1 ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «ЗДОРОВЬЕ». ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры.
Advertisements

1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2008 году.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2007 году.
1 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
1 МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
Здоровье Здоровье состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Л.А.Грибкова заведующая детской поликлиникой, врач высшей категории МЛПУ «Чайковская центральная городская больница »
Социальная медицина как наука Каф. социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Ассистент Смеянова О.И.
Анализ показателей смертности от заболеваний системы кровообращения (отдельные аспекты) Директор ГУЗ «ВОМИАЦ» В.В. Ивашева.
1 ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ. ЗДОРОВЬЕ Это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
Здоровье как состояние и свойства организма. Уровни здоровья Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Групповое здоровье – здоровье социальных.
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А.Вагнера Росздрава Кафедра общественного здоровья и здравоохранения.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Здоровье народов Приамурья: проблемы и перспективы.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
МУЗ «Детская городская поликлиника г. Кудымкара» Наши дети и их здоровье. Апрель 2009 год. Главный врач поликлиники Борисенко В.И.
Здоровье наших детей. МОУ Большесельская сош 2008г. Подготовила заместитель директора по УВР Привалова Г.Н.

Транксрипт:

1 ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.

2 Здоровье населения (общественное здоровье) - совокупность медико- демографических показателей, которые характеризуют жизнеспособность общества и его возможности дальнейшего социально-экономического развития

3 Здоровье ребёнка есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

4 Приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного, нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка.

5 Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного здоровья. Здоровье детского населения – это совокупность статистических показателей: медико-демографических (рождаемость, смертность), заболеваемости, физического развития и инвалидности.

6 Медико-социальная трактовка здоровья детского коллектива Здоровье детского коллектива образовательных учреждений – это совокупность показателей здоровья детей разного возраста, объединенных общностью деятельности и состоянием образовательной среды. Индикаторами (критериями здоровья) являются: распространенность хронических заболеваний; распространенность функциональных отклонений; частота и продолжительность острой заболеваемости в течение года; процентное распределение детей по группам здоровья; количество детей (в %) с нарушениями физического развития; количество детей (в %) с напряженной и неудовлетворительной адаптацией.

7 Рождаемость - число родившихся живыми на 1000 человек населения в год. Смертность ( общий коэффициент смертности населения территории) – число умерших от всех причин на 1000 человек населения в год. Естественный прирост (убыль) (на1000 чел среднегодовой численности населения) – разность показателей рождаемости и смертности

8 показатель общественного здоровья, который отражает частоту регистрации болезни среди населения данной территории за определенный отрезок времени (год). Указывается в относительных величинах к определенной численности ( на 100, 1000, 10000, ) Заболеваемость

9 Проведение анализа заболеваемости детей организованных детских коллективов необходимо для: 1) оценки состояния здоровья воспитанников и учащихся; 2) целенаправленного планирования оздоровительной и профилактической работы; 3) оценки эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

10 Виды заболеваемости, подлежащие статистическому учету в образовательных учреждениях: Общая заболеваемость - это вся зарегистрированная в течение года заболеваемость (острая и хроническая, впервые выявленная и обострившаяся); Единица учета – диагноз заболевания. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (с временным непосещением образовательного учреждения ) - острая заболеваемость. Единица учета – случай потери трудоспособности или непосещения образовательного учреждения (случай острого заболевания). Хроническая заболеваемость – заболеваемость, выявленная на профмедосмотрах и дети с диагнозом хронического заболевания. Единица учета – ребенок, у которого выявлено хроническое заболевание.

11 Показатели 1. Основные: 1.1. Экстенсивный показатель – структура хронических заболеваний (отклонений) – удельный вес каждого заболевания (отклонения) среди всех хронических заболеваний (отклонений), принятых за 100% 1.2 Интенсивный показатель - распространенность, уровень данного заболевания (отклонения) на 100 осмотренных 2. Дополнительные: 2.1. Полнота охвата медицинскими осмотрами, % 2.2. Распределение лиц по группам здоровья, % (I, II,III,IV,V гр.) 2.3. Распределение лиц по условным группам физического развития, % (норма, отклонения – дефицит массы, избыток массы, низкий рост) 2.4. Частота впервые выявленных заболеваний ( на 100 осмотренных)

12 Показатели Методика вычисления 1. Основные: 1.1. Экстенсивный показатель – структура хронических заболеваний (отклонений) – удельный вес каждого заболевания (отклонения) среди всех хронических заболеваний (отклонений), принятых за 100% 1.2 Интенсивный показатель - распространенность, уровень данного заболевания (отклонения) на 100 осмотренных 2. Дополнительные: 2.1. Полнота охвата медицинскими осмотрами, % 2.2. Распределение лиц по группам здоровья, % (I, II,III,IV, группы) 2.3. Распределение лиц по условным группам физического развития, % (норма, отклонения – дефицит массы, избыток массы, низкий рост) 2.4. Частота впервые выявленных заболеваний ( на 100 осмотренных) Число установленных диагнозов по данному заболеванию х 100 Общее число (строка «Всего») хронических заболеваний Количество лиц, у которых обнаружено данное заболевание (отклонение) х 100 Количество фактически осмотренных Количество фактически осмотренных лиц х 100 Количество лиц, подлежащих осмотру Число лиц, отнесенных к данной группе здоровья х 100 Общее количество фактически осмотренных Число лиц, отнесенных к данной условной группе физического развития х 100 Общее количество фактически осмотренных Число лиц, у которых данное заболевание выявлено впервые х 100 Общее количество фактически осмотренных

13 ПоказателиМетодика вычисления 1. Основные: 1.1. Экстенсивный показатель – структура острых заболеваний - – удельный вес каждого заболевания среди всех острых заболеваний, принятых за 100% Интенсивный показатель - частота заболеваний (на 100 детей) 1. Дополнительные: 2.1. Индекс здоровья, % 2.2. Показатель часто и длительно болевших, % 2.3. Средняя длительность случая, дней болезни 2.4.Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни, дней болезни / 1 ребенок Число острых заболеваний по классу болезней (нозоформе) (абс. показатель) х 100 Общее число острых заболеваний (абс. показатель) Число острых заболеваний по классу болезней (нозоформе) (абс. показатель) х 100 Среднегодовой контингент Количество ни разу не болевших детей в течение года х 100 Среднегодовой контингент Количество детей часто и длительно болевших *) в течение года х 100 Среднегодовой контингент Число дней болезни за отчетный период = Число случаев болезни за отчетный период Число дней, пропущенных по болезни всеми детьми за год = Среднегодовой контингент *) ЧБД – болеющие ОРЗ 4 и более раз в течение года Длительно болеющие – при длительности заболеваний 30 и более дней

14 Здоровье с позиций ВОЗВОЗ По уставу ВОЗ, «Здоровье это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико- санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности. смертностизаболеваемостиинвалидности

15 Группу здоровья (Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценки состояния здоровья детей») определяют исходя из следующих основополагающих критериев: I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности, III критерий – уровень нервно–психического развития, IV критерий – резистентность организма, V критерий – функциональное состояние органов и систем, VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития. I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.

16 Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

17 Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья. II–A угрожаемые дети, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья. II–Б группа риска – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

18 Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья: ребенок от многоплодной беременности, недоношенность, переношенность, незрелость, перинатальное поражение ЦНС, внутриутробное инфицирование, низкая масса тела при рождении, избыточная масса тела при рождении (более 4 кг), рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления), гипотрофия 1-й ст., дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени, аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико- гипопластический, нервно–артритический диатезы);

19 Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья: функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой, частые острые заболевания, в т.ч. респираторные, понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии, тимомегалия, дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др., вираж туберкулиновых проб, состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.), состояние после неотложных хирургических вмешательств.

20 Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

21 Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

22 Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды. При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

23 Уровни здоровья в медико- социальных исследованиях Индивидуальное здоровье здоровье отдельного человека. Групповое здоровье здоровье социальных и этнических групп. Региональное здоровье здоровье населения административных территорий. Общественное здоровье здоровье популяции, общества в целом.

Динамика показателей рождаемости и смертности населения (г.Жуковский, гг.)

25 Динамика естественной убыли населения ( г.Жуковский, гг.)

26 Повозрастные показатели случаев смерти детей (0-14 лет) Возрастная группа Число случаев смерти (на 1000 чел.) 1990г.1995г.2003г.2004г мес.13,08,510,24,1 1-3 года0,91, лет0,280,32-0, лет0, лет0,360,180,482,5 Всего: 0-14 лет 1,050,530,840,8

27 Младенческая смертность (г. Жуковский, гг.)

28 Структура ведущих причин смерти детей от 0 до 14 лет, г. Жуковский 1990г.2004г. Класс болезни (поМКБ-10) СтруктураКласс болезни (по МКБ-10) Структура %Ранг% Травмы и отравления35,01Травмы и отравления 55,61 Отдельные состояния в перинатальном периоде 25,02Отдельные состояния в перинатальном периоде 22,22 Врожденные аномалии 15,03Врожденные аномалии 22,22

Структура общей заболеваемости ( %) детей от 0 до 14 лет, г. Жуковский, 2004 г.

Динамика общей заболеваемости детского и подросткового населения (на 1000 человек), г. Жуковский, 2004 г.

31 Уровень заболеваний органов дыхания на 1000 детей (0-14лет), г. Жуковский ( гг.)

32 Уровень болезней органов пищеварения (на 1000) детей 0-14 лет

33 Уровень болезней системы кровообращения (на 1000) детей 0-14 лет

34 Распространенность отдельных классов болезней у детей 0-14 лет Слайд Слайд

35 Повозрастная динамика распространённости болезней костно-мышечной системы, нарушения осанки и сколиоза

36 Возрастные особенности рисков при формировании патологии детского населения Болезни со стабильным ростом распространенности Возраст рискаВозраст начала формирования заболевания Возраст максимальной распространенности заболевания Болезни системы кровообращения 2-3 года 6 лет; лет 2-3 года 6-8 лет лет Болезни органов дыхания2-3 года 6 лет; лет 2-3 года 6 лет:; лет Болезни костно-мышечной системы 7-8 лет лет 4-5 лет11-14 лет Болезни органов пищеварения2-3 года 6 лет лет 1 –3 года 6 лет 2-3 года 6 лет лет Болезни глаза (миопия) лет4-5 лет лет Болезни мочеполовой системы0-1год 6 лет 7-11лет 0-1год 2-5 лет 0-1год лет Болезни нервной системы 7-8 лет лет; лет с 1 года15-17 лет Психические расстройства11-14 лет лет Болезни крови ( анемии)0-1 год Болезни эндокринной системы: (рахит, гипотрофии; заболевания щитовидной железы и др.) 0-1 год лет 0-1 год 10 лет 0-1 год лет

37 Возможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинских осмотрах дошкольников (школьников) Ранговое место в структуре заболевае мости Класс болезней ( по МКБ-10) Возможные причины заболеваемости дошкольников (школьников) IXIII класс – болезни костно-мышечной системы 1.Низкая двигательная активность 2. Нерациональное физическое воспитание IIV класс – психические расстройства и расстройства поведения 1. Большая учебная нагрузка 2. Нерациональный режим воспитания и обучения IIIVII класс – болезни глаз 1. Высокая зрительная нагрузка 2. Нарушения режима работы на компьютере 3. Недостаточные уровни освещенности рабочих мест

38 Показатели результатов профмедосмотров в показателях наглядности (%) у школьников разных возрастных групп г. Жуковский

39 Школьные болезни Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды. К школьным болезням относятся: 1. Болезни костно-мышечной системы. 2. Близорукость (миопия). 3. Психические расстройства и расстройства поведения.

40 ОБЩНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ 1. Медленно протекающий процесс. 2. Наличие стадий развития (донозологическое, предпатологическое и болезненное состояния). 3. Несоответствие образовательной среды функциональным возможностям растущего организма. 4. Обратимость процесса и возможность профилактики на ранних стадиях заболевания.

41 Факторы риска, способствующие школьным болезням 1. Стрессовая педагогическая практика. 2. Авторитарный стиль общения с учениками. 3. Условия и режим обучения не соответствующие санитарно - гигиеническим нормам. 4. Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения. 5. Отсутствие оптимальной системы физического воспитания. 6. Наличие нерационального питания детей в школе. 7. Отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни.

42 Основные индикаторы состояния здоровья учащихся: распространенность школьно обусловленных функциональных отклонений; распространенность школьно обусловленных болезней; частота острой заболеваемости на протяжении учебного года; уровень адаптационных возможностей организма

43 Физическое развитие Физическое развитие является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма, важнейшим показателем роста и формирования детского организма. Все профилактические осмотры начинают с его оценки. Физическое развитие – это комплекс признаков, характеризующих размеры, силу и гармоничность развития человеческого тела. Уровень физического развития тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни населения.

44 Сравнительная оценка физического развития детей и подростков по возрастным группам (в%), г.Жуковский Группы физического развития Мальчики + девочки = 1008 чел 4-6 лет7-14 лет15-17 летВсего г.Жуковский г. Москва (данные НЦЗД) Абс.% % % % I. Нормальное физическое развитие 8470,652281,820180,180779, II. Отклонения в физическом развитии в т.ч.: 3529,411618,25019,920120, дефицит массы тела21 7,67712,13714,713513,49-15 избыток массы тела 119,2325,0114,4545,43-6 низкий рост32,571,120,8121,20,5-2 Итого по всем группам

45 Инвалидность населения Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Инвалидность детей общая ( или общая инвалидность детского населения) – общая численность детей-инвалидов на территории по состоянию на конец года, соотнесенная с численностью населения соответствующего возраста. Инвалидность детей первичная ( или первичная инвалидность детского населения) - численность детей-инвалидов на территории, с впервые установленной в текущем году инвалидностью, соотнесенная со среднегодовой численностью населения соответствующего возраста. По данным экспертов ООН инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них более чем 1/5 часть – это дети в возрасте до 16 лет.

46 Инвалидизация детей в г. Жуковском ( гг.) ГодЧисло детей инвали- дов Уровень инвалид- ности на 1000 чел. В том числе Инвалидность врожденная Инвалидность приобретенная абс% % , 95924,718075, , 46622,922177, , 07524,722975, , 47223,922976,1

47 Структура причин инвалидности по классам болезней детей и подростков г. Жуковского п Наименование классов (по МКБ-10) 2003 год 2004 год %Ранг% 1IV Болезни эндокринной системы9, 2IV9, 9IV 2V Психические расстройства6, 6V7, 0V 3VI Болезни нервной системы.17, 2II18, 3II 4VII Болезни глаза4, 6VI4, 0 VI 5VIII Болезни уха3, 6VII3, 0 VII 6X Болезни органов дыхания13, 2III12, 3III 7XII Болезни кожи3, 0VIII4, 0 VI 8XVII Врожденные аномалии24, 8I23, 9I

48 Тенденции к изменению общественного здоровья России на период до 2015 г. 1. Стабилизация заболеваемости детей на высоком уровне. Дальнейшее изменение структуры заболеваемости за счет увеличения доли психических расстройств, болезней костно-мышечной системы и органов пищеварения. 2. Негативные изменения физического развития. Увеличение доли детей с дефицитом массы тела и низким ростом, особенно у девочек лет. 3. Дальнейший рост смертности в подростковом возрасте (особенно у юношей) за счет травм, отравлений, самоубийств. 4. Увеличение общей инвалидности детского населения за счет врожденных аномалий, болезней нервной системы и психических расстройств.

49 Такая тенденция обусловлена наличием опасного для здоровья образа жизни детей и подростков. Создание системы мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ является важнейшей медико-социальной задачей, решение которой позволит на научной основе разработать региональную целевую программу профилактики и отслеживать эффективность её реализации по принципу обратной связи.

50 Состояние здоровья детей и подростков Медицинские критерии оценки здоровья индивидуума Медицинские критерии оценки здоровья детского коллектива Физическое развитие Инвалидность Наличие или отсутствие хроническ их заболеван ий Уровень развития основных функциона - льных систем Степень сопротивл я - емости организма Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничност и Комплексная оценка ( группы здоровья ) Заболеваемость Группы здоровья

51 Методика оценки состояния здоровья с позиций теории адаптации

52 Переход от здоровья к болезни можно рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной, производственной, образовательной и окружающей среды.

53 Организм человека необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и напряжения регуляторных систем. Приспособительные возможности рассматриваются как мера здоровья. Измерение уровня здоровья – одна из главных проблем при оценке состояния здоровья.

54 Р.М.Баевским и В.П. Казначеевым в 1978 году введен термин «донозологическое состояние», который вошел в Большую медицинскую энциклопедию. В учении о здоровье появился новый раздел, получивший название «донозологической диагностики», который на основе использования положений теории адаптации развивает методы классификации и измерения уровней здоровья.

55 Словосочетание «диагностика донозологическая» произошло от двух греческих слов: diagnostikos – способ распознавать и nosos – болезнь. Под данным словосочетанием понимают возможность распознать состояние организма, находящееся между нормой и патологией (между здоровьем и болезнью). Это состояние характеризуется нарушением равновесия между организмом и средой.

56 Постановка донозологического диагноза заключается в целенаправленном сборе информации как медицинской, так и физиологической, а также в использовании таких методов её анализа и обработки, которые позволяют установить степень адаптации организма к условиям окружающей среды.

57 Объектом исследований при донозологической диагностике всегда является процесс адаптации организма к условиям среды. Процесс приспособления к среде может завершиться тремя состояниями. Во-первых, - полной или частичной адаптацией к среде, при этом гомеостаз (постоянство внутренней среды) не нарушается и деятельность регуляторных систем протекает в обычных пределах или несколько усилена. Во-вторых, - процесс приспособления может завершиться недостаточной или неудовлетворительной реакцией, при которой активность регуляторных систем существенно увеличивается. Третий исход – срыв адаптации, истощение регуляторных механизмов, в результате которого нарушается постоянство внутренней среды и развивается патологическое состояние организма.

58 Основываясь на представлениях об адаптации и гомеостазе, были выделены четыре состояния: - физиологическая норма, - донозологическое состояние, - преморбидное состояние, - патологическое состояние или срыв адаптации. Классификация функциональных состояний организма

59 Физиологическая норма - это класс функциональных состояний с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма. Понятие нормы включает в себя способность организма адаптироваться к определенным воздействиям факторов окружающей среды.

60 Донозологические состояния - это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма. Адаптационные нарушения в состоянии здоровья уже могут быть выявлены в донозологических состояниях. Характерной особенностью донозологических состояний является повышенное функциональное напряжение механизмов адаптации.

61 Преморбидные состояния характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются в виде 2-х стадий: 1) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой системы; 2) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболеваний может быть выражено или находиться в начальной фазе и иметь компенсаторный характер. Особенность этого класса функциональных состояний состоит в том, что они развиваются и протекают на фоне перенапряжения регуляторных механизмов.

62 Патологическое состояние (срыв адаптации) - состояние с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации.

63 Для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей детей должен использоваться донозологический подход, который имеет своей целью не постановку диагноза заболевания, а определение риска его развития путем оценки адаптационных возможностей организма.

64 Математический анализ ритма сердца (анализ вариабельности сердечного ритма) позволяет вести непрерывный динамический донозологический контроль деятельности механизмов регуляции системы кровообращения и дает информацию об адекватности реакций приспособительных механизмов на разнообразные воздействия изменяющихся условий окружающей среды. При этом реакция системы кровообращения рассматривается как индикатор адаптационных возможностей организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды.

65 Комплекс «Варикард»

66

67 «Структура здоровья» (данный показатель отражает в процентах количество лиц с разной степенью адаптации)

68 Динамика «структуры здоровья» школьников (в %), г. Жуковский

69 Таким образом, существует большой объем информации о состоянии здоровья детей и подростков. Это результаты профилактических медицинских осмотров, данные государственной медицинской статистики, а также данные обследования непосредственно в Центрах здоровья учреждений здравоохранения. Вся эта информация может быть использована для создания мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ.

70 Благодарю за внимание!