Искусство иконописи Византии Урок МХК в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательский час в рамках программы « ЗНАНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ - ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ» Воспитательский час в рамках.
Advertisements

Группа 1 Канон православной иконы. Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне.
1 Цели урока: Познакомиться с особенностями древнерусской иконы; выяснить ее значение для истории; ее место в жизни современного человека. Тема урока :
Маршрут путешествия Иконопись В мастерской у иконописца В музее икон В гостях у реставраторов и современных иконописцев Что мы узнали?
В гости к мастеру.. Икона – картина с религиозным содержанием, в переводе с греческого «образ». Древнерусская живопись.
Иконописная техника Труд иконописца на Руси всегда считался делом божественным.
Тема: В гости к мастеру Древнерусские иконописцы Автор презентации: Вострецова Т. А. г. Пермь МАОУ «Гимназия 2»
Библия и мировая культура мотивы в живописи» Темa: « Библейские мотивы в живописи»
Выполнила: Ванюхина Анастасия Владимировна. Тема: Византийская культура.
Чудесный мир древнерусской иконы. Тема урока: Путешествие в мир иконы. Звенящие краски иконы. Урок в 5-м классе «ОПК» Истоки Урок 11.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
8 класс Следуя византийским канонам, русская икона создала свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной.
Мир византийской культуры Преподаватель истории Косарева Ирина Александровна МОУ Дивеевская СОШ С. Дивеево Нижегородской области.
Что говорит нам символический язык иконописи Работу выполнила Никитина Анна 10 кл. Руководитель Никитина Н.Н., учитель русского языка и литературы МОУ.
И́конопись (от икона и писа́ть) иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, возжженный Чьей неведомо рукой... Это - светлое мгновенье В диком.
Икона - это написанное в строгих, установленных церковью правилах, изображение святого характера. Икону стоит отличать от живописи на религиозные темы.
Группа 1 Канон православной иконы. Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне.
Выполнили ученицы 8 класса Буланцева Анастасия Жибоедова Ангелина Кузинкова Софья Лобкова Анастасия (9 класс) Руководители: Гудкова Марина Сергеевна, учитель.
Иконопись в Древней Руси...её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её.
Транксрипт:

Искусство иконописи Византии Урок МХК в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В.

Икона (греч. «образ») – изображение, выполненное на специальной доске, используемое во время богослужения.

Иконоборцы - противники иконописи, считавшие иконопись – идолопоклонством. Требовали создания нейтральных картин, пейзажей. Период иконоборчества – гг.

Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взгляд увеличенных глаз, статичность, условность одежды, подчёркивающей бесплотность фигур. Цвет символичен. Золото и пурпур – идея царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.

Одна из ранних икон, запечатлела святых мучеников, особенно почитавшихся в Константинополе. Торжественно держат они в руках большие кресты – символ мученической смерти. Согласно легенде, железные обручи на шею, напоминающие ожерелья, были одеты на них по приказу императора Максимилиана. Для всеобщего осмеяния их водили в женской одежде по улицам Рима. Святые мученики изображены погрудно. Они пристально смотрят на нас. Этот взгляд передан с помощью неестественно больших глаз Сергий и Вакх. VI век. Государственный Музей г.Киев

Владимирская Богоматерь. Начало XII века. Государственная Третьяковская галерея. Привезена на Русь из Константинополя в 1115 году. Одна из самых почитаемых православных святынь. «Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства» ( Н.Грабарь, художник, искусствовед)

Иконы писали при палатах архиереев и в монастырях, где царили строгость, благочиние (добрый порядок) и непрестанная молитва. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию, жизнеописания святых, молился, соблюдал пост, то есть воздерживался от обильной еды. Таким образом он приучал себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называли "умным деланием". Стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу. С XIV века иконопись превратилась в наследственную профессию. Когда отец обучал сына с раннего возраста, навыки иконописания были глубже и прочнее. Мастерством овладевали постепенно. Сначала ученик помогал готовить доски для икон. Обычно они были из липы, реже - из сосны, ели или дуба. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, потом делали с одной стороны углубление -ковчег, на котором писали икону. Изображение было окружено своеобразной рамой - выступом. Этим оно как бы отодвигалось в иной мир.

Следующая важная ступень, к которой допускались ученики, - проклеивание доски и покрытие её особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мёда или гипса и накладывали на доску несколькими слоями. Был свой левкас и для настенных изображений. Мы привыкли называть его штукатуркой. Затем на грунт наносили рисунок - следуя канону, строго по образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Наконец наступал главный этап -рисунок покрывали красками. На Руси писали в -основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов (разноцветных камней) и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Для того чтобы краски на иконе были яркими, чистыми, сияющими, нужно было тщательно подбирать и смешивать составные части. Этим искусством очень дорожили и как драгоценность передавали его по наследству.

Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела, и за лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие древние иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века. Иконописец, приступая к работе, всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера - человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельству летописей.