СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ учащихся со стороны учителей и родителей Методист ЦИТ по инновационной работе канд. психол. наук Зверева И.С. Приозерск, 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трудности, связанные с личностными особенностями старшеклассников.
Advertisements

Психологическое сопровождение итоговой аттестации.
Стратегии работы с детьми группы риска. Гипертимные дети « Застревающие » детиАудиалы и кинестетики.
ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 14 г. Йошкар.
« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что -
Вебинар с элементами тренинга «Как преодолеть стресс на ЕГЭ»
С ТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ НА ЭКЗАМЕНЕ МОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» 2009.
Степашкина Любовь Юрьевна Степашкина Любовь Юрьевна, зам. директора Ресурсного центра кадрового обеспечения образовательных систем, к. п. н., доцент кафедры.
Психолого- педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ.
По стратегиям работы с разными типами детей и детьми «группы риска» М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ индивидуально-типологический подход.
Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся при подготовке к выпускным экзаменам. Лицей 1575 Педагог-психолог Аймалетдинов Антон Рашидович.
Перфекционисты и «отличники" Им недостаточно выполнить минимальный объем заданий. Им нужно сделать все,причем безошибочно. Есть еще один камень преткновения-
Педагог-психолог Шейнина О.А.. ЕГЭ – обязательный экзамен С 2009 года ЕГЭ является обязательным для всех выпускников; как и любой педагогический метод,
Значимые психологические характеристики требуемые при сдаче ЕГЭ: Высокая мобильность, переключаемость. Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень.
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска Различные формы психологической поддержки Групповые психологические занятия.
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска.
Методические рекомендации по стратегии работы с детьми группы риска в период подготовки к ГИА.
Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска.
Транксрипт:

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ учащихся со стороны учителей и родителей Методист ЦИТ по инновационной работе канд. психол. наук Зверева И.С. Приозерск, 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ, имеющих личностные и познавательные трудности в процессе подготовки к ГИА

Две основные группы трудностей, возникающие у учеников в процессе подготовки и сдачи экзамена: (по данным экспресс - диагностики детей группы риска) Познавательные трудностиЛичностные трудности 1. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации 2. Астеничные дети 3. Гипертимные дети 4. Застревающие дети 1. Инфантильные дети 2. Тревожные дети 3. Неуверенные дети 4. Дети отличники и перфекционисты

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации» Психологическая характеристика Стратегии поддержки - невнимательные - рассеянные - низкий уровень произвольности - низкий уровень организации - неустойчивая работоспособность - колебания темпа деятельности Основная трудность: при общем высоком уровне познавательного развития и достаточном объеме знаний – нерациональное использование времени! ГИА требует высокой организации деятельности! На этапе подготовки: - важно научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (песочные часы, составление списка дел, линейка и т.д.) Во время экзамена: - оказать помощь в организации с помощью направляющих вопросов «Что ты сейчас делаешь?» - использование внешних опор освоенных на этапе подготовки.

Распределение результатов показателя по ОУ : Наименование образовательного учреждения Значение 1Коммунарская ООШ3,4 2Красноармейская ООШ2, Петровская СОШ2, Степанянская ООШ2, Мичуринская СОШ2, Джатиевская ООШ2,5 7Красноозерненская СОШ2, Шумиловская СОШ2, Запорожская ООШ2, СОШ 42,2 11Раздольская СОШ2 12СОШ 11,985 13Кузнеченская СОШ1, Отрадненская СОШ1, СОШ 51,8 16Мельниковская СОШ1, Сосновская СОШ1,7 18Громовская СОШ1,66667 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации» -Красноармейская ООШ -Степанянская ООШ -Мичуринская СОШ -Шумиловская СОШ -Запорожская ООШ -Раздольская СОШ -СОШ 5

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Астеничные дети» Психологическая характеристика Стратегии поддержки - высокая утомляемость, истощаемость - снижение темпа деятельности, приводящее к увеличению ошибок - снижение переносимости учебных нагрузок - повышенная впечатлительность и чувствительность Основная трудность: очень высока вероятность снижения качества работы из-за возникновения ощущения усталости. ГИА требует высокой работоспособности на протяжении длительного времени! На этапе подготовки: - важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не может соответствовать, - оптимальный режим подготовки (перерыв в занятиях, достаточный сон) - консультация невропатолога. Во время экзамена: - не торопить если ребенок вдруг прервал деятельность и остановился - по возможности организовать несколько коротких перемен

Распределение результатов показателя по ОУ : Наименование образовательного учреждения Значение 1Коммунарская ООШ2,8 2Петровская СОШ2,5 3Мичуринская СОШ2, Степанянская ООШ2, Красноозерненская СОШ2, Запорожская ООШ2 7Красноармейская ООШ2 8Отрадненская СОШ1, Шумиловская СОШ1,75 10СОШ 11, Мельниковская СОШ1, Раздольская СОШ1, Кузнеченская СОШ1, СОШ 41,6 15СОШ 51,6 16Сосновская СОШ1,4 17Громовская СОШ1, Джатиевская ООШ1,2 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Астеничные дети» -

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Гипертимные дети» Психологическая характеристика Стратегии поддержки - быстрые, энергичные, активные - импульсивные, несдержанные - пренебрегают точностью и аккуратностью - высокий темп деятельности - невысокая значимость учебных достижений - сниженная учебная мотивация Основная трудность: ГИА требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности! Эти качества являются слабым местом гипертимных детей. На этапе подготовки: - важно не пытаться изменить темп деятельности с помощью инструкций «не торопись!» - необходимо развивать функцию контроля и навыки самопроверки «сделал - проверь!» - максимально создать ощущение важности экзамена. -Во время экзамена: - мягко напоминать о необходимости самоконтроля «ты проверяешь то, что ты делаешь?» - садить в классе с минимальностью общения.

Распределение результатов показателя по ОУ : ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Гипертимные дети» -Коммунарская ООШ -Петровская СОШ -Джатиевская ООШ -Красноозерненская СОШ -СОШ 4 -Отрадненская СОШ -СОШ 1 -Кузнеченская СОШ -Сосновская СОШ Наименование образовательного учреждения Значение 1Коммунарская ООШ3,6 2Петровская СОШ3, Джатиевская ООШ3 4Красноозерненская СОШ3, СОШ 42,52 6Красноармейская ООШ2, Степанянская ООШ2, Запорожская ООШ2, Мельниковская СОШ2, Отрадненская СОШ2, Мичуринская СОШ2, Шумиловская СОШ2, СОШ 12, Кузнеченская СОШ2 15Сосновская СОШ1,8 16СОШ 51,78 17Громовская СОШ1, Раздольская СОШ1,5

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Застревающие дети» Психологическая характеристика Стратегии поддержки - основательны, но медлительны - низкая подвижность и лабильность психических функций - трудности переключения на новые виды заданий - требуют длительный ориентировочный период при выполнении заданий(если торопить снижается темп деятельности) Основная трудность: ГИА требует высокой мобильности т.е. быстрого переключения на новые виды заданий, актуализировать знания из различных областей. Эти качества являются слабым местом застревающих детей. На этапе подготовки: - навык переключения внимания развить сложно, реально научить ребенка пользоваться часами - важно научить определять время выполнения заданий «тебе нужно решить 5 задач за 1 час. Значит на каждую задачу ты можешь потратить 20 минут». Во время экзамена: - мягко помогать переключаться на следующее задание «ты уже можешь переходить к следующему заданию» - ни в коем случае не торопить!

Распределение результатов показателя по ОУ : ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Застревающие дети» - Наименование образовательного учреждения Значение 1Коммунарская ООШ2,4 2Красноармейская ООШ1, Красноозерненская СОШ1, Громовская СОШ1, Петровская СОШ1, Мельниковская СОШ1, СОШ 41,48 8Степанянская ООШ1, Запорожская ООШ1, Мичуринская СОШ1, Отрадненская СОШ1, Раздольская СОШ1,25 13СОШ 11, Джатиевская ООШ1,2 15Кузнеченская СОШ1, Шумиловская СОШ1 17Сосновская СОШ0,9 18СОШ 50,82

ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ «Инфантильные дети» Психологическая характеристика Стратегии поддержки - низкий уровень самоконтроля и волевых процессов, несформированная познавательная мотивация - характерен внешний локус контроля, недооценка важности экзамена - трудности с принятием ответственности - самооценка неадекватно завышена, излишняя уверенность в успешности - отсутствие системности мышления Основная трудность: Отсутствие опоры на собственные возможности, трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. На этапе подготовки: - важно возложить на ребенка ответственность за экзамен - необходимо задать алгоритмы подготовки в виде схем «от простого к сложному» и установить регламенты времени выполнения Во время экзамена: - важно сформулировать чуткие требования с учетом мнения ребенка - помочь ребенку структурировать время, но не отвлекать его от выполнения задания пока не завершит.

Распределение результатов показателя по ОУ : ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Инфантильные дети»: - Запорожская ООШ Наименование образовательного учреждения Значение 1Коммунарская ООШ3,4 2Запорожская ООШ2, Петровская СОШ2, Красноармейская ООШ2, Красноозерненская СОШ2, Мичуринская СОШ1, Степанянская ООШ1, Джатиевская ООШ1,7 9СОШ 11, СОШ 41,64 11Кузнеченская СОШ1, Мельниковская СОШ1, Отрадненская СОШ1, СОШ 51,4 15Громовская СОШ1, Раздольская СОШ1, Сосновская СОШ1,2 18Шумиловская СОШ1,16667

ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ «Тревожные дети» Психологическая характеристика Стратегии поддержки - чувство собственной неадекватности и неполноценности, - ожидание плохого отношения к себе со стороны окружающих, отрицательная самооценка, - эмоциональное напряжение, отсутствие эмоционального контакта со взрослым, - повышенное беспокойство, волнение (особенно в ситуации проверки знаний) Основная трудность: сложности концентрации и как следствие рост утомляемости, дезорганизации и снижение работоспособности. ГИА – ситуация оценочная! На этапе подготовки: - создание эмоционального комфорта (важно не нагнетать обстановку и не говорить о серьезности экзамена), - создание ситуации успеха, поощрение и поддержка, - важно научить ребенка приемам саморегуляции, релаксации и аутотренинга. Во время экзамена: - обеспечить ощущение эмоциональной поддержки и благоприятный климат в семье

Распределение результатов показателя по ОУ : ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Тревожные дети»: - Мельниковская ООШ Наименование образовательного учреждения Значение 1Мельниковская СОШ2, Коммунарская ООШ2,4 3Красноозерненская СОШ2, Шумиловская СОШ2,125 5Степанянская ООШ2 6Громовская СОШ1, СОШ 11,7761 8Запорожская ООШ1, СОШ 41,68 10Раздольская СОШ1, Петровская СОШ1, Кузнеченская СОШ1, Отрадненская СОШ1, Сосновская СОШ1,5 15СОШ 51,4 16Мичуринская СОШ1, Красноармейская ООШ1, Джатиевская ООШ1,1

ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ «Неуверенные дети» Психологическая характеристика Стратегии поддержки - не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к помощи других людей - не могут самостоятельно проверить качество своей работы, не доверяют себе, не уверены в правильности свих решений. - конформны, не умеют отстаивать свою точку зрения. Основная трудность: ГИА – ситуация самостоятельного выбора стратегии деятельности. Это крайне сложная задача для неуверенных детей! На этапе подготовки: - необходим положительный опыт принятия другими людьми личного опыта ребенка, - важно воздержаться от советов и рекомендаций и поддерживать фразами: «я уверен, у тебя все получиться», «ты обязательно стравишься» - выражать поддержку в случае принятия самостоятельного решения Во время экзамена: - нельзя говорить тревожными фразами: «подумай еще», «поразмысли хорошенько», - важно уменьшить долю контроля за ребенком, внушить уверенность.

Распределение результатов показателя по ОУ : ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Неуверенные дети» - Громовская СОШ Наименование образовательного учреждения Значение 1Коммунарская ООШ2,4 2Запорожская ООШ2, Красноозерненская СОШ2 4Петровская СОШ1, Громовская СОШ1, Красноармейская ООШ1, Отрадненская СОШ1, Степанянская ООШ1, Раздольская СОШ1, Шумиловская СОШ1, СОШ 41,32 12Джатиевская ООШ1,3 13СОШ 11, Кузнеченская СОШ1, Сосновская СОШ1,2 16Мельниковская СОШ1, Мичуринская СОШ1, СОШ 51,05

ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ «Дети-отличники и перфекционисты» Психологическая характеристика Стратегии поддержки - высокая успеваемость, ответственность, организованность, исполнительность, - чувствительность к похвале и любой оценке деятельности, - характерны высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка Основная трудность: в случае необходимости пропуска заданий ГИА испытывают сильную тревогу, стремясь выполнить все в полном объеме. На этапе подготовки: - помочь скорректировать ожидания, осознать разницу между «достаточным» и «возможным», - помочь расставить приоритеты и научить планировать работу по времени. Во время экзамена: - помочь осуществить выбор задания, стратегию деятельности и возможность ее реализации, - необходимо избегать сравнения с другими, снизить значимость ГИА, - важно выбрать щадящий режим, регулировать степень загруженности и выражать любовь независимо от успехов в учебе.

Распределение результатов показателя по ОУ : ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ «Дети-отличники и перфекционисты» - Раздольская СОШ - Громовская СОШ Наименование образовательного учреждения Значение 1Раздольская СОШ2 2Громовская СОШ1, Кузнеченская СОШ1,8518 4СОШ 11,7611 5Запорожская ООШ1, Шумиловская СОШ1,625 7Красноозерненская СОШ1, Отрадненская СОШ1, Сосновская СОШ1,3 10Мичуринская СОШ1, Джатиевская ООШ1,2 12СОШ 51,13 13Степанянская ООШ1, Мельниковская СОШ1 15СОШ 41 16Петровская СОШ0, Коммунарская ООШ0,6 18Красноармейская ООШ0,45455

Общий процент успеваемости учащихся 9-х классов по результатам контрольных работ (Математика и русский язык. Декабрь, 2011 г.) Наименование ОУМатематика %Русский язык %Общий % по ОУ 1Петровская СОШ Запорожская ООШ Шумиловская СОШ Красноармейская ООШ868384,5 5Красноозерненская ООШ927784,5 6Сосновская СОШ Раздольская СОШ867781,5 8Мичуринская СОШ Мельниковская СОШ738277,5 10СОШ СОШ ,5 12СОШ ,5 13Отрадненская СОШ786772,5 14Кузнеченская СОШ716266,5 15Громовская СОШ Степанянская ООШ337855,5 17Джатиевская ООШ Коммунарская ООШ672043,5 19Итого727774,5