Стоматологическое образование в Республике Казахстан: современное состояние, проблемы и перспективы Д.м.н. профессор Уразалин Ж.Б. – директор учебно-клинического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ деятельности стоматологических учреждений РК выполнила:Ибраева Карина СТОМ 007.
Advertisements

Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Введение Настоящая Концепция разработана в соответствии с государственным общеобязательным образовательным стандартом – 2006г, типовыми учебными планами.
О ВНЕДРЕНИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ИНСТИТУТЕ СТОМАТОЛОГИИ ПРОФЕССОР ЕСЕМБАЕВА С. С.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
1 Предоставление отчетности в части реализации мероприятий Программы развития по направлению «Совершенствование образовательной деятельности» проект рекомендаций.
Различные подходы к представлению системы менеджмента качества в теории управления качеством. Модель управления качеством, получившая широкое распространение.
Алматы 2012ж. Модуль : Пропедевтика ортопедической стоматологии Специальность : «Стоматология» Направление подготовки : Направлена на изучение основных.
LOGO Проблемы и перспективы интеграции высшего образования РК в мировое образовательное пространство.
Стратегия перехода КазНМУ на кредитную систему обучения. Абирова М.А. Директор Центра МАКО и НСРМО.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
Транксрипт:

Стоматологическое образование в Республике Казахстан: современное состояние, проблемы и перспективы Д.м.н. профессор Уразалин Ж.Б. – директор учебно-клинического департамента стоматологии К.м.н. Баскакова И.В. – председатель КОП стоматологии

Современная стоматология - это наиболее динамично развивающаяся отрасль медицины, успешная работа в которой требует: знаний последних достижений стоматологической науки; владения современными технологиями; знакомства с современными стоматологическими материалами; умения использовать достижения научно-технического прогресса, в том числе – новых компьютерных технологий.

Особенности современной стоматологии: вытеснение рутинных методов лечения, много лет использовавшихся в практике отечественной стоматологии. Благодаря динамичному и быстрому развитию казахстанской стоматологии за последние 20 лет, объем и характер стоматологической помощи, материальное и аппаратное обеспечение в Казахстане и странах Европы практически идентичны.

Проблемы практического здравоохранения в области стоматологии во многом связаны с проблемами стоматологического образования. В проблеме подготовки специалистов стоматологического профиля с первых лет становления суверенного Казахстана были определены 5 основных моментов, которые до сих пор не решены окончательно. Среди них выделяют: оптимальную номенклатуру специалистов; систему подготовки специалистов стоматологического профиля; систему аккредитации специалистов, лицензирования и аттестации; систему последипломного обучения; подготовку специалистов высшей квалификации.

Оптимальная номенклатура специалистов стоматологического профиля должна диктоваться требованиями практики. В большинстве зарубежных стран она представлена специалистами с высшим и средним специальным медицинским образованием. В РК подготовка этих специалистов ведется раздельно: в медицинских колледжах и университетах (академиях), причем принцип преемственности в обучении не соблюдается. При подготовке кадров стоматологического профиля необходимо учитывать тот факт, что в 99% случаев стоматологическая помощь оказывается в условиях поликлиники и только в 1% случаев – в условиях стационара.

В Республике Казахстан в области образования сформулирована ответственная задача – достижение качества подготовки специалиста с высшим образованием. В настоящее время, назрела необходимость приведения образовательных программ в соответствие с международными стандартами обучения. Необходимы значительные усилия по гармонизации систем обучения, образовательных программ и других, документов, разрешающих и регламентирующих медицинскую деятельность специалистов – стоматологов.

Требуется установление соответствия: между требованиями таких основополагающих документов, как: ГОСО по специальности «Стоматология» (2006, 2012) и «Профиль и компетентность европейского стоматолога» (2005, 2009). Предполагается не механическое копирование перечня знаний и навыков, а определение ключевых компетенций с учетом лучших достижений казахстанской стоматологической школы с достижениями европейских школ.

Коррекция учебного процесса, сопряженная с гармонизацией программ обучения, должна происходить с учетом особенностей развития стоматологии РК и состояния мировой практической стоматологии. Основное отличие казахстанской системы высшего стоматологического образования – это подготовка, прежде всего, врача-стоматолога, а не дантиста, как это имеет место быть в некоторых странах Европы, где студенты до 80% учебного времени занимаются специальными дисциплинами.

Важные позиции, требующие сопоставимых с нормами Евросоюза решений: В странах Евросоюза минимальный период обязательной последипломной профессиональной подготовки по ряду специальностей составляет от 3 до 7 лет; приняты программы магистратуры и докторантуры (PhD) по специальности «Стоматология». В Республике Казахстан минимальный срок последипломной подготовки по специальности «Стоматология» составляет 1 год интернатуры (либо 2 года резидентуры); магистратура и докторантура (PhD) по стоматологии в РК еще не открыты. Программа бакалавриата требует гармонизации (коррекции).

Процесс коррекции должен затронуть: ГОСО по специальности «Стоматология»; учебный план (переход к модульному построению, кредитной и балльно-рейтинговой системам); образовательные программы дисциплин; методические подходы к отработке мануальных навыков.

Говоря о проблемах стоматологического образования в РК необходимо подчеркнуть: - все вопросы гармонизации и установления соответствия имеют второстепенное значение, так как основным вопросом стоматологиче- ского образования является наличие фантомных классов и клинических баз; - без решения этого вопроса невозможно приблизить отечественное стоматологическое образование к мировому, для которого существование отлично оснащенных клинических баз было и остается нормой.

Концептуальное ядро образовательной программы, как и стандарта нового поколения, составляет компетентностно-ориентированный подход к ожидаемым результатам высшего стоматологического образования. Основной акцент делается на: качественное образование, востребованное на рынках труда; разнообразие подходов и профилей дисциплин; гибкость образовательной программы; развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

Образовательная программа по специальности – «Стоматология», основанная на компетентностном подходе и разработанная по ГОСО РК , позволит: перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знаний к их применению; положить в основу стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач; поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса; увязать более тесно цели обучения с ситуациями применимости в мире труда; ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций; повысить конкурентоспособность врача-стоматолога как востребованного специалиста.

Специфика профессиональной деятельности врача-стоматолога Отточенные операциональные навыки; Помимо теоретических знаний у студентов необходимо формировать отличные мануальные навыки, так как выполнение манипуляций на ограниченном пространстве в полости рта требует практически ювелирного владения мелким инструментарием.

Необходимость развития коммуникативной компетенции: работа в интимном, личностном пространстве пациента; необходимость постоянного контроля и прогнозирования динамики состояния пациента; высокая интенсивность переживаний, связанных со стоматологическими проблемами; повышенные требования в области контроля и регуляции микромоторики; необходимость поддержания доверительных интеракций на всем протяжении приема.

Компетенция развития, самосовершенствования Самостоятельная работа студента- стоматолога планируется с учетом деятельностного подхода, при котором цели обучения ориентированы на умение решать конкретные профессиональные задачи.

Развивается и совершенствуется балльно- рейтинговая система оценки, которая позволяет: интегрировать в единое целое разнообразные виды учебной деятельности; выравнивать возможности студентов, обладающих различными психофизиологическими характеристиками. создать благоприятные предпосылки для решения насущных проблем высшего профессионального образования. развивать и формировать профессиональные компетенции.

В соответствии с рекомендациями Всемирной федерации медицинского образования оценка процесса подготовки будущего специалиста включает: механизмы оценки программ; обеспечение обратной связи между преподавателями и обучающимися; оценку результатов профессиональной деятельности обучающегося; мониторинг образовательного учреждения.

Учебно-клиническим департаментом стоматологии КазНМУ разработан и реализуется стратегический план, включающий: ознакомление с деятельностью Европейской ассоциации стоматологического образования – организации, имеющей высокий международный авторитет; установление прямых деловых контактов; дальнейшее развитие интеграции, способствующее диалогу и сотрудничеству среди педагогов европейских стран; представление международных тенденций, способствующих продвижению высоких стандартов в развитии стоматологического образования;

Учебно-клиническим департаментом стоматологии КазНМУ разработан и реализуется стратегический план, включающий: анализ актуальных проблем стоматологического образования в РК; рассмотрение и аргументацию позиций по совершенствованию образовательного процесса; ознакомление с принципами построения европейского образовательного пространства и его реализацией, двухуровневой структурой высшего образования (бакалавриат и магистратура). формирование понятной системы количественной оценки образования (Европейская система перевода кредитов – ECTS); создание системы обеспечения качества подготовки специалистов (аккредитации).

В КазНМУ: разработана комплексная программа предклинической подготовки студентов на фантомах-симуляторах, включающая отработку навыков по всем направлениям стоматологии; исключены из программы устаревшие и не обеспечивающие качественного лечения технологии, методы и материалы; в программы стоматологических дисциплин введены современные методы профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний, материала и технологии; обеспечен доступ к новейшим достижениям стоматологической науки.

В европейской программе подготовки врача- стоматолога в отдельные дисциплины выделены такие вопросы, как: окклюзия и функция челюстей; анестезия; стоматологическая рентгенология; этика и правовые аспекты; социальные аспекты стоматологической практики. С обоснованностью такого подхода согласны большинство преподавателей стоматологического факультета.

Важной задачей представляется выделение стоматологического материаловедения в отдельную дисциплину. 1) материаловедение органически связано со стоматологической наукой и рассматривается как ее важный раздел; 2) в последние годы произошло значительное расширение номенклатуры стоматологических материалов; 3) развитие рынка стоматологических материалов ставит стоматолога перед выбором того или иного способа лечения или протезирования для повышения эффективности и качества работы; 4) эффективность стоматологического лечения теснейшим образом связана с качеством используемых материалов.

Требуют внедрения и развития: европейская кредитная система зачетных единиц для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности; внутривузовская система контроля качества образования, сопоставимая с общеевропейскими критериями и методологиями; привлечение к внешней оценке деятельности вуза студентов и работодателей; развитие межинституционального сотрудничества, схем мобильности; совместных программ обучения и проведения научных исследований; модернизация учебных планов и практической подготовки; разработка единых стандартов аккредитации учебного процесса в университетах Европейского Союза и высших учебных заведений Казахстана.

Переход на кредитно-модульную систему обучения: зачастую воспринимается как механический перенос на казахстанскую почву недостаточно проверенных и не вполне соответствующих отечественной образовательной практике западных методик; пересмотр структуры и принципов организации образовательного процесса в РК неизбежно задевает коренные интересы всего академического сообщества: как материальные, так и социально-статусные. Возможно изменение учебной нагрузки преподавателей (что неизбежно отразится на их заработной плате) и штатного расписания вузов (часть преподавателей, не сумевших перейти на новые принципы обучения, окажется под угрозой увольнения).

Переход на кредитно-модульную систему обучения требует: колоссальной методической работы по созданию условий для самостоятельного обучения студентов; изменений в сознании преподавателей и студентов. Внедрение кредитно-модульной системы - проблема не только административная или организационно-правовая, но и, в первую очередь, социальная и психологическая. Именно эти обстоятельства могут стать основной трудностью распространения нового типа организации учебного процесса в вузах РК.

Актуальные задачи: широкое информирование преподавателей, студентов, их родителей, потенциальных работодателей о качественных переменах в учебном процессе, которые происходят в вузах РК. Необходимо также развернутое обучение новым методикам и создание условий для психологической адаптации преподавателей (особенно старшего поколения) к новым моделям образования.

Обеспечение качественной переподготовки возможно лишь при условии высококачественной подготовки медицинских кадров на додипломном уровне и создании системы преемственности всех уровней стоматологического образования. Каждый вуз должен обеспечить максимальные условия для осуществления учебного процесса (интеллектуальные, материально-технические, социальные и др.).

Внедрение позитивных инноваций в высшее стоматологическое образование будет крайне полезным и, в конечном счете, позволит реально улучшить стоматологическое здоровье населения Республики Казахстан – а именно в этом и состоит наша цель!

Благодарю за внимание!