МКОУ Здвинская средняя общеобразовательная школа 1 Здвинского района Новосибирской области Районный конкурс школьных проектов «Новый взгляд на школьный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА УРОКА «Картины Сурикова полны прелести, смысла и драматизма»
Advertisements

Суриков Василий Иванович ( ),,. Родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора,
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Творчество Василия Ивановича Сурикова
Василий Иванович Суриков ( ).
Процесс создания тематической картины Василий Суриков.
Исторические темы в творчестве В.И.Сурикова Учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей 9» г. Новосибирска Михайлюк Елена Владимировна.
Родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Крестился 13 января во Всесвятской церкви. Великий русский живописец, мастер масштабных.
Творчество Сурикова
Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И. Сурикова. (рассказывают по картинам ученики) Социальная тематика в творчестве русских художников – передвижников.
Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю. Сочинение – описание по картине Фёдора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Учитель МОУСОШ 19 Мещерякова И. Е.. 1) Формирование умений работать с электронными ресурсами для поиска необходимой информации 2) Развитие коммуникативных.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности Описание памятника А.С. Пушкину в Москве Изобрази ты в нём.
Отрывок из стихотворения: Детство Заберёшься на печь К бабушке седой… И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом; Только слышишь воет Вьюга за окном. В уголке,
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Транксрипт:

МКОУ Здвинская средняя общеобразовательная школа 1 Здвинского района Новосибирской области Районный конкурс школьных проектов «Новый взгляд на школьный предмет» «Анализ искусствоведческого текста и произведения живописи как один из способов подготовки к ЕГЭ» Работу выполнили: учащиеся 11-го класса Васяткина Алиса, Кузьменко Наталья, Степанова Юлия, Григорьева Валентина. Руководитель: Захарова М.Г.

Проблемный вопрос Как во время подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка приобщать учащихся к высокому искусству, развивать их творческие способности, используя произведения живописи и искусствоведческий текст?

Цель проекта сформировать у учащихся исследовательские умения; повысить мотивацию к изучению предмета; содействовать развитию личности ученика, научить его работать самостоятельно; сделать процесс обучения русскому языку ярким и запоминающимся.

Цели исследования Оформить микротематическую развернутость сочинения; Как удачнее построить свое сочинение и как оценить композиционное решение чужого текста; Как оформить сочинение наиболее целесообразными средствами языка

Ход исследования Первая группа исследует вопрос: Можно ли текст о работе В.И Сурикова назвать искусствоведческим? Каково назначение текста такого рода Вторая группа исследует вопрос: Истолковать содержание картины «Боярыня Морозова» Анализ языковых особенностей текста. Составление фрагмента рецензии.

Исследование 1-ой группы «Можно ли текст Е.О. Каменевой «Твоя палитра» назвать искусствоведческим? Каково назначение текста такого рода?» Да, можно, потому что в нем рассказывается об истории создания произведения живописи, описывается предмет искусства – картина, ее изобразительно-выразительные средства, выражается отношение автора, используются слова, связанные с искусством. В искусствоведческом тексте идет речь о таких видах искусства, как архитектура, живопись, кино, театр, и анализируются средства выражения замысла создателя. - Определить тему текста. Тема данного текста – содержание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» и его искусствоведческий анализ. -Найти предложения, в которых сформулирована основная мысль текста. Главная мысль текста выражена в словах:» Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него» Автор имел в виду, что В.И. Суриков написал историческую картину «Боярыня Морозова», воссоздав эпоху, в которую происходило событие, и именно в этом проявились оригинальность и гениальность художника. -Определить тип речи текста. Свой выбор аргументируйте.Какую функцию выполняют глаголы прошедшего времени? Преобладающий тип речи – повествование с элементами описания. Так, 1-9, абзацы можно рассматривать как воспоминания художника о его детстве и работе над картиной, поэтому в тексте много глаголов прошедшего времени: приступил, прочитал, слышал, воплотил, работал, посещал, искал, вспомнил, помогли передать… И только в одном абзаце(10) употребляются глаголы настоящего времени: имеют, говорят, откладывается, работает, возникают для того чтобы создать обобщенный образ работы художника. В тексте много описательных прилагательных (черного, белого, цветового, ослепительно-белом, бесконечно разнообразный и живой), причастий (задумавшему, пришедших, приехавшую, написанная, освещено, накопленный); составных именных сказуемых (был потомком, будто освещено огнем, ярче и глубже (искусство)… Все это говорит о повествовании с элементами описания основной части текста. -Автор искусствоведческого текста подчеркивает, что «художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие».Как решается эта проблема автором? Прокомментируйте отрывки текста. Авторская позиция в тексте не выражена прямо. Комментарий авторской позиции:( А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины! Без конца писал Суриков этюды зимы… Так работал В.И. Суриков. Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетание черного цвета платья Морозовой и белого снега»… -Найти в тексте предложения с прямой речью. В чем заключается изобразительно-выразительная функция этих предложений? Благодаря подобному выбору таких предложений создается впечатление беседы с самим художником о его работе над историческим полотном. -Знакомясь с картиной, анализируя искусствоведческий текст, мы коснулись еще одной сложной проблемы – проблемы творчества. В Толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение : Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. А как вы ответите на вопрос, что такое творчество? Домашнее задание: Написать сочинение по прочитанному тексту Е.О. Каменевой «Твоя палитра» и по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», используя план: 1) сформулировать или прокомментировать одну из проблем, затронутых автором текста; 2) сформулировать позицию автора; 3) высказать свое мнение по поводу данной проблемы; 4) привести свои аргументы ( примеры из жизни, литературы).

Исследование второй группы вопроса «Истолковать содержание картины Боярыня Морозова» В.И. Суриков ( ) Василий Иванович Суриков является гениальным русским художником II п. XIX века, совершившим подлинный переворот в исторической живописи своего времени. В его лице русская историческая живопись достигла таких высот и общественного значения, которые до этого безраздельно принадлежали жанровой живописи, непосредственно отражающей волнующие явления действительности. Завоевания Сурикова в своей области не менее велики, чем завоевания Репина. Суриков распространил демократические принципы искусства на историческую живопись. Основным героем картин Сурикова стал народ; идеалы народа, его представления и художественные вкусы нашли в полотнах художника свое наивысшее выражение. «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, -говорил Суриков.- мне нужно вытащить их на улицу». Суриков родился в далекой Сибири, в Красноярске, в 1848 году. Родители Сурикова были старого казачьего рода, и художник гордился своим происхождением от вольных казаков, участвовавших в бунтах против царских воевод. В семье живы были предания старины; рассказами о раскольнице боярыне Морозовой, о походах Ермака Суриков заслушивался еще в детстве. Окружающая сибирская действительность также носила следы седой древности - в быту, в обычаях, одеждах, архитектуре. Во времена Сурикова в Сибири еще сохранились в домах слюдяные окна, дворы, мощенные тесанными бревнами; некоторые сибирские племена, как и встарь, были вооружены луками, у охотников в употреблении еще были кремневые ружья. Молодежь пробовала свои силы в кулачных боях, одной из любимых народных забав была игра во взятие снежной крепости. Вспоминая об обстановке, окружавшей его в детстве, Суриков говорил: «Совсем XVI век». Подвалы дома Суриковых были полны старыми казацкими мундирами времен Екатерины II. Все это воспитывало в художнике чувство истории, развивало способность мысленно переноситься в далекие времена и воображать себя соучастником событий исторического прошлого.

Склонность к искусству проявилась у Сурикова в детстве. «Еще помню, совсем маленьким был, - рассказывал художник, - на стульях сафьяновых рисовал – пачкал… Мне шесть лет, помню, было – я Петра Великого с черной гравюры рисовал. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой. В детстве я все лошадок рисовал… Только ноги у меня не выходили… А у нас в Бузиме был работник Семен, простой мужик. Он меня научил ноги рисовать. Он их начал мне по суставам рисовать. Вижу, гнутся у его коней ноги. А у меня никак не выходило, это у него анатомия, значит». В уездном училище на Сурикова обратил внимание учитель рисования Н.В. Гребнев. Он стал специально заниматься с мальчиком, приносил ему рисунки Рафаэля и Тициана для копирования, учил работать акварелью. Рассказывая о великих художниках прошлого, он и ему пророчил славную будущность и развивал желание попасть в Академию художеств. По окончании училища Суриков поступил в гимназию, но вскоре вынужден был прервать занятия и устроиться писцом в Губернское управление – необходимо было помогать семье. В судьбе талантливого юноши принял участие губернатор Красноярска П.Н. Замятнин. На одном из парадных обедов он предложил устроить подписку по сбору средств, необходимых для отправки Сурикова в Петербург в Академию художеств, но богатый золотопромышленник Н.И. Кузнецов взял на себя все расходы и назначил молодому художнику стипендию. В конце 1868 года Суриков отправился в Петербург. Ехать пришлось до Нижнего Новгорода на лошадях (железной дороги от Красноярска в то время не было), а оттуда уже поездом. Путешествие продолжалось около двух месяцев. В конце февраля 1869 года Суриков прибыл в Петербург, но поступить в Академию художеств ему не удалось. Он был плохо подготовлен в рисовании с гипсов и потому не выдержал вступительного экзамена по рисунку. Так же как и Репину, ему пришлось некоторое время посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. В августе того же 1869 года Суриков вторично держал экзамен и был принят сначала вольнослушателем. А через год – действительным слушателем Академии художеств.

В Академии художеств Суриков числился среди первых учеников, неоднократно получал за свои работы премии и медали. Самым любимым его наставником, у которого он учился последние два года, был профессор П.П. Чистяков – замечательный художник – педагог, учениками которого были Репин, Поленов, В. Васнецов, Врубель и многие другие прославленные русские художники.«Я в Академии больше всего композицией занимался, - вспоминал Суриков. – А в живописи только колоритную сторону изучал. Павел Петрович Чистяков очень развивал меня. Я это еще в Сибири любил, а здесь он мне указал путь истинного колорита». В декабре 1875 года Суриков окончил Академию художеств с золотой медалью, но отказался от своего права на заграничную пенсионерскую командировку и уехал в Москву, где ему предложили большой заказ на выполнение росписей в храме Христа Спасителя. В Москве Суриков сразу же проникся её историческим духом. Памятники старины, которыми так богата Москва, всколыхнули в Сурикове его старые сибирские впечатления, его любовь к русской истории.«Я как в Москву приехал, - рассказывал художник, - прямо спасен был. Старые дрожжи, как Толстой говорил, поднялись». В Москве Суриков осознал свое призвание быть историческим живописцем и уже не расставался с ней, Здесь и были созданы все его произведения: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и другие. Картины эти посвящены большим народным движениям, раскрывают трагические противоречия и конфликты истории, столкновения двух исторических сил. Именно поэтому они оказываются сродни музыкальным драмам М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».

В 1881 году у Сурикова возникает замысел создания картины «Боярыня Морозова». Однако вплотную приступить к работе над картиной художник смог только по возвращении из-за границы. На создание»Боярыни Морозовой» ушли долгие годы художника ( полотно было завершено в 1887 году).

Суриков долго работал над композицией, утрясая ее в десятках эскизов, добивался наибольшей выразительности каждого образа, комбинируя в этюдах черты многих увиденных в жизни людей. Известно, что, уже приступив к написанию картины на большом полотне, Суриков дважды увеличивал его размеры, добиваясь впечатления движения саней с Морозовой. «Для того чтобы сани Морозовой «поехали», Суриков, как он сам говорил, много раз пришивал холст. Не идет у меня лошадь, да и только. Наконец прибавил последний кусок - и лошадь пошла. Сидящие в санях фигуры держат сани на месте. Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Чуть меньше расстояние - сани стоят. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят:». Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». А там ничего убавить нельзя - «сани не поедут».

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Осуществленная при нем патриархом Никоном церковная реформа, сводившаяся к введению новых богослужебных книг и обрядов, преследовала цель подкрепить централизацию государственной власти централизацией религиозного культа. Реформа вызвала протест значительной части русского населения, выступавшего против никонианских новшеств за старую веру. В русской церкви произошел раскол. Борьба старообрядцев (или раскольников) приняла особенно острые формы в связи с насильственным введением новых церковных установлению. Боярыня Морозова, принадлежавшая к родовитой московской знати, была одной из активных деятельниц раскола. За свою приверженность к старой вере она подверглась гонениям и пыткам, но не отреклась от своих убеждений. Заключенная в земляную тюрьму, она погибла голодной смертью, отказавшись принимать пищу из рук своих врагов.

Суриков изобразил в картине провоз боярыни Морозовой по улице города. В отличие от эскизов, он отказался здесь от передачи конкретного эпизода из жизни Морозовой и точного обозначения места действия. Глядя на картину, трудно сказать, везут ли раскольницу на очередной допрос, в ссылку или просто провозят по городу, рассчитывая унизить ее глумлением толпы. Пейзаж, на фоне которого развертывается событие,- это не исторически достоверное изображение одной из улиц Москвы, а обобщенный образ древнерусского города. Изображая драматический период движения раскольников, он стремился, как и в «Утре стрелецкой казни», представить его как народную драму, раскрыть отношение народа к происходящему, утвердить красоту подвига во имя идеи, героику борьбы за свои идеалы. В толпе, запрудившей улицу в ожидании саней с боярыней Морозовой, очень мало просто любопытных, зевак, которых привлекла сюда необычность зрелища, Народ в своей массе глубоко потрясен происходящим. Подвиг боярыни находит живой отклик в сердцах людей. Серьезность настроения толпы в картине подчеркивают образы противников Морозовой, ничтожных и низменных в своем злорадстве и мелочном удовлетворении. Это прежде всего попик в шубу с лисьим воротником, оскаливший редкие зубы в издевательски-ехидном смехе, и стоящий рядом богатый купец, откинувшийся в приступе торжествующего хохота. Отсутствие в картине действительных, убежденных сторонников новой веры говорит о том, что Суриков не намеревался давать историческую оценку движения раскольников, не входил в существо религиозных споров. Но он правильно понял народный характер этого движения, увидел в нем борьбу народа Древней Руси за исконно русские начала, привычные, освещенные веками представления и верования.

В центре композиции Суриков изобразил боярыню Морозову, сидящую в санях. Сила выразительности этого образа такова, что он не растворяется в массе людей, не подавляется ею, сохраняя свое ведущее положение по отношению к изображенной толпе. Черный силуэт Морозовой отчетливо рисуется на фоне снега, саней, пестрых одежд, краски которых приглушены легкой дымкой голубого морозного воздуха. С вдохновенной страстностью и исступлением бросает боярыня в толпу призыв постоять за старую веру. Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двуперстным знамением-символом веры - высоко парит над головами людей. Это кульминационная точка всей композиции. Героический пафос и драматизм изображения достигают здесь наивысшего звучания. Сурикову долгое время не удавалось создать образ такой силы. Подготовительные этюды к Морозовой вобрали в себя черты целого ряда моделей, позировавших художнику. И только яркий характер одной из них оживил этот образ подлинным вдохновением и страстной религиозной одержимостью. «Я на картине сперва толпу написал, а ее после,- вспоминал о Морозовой Суриков – И как ни напишу ее лицо- толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. И вот приехала к нам начетчица с Урала- Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину, она всех победила».

Лица за спиной Морозовой несколько отодвинуты в глубину, сознательно даны художником приглушенно, одним намеком, и потому не спорят с ней своей выразительностью, подчеркивают значительность образа непримиримой раскольницы. Самые яркие образы толпы, наиболее интенсивно переживающие происходящее, представлены в некотором отдалении от Морозовой и сосредоточены справа, у края картины. Но так как именно к ним обращен призыв боярыни, то между ней и этой частью толпы возникает самая непосредственная связь. Эти образы толпы, вынесенные на передний план и с предельной глубиной охарактеризованные, и олицетворяют в представлении зрителя всю народную стихию «Морозовой». Богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидящий прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющей боярыню на подвиг; соболезнующая страданиям Морозовой нищенка, преклонившая перед ней колени; горестно задумавшаяся старуха в узорном платке; потрясенная жалостью боярышня со скрещенными на груди руками; низко кланяющаяся Морозовой за ее мученичество боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом (голубой цвет – лейтмотив ее образа - пронизывает всю картину); судорожно порывающийся стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы старик; погруженный в глубокое, трудное раздумье странник – все они живут одними мыслями и чувствами, и если открыто не протестуют, не возмущаются гонениями на нее, на веру, которую считают истинной, только потому, что в данный момент их сдерживает скорбное чувство прощания с мученицей, поклонение ее подвигу.

Народ в «Боярыне Морозовой» состоит из ярких, значительных личностей, наделенных сильными страстями, способностью глубоко задумываться над смыслом жизни. Создавая образ этой толпы, Суриков воплотил в нем свои представления о высоких свойствах народного характера, народный идеал красоты. Это красота русских девичьих лиц, русского народного творчества. Расписные дуги саней, архитектурный орнамент, расшитые шелковыми и золотыми нитями ткани, унизанные жемчугом головные уборы, с такой любовью и проникновенным пониманием изображенные Суриковым в картине, раскрывали художественную отдаленность народа. Появление картины Сурикова на XV передвижной выставке в 1887 году было горячо встречено прогрессивной общественностью. «Боярыня Морозова» покоряла глубиной понимания истории, подлинным духом русской старины, неповторимой самобытностью и силой народных характеров, страстным призывом к подвигу во имя идеала, красотой живописи. «Суриков - просто гениальный человек, - писал по поводу «Боярыни Морозовой» В.В. Стасов.- Подобной исторической картины у нас не было во всей нашей школе…Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один живописец никогда не трогал. Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина», и «Князь Игорь».

Сочинение по прочитанному тексту Е.О. Каменевой «Твоя палитра» и по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» уч-ся Искусство ничем не заменимо. Оно дает людям живое знание о жизни, знание цельное и глубоко нравственное. Искусство сближает людей, приобщает их к подлинным ценностям, раскрывает красоту и богатство человеческой души. Это и делает его источником ни с чем не сравнимого нравственного воздействия. Жизнь – основной и единственный источник искусства. Значит, нужно хорошо знать историю своего народа. Без изучения истории нет и не может быть полноценной живописи. Этот принцип хорошо сформулирован в тексте Е.О. Каменевой «Твоя палитра», в котором рассказывается об истории создания картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»: «Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие» Автор текста Е.О. Каменева подробно рассказывает, как тщательно изучал историю живописец. Этот принцип хорошо сформулирован в высказывании В.И. Сурикова, шутливом по форме, но совершенно серьезном по смыслу: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял»

К завершению работы над картиной он прошел через долгий, тернистый путь создания десятков эскизов, сотен этюдов и набросков с натуры. Е.О. Каменева восклицает: «А сколько Суриков работал над образом каждого героя картины!» Уже в натурном этюде художник искал основу образа, который был задуман в картине. Его этюды – не пассивная фиксация внешних черт натуры, а в значительной мере цельный и завершенный художественный образ. Таков, например, удивительно эмоциональный, вдохновенный этюд «Голова боярыни Морозовой», которую он писал с одной начетчицы – старообрядки с Урала. Но даже тогда, когда этюд с натуры полностью удовлетворял художника, он не останавливался на достигнутом. Перенося его на картину, Суриков слегка, порой незаметно для зрителя, изменял отдельные черты, выражение глаз, линию носа, подбородка. И уже окончательно исчезло впечатление от натурщика. «По первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант, который хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни Морозовой». Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнем,- пишет Е.О.Каменева.

Полнокровной жизнью живут на его холстах персонажи далекой истории. У зрителя не остается ни малейшего сомнения в том, что перед ним действительно фанатичная раскольница XVII века Феодосия Морозова. Создавая картину, Суриков вначале писал толпу, а после – боярыню Морозову. Используя излюбленные народом сочетания цветов, художник представил на фоне заснеженной улицы пеструю, красочную толпу. Рефлексы, которые возникают от взаимодействия ярких одежд людей между собой и со световоздушной средой, богато разработанные художником, усиливают игру чистых, радужных красок картины. Это делает «Боярыню Морозову» похожей на многоцветный ковер работы народных мастеров. И в эту звучную, радостную колористическую гамму полотна резким диссонансом врывается черный цвет, сконцентрированный в одеждах боярыни Морозовой и вкрапленный в ряде мест изображения народа. Диссонанс этот подчеркивает трагическое звучание образа Морозовой, вносит ноту глухой тревоги и скорби в колористическое решение толпы. «Есть нечто великое в человеке,- писал по поводу образа Морозовой В.Г.Короленко,- идущем сознательно на гибель за то, что он считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, поднимают душу». По возвращении из Москвы на родину, в Красноярск, В.И.Суриков создает картины «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), и «Переход Суворова через Альпы» (1899), которые показывали славные подвиги народа, его героические дела.

В 8 Автор текста «Твоя палитра» Е.О. Каменева стремится донести до читателя мысль об оригинальности замысла художника. Рассказывая о манере работы В.И. Сурикова над картиной» Боярыня Морозова», она прибегает к____________________(Там, в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много,,, Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать).______________ Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использует (А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!) Чтобы расставить смысловые акценты и подчеркнуть трагичность происходящего, автор употребляет_____________ (В центре композиции Суриков изобразил боярыню Морозову, сидящую в санях. Сила выразительности этого образа такова, что он не растворяется в массе людей, не подавляется ею, сохраняя свое ведущее положение по отношению к изображаемой толпе). Описывая фигуру боярыни Морозовой, автор обращается к ____________________. (Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двуперстным знамением- символом веры- высоко парит над головами людей. Это кульминационная точка всей композиции). Мысль о том, что, изображая драматический эпизод борьбы старообрядцев, Суриков стремился раскрыть отношение народа к происходящему, утвердить красоту подвига во имя идеи, подчеркивается с помощью _______________. (Черный силуэт Морозовой отчетливо рисуется на фоне белого снега, саней, пестрых одежд….) Убеждая читателя в том, что основной эмоциональный фон картины- скрытое смятение чувств, потрясение, автор прибегает к ________________. (В толпе, запрудившей улицу в ожидании саней с боярыней Морозовой, очень мало любопытных, зевак, противников боярыни) Ключ: 3-лексический повтор, 7-риторическое восклицание, 6-метафора, 4-антитеза, 2-однородные члены.

Выводы Результаты опроса учащихся о целесообразности проведения ЕГЭ За проведение ЕГЭ Против проведения ЕГЭ Проведение ЕГЭ По желанию учащихся 1600

Используемые материалы Текст Е.О.Каменева «Твоя палитра». Репродукция картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» Журнал «Р.яз. В школе» 6 за 2008 г.стр.3-7 «Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка» Журнал «Р.яз. В школе» 12 за 2011 г. Стр.20 «Проектная деятельность на уроке русского языка » Дидактические материалы *Памятка «Приступая к исследованию» *Ж «Русский язык в школе»1, 2009г. Страница *Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе» Русский язык в школе *Интернет ресурсы