Ломоносов Михаил Васильевич Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родился М.В. Ломоносов 19 ноября 1711 года (по старому стилю - 8 ноября), в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии,
Advertisements

М.В.Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711 года в деревне Мишанинской Двинского уезда Архангелогородской губернии в семье помора.
Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября.
19 сентября 1736 года М.В. Ломоносов в числе лучших студентов Петербургской Академии наук был отправлен со двумя своими товарищами в немецкий город Марбург.
Детство Ломоносов родился 19 ноября 1711 года на севере России. Родное село Ломоносова – Мишанинская находилось близ Архангельской губернии. Мать М. В.
1 Славный путь М.В.Ломоносова. 2 «Что может собственных Плутонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» М.В.Ломоносов Купель, в которой.
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) «Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все прошел»… А.С.Пушкин.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснопахорская средняя общеобразовательная школа Презентация на тему: «Ломоносов М.В за границей» Подготовил:
Личная жизнь и научная деятельность Михаила Васильевича Ломоносова Работу выполнил: ученик 8-го «А» класса лицея 1571 г.Москвы Аникаев Кирилл.
Семья Ломоносовых. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской.
Карлин Владимир 4 А класс ГОУ СОШ 156. Детство Михаил Васильевич родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Денисовка (ныне с. Ломоносово) в Архангельской губернии.
Михаил Васильевич Ломоносов ( ). М. В. Ломоносов Великий Сын России Родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии Холмогорского.
(1711 – 1765). Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин.
Михаил Васильевич Ломоносов Детство Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в семье Василия Дорофеевича Ломоносова.Они.
Везде исследуйте всечасно что есть велико и прекрасно М.В. Ломоносов ( к 300-летию со дня рождения)
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
Работу выполнил: Ученик 5 класса В МБОУ СОШ 32 Эврика-развитие Лыгин Данил ВпередВперед.
Михаил Васильевич Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) первый русский учёный - естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик.
Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, астроном, поэт, основатель.
Работу выполнила: ученица 3 класса МБОУ Каяльской СОШ Чернякова Дарья.
Транксрипт:

Ломоносов Михаил Васильевич Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

О праздновании 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова Учитывая выдающийся вклад великого русского учёного М.В.Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и в связи с исполняющимся в 2011 году 300-летием со дня его рождения, постановляю 1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова. 2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок: образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 300- летия; утвердить план мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова; 3. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Российской академии наук проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные научные организации о праздновании в Российской Федерации в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 20 сентября 2006 года N 1022 Указ президента России

МГУ имени М.В. Ломоносова

Биография декабря ушёл в Москву учёба в Московской Славяно-греко-латинской академии января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию обучался в Марбургском университете в феврале женился на Елизавете-Христине Цильх под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу июня вернулся в Санкт-Петербург января присвоено звание адъюнкта физического класса Санкт- Петербургской Академии наук августа утверждён в звании профессора химии Санкт- Петербургской Академии наук июля впервые читает на русском языке публичные лекции по физике создал первую в России научно-исследовательскую и учебную Химическую лабораторию.

Биография (продолжение) проводил в Химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, анализ руд марта (21 февраля) родилась дочь Елена в Химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии основана стекольная фабрика в Усть-Рудицах по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет назначен Советником Академической канцелярии становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии мая Шведская королевская Академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом октября избран членом Академии художеств (за мозаичные работы) апреля избран почётным членом Болонской Академии наук разработал проект экспедиции из Европы в Восточную Азию.

«Будущий славный русский учёный, вития и поэт» Михайло родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были, по-видимому, его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма.

В Москву. Мать Ломоносова умерла, когда ему исполнилось девять лет. Мачеха не любила книжных занятий пасынка, отец не перечил ей, и жизнь в родном доме сделалась для юноши, стремившегося к знаниям, нестерпимой. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить. В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.

Удивительная целеустремлённость В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов поступил в 1731 и пробыл там около 5 лет. Никто не ожидал в Москве юношу с далёкого Севера. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И. И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. Позже Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться». В свободное время он читал летописи, книги духовного и светского содержания в библиотеке Заиконоспасского монастыря. В 1734 г. Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии. В следующем 1735 году он вместе с другими двенадцатью учениками был отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.

За границей Счастливым фактом ранней жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии Наук 12 способных учеников «Спасских школ». В 1736 трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года в Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства.1736Германию математикефизикефилософиихимии металлургииМарбургеХристиана Вольфа ФрайбергеГенкеляГолландиигорном деле М. В. Ломоносов ведет астрономические наблюдения

Марбург В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег.Марбургском университете годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».1738 годы Весной 1739 года Ломоносов представил работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.1739 года Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг. К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.1739 годаПетербурга Фрайберг

Пять дней потребовалось русским студентам на дорогу до Фрайберга. 14 июля 1739 года они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии.Фрайберга14 июля 1739 годаСаксонии Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.минералогиейметаллургией рудников Гордостью Генкеля была его химическая лаборатория. В то время многие высшие учебные заведения не имели собственных лабораторий. Эта лаборатория служила учебной, производственной и экспериментальной базой. Вероятно, Ломоносов оценил значение экспериментальной базы для исследовательской работы. По возвращении в Россию он упорно добивался постройки химической лаборатории при Академии Наук.

Разрыв с Генкелем Ломоносов (кисти Николая Овечкина г.). В конце 1739 года между студентами и Генкелем начались трения, которые затем переросли в конфликт. Основной причиной столкновений являлась нерегулярная отправка из Петербурга средств на содержание студентов.1739 годаПетербурга В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг.1740 года Вернувшись на некоторое время в Марбург, он женился на Елизавете Цильх, дочери хозяйки дома, в котором он проживал. В конце 1741 года Ломоносов смог вернуться в Петербург.1741 года

Возвращение в Академию За время отсутствия Ломоносова в Академии сменилось два президента, и к середине 1741 года Академия так и не имела руководителя. Число профессоров заметно сократилось, многие кафедры пустовали.Академии1741 года 10 июня10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Ломоносов быстро справился с этой задачей. Это явилось важной работой Ломоносова, одним из первых его научных трудов. В 1745 году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов. М. В. Ломоносов в Химической лаборатории за проверкой опытов Р. Бойля. Линогравюра Н. Г. Наговицина, 1958 г

Открытие Московского университета В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Г. Ф. Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. Он представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве ученых иноземцев к русскому юношеству», к его обучению. В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит И. Д. Шумахер. При близких отношениях с Шуваловым козни Шумахера делаются для Ломоносова не страшными; он приобретает и в Академии большое влияние. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов.

Фабрика мозаики Екатерина II. Мозаика Ломоносовской мастерской. Собрание Государственного Русского музея В 1753 году, Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. Для этих целей 6 мая 1753 императрица Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни ( ныне Ломоносовский район Ленинградской области, поселения уничтожены в 1919 при наступлении Юденича, а также во время обороны ораниенбумского плацдарма в ).

Сие ясно показует География В течение всей своей научной деятельности занимался разными проблемами географии, в 1758 г. стал руководителем Географического департамента Академии Наук. Какое значение он придавал развитию географических знаний, видно из его «Слова похвального... императрице Елисавете Петровне»: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает». Велики заслуги М. В. Ломоносова в картографии и страноведении; именно он является основоположником экономической географии, выделившим эту отрасль знаний в самостоятельную науку.

«О сохранении и размножении российского народа». Одно из выдающихся произведений Ломоносова называется «О сохранении и размножении российского народа». Опубликовано оно ровно 250 лет назад, 1 ноября 1761 года. Что может быть актуальнее этой проблемы – сохранения и сбережения людей? Он знал и понимал Россию, как никто, и это придавало Ломоносову непреклонную силу. Вспомним идеи Ломоносова об «общей пользе» «любезного Отечества», идеи, актуальные и по сей день: «1. О размножении и сохранении российского народа. 2. О истреблении праздности. 3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении. 4. О исправлении земледелия. 5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 6. О лучших пользах купечества. 7. О лучшей государственной экономии. 8. О сохранении искусства во время долговременного мира».

В России первична Россия Ломоносов страстно доказывал, что у России было великое прошлое, были герои, что в России первична Россия, а не иностранные специалисты, которые при всей их пользе не должны на русской земле навязывать свои правила. «Всяк, кто увидит в российских преданиях равные дела и героев, греческим и римским по­добных, унижать нас пред оными причины не будет», – провозглашал Ломоносов, искореняя комплекс неполноценности среди русских людей.

Ломоносов о Прометее. Вот как рассказал Ломоносов о своем мифическом предшественнике в знаменитом «Письме о пользе стекла»: Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть, Представили в своем мечтанье Прометея, Что, многи на земли художества умея, Различные казал искусством чудеса; За то Минервою был взят на небеса; Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки. Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки, Предерзкого к горе великой приковал И сильному орлу на растерзанье дал…

Народность литературы и искусства Мы не знаем, чувствовал ли себя Прометеем Ломоносов, осознавал ли, что приносит народам с неба на землю божественные дары просвещения. Но благодаря Ломоносову русский литературный язык (и русский научный язык!) стал потенциальным достоянием миллионов, а это уже сопоставимо с дарованием огня. Потенциальным, потому что при жизни Ломоносова немногие из наших предков владели основами русского письменного языка. Именно Ломоносов подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А.С.Пушкиным. Именно Ломоносову принадлежит честь реформы русского стихосложения, начатой В.К.Тредиаковским. Он, Ломоносов, заложил основы того, что впоследствии Пушкин назвал «народностью литературы и искусства».

Русский язык Русский язык Ломоносов считал основой нравственного воспитания. Он понимал, что без выработки национального литературного языка нельзя говорить ни о науке, ни о литературе. Поэтому развитие общедоступного литературного языка было важнейшей задачей на протяжении всей его жизни. Он первым в России читал лекции на родном языке, что считалось дерзостью. Современники даже запомнили дату такой первой лекции по физике – 20 июня 1746 года. Это было событием! Разумеется, он мог читать лекции и на латыни, как это было принято, и на немецком языке. В 1743 году Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» и адресовал его не церковной касте, а всему русскому народу. Он был очень русским человеком, но с огромным уважением относился к иностранным коллегам, отвергал национальную исключительность кого-либо, всегда был за мирное сосуществование народов и государств. Л. С. Миропольск ий. Портрет М. В. Ломоносова

Древняя российская история РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ КНИГИ ПЕРВЫЯ Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт- петербургской императорской и Королевской шведской академий наук Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки, извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным Промыслом воздвигнуты были бодрые государи.

Архивы Ломоносова Сразу же после смерти Ломоносова, 4 (15) апреля 1765 года, все находившиеся в его доме бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны графом Г.Г.Орловым. Большая часть его архива (по- видимому, бумаги, имевшие государственное значение) была отобрана лично Орловым (и до сих пор не найдена). Научные записи, не представлявшие, видимо, интереса для Орлова, были оставлены им и сохранились до наших дней.

Стою с поникшею главой… Могила его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге не забыта потомками. Не зарастает к ней народная тропа. Тропа к Гению, равного которому не было и нет до сих пор. И уже вряд ли будет. Вспомним Пушкина, который глубоко чтил ученого и говорил, что Ломоносов «обнял все отрасли просвещения… Он все испытал и все проник»: Перед гробницею святой Стою с поникшею главой…

Семья и потомки В 1739 году М.В. Ломоносов женится на Елизавете-Христине (Елизавете Андреевне) Цильх ( ), дочери марбургского пивовара, члена городской думы Генриха Цильха и его жены Екатерины Елизаветы (урождённой Зергель). От этого брака родилось трое детей (по другим данным четверо). Однако двое (трое) из них умерли в младенчестве. Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова ( ) вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей (ок ) и три дочери Софья ( ), Екатерина (ок ) и Анна (ок ). Но только Софья Алексеевна Константинова продолжает род. Она выходит замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года. Ее дети, внуки, правнуки т.д. и являются прямыми потомками М.В. Ломоносова. Таким образом, прямыми потомками Ломоносова являются: Раевские – потомки генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского- младшего (боковые ветви: Плаутины, Свечины, Шиповы, Звегенцевы, Толстые, фон-Карловы) Ностицы – потомки Александра Николаевича Раевского, друга А.С. Пушкина Орловы – потомки Екатерины Николаевны Раевской и генерал-майора Михаила Федоровича Орлова (боковые ветви: Уваровы, Яшвили) Волконские – потомки Марии Николаевны Раевской и декабриста, князя Сергея Григорьевича Волконского (боковые ветви: Кочубеи, Джулиани)

Во имя России! Писатель и ученый Арсений Замостьянов: «не поняв и не полюбив Ломоносова, невозможно познать и полюбить Россию. А как любил Родину Ломоносов! Любил, потому что познал ее – от крестьянской избы до императорских дворцов, от церковных сводов Славяно-греко- латин­ской академии до кабаков». Время показало, что создатель столько вложил энергии и любви в Михайлу Васильевича Ломоносова, что еще многие многие поколения будут пользоваться его открытиями и выводами почти во всех областях человеческой мысли и деятельности. Он самим своим существованием и жизнью показал всему миру добродетельное могущество и великие перспективы России. Неужели же мы, наследники великого гражданина и ученого, не сделаем все для спасения, сохранения и укрепления любимой Родины нашей?! Юрий СИДОРОВ, профессор, доктор технических наук. Санкт-Петербург.

Источники =News&file=article&sid=589441http:// =News&file=article&sid= mihail-vasilevich-lomonosov.htmlhttp://e-drofa.ru/materials/bio9/0128- mihail-vasilevich-lomonosov.html