию в тексте. (В каждом ли предложении есть такая информация?) (В каждом ли предложении есть такая информация?) Дополните текст своими примерами нарушения природного равновесия. Дополните текст своими примерами нарушения природного равновесия. Сформулируйте вывод к дополненному вами тексту. Сформулируйте вывод к дополненному вами тексту.

Проверь себя Рассмотрим строение данного текста- повествования с элементами рассуждения. Это нам потребуется для того, чтобы вычленить в нем главную и дополнительную информацию. Текст-рассуждение должен содержать тезис, доказательства-примеры, приведение которых делает тезис более весомым, очевидным для читателя Рассмотрим строение данного текста- повествования с элементами рассуждения. Это нам потребуется для того, чтобы вычленить в нем главную и дополнительную информацию. Текст-рассуждение должен содержать тезис, доказательства-примеры, приведение которых делает тезис более весомым, очевидным для читателя

1-й тезис заключен в первом предложении 1-го абзаца; 1-й тезис заключен в первом предложении 1-го абзаца; 2-й тезис - первое предложение 2-го абзаца; 2-й тезис - первое предложение 2-го абзаца; 3-й и 4-й абзацы текста - пример, иллюстрирующий 2-й тезис, - рассказ об улитках, появление которых в Майами нарушило там природное равновесие. 3-й и 4-й абзацы текста - пример, иллюстрирующий 2-й тезис, - рассказ об улитках, появление которых в Майами нарушило там природное равновесие. Попробуем выделить информационные центры предложений, определить, какую информацию можно исключить. Попробуем выделить информационные центры предложений, определить, какую информацию можно исключить.

Задание 1 Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в тексте, в котором использованы следующие имена существительные: Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в тексте, в котором использованы следующие имена существительные: красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество, толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика. красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество, толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика.

Задание 2 В тексте какого стиля и типа речи могут встретиться эти слова? В тексте какого стиля и типа речи могут встретиться эти слова? Почему? Почему? О чем будет текст? О чем будет текст? Что подсказывает направление работы? Что подсказывает направление работы? Напишите свое начало текста, ис- пользуя данные слова Напишите свое начало текста, ис- пользуя данные слова

Прочитайте авторское начало текста: (1)Красота в мире – это разнообразие, непохожесть. (2) Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. (В. Б е л о в).

Задание 3 Прочитайте первое предложение абзаца, найдите контекстуальные синонимы: Прочитайте первое предложение абзаца, найдите контекстуальные синонимы: Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!

Задание 4 Предположите: до этого предложения речь в тексте шла о том, что.... Продолжением станет мысль о том, что.... Предположите: до этого предложения речь в тексте шла о том, что.... Продолжением станет мысль о том, что.... Выражена ли и каким способом позиция автора? Выражена ли и каким способом позиция автора? «Разверните» данное предложение в абзац. «Разверните» данное предложение в абзац.

Прочитайте авторский вариант: (3) Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! (4) Каждый рождается в мир с печатью какого- либо таланта. (5) Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (6) Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (7) Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (8) То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребенка есть потребность в игре. (9) Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (3) Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! (4) Каждый рождается в мир с печатью какого- либо таланта. (5) Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (6) Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (7) Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (8) То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребенка есть потребность в игре. (9) Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески.

Задание 5 Прочитайте окончание текста В. Белова. Слово почему (значение «по какой причине») замените вводной конструкцией или союзом. Сверните информацию данного абзаца за счет обобщения. Прочитайте окончание текста В. Белова. Слово почему (значение «по какой причине») замените вводной конструкцией или союзом. Сверните информацию данного абзаца за счет обобщения.

(10) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (11) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (12) Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (13) Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. (14) Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (10) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (11) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (12) Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (13) Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. (14) Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуальные, присущие ей одной черты.

Самостоятельная работа Напишите сжатое изложение, дополнив текст примерами из жизни великих людей. Напишите сжатое изложение, дополнив текст примерами из жизни великих людей.