Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова Урок литературы в 10 классе Учитель А. С. Мезина МОУ СОШ 1 Г.Светлый Калининградской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Advertisements

Любовная лирика Лермонтова. Любить… но кого же? …на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. («И скучно и грустно», 1840)
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Так я молил твоей любви С слезами горькими, с т о с к о ю; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!
«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? …Белокурые волосы, голубые глаза, детская непринужденность…»
Любовная лирика в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
… И я любил Всем напряженьем душевных сил. М.Ю.Лермонтов.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова Презентация составлена ученицами 9 класса Комаровой Викторией Мосиной Алёной Варгатой Дарьей.
Е.А. СУШКОВА КАК АДРЕСАТ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Сделала: Добрострой Анастасия 9 кл Проверила: Зимина Любовь Васильевна.
Адресаты любовной лирики Лермонтова. Он громкий звук внезапно раздаёт, В честь девы, милой сердцу и прекрасной, - И слышится начало песни!- Но напрасно!-
В поисках вечной любви. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова Презентацию подготовила Ученица 9 «Б» класса Нестерова Ирина. Презентацию подготовил ученик.
Адресаты любовной лирики Лермонтова Учитель русского языка и литературы Драгун Е.Г.
Задачи семинарского занятия «Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина»: -показать красоту любовных чувств поэта; -познакомить с адресатами.
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова Подготовили ученицы 9 Б класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Жукова Екатерина Жукова Анастасия Учитель.
Презентация к уроку литературы в 9 классе « Адресаты любовной лирики Лермонтова М. Ю.»
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
«ЛЮБИТЬ, НО КОГО ЖЕ?..». Одиночество усиливало поиски «души родной». Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! любить Необходимость мне;
Транксрипт:

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова Урок литературы в 10 классе Учитель А. С. Мезина МОУ СОШ 1 Г.Светлый Калининградской области

Вопросы урока Какими предстают возлюбленные в стихотворениях М.Ю.Лермонтова? Достойны ли любви те, кому посвящает поэт весь пыл своего сердца? Что такое ЛЮБОВЬ с точки зрения лирического героя поэзии М.Ю.Лермонтова?

М.Лермонтов о первой любви Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату… Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованию – это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз.

Софья Ивановна Сабурова Стихотворение посвящено Софье Ивановне Сабуровой ( ) – сестре пансионского товарища М.Лермонтова Михаила Ивановича Сабурова (1813-?). Она считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение. О реальной основе стихотворения свидетельствует помета Лермонтова в рукописи: «(Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил 12 лет – и поныне люблю)». В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.

Выписать слова, помогающие охарактеризовать настроение лирического героя. К ГЕНИЮ (1829) Когда во тьме ночей мой, не смыкаясь, взор Без цели бродит вкруг, прошедших дней укор Когда зовет меня, невольно, к вспоминанью: Какому тяжкому я предаюсь мечтанью!... О сколько вдруг толпой теснится в грудь мою И теней и любви свидетелей!... Люблю! Твержу забывшись им. Но полный весь тоскою, Неверной девы лик мелькает предо мною... Так, счастье ведал я, и сладкий миг исчез, Как гаснет блеск звезды падучей средь небес! Но я тебя молю, мой неизменный Гений: Дай раз еще любить! дай жаром вдохновений Согреться миг один, последний, и тогда Пускай остынет пыл сердечный навсегда. ………………………………………………………………

Но ты забыла, друг! когда порой ночной Мы на балконе там сидели. Как немой, Смотрел я на тебя с обычною печалью. Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью Сокрывши, голову на грудь твою склонял И был ответом вздох, твою я руку жал И был ответом взгляд и страстный и стыдливый! И месяц был один свидетель молчаливый Последних и невинных радостей моих!.. Их пламень на груди моей давно затих!.. Выписать слова, помогающие охарактеризовать настроение лирического героя.

Но, милая, зачем, как год прошел разлуки, Как я почти забыл и радости и муки, Желаешь ты опять привлечь меня к себе?.. Забудь любовь мою! покорна будь судьбе! Кляни мой взор, кляни моих восторгов сладость!.. Забудь!... пускай другой твою украсит младость!.. Ты ж, чистый житель тех неизмеримых стран, Где стелется эфир, как вечный океан, И совесть чистая с беспечностью драгою, Хранители души, останьтесь ввек со мною! И будет мне луны любезен томный свет, Как смутный памятник прошедших, милых лет!.. Выписать слова, помогающие охарактеризовать настроение лирического героя.

К ГЕНИЮ Когда во тьме ночей мой, не смыкаясь, взор Без цели бродит вкруг, прошедших дней укор Когда зовет меня, невольно, к вспоминанью: Какому тяжкому я предаюсь мечтанью!... О сколько вдруг толпой теснится в грудь мою И теней и любви свидетелей!... Люблю! Твержу забывшись им. Но полный весь тоскою, Неверной девы лик мелькает предо мною... Так, счастье ведал я, и сладкий миг исчез, Как гаснет блеск звезды падучей средь небес! Но я тебя молю, мой неизменный Гений: Дай раз еще любить! дай жаром вдохновений Согреться миг один, последний, и тогда Пускай остынет пыл сердечный навсегда. ………………………………………………………………

Но ты забыла, друг! когда порой ночной Мы на балконе там сидели. Как немой, Смотрел я на тебя с обычною печалью. Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью Сокрывши, голову на грудь твою склонял И был ответом вздох, твою я руку жал И был ответом взгляд и страстный и стыдливый! И месяц был один свидетель молчаливый Последних и невинных радостей моих!.. Их пламень на груди моей давно затих!.. Выписать слова, помогающие охарактеризовать настроение лирического героя.

Но, милая, зачем, как год прошел разлуки, Как я почти забыл и радости и муки, Желаешь ты опять привлечь меня к себе?.. Забудь любовь мою! покорна будь судьбе! Кляни мой взор, кляни моих восторгов сладость!.. Забудь!... пускай другой твою украсит младость!.. Ты ж, чистый житель тех неизмеримых стран, Где стелется эфир, как вечный океан, И совесть чистая с беспечностью драгою, Хранители души, останьтесь ввек со мною! И будет мне луны любезен томный свет, Как смутный памятник прошедших, милых лет!.. Выписать слова, помогающие охарактеризовать настроение лирического героя.

Анна Григорьевна Столыпина – двоюродная сестра матери М.Лермонтова ( ) На листе автографа стихотворения «Дереву» (1830), посвящённого А.Г.С., Лермонтов поместил прозаический текст: «Моё завещание (про дерево, где я сидел с А.С.). Схороните меня под этим сухим деревом, чтобы два образа смерти предстояли глазам вашим; я любил под ним и слышал волшебное слово: «люблю», которое потрясло судорожным движением каждую жилу моего сердца».

1. С кем сравнивается лирический герой? 2. Какой из мотивов звучит в этом стихотворении? 3. Какой худождественный приём использует автор? Для чего? К... (1829) Не привлекай меня красой! Мой дух погас и состарелся. Ах! много лет, как взгляд другой В уме моём напечатлелся!.. Я для него забыл весь мир, Для сей минуты незабвенной; Но я теперь, как нищий, сир, Брожу один, как отчужденный! Так путник в темноте ночной, Когда узрит огонь блудящий, Бежит за ним… схватил рукой… И пропасть под ногой скользящей!..

К... («Не привлекай меня красой!») 1. Лирический герой сравнивается с нищим. 2. В этом стихотворении звучит мотив одиночества («брожу один, как отчуждённый»). 3. Автор использует художественный параллелизм для усиления горестного впечатления.

Наталья Фёдоровна Иванова (Обрескова) ( ) - дочь драматурга Ф. Ф. Иванова. Акварель М.А.Кашинцева М.Лермонтов посвятил ей большой цикл стихотворений в гг., т. н. «ивановский цикл» (Н.Ф.И., Н.Ф.И....вой, Романс к И..., К Н.И. и др.).

Задание 1. О чём сокрушается лирический герой стихотворения? 2. В чём, по мнению лирического героя, смысл жизни? 3. Понимает ли это его возлюбленная? По каким словам об этом можно судить?

Н.Ф.И....вой Любил с начала жизни я Угрюмое уединенье, Где укрывался весь в себя, Бояся, грусть не утая, Будить людское сожаленье; Счастливцы, мнил я, не поймут Того, что сам не разберу я, И черных дум не унесут Ни радость дружеских минут, Ни страстный пламень поцелуя. Мои неясные мечты Я выразить хотел стихами, Чтобы, прочтя сии листы, Меня бы примирила ты С людьми и с буйными страстями;

Но взор спокойный, чистый твой В меня вперился изумлённый, Ты покачала головой, Сказав, что болен разум мой, Желаньем вздорным ослеплённый. Я, веруя твоим словам, Глубоко в сердце погрузился, Однако же нашел я там, Что ум мой не по пустякам К чему-то тайному стремился,

К тому, чего даны в залог С толпою звёзд ночные своды, К тому, что обещал нам бог И что б уразуметь я мог Через мышления и годы. Но пылкий, но суровый нрав Меня грызёт от колыбели... И в жизни зло лишь испытав, Умру я, сердцем не познав Печальных дум, печальной цели.

Ответы 1. Л.г. сокрушается: «…в жизни зло лишь испытав,/ Умру я, сердцем не познав/ Печальных дум печальной цели». 2. Смысл жизни, с т.з. л.г., познать, что же это такое «неясное», «что-то тайное» томит человека? С какой целью? 3. Возлюбленная его не понимает: «Ты покачала головой,/ Сказав, что болен разум мой,/ Желаньем вздорным ослеплённый».

Екатери́на Алекса́ндровна Сушко́ва Екатери́на Алекса́ндровна Сушко́ва (в замужестве Хвостова; ) русская дворянка, мемуаристка. В 1838 г. Е. А. Сушкова вышла замуж за дипломата А.В.Хвостова, в 1870 г. после смерти Сушковой- Хвостовой были опубликованы ее «Записки», вызвавшие большой интерес как книга воспоминаний о Лермонтове. Миниатюра неизвестного художника е гг.

Вопросы 1. Когда л.г. понял, как важна для него героиня? 2. Какой художественный приём использует автор, чтобы это подчеркнуть? 3. Любит ли она его? 4. Счастлив ли герой? 5. Зачем она ему?

К Сушковой (1830) Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор Не билось сердце у меня. И что ж? разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю зачем скрывать! Однако же хоть день, хоть час Ещё желал бы здесь пробыть, Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить.

Ответы 1. Л.г. понял, как важна для него героиня, в разлуке. 2. Чтобы это подчеркнуть, автор использует антитезу («вблизи тебя» – «разлуки первый звук») 3. Любит ли она его? – об этом ничего не сказано. 4. Герой счастлив, судя по лексике: огонь, прелестный, трепетать, блеск чудных глаз 5. Зачем она ему? – «Чтоб блеском этих чудных глаз/ Души тревоги усмирить».

1. С кем сравнивает себя л.г.? 2. Какой приём использует автор для создания более яркого образа своих страданий? НИЩИЙ (1830) У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

Варва́ра Алекса́ндровна Бахме́тева, урождённая Лопухина ( сентября 1851) Акварель М.Ю.Лермонтова «Демон», «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени» посвящены В.Лопухиной. С именем Варвары Лопухиной связывают и стихотворение М.Лермонтова, адресованное Екатерине Быховец: «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Вопросы 1. Какое произведение напоминает начало поэмы? 2. Каково жанровое своеобразие этого произведения? 3. Равны ли в отношениях л.г. и его возлюбленная? (Кто у чьих ног? Кто обращается с мольбой?)

ВАЛЕРИК Я к вам пишу случайно; право, Не знаю как и для чего. Я потерял уж это право. И что скажу вам? ничего! Что помню вас? но, боже правый, Вы это знаете давно; И вам, конечно, всё равно.

И знать вам также нету нужды, Где я? что я? в какой глуши? Душою мы друг другу чужды, Да вряд ли есть родство души. Страницы прошлого читая, Их по порядку разбирая Теперь остынувшим умом, Разуверяюсь я во всем. Смешно же сердцем лицемерить Перед собою столько лет; Добро б еще морочить свет! Да и притом, что пользы верить Тому, чего уж больше нет?.. Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; Но я вас помню да и точно, Я вас никак забыть не мог!

Ответы 1. Начало поэмы напоминает роман А.Пушкина «Евгений Онегин». 2. Это поэма-послание.

Как вы понимаете смысл этого стихотворения? * * * 1 Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье; Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. 2 Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. 3 Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.

Мария Алексеевна Щербатова (ок ), княгиня Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, молодой вдовой. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил бы ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нём одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придётся дорого рассчитаться». Лермонтов посвятил ей стихи: «Молитва»; «В минуту жизни трудную…»; «Отчего» и «На светские цепи…».

Есть ли здесь объяснение в любви? Тоска л.г. по любимой? Чем это объяснить? На светские цепи, На блеск утомительный бала Цветущие степи Украйны она променяла, Но юга родного На ней сохранилась примета Среди ледяного, Среди беспощадного света. Как ночи Украйны, В мерцании звезд незакатных, Исполнены тайны Слова её уст ароматных, Прозрачны и сини, Как небо тех стран, её глазки; Как ветер пустыни И нежат и жгут её ласки.

И зреющей славы Румянец не щечках пушистых, И солнца отливы Играют в кудрях золотистых. И следуя строго Печальной отчизны примеру, В надежду на бога Хранит она детскую веру; Как племя родное, У чуждых опоры не просит, И в гордом покое Насмешку и зло переносит; От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром, Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром.

Вопросы урока Какими предстают возлюбленные в стихотворениях М.Ю.Лермонтова? Достойны ли любви те, кому посвящает поэт весь пыл своего сердца? Что такое ЛЮБОВЬ с точки зрения лирического героя поэзии М.Ю.Лермонтова?

Любовь в стихотворениях М.Лермонтова «жар вдохновений» «огонь блудящий» «желанье вздорное» «что-то тайное» «огонь в груди» «души тревога» «чувства лучшие» «прошлое страданье», «молодость погибшая»

Что стоит любить? Невозможное – тот идеал, который в прошлом («огонь угаснувших очей») тот идеал, который в будущем («бесплотное виденье»)

*** Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. Она как чумное пятно На сердце, жжёт, хотя темно; Враждебной силою гоним, Я тем живу, что смерть другим: Живу - как неба властелин - В прекрасном мире - но один.

Источники edu.tambov.ru/vjpusk/vjp141/rabot/02/new_page_6.htm edu.tambov.ru/vjpusk/vjp141/rabot/02/new_page_6.htm