Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. К первой.
Advertisements

Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. Ко второй.
Презентация на военную тему
В 2008 году прошёл Всероссийский исторический конкурс " Имя России ", организованный телеканалом " Россия " совместно с Институтом российской истории.
«Легендарные личности России».. Три богатыря Александр Невский.
Александр Невский Презентация Зверева Вениамина. Александр Невский одно из тех имён, что известны каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской.
Александр Невский Презентация Нагиевой Зейнаб.. Александр Невский одно из тех имён, что известны каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской славой,
Выполнил: Самофеев Павел 2012 г. Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Основу романа «Война и мир» составляют исторические.
Святые воины Земли Русской. Святой благоверный великий князь Александр Невский.
Лениногорск, 2010 г.. Но стали ж мы пятою твердой И грудью приняли напор… А.С.Пушкин.
770-летие со дня «Ледового побоища» на Чудском озере Классный руководитель 5 класса МОУ «Детский дом-школа» Бойкова А.С.
« Защитник земли русской » 1. Введение 2. Невская битва 3. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра 4. Ледовое побоище.
Тема: Отечественная война 1812года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
Тема: Изображение войны 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
Бородинская битва на страницах романа "Война и мир» Барабанов Максим класс 10-1 ГБОУ 1828 « Сабурово »
Роль армии и народа в победе Отечественной войны 1812 Выполнила: Ученица 9А класса Пировских Полина Руководитель: Кудряшова Светлана Михайловна.
Фрагмент древнерусского текста. Печатается по изд.: Слово о полку Игореве. Поэтические переводы и переложения /Под ред.В.Ржиги, В.Кузьминой и В.Стеллецкого.
«Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека.
Лев Николаевич Толстой Роман-эпопея «Война и мир». Война 1812 года в изображении Толстого. Сражение под Бородином.
ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО- памятник истории и агиографии Составила: С.И.Тарасенко.
Транксрипт:

Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, выпавшие на долю нашей страны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, выпавшие на долю нашей страны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного подвига. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного подвига. Мы не должны забывать их имена и деяния! Мы не должны забывать их имена и деяния!

Защитники Земли Русской в литературе и искусстве Работу выполнили: Орехов Алексей, ученик 9 «А» класса, Апухтина Анна, ученица 9 «А» класса, Елисеенкова Анна, ученица 9 «А» класса. Учитель: Пирожкова С.А.

План работы: 1. «Слово о полку Игореве» в музыке, живописи, литературе. 1. «Слово о полку Игореве» в музыке, живописи, литературе. 2. Александр Невский: « Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». 2. Александр Невский: « Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». 3. Отражение в литературе войны 1812 года. 3. Отражение в литературе войны 1812 года. - Защитники Отечества в романе «Война и мир» ; - Защитники Отечества в романе «Война и мир» ; - М.Ю.Лермонтов «Бородино». - М.Ю.Лермонтов «Бородино». 4. Отражение в литературе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года. 4. Отражение в литературе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года.

«Слово о полку Игореве» Основная идея «Слова…» Призыв к единению пред лицом внешней опасности пронизывает все «Слово…». Необходимость единения автор доказывает на примере неудачного похода Игоря, изображением княжеских междуусобиц, рисуя широкий образ русской земли. Призыв к единению пред лицом внешней опасности пронизывает все «Слово…». Необходимость единения автор доказывает на примере неудачного похода Игоря, изображением княжеских междуусобиц, рисуя широкий образ русской земли.

« Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Д.С.Лихачев

В основе сюжета памятника средневековой русской литературы конца XII века неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями

Из истории рукописи Из истории рукописи А. И. Мусин - Пушкин Рукопись «Слова…» была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре одним из коллекционеров русской старины графом А. И. Мусиным-Пушкиным. Подлинная рукопись погибла в огне московского пожара 1812 года. Сохранилась только копия текста, сделанного для Екатерины II, и издание списка сгоревшей рукописи 1800 г.

Князь И горьЯрославна Князь С вятослав

Главная идея "Слова о полку Игореве" в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами.

Автор «Слова…» был участником похода Игоря Святославовича и вместе с ним находился в плену; другие источник сведений авторе, об обстоятельствах боя, пленения и бегства из плена Игоря видят в устных рассказах об этом очевидцев событий и самого Игоря. С уверенностью ответить на этот вопрос вряд ли удастся. По мнению Лихачева, в основе рассказа о походе Игоря и в С., и в летописной повести Ипатьевской летописи лежит общий источник: «И летопись, и Слово оба зависят от молвы о событиях, от славы о них. События устроялись в молве о них и через эту молву отразились и тут, и там. В этой молве отразились, возможно, и какие- то обрывки фольклора половецкого и русского».

В.Васнецов. Боян.

И.Глазунов. Боян. Слава предкам! В.Фаворский. Боян..

И кем бы автор ни был,он является сильным воином, мудрым чародеем, тонким поэтом.

И.Глазунов. Затмение солнца. Н.Рерих. Путивль. Затмение.Н.Рерих. Путивль. Пролог.

Игорь Князь Игорь Игорь Святославич Новгород-Северский князь с 1180, черниговский князь с 1198 по 1202 гг. Из-за натиска кочевников в 1185 Игорь вместе с братом, сыном и племянником выступил в поход против половцев. Этот поход, послуживший основой для «Слова…», закончился разгромом войск Игоря, сам он попал в плен. В том же году бежавший из плена Игорь вновь завладел своими волостями и городами

И.Глазунов. Князь Игорь. 1962, 1973

Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.

На следующий день с рассветом половецкие полки, стали наступать на русских. Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе – и конной княжеской дружине и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском.

В бою Игорь был ранен. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. На рассвете утром вспомогательные полки дрогнули. Игорь поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, в расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Поражение Игоря Святославича имело несчастные последствия для всей Русской земли. Никогда еще до того русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества.

Схваченный, Игорь видел, как жестоко бьется его брат Всеволод.

В плену Игорь пользовался относительною свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился половецкий хан Кончак. Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «не славным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Ярославль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных.

Игорь решил бежать. Время для бегства было выбрано вечернее – при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, Игорь вскоре пустился в объезд – в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки. Поход оказался неудачным в силу того, что не было продуманно чёткого стратегического действия.

Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через все произведение. Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который «повел полки родного края, половецким землям угрожая».

Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря. Описание природы в «Слове…» тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя. Автор наделяет птиц и зверей человеческими качествами. Даже река Донец разговаривает с князем. Ярославна обращается к Солнцу, Ветру, Днепру как к живым существам. Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути. Автор показывает, как необъятны просторы Русской земли. Он описывает события, происходящие в разных ее уголках.

Заслуживает внимания тот факт, что только в «золотом слове» князя Святослава мы встречаем упрек в адрес Игоря и Всеволода – упрек, за которым, однако, чувствуется теплая симпатия к этим князьям и глубокое уважение к их мужеству. Святослав упрекает их только в неудаче. Причину неудачи Святослав видит в том, что Игорь и Всеволод слишком рано выступили в поход.

«Плачи» автор упоминает не менее пяти раз: плач Ярославны, плач жен русских воинов, падших в походе Игоря, плач матери Ростислава, плачи имеются в виду, когда говорится о стонах Киева и Чернигова и всей Русской земли после похода Игоря. Дважды приведены и сами «плачи» – плач Ярославны и плач русских жен. Близость «Слова» к плачам особенно видна в плаче Ярославны. С него начинается третья часть «Слова». Это важное звено в дальнейшем развитии сюжета, плач предваряет развязку – бегство Игоря из плена. ПЛАЧИ

Ярославна Ярославна дочь Ярослава Владимировича Галицкого, жена Игоря Святославича. Имя Ярославны Ефросинья. Далеко не последнюю роль в «Слове…» играет Плач Ярославны.

Князь Святослав Святослав В севолодович ( ок. 1125– ) с ын великого к нязя к иевского В севолода О льговича, д воюродный брат И горя и В севолода. И менно о н п роизносит « златое слово », в к отором в ыражается г лавная м ысль произведения.

В. А. Фаворский

Гравюры В. А. Фаворского

Александр Порфирьевич Бородин Работал над оперой Работал над оперой «Князь Игорь» 18 лет ( ), но так и не закончил ее. Опера была закончена Опера была закончена Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым. Премьера состоялась Премьера состоялась в 1890г. в Петербурге.

Александр Невский

Невская битва 1240 Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!". В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".

В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей.

Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве народ назвал Александра Невским.

В этой битве молодой князь Александр Невский (ему в то время было всего 22 года) проявил себя как мудрый и опытный полководец.

Закованные в тяжелые доспехи рыцари врезались в русское войско и решили, что победа уже за ними. Но внезапно их атаковали с флангов главные силы русских дружин – конники и лучники. Спасаясь бегством, рыцари в панике стали отступать на лед Чудского озера. Здесь они и нашли свою могилу.

Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…»«И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…» Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…» «И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…»

Князь Александр Ярославович был православным человеком и непобедимым в открытом бою. Полководцу предстояло одержать наивысшую победу над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю в интересах Родины. В этом заключается наивысший подвиг Александра Невского. Князь Александр Ярославович был православным человеком и непобедимым в открытом бою. Полководцу предстояло одержать наивысшую победу над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю в интересах Родины. В этом заключается наивысший подвиг Александра Невского.

«И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя божьими рыцарями».

Летописи свидетельствуют, что кроме ратных дел Александр Ярославович «любил чин церковный». Но деятельное православие князя не ограничивалось сферами богослужения, храмоздательства и общения с церковной иерархией. Александр неустанно заботился о распространении православной христианской веры и Православной Церкви за пределы Руси. После смерти Александр Невский был канонизирован, т. е. причислен к лику святых.

Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи

Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4- ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война была для России национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь русский народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии. Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4- ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война была для России национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь русский народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

Толстой рисует события Отечественной войны: переход французской армии через реку Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, фланговый марш Кутузова, оставление Москвы, победоносное завершение войны

Вглядимся в лица молодых офицеров, генералов 1812 года М. Кутузов М. Кутузов Багратион

Образ Кутузова в идейной направленности романа Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Кутузов внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший боевой товарищ. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, поэтому писатель делает Кутузова выразителем своих собственных взглядов на военное искусство. Вот почему его герой в деле победы признаёт один моральный фактор, «называемый духом войска». Эта теория Толстого ошибочна.

Н.Раевский Барклай-де-Толли

«Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…» Бой за батарею Раевского Бой за батарею Раевского Толстой при изображении Бородинского сражения раскрывает бодрость духа, проявление стойкости и мужества и в солдатском юморе, и в чувстве товарищества, и в сознании общности дела. Толстой при изображении Бородинского сражения раскрывает бодрость духа, проявление стойкости и мужества и в солдатском юморе, и в чувстве товарищества, и в сознании общности дела. Солдаты батареи Раевского все время заняты: подносят снаряды, заряжают орудия. В батареи Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем оживление». Солдаты батареи Раевского все время заняты: подносят снаряды, заряжают орудия. В батареи Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем оживление».

Д. Давыдов А.Ермолов

Панорама Бородино художника Рубо

А. Кившенко «Совет в Филях», 1880г.

Верещагин «Наполеон на Поклонной горе»

Картина Верещагина «Расстрел поджигателей»

«Дубина народной войны…» Партизанская война Василиса Кожина Василиса Кожина «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…» «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототипом послужила Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии). «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой.

Д.В.Давыдов «Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародёры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками…»(Т. 4, гл.3; 12,13). Возникновение партизанской войны писатель относит к периоду вступления неприятеля в Смоленск. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Писатель создал замечательные образы командиров партизанских отрядов. Прототипом толстовского Долохова послужил знаменитый командир отряда капитан Фигнер, совершивший многочисленные подвиги. А прототипом Денисова стал Денис Васильевич Давыдов. В изображении их смелых похождений нет ничего надуманного и преувеличенного. Целый ряд документов подтверждает достоверность толстовского повествования. А.С. Фигнер А.С. Фигнер

Тихон Щербатый – «самый нужный человек в отряде» –В–В–В–В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты воюющего крестьянского народа. Ещё до прихода в отряд Денисова он вел самостоятельную борьбу с французами. Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Толстой показывает в герое силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, в тоже время автор подчеркивает в Тихоне стихийность и интуитивность. Партизанская война в понимании Щербатого – это возмездие за разорение и гибель. Тихон «пленных не брал», тем самым вступал в противоречие с тактическими планами Денисова, которому нужен был «язык». Однако даже сердящийся на него Денисов признает справедливость героя действовать именно так, как он хочет.

Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским великаном, Померяться главою и – обманом Тебя низвергнуть. Тщетно поражал Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал. М.Ю. Лермонтов

Выводы: Основным событием 3 и 4 тома романа «Война и мир» стала Отечественная война 1812года. Основным событием 3 и 4 тома романа «Война и мир» стала Отечественная война 1812года. Толстой показал патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения, размах и величие партизанской войны. Толстой показал патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения, размах и величие партизанской войны. Кульминационным событием войны стала Бородинская битва, в которой писатель показал мужество, героизм участников. Кульминационным событием войны стала Бородинская битва, в которой писатель показал мужество, героизм участников. Представителем народной войны стал полководец Кутузов. В романе он является воплощением народной мудрости, «простоты, добра и правды». Представителем народной войны стал полководец Кутузов. В романе он является воплощением народной мудрости, «простоты, добра и правды».

Военную прозу ( и поэзию) принято делить на несколько групп. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. К первой группе относятся произведения, созданные непосредственно во время войны. Ко второй группе – произведения о войне, написанные после войны участниками или очевидцами военных событий. Ко второй группе – произведения о войне, написанные после войны участниками или очевидцами военных событий. К третьей группе относят произведения, созданные спустя многие десятилетия участниками ВОв или людьми, которые родились уже в послевоенное время. К третьей группе относят произведения, созданные спустя многие десятилетия участниками ВОв или людьми, которые родились уже в послевоенное время.

Произведения о войне 1941 – 1945 годов Произведения о войне 1941 – 1945 годов создаются и в наши дни. Для них характерно, с одной стороны, стремление объективно оценить и представить события, с другой – желание переосмыслить их, увидеть по-новому.

Военная проза военных и послевоенных лет В военные годы создается большое число поэтических произведений, посвященных войне. Их главная цель – поддержать народ и призвать его на защиту Родины. И та, что сегодня прощается с милым, И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавит. Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит, - Что нас покориться никто не заставит, - пишет А. Ахматова в 1941 году.

БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна ( ), русская писательница. БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна ( ), русская писательница. В блокадном Ленинграде Все 900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Обладая редкой щедростью души и даром сопереживания, постоянно выступала по радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги. Поэма «Февральский дневник» (1942) о мужестве ленинградцев принесла ей широкую известность; поэма «Твой путь» (1945) эту известность упрочила. Все 900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения была на грани смерти, похоронила мужа. Обладая редкой щедростью души и даром сопереживания, постоянно выступала по радио, поддерживая дух блокадников собственным примером бескорыстия и отваги. Поэма «Февральский дневник» (1942) о мужестве ленинградцев принесла ей широкую известность; поэма «Твой путь» (1945) эту известность упрочила.

Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда» В 1946 году появилось произведение – без преувеличения – ставшее вехой в военной прозе, - повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», благосклонно принятая властями и многократно в те годы переиздававшаяся. Эта повесть В. Некрасова выразила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами в пору военного лихолетья. «В окопах Сталинграда» первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы. В 1946 году появилось произведение – без преувеличения – ставшее вехой в военной прозе, - повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», благосклонно принятая властями и многократно в те годы переиздававшаяся. Эта повесть В. Некрасова выразила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами в пору военного лихолетья. «В окопах Сталинграда» первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.

Гуманистический пафос послевоенных произведений о войне Следующая веха в движении военной темы – рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире нового большого этапа в развитии литературы. Следующая веха в движении военной темы – рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире нового большого этапа в развитии литературы.

А. Твардовский «Василий Теркин» Поэма «Василий Теркин» ( ) яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Эта поэма печатается по главам в военных газетах и журналах. Бойцы читают ее, учат наизусть, с нетерпением ждут очередных выпусков. Василий Теркин становится любимым героем военного времени. Поэма была популярна, потому что она рассказывала о жизни на войне простого солдата, ничем не примечательного – Василия Теркина. Он всем был близок и понятен, поэтому так полюбился. Поэма «Василий Теркин» ( ) яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Эта поэма печатается по главам в военных газетах и журналах. Бойцы читают ее, учат наизусть, с нетерпением ждут очередных выпусков. Василий Теркин становится любимым героем военного времени. Поэма была популярна, потому что она рассказывала о жизни на войне простого солдата, ничем не примечательного – Василия Теркина. Он всем был близок и понятен, поэтому так полюбился.

Васильев Борис Львович ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (р. 1924), русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально- нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1- 2, ). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975). ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (р. 1924), русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально- нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1- 2, ). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975).

Юрий Васильевич Бондарев БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта 1924), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983). БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта 1924), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983). Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957), романе «Горячий снег» (1969) война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980) осмысленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения. Прозаический цикл «Мгновенья» ( ). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (в участие в создании киноэпопеи «Освобождение», ). Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957), романе «Горячий снег» (1969) война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980) осмысленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения. Прозаический цикл «Мгновенья» ( ). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (в участие в создании киноэпопеи «Освобождение», ).

АЛЕКСИЕВИЧ Светлана Александровна АЛЕКСИЕВИЧ Светлана Александровна (р. 31 мая 1948, Ивано-Франковск), белорусская писательница. АЛЕКСИЕВИЧ Светлана Александровна (р. 31 мая 1948, Ивано-Франковск), белорусская писательница. Родилась в семье военнослужащего. После демобилизации отца из армии семья переехала в Белоруссию. Отец и мать работали сельскими учителями. В 1967 поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Пробовала себя в разных жанрах, однако решающее влияние на выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его произведения «Я из огненной деревни» и «Блокадная книга». В 1984 вышла в свет книга Алексеевич «У войны не женское лицо» очерки на основе исповедальных рассказов прошедших через войну женщин и детей книга. В книге «Цинковые мальчики» (1990) она рассказывает о советских солдатах, до дна испивших жестокость и нравственный беспредел афганской войны. В 1994 вышла книга «Зачарованные смертью», в которой рассказывается о тех, кто покончил собой или пытался покончить, оказавшись на разломе эпох крушения коммунистической системы со всеми ее атрибутами. В 1997 была опубликована книга «Чернобыльская молитва» о судьбах людей, переживших Чернобыль. Родилась в семье военнослужащего. После демобилизации отца из армии семья переехала в Белоруссию. Отец и мать работали сельскими учителями. В 1967 поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Пробовала себя в разных жанрах, однако решающее влияние на выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его произведения «Я из огненной деревни» и «Блокадная книга». В 1984 вышла в свет книга Алексеевич «У войны не женское лицо» очерки на основе исповедальных рассказов прошедших через войну женщин и детей книга. В книге «Цинковые мальчики» (1990) она рассказывает о советских солдатах, до дна испивших жестокость и нравственный беспредел афганской войны. В 1994 вышла книга «Зачарованные смертью», в которой рассказывается о тех, кто покончил собой или пытался покончить, оказавшись на разломе эпох крушения коммунистической системы со всеми ее атрибутами. В 1997 была опубликована книга «Чернобыльская молитва» о судьбах людей, переживших Чернобыль.

ОКУДЖАВА Булат Шалвович (1924 – 1997) ОКУДЖАВА Булат Шалвович (1924 – 1997) Окуджава поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое: «Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. /… А справиться негде. И надо решать самому». Схожа позиция в «политических» стихах, где доля личной причастности к сталинизму («Арбатское вдохновение…», 1980; «Я маленький, горло в ангине…» и др.), вообще ответственность современников трагедии («Калужская фантазия»), не менее важна, чем инвективы палачам («Ну что, генералиссимус прекрасный…», 1981; «Письмо к маме», 1987 и др.) и проблема прощения («Прощание с осенью»). Окуджава поэт фронтового поколения, рисующий войну с точки зрения любви к жизни и к человеку, которому присущ в то же время нериторический героизм. В поздней лирике нарастает мотив личной ответственности за прошлое: «Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?.. /… А справиться негде. И надо решать самому». Схожа позиция в «политических» стихах, где доля личной причастности к сталинизму («Арбатское вдохновение…», 1980; «Я маленький, горло в ангине…» и др.), вообще ответственность современников трагедии («Калужская фантазия»), не менее важна, чем инвективы палачам («Ну что, генералиссимус прекрасный…», 1981; «Письмо к маме», 1987 и др.) и проблема прощения («Прощание с осенью»).

Мое отношение к военной прозе Я думаю, военная проза остается ведущей в русской литературе. Она помогает осмыслить все чувства, поступки в сложнейших обстоятельствах войны. Я думаю, военная проза остается ведущей в русской литературе. Она помогает осмыслить все чувства, поступки в сложнейших обстоятельствах войны. Мне нравится поэзия Константина Симонова. Избранные стихотворения 1941 года: «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Если бог нас своим могуществом…». Мне нравится поэзия Константина Симонова. Избранные стихотворения 1941 года: «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Если бог нас своим могуществом…».

Апофеоз Книги о войне привлекают нас не только потому, что в них отражены священные трагические страницы нашей истории. Они помогают нам многое понять в повседневной многоликости «мирного» времени. Интересно в этой связи суждение писателя К. Симонова, высказанное им в одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой волнуют не только поколение, прошедшее войну, но и поколение, не бывшее на войне». Книги о войне привлекают нас не только потому, что в них отражены священные трагические страницы нашей истории. Они помогают нам многое понять в повседневной многоликости «мирного» времени. Интересно в этой связи суждение писателя К. Симонова, высказанное им в одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой волнуют не только поколение, прошедшее войну, но и поколение, не бывшее на войне».