Подготовка к ГИА Работа с документами.. Памятка по работе с документами. Памятка по работе с документами. Внимательно прочти документ и вопросы к нему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мутлу Наталья Валерьевна учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3»
Advertisements

1)Иван IV венчался на царство в а) 1547 г. б) 1549 г. в)1550 г. г)1552 г. I van IV prinimaet titul .jpg.
770-летие со дня «Ледового побоища» на Чудском озере Классный руководитель 5 класса МОУ «Детский дом-школа» Бойкова А.С.
Церковный раскол. Социальные движения XVII века Тестовая работа.
Период дворцовых переворотов ( гг.). 1722г. 1722г. Указ Петра Великого о праве монарха назначать самому преемника.
Дворцовые перевороты урок –игра «Турнир знатоков» 7 класс.
Россия вступает в XX век 4 класс, «Школа России».
Этот царь до восшествия на престол фактически правил за спиной Фёдора Ивановича, его именем А.С. Пушкин.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Князь Ярополк Святославич. Правление князя Ярополка Святославича не было спокойным. Сначала от Киевского княжества отпали вятичи и радимичи. А в 977 году.
Кутузов: образ в романе Война и мир Оганян Анна 11 "А" класс
Тема урока : «Русь в конце XI – начале XII вв. Владимир Мономах»
Бородинское сражение в истории и романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания.
Война 1812 года. Ребята, я хочу рассказать вам о войне, которая была очень давно – 200 лет назад. Началась эта история во Франции, в конце XVIII века,
1.Начало войны. Планы и силы сторон. 2.Смоленское сражение. 3.Название Кутузова главнокомандующим. 4.Бородинское сражение. 5.Татуринский маневр. 6.Партизанское.
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА. В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, мне, как и многим другим учителям, пришлось значительно пересмотреть и перестроить.
Интеллектуальный марафон / зачетный урок / по теме : «Дни воинской славы» Девиз: «Есть память, которой не будет забвенья И слава, которой не будет конца.
Начало правления Петра I История России век.
Транксрипт:

Подготовка к ГИА Работа с документами.

Памятка по работе с документами. Памятка по работе с документами. Внимательно прочти документ и вопросы к нему. Обрати внимание на название документа и автора ( если указан). Обрати внимание каким «языком» написан документ. Постарайся определить к какому типу относится источник (указ, закон, речь государственного деятеля, договор, программа, хроники, мемуары, воспоминания очевидцев, письма и т.д.) Найди в документе ключевые слова, выражения ( имена, даты, описания, географические объекты). Четко ответь на поставленный вопрос, опираясь на текст документа. Выскажи свое мнение ( привлекая полученные знания) и подтверди его словами из документа.

«После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г.), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твёрдый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти». Михаил Романов

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все года, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому». Никон

«Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлёвские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нём во всей Европе разве только двор прусского короля- скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королём и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нём не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками». Пётр I

«Россияне хвалили её царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет». Елизавета Петровна

«Начала своё царствование с того, что щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 года была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учёными- просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещённом и гуманном монархе». Екатери́на II

«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 году издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». Алекса́ндр III

«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России», - говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер- министров России унёс с собой большинство своих планов и начинаний». Столыпин

«Уважаемый г-н Председатель, Я пришёл к выводу, что ключевые элементы заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу». Хрущёв

«Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против в них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными». С1. Когда произошли описываемые события? С2. Чем завершилась битва на Чудском озере? Привлекая знания из курса истории, отметьте, в чем состояло историческое значение побед князя Александра Ярославича.

« Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской. И когда Наполеону в ночь и после битвы доложили, что 47 его генералов убиты или тяжело ранены, что несколько десятков тысяч солдат его армии лежат мертвые или раненые на поле битвы, когда он лично убедился, что ни одно из данных им до сих пор больших сражений не может сравниться по ожесточению и кровопролитию с Бородино, то (хотя это тоже не помешало ему провозгласить Бородино своей победой) он, одержавший на своем веку столько настоящих, бесспорных побед, не мог, конечно, не понимать, что если Лоди или Риволи, или битву под пирамидами, или истребление турецкой армии под Абукиром, или Маренго, или Аустерлиц, или Йену, или Фридланд, или Ваграм можно назвать победами, то для Бородина нужно придумать какое-нибудь иное определение». С1. В ходе какой войны произошли описанные в документе события? Как М.И. Кутузов оценивал итоги Бородинского сражения для русской армии? С2. Какое решение и почему было принято М.И. Кутузовым? Чем Бородинское сражение для французов отличалось от других, выигранных Наполеоном? Из работы историка Е. Тарле

" Двенадцать лет спустя вспыхнуло мощное, хотя и скоротечное, восстание в Москве - знаменитый "медный бунт"… Его участники столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона - предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования. В известной мере повторилось то, что происходило во время "соляного бунта". Но обстановка к тому времени изменилась довольно заметно, поэтому и ход восстания и его финал существенно отличаются от того, что было в начале правления Алексея." С1. В каком году и в связи с чем вспыхнуло описываемое восстание? Назовите не менее трех предпосылок бунта. С2. Чем закончилось восстание? Из работы современного историка В.И. Буганова

"1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояния подлежит воинской повинности. 2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается. 10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение. 17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе. 20 Указанные … в статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность." С1. Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора этой реформы и дату появления этого документа. С.2. Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой Из официального документа XIX в

В лето Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, и половцы нашу землю терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест: Если кто пойдет на кого, то на того будем все… и принеся клятву, разошлись восвояси. С1. Какое событие отражено в документе? Чем оно было вызвано? С какой целью собрались князья? С2. Какая договоренность была достигнута на съезде ? Отрывок из летописи:

«Поскольку царь был владельцем этого удела, то никаких других собственников с полными правами…быть не могло. Князья бояре, дворяне, приказные люди, которые не признавали этот порядок, выселялись насильно, а их собственность конфисковывалась. Выселения, конфискация собственности сопровождались террором, обвинениями в заговоре против царя и т.п. особенно досталось Новгороду, где сохранялись сильные частнособственнические тенденции, существовала влиятельная оппозиция и сопротивление централизации и огосударствлению. Все летописцы свидетельствуют, что царь «громил Великий Новгород « более пяти недель…» С1. О каком царе идет речь в тексте? Назовите хронологические рамки его правления. С2.Какое название получила охарактеризованная в источнике политика и в какой период правления данного царя она имела место? Из работы Л.И. Семенниковой

В Добровольческой армии на моих глазах шло падение моральных устоев, но все – таки критерием поступков оставалась общечеловеческая мораль. Отступали от нее и руководители, и исполнители, но не отрицали ее и, нарушая, сознавали, что поступают дурно. Большевики заменили общечеловеческую мораль классовой. И эта классовая мораль позволяла им зверствовать с гордо поднятой головой. Это обстоятельство часто упускается из виду, когда ставят знак равенства между происходившим в России белым и красным террором. С1. В чем видит автор принципиальное различие между белым и красным террором? С2. Согласны ли вы с утверждением, что нельзя ставить знак равенства между белым и красным террором? Аргументируйте свой ответ. Из мемуаров члена ЦК кадетской партии

«Царевна ненавидела свою мачеху Наталью Кирилловну и её родственников Нарышкиных и боярина Матвеева. Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна. Буйство и недовольство стрельцов указали ей путь, которым она может достигнуть власти. Она в стрелецкие слободы посылала доверенных людей, которые распускали слух о том, что Пётр – царь незаконный, что престол следует по всем правам старшему брату, что Нарышкины злобствуют на стрельцов и, как только Матвеев возвратится из ссылки, взыщут с них за все бесчинства и жестокости с полковниками. В то же самое время одна из её придворных ходила по стрелецким слободам, раздавала деньги, сулила золотые горы и всякие вольности, когда царём будет законный царевич Иоанн и все недруги народа, изменники царские, будут изведены. Вслед за этим стрельцы собирались в круги, становились под ружьё, били в набат, везде бранили правительство и кричали: «Не хотим, чтобы нами управляли Нарышкины и Матвеев». С1. Назовите имя царевны, о которой идет речь и укажите период, когда она была фактической правительницей страны. С2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где названа цель царевны, средства достижения которой указаны во втором абзаце. Выпишите не менее двух средств достижения указанной цели. Из труда современного историка