Тема 3. КОМПЬЮТЕРНАЯ КОГНИТОЛОГИЯ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 3.1. Вербальное сознание лекция 1. 3.2. Ассоциативный эксперимент лекция 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семиотика информационных технологий. Ю.Н.Филиппович, А.Ю.Филиппович, А.Ю.Филиппович, Г.А.Черкасова СЕМИОТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Слайд-лекции для.
Advertisements

Тема 1. ЕСТЕСТВЕННО-ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 1.1. Модели и методы представления и организации знаний лекции Количественная.
Компьютерная лингвистика как наука. 1. Определения компьютерной лингвистики 2. Компьютерная лингвистика и искусственный интеллект 3. Разделы компьютерной.
Учитель русского языка и литературы кадетской школы Санкт-Петербурга Кулешова Лилия Викторовна ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ВОЙНА» В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ.
Тема 1. ЕСТЕСТВЕННО-ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 1.1. Модели и методы представления и организации знаний лекции Количественная.
1 Работу выполнил ученик 4 класса гимназии 6 г. Перми Нешатаев Михаил Руководитель Литвиновская Наталья Юрьевна Пермь 2006.
Связь правовой информатики с другими науками 1. Кибернетика Семиотика Лингвистика Когнитивная психология Теория информации Информациология 2.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Варпахович Л. В.
Проектная работа по русскому языку. ФГОС ( старшая ступень ) Выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности,
Выпускная работа « Основы информационных технологий » Тема : « Структурно - семантические параметры художественной синонимии как составляющие идиостиля.
Модель -упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Моделирование -построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов,
ГОВОРУНЧИК Маленькое издание с большой любовью для родителей, детей и сотрудников МДОУ « Детский сад 18-компенсирующего вида » Малотиражная газета Муниципального.
НЕОБХОДИМО РАЗДЕЛИТЬ ДВА ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ: А. ОБУЧЕНИЕ КАК ПОСВЯЩЕНИЕ (ЦЕЛЬ - РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА) Б. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОСВЕЩЕНИЕ.
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОУ средняя школа Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга 212 Учитель Информатики Селезнева Р.С.
1 Exactus Expert - система интеллектуального поиска и анализа научных публикаций Смирнов Иван Валентинович с.н.с. ИСА РАН.
Разминка «Самый лучший» Динамические информационные модели Объект Материальные модели СистемаМоделирование Информационные модели Формализация Статистические.
ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ. ПЕРВОЕ ОРУЖИЕ КУЛАК Развитие оружия С развитием человека стало развиваться его оружие. Человек стал использовать «ловчие ямы»
Тема исследования: «Ассоциативный анализ слова «школа». Метод исследования: свободный ассоциативный эксперимент.
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
Модели и моделирование. Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Моделирование – построение моделей для исследования.
Транксрипт:

Тема 3. КОМПЬЮТЕРНАЯ КОГНИТОЛОГИЯ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 3.1. Вербальное сознание лекция Ассоциативный эксперимент лекция Когнитивный эксперимент лекция 3. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 3.4. Язык и сознание лекция 1.

Лекция 2. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ТЕХНОЛОГИЯ АССОЦИАТИВНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ АССОЦИАТИВНЫЙ ОПРОС СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ДАННЫХ АССОЦИАТИВНОГО ОПРОСА РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные публикации Ю.Н.Филиппович, Г.А.Черкасова, Д.Дельфт Ассоциации информационных технологий: эксперимент на русском и французском языках. / Серия «Компьютерная лингвистика». Вступ. Статья Н.В.Уфимцевой. М.: МГУП, книга в комплекте с CD ROM С. 5–102.

ТЕХНОЛОГИЯ АССОЦИАТИВНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Первые ассоциативные вербальные эксперименты были использованы для исследования речевого поведения людей и описаны в 1901 году немецкими исследователями А.Тумбом и К.Марбе {слова-стимулы} испытуемый {слова-реакции} психология лингвистика особенности языкаустройство его вербального сознания

Современная практика Технология ассоциативного вербального эксперимента - основной инструмент психолингвистики и когнитологии Результат ассоциативных экспериментов словарь-тезаурус семантические связи слов семантические поля модель языковой способности носителя языка пол, возраст, образование, профессия... модель языковой системы образы взаимопонимания

Сферы использования Преподавательская деятельность (изучение языков и контроль знаний обучающихся) Авторская деятельность (написание текстов учебных материалов, подготовка публичных выступлений) Реклама Информационный поиск Машинный перевод

Примеры ассоциативных словарей Kiss G., Armstrong C., Milroy R. The Associative Thesaurus of English Ю.Н.Караулов, Г.А.Черкасова, Н.В.Уфимцева, Е.Ф.Тарасов, Ю.А.Сорокин. Русский ассоциативный словарь M. Sánchez Puig, Yu. Karaúlov, G. Cherkásova. Normas asociativas del español y del ruso Н.В.Уфимцева, И.А.Стернин, Х.Эккерт, В.И.Милехина, В.М.Топорова. Ассоциативные нормы русского и немецкого языков. Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова, Ю.Н.Караулов, Е.Ф.Тарасов. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский Ю.Н.Филиппович, Г.А.Черкасова, Д.Дельфт, Ассоциации информационных технологий

Примеры ассоциативных словарей Ю.Н.Караулов, Г.А.Черкасова, Н.В.Уфимцева, Е.Ф.Тарасов, Ю.А.Сорокин. Русский ассоциативный словарь

СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ДАННЫХ АССОЦИАТИВНОГО ОПРОСА (1) формальные правила лингвистического конструирования АВС: 1)одинаковые слова-реакции разных респондентов являются эквивалентными это позволяет для каждого слова-стимула построить частотное поле его реакций, и для каждого слова-реакции – частотное поле его стимулов Оружие (пр.) ОРУЖИЕ: холодное 9; массового поражения, ружье 5; огнестрельное, ядерное 4; война, стреляет, убийства 3; безопасность, мощное, пистолет, смертельное, смерть, старинное, убийцы 2; абсолютное, автомат, армия, Бальзак, винтовка, военное, возмездия, врага, в руках, выстрелило, газовое, грозное, дерево, железо, зонтик, именное, и пушка, кинжал, командира, кровь, любви, массового уничтожения, мести, мое, мортира, МП, на складе, нож, опасно, опасное, орудие, перестройки, перо, пищаль, продавать, пролетариата, прощай, прятать, ­ разоружение, самозащиты, секретное, сильный, слово, сложить, смерти, спортивное, ствол, стрельба, стрелять, твое, холодная, черный 1; Оружие (обр.) ОРУЖИЕ* огнестрельное 93; применять 10; сдать 9; пистолет, пушка 7; пулемет 6; заряжать, стрельба 5; булыжник, кинжал, носить, сдавать, ствол 4; Калашников, слово, шпага 3; автомат, бросать, войска, вооружен, древнее, копье, ликвидировать, орудийный, патрон, ружье, убийство 2; армия, атаковать, атом, атомная бомба, атомный, байки, бандит, битва, боец, болванка, бомба, борьба, бумага, везти, вершина, военный, воин, Вторая мировая война, выбросить, выстрел, град, дубина, защитник, инструмент, клинок, конструктор, личный, лук, наше, нужно, оборона, отнять, отобрать, птица, ракета, ржавое, самоубийство, склад, смертельный, создавать, солдат, спрятать, танк, убивать, убийца, уничтожить, хранение, хранить, цели, цепь, чистить, юмор, ядерный, ядро 1;

СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ДАННЫХ АССОЦИАТИВНОГО ОПРОСА (2) формальные правила лингвистического конструирования АВС: 2) одинаковые слова-реакции и слова-стимулы, в том числе и разных респондентов, также являются эквивалентными это позволяет искусственно «удлинить» и «замкнуть» стимульно-реактивные цепочки, преобразовать иерархические связи между стимулами и реакциями в сетевые.

АРБАЛЕТ. Мир вне человека: Время:История. Рецепт. Сравн. Старинное оружие в форме лука. = 6= = стрельба 4 лук, арбалет 1орудие 4 пушка 1 стрельба 4 лук, арбалет 1орудие 1 топор 1 капуста 1 лук, арбалет 1стрельба 4 лук> 25= МАКЕТ КОГНЕМНОГО СЛОВАРЯ АССОЦИАТИВНЫХЦЕПОЧЕК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ДАННЫХ АССОЦИАТИВНОГО ОПРОСА (3)

СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ДАННЫХ АССОЦИАТИВНОГО ОПРОСА (4) многократный длительный опрос одного респондента Предположение об «эргодичности» двух процедур однократный симультанный опрос многих респондентов «ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРНОСТЬ» Основное допущение событийно-статистического моделирования речемыслительной деятельности Речемыслительная деятельность субъекта (респондента) и «типового (усредненного) носителя языка» – это дискретные стационарные случайные эргодические семиотические (вербальные) процессы смены в фокусе их «умного зрения» (центре внимания) мыслей-знаков (вербальных единиц) – многомерная случайная величина R(s, t) = [r j (s i, t k )], где: i =1--I стимулы; j = 1--J, реакции; k = 1--K, моменты испытаний.

РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА {МЗ i-m } {МЗ i }{МЗ i-1 }{МЗ i+1 } … …{МЗ i+k } текст …… t создания t восприятия Время t {ЯЕ i-m } {ЯЕ i }{ЯЕ i-1 }{ЯЕ i+1 } … …{ЯЕ i+k }…… Субъект «Событийность в большом» квантитативный анализ: формирование (организация) корпуса текстов, отбор и определение статистических параметров ЯЕ. «Событийность в малом» это анализ «линеарности» построения и динамики развития текста и составляющих его ЯЕ. «Пространственно-временная структурность» это представление текста в виде связанных между собой синтагматическими и парадигматическими отношениями ЯЕ.

СОПОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТ АВС АВС в целом или какая-либо ее часть Текст или его фрагмент ЯЕ текста (слово) ближайшая, удаленная на К шагов стимульно-реактивная окрестность элементов пропозиции стимульно-реактивная цепочка длины L fСлово-стимулСлово-реакцияСинтагм. отн. Парадигм. отн. 8ОПЕРАТОРЭВМСЛОВОСОЧЕТАНИЕ 4ОПЕРАТОРЯЗЫКАСЛОВОСОЧЕТАНИЕ 3ОПЕРАТОРПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ВИД-РОД 3ОПЕРАТОРЧЕЛОВЕК ВИД-РОД 2ОПЕРАТОРПРОГРАММИСТСЛОЖНОЕ СЛОВО РОД-ВИД 1ОПЕРАТОРКИНОСТУДИЯ ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ 1ОПЕРАТОРКОМАНДА СИНОНИМ ЯЕ текста (пропозиция предложения) Ряска – это зеленое «одеяло» водоемов. = 15=

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ Области и практические задачи: индексирование, реферирование, создание онтологий, информационный поиск, обучение языку, редактирование, библиометрия и др. Основные инструменты гиперболические распределения законы Ципфа и Бредфорда: Методы и технологии: дистрибутивно-статистический анализ компонентного анализа частотно-семантический метод методы многомерного анализа кластерный анализ. i(k,r) = рk (r+v) -b, где: b, k, v – const r – ранг слова i(k,r) – частота слова J i = b k J i-1 = b k i-1 J 1, где: i = 1, 2,..., k; k = 1, 2,..., m; J 1 количество областей в ядре; b k > 1 множитель Бредфорда для разбиения J названий на k групп.

ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА «ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРНОСТИ» ТЕКСТА И АВС Матрица связности языковых единиц (слов) или ассоциативная матрица Слово (частота)...ЯЕ i = а (f а )... ЯЕ j = b (f b )...f аb... функции «силы связи» f ij = F(ЯЕ i, ЯЕ j ).