Татьяна Малева Труд и занятость. Возможные сценарии развития кризиса Ассоциация менеджеров, 26 июня 2009 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспертный совет при Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики 8 апреля 2009 г. Социальный контект модернизации.
Advertisements

1 Татьяна Малева Стратегия социальной модернизации Конференция «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» АНХ, январь 2010 года.
Занятость Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству.
Д.Х.Ибрагимова Конференция НИСП, г.Саратов, 5-6 октября 2004г.1 Рынок труда и бедность, (или продолжение истории о двух грантах)
Развитие регионов: вызовы кризиса и модернизации. Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
ТОМСК 2009 «Содействие трудоустройству выпускников системы профессионального образования»
ПРОГНОЗ CОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ НА 2007 ГОД.
Сергей Саликов, Генеральный директор холдинга АНКОР Кадровая политика транспортной отрасли в новой экономический реальности Прогноз 2010.
Государственная политика в области занятости в России.
Детская бедность в России 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы 21 века» Москва, 8-9 декабря 2005 г. Независимый Институт Социальной Политики.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Безработица
Татьяна Малева СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: ИНСТИТУТЫ И АКТОРЫ С.-Петербург, Леонтьевский центр, 19 февраля 2011 г.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
«О ситуации на рынке труда Томской области» Томск
Приветствуем участников собрания профсоюзного актива членских организаций Федерации, посвящённого Всемирному дню действий «За достойный труд!»
28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
Регионы России выход из кризиса и перспективы развития Н. Зубаревич МГУ-НИСП.
Регионы России: от роста к кризису Зубаревич Н.В МГУ-НИСП Мильчаков М.В. ЦФП.
ВЕРОЯТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ Я.И.Кузьминов, Г.В.Андрущак, И.Д.Фрумин.
Транксрипт:

Татьяна Малева Труд и занятость. Возможные сценарии развития кризиса Ассоциация менеджеров, 26 июня 2009 года

Общий контекст: социальное положение и социальная динамика накануне финансового кризиса

Сброс занятости или снижение заработной платы? Институциональный механизм российского рынка труда поддерживает сверхгибкую заработную плату Динамика базовых параметров рынка труда 3 этапа российской модели рынка труда гг. – медленное сокращение занятости и быстрое сокращение зарплат гг. – умеренный рост занятости и ускоренный рост зарплат гг. – воспроизводство или конец российской модели???

Динамика реальных доходов населения компоненты квинтильные группы Росстат

Дифференциация доходов населения и заработной платы Росстат

Почему не было сброса рабочей силы в 1990-х гг.? Интересы работодателя высокие издержки высвобождения (КЗоТ 1971 г. – борьба с «текучестью», либерализм Закона о занятости 1991 г.) высокая инфляция обесценивала обязательства (инфляция задолженности) налогообложение стимулировало содержание большого числа низкооплачиваемых работников ожидание экономического подъема слабый социальный протест со стороны работников Интересы работника низкая горизонтальная мобильность (?) наличие альтернативных источников доходов: города – неформальная занятость, село - ЛПХ низкий размер пособия по безработице непривлекательность вакансий в государственных службах занятости

Сохранится ли тактика 1990-х? Аргументы «за» На относительно коротком временном промежутке издержки высвобождения выше, чем издержки «придерживания» рабочей силы Высокая гибкость ФОТ (переменная часть 15-40%) Слабая юридическая дисциплина всех хозяйствующих субъектов, расчет на невыполнение законов и подзаконных актов, в т.ч. давление со стороны федеральной власти о «неувольнении» Давление со стороны региональных властей не допустить массовых высвобождений Проверенная временем практика - наличие неформального социального контракта между работником и работодателем

Принципиально иная природа кризисов 1990-х гг. (структурный кризис) и конца 2000-х гг. (циклический кризис) На длительном промежутке издержки высвобождения могут оказаться ниже, чем издержки «придерживания» рабочей силы Сжатие заработной платы «снизу» (МРОТ с – 4330 рубл.) Более сильное трудовое законодательство и трудовая культура Давление со стороны федеральной власти – противодействие неполной занятости и задолженности по оплате труда Более низкая инфляция Реструктуризация неформального рынка труда Реструктуризация ЛПХ (переход с натуральной формы на монетарную форму ЛПХ), разрушение сети рынков Социальный стимул для работников - повышен размер пособия по безработице Сохранится ли тактика 1990-х? Аргументы «против»

Плюсы и минусы Плюсы Позволяет избежать социального взрыва Предотвращает лавинообразный рост бедности Минусы Консервирует прежнюю неэффективную структуру рынка труда и экономики в целом и не позволяет провести социально-экономическую модернизацию Низкая производительность труда Вместо традиционных групп бедности расширение группы «работающих бедных» Высокие (сверхвысокие) социальные расходы государства Пока воспроизводится прежняя модель российского рынка труда – придерживание рабочей силы за счет манипулирования заработной платой _______________________________________________

Материальные ресурсы Текущий доход Недвижимость (жилье) Движимое имущество Сбережения Нематериальные ресурсы Образование Занятость Характер труда Устойчивость всех характеристик Социальная структура: разные ресурсы, риски, действия, потенциал НИСП

Материально- имущественное положение Социально- профессиональный статус Субъективные оценки (уверенность) 25.6%25.6%18.6% 29.9% 9.0%9.0% 4.6% 11.5% 8.5%8.5% Накануне экономического кризиса 2007 г., респондентов, 32 региона РФ НИСП

Материально- имущественное положение Социально- профессиональный статус Субъективные оценки (самоидентификация) 21.2%21,9% 39.5% 8.8% 6.9 % 11.9% 12.2% Накануне экономического подъема 2000 г., респондентов, 12 регионов РФ НИСП

Средний класс: был ли рост на этапе роста? Рекруты среднего класса 33% Группа риска бедности 40% Рекруты среднего класса 30% Группа риска бедности 37% НИСП

Дал ли рост доходов рост среднего класса? НИСП

Различные социальные группы на рынке труда Экономическая активность, % в группе Занятость в домохозяйстве, % в группе НИСП

Различные социальные группы: материальные активы Заработная плата, % в группе Сбережения, % в группе НИСП

Влияние кризиса на социально- экономическое положение различных социальных групп

Средние классы – 20% Характеристики Высокая экономическая активность индивида и домохозяйства Высшее образование, высокая горизонтальная мобильность Наличие материальных активов Занятость на «хороших» рабочих местах Возможная модель поведения Риски высвобождения относительно низки Продолжительность безработицы низкая: высокая способность к самостоятельному трудоустройству (социальные сети, обращение к работодателю, частные рекрутинговые агентства, Интернет и пр.) Ресурсы позволяют им продлить время поиска работы, но в ходе поиска работы они могут снизить уровень притязаний в отношении размера оплаты труда Опора на собственные ресурсы, внутрисемейные трансферты и социальные сети Стратегия В этой группе сосредоточен значительный модернизационный потенциал и в отношении этой группы имеет смысл инвестировать в образование высокого качества

Низшие классы – 10% Характеристики. Это традиционно бедная группа (застойная бедность). Крайне низкая экономическая активность индивида и домохозяйства Преобладание женшин и пожилых Низкое (среднее или неполное среднее) образование Отсутствие значимых материальных активов Возможная модель поведения Риски высвобождения высокие, обращение в государственные службы занятости, возможен переход в экономическую неактивность Выживание на уровне прожиточного минимума, межсемейные трансферты, государственная социальная поддержка Стратегия Система социальной защиты (адресная поддержка на основе проверки на нуждаемость) Борьба с «ловушкой бедности» - вывод из зоны бедности новых поколений: доступность образования для детей и молодежи, профилактика социального неблагополучия

Рекруты среднего класса – 30% Характеристики Относительно высокая экономическая активность индивида и домохозяйства Высшее и среднее специальное образование, ограниченная горизонтальная мобильность Недостаточные материальные активы Относительно невысокие стандарты рабочего места (оплата, характер и условия труда) Возможная модель поведения Риски высвобождения высокие Есть способность к самостоятельному поиску работы и трудоустройству (социальные сети, обращение к работодателю, частные рекрутинговые агентства, Интернет и пр.) Возможно обращение и регистрация в службах занятости Стратегия Образование (программы переподготовки): перепрофилирование (второе высшее образование) для занятости в инфраструктурных проектах и сервисных секторов: образовательные кредиты, займы, гранты Подготовка для инфраструктурных проектов и сервисных секторов экономики

Группа риска бедности – 40% Характеристики Низкая экономическая активность индивида и домохозяйства, Среднее и среднее специальное образование, низкая горизонтальная мобильность, Низкие материальные активы Занятость на «плохих» рабочих местах Возможная модель поведения Риски высвобождения самые высокие с переходом в хроническую безработицу или экономическую неактивность Низкая способность к самостоятельному поиску работы и эффективному трудоустройству Обращение в службы занятости и регистрация в качестве безработных Стратегия Программы занятости, реализуемые государственными службами занятости. Образование (программы переподготовки): образовательные сертификаты Подготовка для сектора социальных услуг Активные элементы социальной защиты

реструктуризация задолженности по ипотеке развитие образовательных кредитов фиксация платы за образования пособия на детей материнский (семейный) капитал пенсии пособия по безработице опережающее профобучение создание временных рабочих мест общественные работы организация переезда Выбор стратегии Антикризисные меры НИСП

Стратегия выбора Программы занятости Образовательные займы и гранты Образовательные сертификаты Образовательные гранты и кредиты Рыночная структура занятости Сервисная экономика Рынок социальных услуг Консервативная структура занятости Профиль занятости Инструменты НИСП

Межпоколенные трансферты: деньги и услуги НИСП

Приоритеты действий: антикризисные эффекты сегодня, рост производительности завтра Инвестиции в образование. Приоритеты: дифференцированные формы поддержки образования для различных социальных групп Развитие инфраструктурных проектов и сервисной экономики: программы подготовки и занятости для среднего класса и рекрутов среднего класса Развитие и диверсификация сектора социальных услуг – уход и воспитание детей и уход за пожилыми (гос. учреждения, коммерческие проекты, НКО и пр.) – программы подготовки и занятости для группы риска бедности Переход на адресные модели социальной защиты, предусматривающую проверку на нуждаемости

Рынок труда в гг.: событийный ряд

Динамика базовых социальных параметров: гг. Росстат

Динамика безработицы Минздрав РФ

Риски безработицы: регионы с максимальной долей занятых в промышленности, % МеталлургияМашиностр. Два «пузыря» занятости: - офисная низкоэффективная - промышленная немодернизированная

Уровень зарегистрированной безработицы по регионам России, %

Баланс высвобождения и сокращения заработков ЦентрСев-Зап Урал ЮгПриволжСибирьД. Вост.

Цели и меры по типам поселений Моногорода с неконкурентоспособными предприятиями: системная санация (социальные выплаты, общественные работы, переселения) Моногорода и промышленные города с более конкурентоспособными активами: реструктуризация занятости + повышение квалификации кадров (субсидии на занятость, корпоративное обучение, пособия по безработице, социальные выплаты, решение проблемы потребительских кредитов, образовательные лифты для молодежи) Периферия и село: стабильность зарплат бюджетников через частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов регионов Крупные города: сохранение акторов модернизации (доступ к качественному образованию, снижение налогового и коррупционного давления на малый/средний бизнес, развитие социальных услуг по уходу для повышения трудового потенциала занятых)

Ожидания безработицы (февраль 2009 г.) Как Вы думаете, в ближайшие 12 месяцев людей, не имеющих работы и ищущих ее, станет больше, меньше или столько же, как и сейчас? БиП

Как Вы думаете, если Вы потеряете работу, Вы сможете найти новую работу достаточно быстро или поиски могут продлиться длительное время? Как Вы полагаете, надежна ли Ваша работа или есть вероятность, что Вы можете ее потерять? Ожидания безработицы (февраль 2009 г.) БиП

Пострадали ли Вы или кто-либо из членов Вашей семьи от финансового кризиса? БиП

Оценка материального положения БиП

Приходится ли вам из-за кризиса от чего-то отказываться или сокращать какие-то расходы? Москва, февраль 2009 г. Россия, декабрь 2008 г. БиП

Как Вы полагаете, когда наступит улучшение финансовой ситуации в стране? БиП

Индекс потребительских настроений (ИПН): соотношение оптимистов и пессимистов НИСП

ИПН в гг. НИСП и БиП

ИПН в гг. НИСП и БиП

ИПН в гг. НИСП и БиП

ИПН в гг. НИСП и БиП

ИПН в гг. НИСП и БиП

ИПН в гг. НИСП и БиП

ИПН в гг. НИСП и БиП

Прогнозы на 2009 г. Официальный прогноз по безработице (по определению МОТ) - 7,5% Всемирный Банк – 12% Экспертные оценки – 10-15% 7,5% - это возврат к гг % - это возврат к ситуации 1999 г. 15% - безработица не достигала даже в условиях глубочайшего кризиса 1990-х гг. Опасен не масштаб безработицы, а ее продолжительность !

Доходы населения: прогнозируемые параметры 2008 г. (МЭР РФ) Бедность: сокращение лиц, чьи доходы ниже черты бедности (4593 руб.), сократилось на 100 тыс. чел. или на 0,1%. Численность бедных – 18,6 млн. чел. или 13,2% В предыдущие годы численность бедных сокращалась гораздо быстрее: в 2002 г. доля бедных составляла 24,6%, в 2004 г. – 17,6%, в 2006 г. – 15,2%. Доходы населения: рост реальных располагаемых доходов снизился почти в 4,5 раза и составил 2,7% против 12,7% в 2007 г г. Бедность: расширение зоны бедности до 15-18% Доходы населения: снижение реальных располагаемых доходов на 5- 15%