Ребенок Ученик Читатель Квалифицированный читатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Advertisements

Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
МАДОУ «Детский сад 99 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Зам.директора по УВР МБОУ ЭКЛ Биндюк Вера Владимировна.
Технология работы с текстом в начальной школе Татьяна Валерьевна Тютрина, заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ 32»
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Литературоведческий анализ текста как средство литературного развития учащихся начальных классов Подготовил: учитель начальных классов МОУ «Гимназия 1»
Дифференцированная диагностика литературного развития читателя-школьника.
Симонова Т.Г. МОУ СОШ 3 г.Тарко-Сале Литература как предмет эстетического цикла Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Транксрипт:

Ребенок Ученик Читатель Квалифицированный читатель

Процесс обучения чтению 1. Обучение чтению обучение чтению и восприятию художественного текста; формирование и совершенствование навыка чтения; формирование читательской самостоятельности. 2. Литературные знания

I – читатели научно-технической литературы. Выбирают книгу в зависимости от содержащейся в ней информации. Их интересует содержание. Отличаются автономностью и независимостью, берет только необ - ходимую информацию. II – читатели художественной литературы. Вживаются в мир книги, сопоставляют себя с героями, их поступками, внося себя в мир, о котором читают. Размышляют о прочитанном, а оценку книге дает их особенности восприятия.

Типы читателей ( по И.П. Павлову) личности Тип личности накладывает отпечаток на способ чтения, круг интересов, остроту восприятия. I. Разносторонних интересов, четко выраженный преобладающий интерес к книгам определенной отрасли знаний. II. Разносторонних интересов, но без ярко выраженного стержневого интереса. III. С узким кругом читательских интересов, но имеющий четкий профессиональный стержневой ориентационный интерес. IV. Нет определенного интереса к какой-либо области знания. Ему все нравится и он затрудняется сказать, что именно его интересует больше.

Читатель – человек, который умеет читать. (как?, способ чтения) Тип правильной читательской деятельности – это модель самостоятельной и в меру возможностей обучающихся полноценной деятельности с книгой и среди книг, формирующая у читателя устойчивую спонтанную потребность и способность в избиратель- ном общении с авторами книг – с целью осознания себя и осмысления окружающего мира. Квалифицированный читатель – это читатель, владеющий типом правильной читательской деятельности, т.е. осознающий мотив чтения, знающий книги и владеющий читательскими умениями, которые помогают выбрать нужную книгу и уяснить ее смысл.

«Просто чтение» взрослого вместе с детьми 1.Подлинно художественными (нравиться читающему взрослому). 2. Манера чтения не должна быть актерской, излишне театральной. Передать положительное отношение к улавливать настроение детей. Коротко читаемому. 3. Необходимо прокомментировать непонятное место. 4. Чтение сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом и направленными на прогнозирование ситуации (как вы думаете, что будет дальше? Что автор пишет дальше?

ТекстКомментарий учителя Ива - Вспомним, как выглядит это дерево. Обычно оно растёт у реки, у него тонкие, гибкие ветви, которые склоняются к воде. Плачет ива у обрыва. - Интересно, о чём же она может плакать: чем-то расстроена? Кто-то обидел её? О чём-то грустит? - Кем обижена ты, ива? - Действительно, кем же она быть обижена? Давайте выскажем предположения. Видно, ветер, по привычке, Дёрнул иву за косички. 1-й вариант (если предположения детей близки к ав торскому тексту): Мы догадались! Значит, автор в сти- хотворении выразил то, что мы увидели, почувство- вали. Он воссоздал в стихотворении знакомую нам картину. 2-й вариант (если дети не высказали близких к тексту предположений): Мы не догадались, не представили авторской картины. Автор помог нам по- новому, неожиданно увидеть иву у обрыва. 5. Чтение с комментариями читающего взрослого

6. Детям должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, для переживания прочитанного. 7. Соблюдение золотого правила «просто чтения» - завершать его, пока детям не надоело слушать и они хотят продолжать чтение.

Восполнение недостающих умений 1. Несовершенства навыка чтения. 2. Недостаточный опыт в умении получать из текста концептуальную информацию. 3. Отсутствие читательского кругозора. 4. Незнание литературы.

Путь к воспитанию квалифицированного читателя про- ходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся (М.А. Рыбникова). Читательские умения употребляются в широком и узком значении. В широком значении –охватывают всю литературно- учебную деятельность школьников (умения анализа и оценки произведения, речевые библиографические умения). В узком значении – трактуются как умения, необходи мые для восприятия художественного произведения. Целостный подход к анализу требуют изучения отдель- ных элементов художественного текста в их отношении к целому. Частные умения направлены на анализ языка, сюжета, композиции, системы образов в их взаимосвязи и способствуют постижению художественной идеи.

I. Умение воспринимать изобразительно- выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. Научить школьника адекватно воспринимать вырази- тельные средства, с которыми он встречается при чтении, т.е. вникая в построение фразы, в выбор слова, задуматься над авторским выбором, воссоздавать в воображении картины жизни, образы героев, постигать авторскую позицию и т.д. Приёмы способствующие формированию умения: подбор синонимов с целью осмысления значения слова; сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом с целью оправдания авторского выбора; выделение изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики персонажей, выявление авторской позиции.

II. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Необходимо развивать активность воображения читателя и учить направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Формирование умения базируется на начальном пред- ставлении о соотношении литературы и действительно- сти, выраженном в доступной форме, и на понимании различия между оценкой прочитанного как произведения искусства и отображением отношения к жизни, описан- ной в произведении. Анализ должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь. Воссозданию образов способствует анализ иллюстрации, словесное и графическое рисование, составление киносценария.

III. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движения конфликта в драме. Умение направлено на постижение композиции. Композиция –последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Важно приучить читателей размышлять над «законом сцепления» эпизодов, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Научить устанавливать связи между частями текста. Необходимо познакомить – с сюжетом, с элементами сюжета – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением и их ролью в раскрытии художественной идеи. Приёмы способствующие формированию умения: выразительное чтение, отражающее динамику эмоций. составление плана эпического произведения, основанного на вычленение сюжетных элементов;

IV. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему. Читатель соотносит мотивы, обстоятельства, последствия поступков героя. Сопоставляя переживания, размышления и поступки, видит развитие образа, становление характера персонажа. Приёмы: выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя; сопоставление размышлений, переживаний и поступков героя с целью воссоздания образа-персонажа; «расшифровка» мимики, жестов, интонации героя с целью выявления его внутреннего состояния; составление плана рассказа, чтение по ролям, составление рассказа от лица героя или о герое с целью осмысления его характера и идеи произведения.

Предметом анализа в лирике является переживание, размышление, чувство. Изображение поступков, отношений между людьми или отсутствуют, или не играют основной роли в лирическом произведении. Важно научить школьника не только видеть основной эмоциональный тон стихотворения, но и замечать смену эмоциональной тональности. Приёмы: стилистический анализ текста; прослушивание и сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения; анализ вариантов прочтения.

V. Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах художественного произведения. Авторская позиция в той или иной степени всегда присутствует в воссозданном читателе образе, т.к. она кроется и в выборе жизненного материала, положенного в основу произведения, и в языке, и в композиции, и в образе героя. Важно развивать у школьников представление об авторе как творце художественного произведения, учить их определять авторское отношение к изображаемому.

VI.Умение осваивать идею произведения. Осознание идеи приходит в результате анализа, это синтетический процесс. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается глубокое его восприятие. Предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции. Приёмы, позволяющие обобщить результаты анализа: сопоставление названий вариантов произведения; выражение собственного понимания идеи с помощью логической формулировки; составление киносценария, подбор мелодии, выразительное чтение, иллюстрирование.