Web-школа «Деятельность общественных организаций по внедрению инклюзивных подходов в образование в массовых школах» РООИ «Перспектива» (Москва) представляет:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инклюзивное образование- проблемы и перспективы Викулова Инна Леонидовна заведующая лабораторией «Инклюзивное образование» Красноярского педагогического.
Advertisements

Дети должны учиться вместе–инклюзивное образование в России.
Инклюзивное образование: понятие, принципы, возможности организации Заведующий МДОАУ «Детский сад комбинированного вида 4» Ильина О.В. «
Инклюзивное ( включающее ) образование базируется на восьми принципах : 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек.
Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование.
Дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. обладает.
Подготовила методист УО Бабаянц А. А.. Начало 20-го века- середина 60-тых- «медицинская модель» - сегрегация середина 60-тых- 80-тых «модель нормализации»
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная.
Системные изменения в области образования детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование как процесс обеспечения доступности и качества образования Чирков А.А., к.м.н., Доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО.
«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
А.Б.Сахаровская заместитель директора по социальной защите и охране прав детей ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII.
Государственная политика в области образования. В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Инклюзивное образование 2011 г.. Инклюзивное включенное образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками,
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Что такое инклюзивное образование?. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование Автор: студентка 2 курса ФМОИП, Автор: студентка 2 курса ФМОИП, специальность «Информатика» Анна Глоба.
Транксрипт:

Web-школа «Деятельность общественных организаций по внедрению инклюзивных подходов в образование в массовых школах» РООИ «Перспектива» (Москва) представляет:

ТЕМА 1. «Социальная модель понимания инвалидности. Язык и этикет общения с людьми с инвалидностью»

ИНВАЛИДЫ – просящие или ждущие помощи. сторонятся их слабые, жалкие, несчастные, ущербные, беззащитные жалеют их боятся, их не принимают, их сторонятся обиженные Богом многие боятся заразиться – не понимая даже чем!! Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью, существующие у ближайшего окружения (со стороны родственников, соседей, друзей)

Стереотипы, существующие у государства по отношению к людям с инвалидностью Инвалиды – просят денег недееспособные нахлебники им всё время что-то нужно нуждающиеся в опеке и попечительстве обуза либо герои либо... отличное списание денег.. и карман набить...

Стереотипы, существующие в обществе по отношению к людям с инвалидностью Инвалиды – маргиналы я не виноват, чего вы от меня хотите лодыри их нужно изолировать ненависть к инвалидам… презрение замкнутые в себе социальная обуза для всех брезгливость уважение нуждающиеся в милосердии все равно воспринимается как героизм

Стереотипы, существующие у людей с инвалидностью по отношению к обществу нас не любят жадное общество мы никому не нужны нас боятся и презирают не понимает потребностей не принимают нас стесняются стереотип презрения на тебе 3 рубля и ни в чём себе не отказывай

Стереотипы, существующие у людей с инвалидностью по отношению к обществу нам обязаны потому что мы не можем... – этот стереотип формирует общество у инвалида возможен стереотип о неправильном отношении к нему окружающих невозможность интеграции в здоровый социум

Как сломать стереотипы по отношению к людям с инвалидностью? - рассказывать людям без инвалидности об людях с инвалидностью - шокировать и удивить - использовать "мост" между двумя крайностями, мост – это общественность - с воспитания подростающего поколения - в душу не залезешь - или подъёмник в школе… - не противопоставлять себя обществу - надо понять, что инвалидность висит над каждым - Программа нужна всероссийская по осознанию проблем инвалидов и Программы создания безбарьерной среды и инклюзивного социума во всех городах! - людям с инвалидностью всегда приходиться доказывать, что он не хуже здорового человека

- самим инвалидам не сидеть дома и всячески стараться участвовать в жизни общества (учиться, работать, «волонтерить») - если с раннего возраста здоровые дети будут постоянно находиться с детьми с ограниченными возможностями, то по мере подрастания начнут смотреть на инвалидов как на равных - инвалиды отдельно от общества - техническая невозможность - людям с инвалидностью всегда приходится доказывать, что он не хуже здорового человека - борьба за своё право.. - единая направленность - человек не сможет интегрироваться в социум, если социум не будет его принять - нет институтов инклюзива - информировать - работать надо)))) Как сломать стереотипы по отношению к людям с инвалидностью?

«невозможность интеграции в здоровый социум» «людям с инвалидностью всегда приходится доказывать, что он не хуже здорового человека» Что общего в двух фразах ниже?

«невозможность интеграции в здоровый социум» «людям с инвалидностью всегда приходится доказывать, что он не хуже здорового человека» Неосознаваемое деление общества на «больных» и «здоровых»:

Человек является инвалидом, потому что – с точки зрения «медицинского» подхода – – у него ограничены движения – у него нет слуха, или зрения, или речи – у него есть серьезное заболевание – у него имеются нарушения здоровья со стойкими нарушениями функций организма, что ограничивает его жизнедеятельность – у него имеются физические, умственные, сенсорные или психические отклонения – у него имеются стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности, либо ее значительное ограничение в основной профессии до полной ее утраты во всех видах профессиональной деятельности – он имеет задокументированные специалистом расстройства физического или ментального характера – он признан недееспособным в результате медицинского заключения

Человек является инвалидом, потому что – с точки зрения «медицинского» подхода – – он может функционировать только при условии использования медикаментов, поддерживающих его физическое или ментальное состояние или специальных приспособлений, помогающих ему передвигаться, принимать пищу, отправлять «физиологические надобности» или специальных аппаратов, позволяющих ему понимать других или выражать собственные мысли (коммуникативных приспособлений) – у него тяжелое хроническое не излечимое заболевание – у него отсутствие конечностей – у него психические отклонения – это подтверждается соответствующими документами – у него есть физические и другие отклонения которые явно выражаются.

Человек является инвалидом, потому что – с точки зрения социального подхода – – он нуждается в сопровождении – он не понимает опасности – он наивен – он не понимает социальных норм – он не считает нужным соблюдать условности – окружающая его среда, наличие различного рода барьеров, как физических так и психологических, приводит к ограничению жизнедеятельности – его трудоспособность ограничена из-за отсутствия необходимых условий, как физических та и психологических – возможности жизнедеятельности ограничены условиями окружающей среды – не работает, живет на пособие – имеет льготы для обслуживания в медицинских учреждениях– ему требуется преодолеть физические и психологические (внутренние и внешние) барьеры для социально-средовой адаптации и интеграции в общество

Человек является инвалидом, потому что – с точки зрения социального подхода – – визуально отличается от других (хромает, пользуется костылями, пользуется коляской, палкой, имеет собаку-поводыря, или помощника), может выглядеть неадекватно (в народе: «дурачок»), кричит на улице или высказывается не прилично о людях или власти, ведет себя как маленький ребенок – пользуется языком жестов или специальными слуховыми аппаратами, носит «толстенные линзы» – ведет себя вызывающе на публике, считая, что ему все должны и люди и государство – не может о себе позаботиться и обслужить себя в силу физических или психических отклонений – материально зависим (малообеспечен) – нуждается в социальной защите и поддержке для полной реализации своих потребностей

ИНВАЛИД … имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма… приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты Медицинский подход к инвалидности

ИНВАЛИДНОСТЬ нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности При наступлении И. назначаются пенсии или ежемесячные пособия Медицинский подход к инвалидности

Преамбула (c) Bis инвалидность – это результат взаимодействия человека с нарушениями здоровья с отношенческими и физическими барьерами, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. 24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов

Конвенция ООН о правах инвалидов: социальный подход Ст.1 п.2 К инвалидам в частности относятся лица, имеющие длительные физические, ментальные, интеллектуальные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

ТЕМА 2. «Инклюзивное образование как реализация права на образование. Основные понятия и принципы инклюзивного образования» Влияние различных подходов к пониманию инвалидности и их на выбор формы обучения Правовые основы обеспечения доступа людей с инвалидностью к образованию Понятие и принципы инклюзивного образования

Подходы к пониманию инвалидности Традиционный «Медицинский» Социальный

Подходы к пониманию инвалидности и формы образования Традиционный подход : - семье стыдно иметь инвалида - чувство вины и непонимание - инвалид не представляет ценности Форма образования : полностью исключены из процесса образования.

«Медицинский» подход : фокус на том, что инвалид не может делать это определяет форму образования – специальное образование

Предпринимается попытка «нормализации», НО, если она неудачна, тогда форма образования – специальные образовательные учреждения (в которых работают «эксперты» – специальные педагоги), сегрегационные учреждения/больницы «Медицинский» подход – возможна ли интеграция в обычное общество ?

То, что человек не может делать, определяет, какую форму образования он получает: а) если в том же месте, где учатся остальные то в отдельных группах/классах; б) социально включены только в некоторые действия (например: еда, собрания, искусство, концерты); в) в классе оказывается поддержка, но методы обучения остаются прежними.

Подходы к пониманию инвалидности и формы образования Социальный подход: инвалидность – не дефект человека, а результат взаимодействия человека с архитектурными и отношенческими барьерами в обществе

Подходы к пониманию инвалидности и формы образования Социальный подход: идентификация барьеров – поиск решений для их преодоления или минимизации

Социальный подход : фокус на том, что человек может делать это определяет форму образования – инклюзивное образование

Психологические, организационные и физические барьеры считаются причиной инвалидности и удаляются. Люди с инвалидностью приветствуются. Намеренно выстраиваются отношения. Люди с инвалидностью достигают своего потенциала. Личностно-ориентированный подход. Социальный подход к пониманию инвалидности – инклюзивные формы образования

Инклюзивное образование Признает, что ВСЕ дети МОГУТ учиться!

Субъект инклюзии – ученик с особыми образовательными потребностями

это право зафиксировано - во Всеобщей Декларации прав человека, - в Конвенции ООН о правах инвалидов, - в национальном законодательстве Российской Федерации: в Конституции РФ, в Федеральном Законе «Об образовании» Инклюзивное образование

Закон Российской Федерации от 10 июля «Об образовании» Пункт 1 статьи 5 гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости

Согласно пункта 1 статьи 52 и пункта 10 статьи 50 Закон позволяет осуществлять образование детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, наделяя родителей и законных представителей ребёнка правом выбора образовательного учреждения по месту жительства ребёнка Закон Российской Федерации от 10 июля «Об образовании»

Направление психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в то или иное спец.учреждение ЯВЛЯЕТСЯ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ Право выбора образовательного учреждения ОСТАЕТСЯ ЗА РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА (или его законными представителями) Закон Российской Федерации от 10 июля «Об образовании»

Статья 24 «Образование» 1.Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях осуществления этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства- участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни… 24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов

Инклюзивное образование международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование (в том числе – человека с инвалидностью)

Инклюзия – это реализация права на образование

«Обычное» образование Особый ребенок Квадратные колышки для квадратных отверстий Специальные педагоги Специальные школы Специальное образование «Обычный» ребенок Круглые колышки для круглых отверстий Обычные педагоги Обычные школы

Интегрированное образование Адаптация ребенка к требованиям системы Превращение квадратных колышков в круглые терапия коррекция реабилитация Система остается неизменной Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым

Инклюзивное образование Все дети разные Все дети могут учиться Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол Адаптация системы к потребностям ребенка

Субъект инклюзии – ученик с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование Признает, что ВСЕ дети МОГУТ учиться.

Инклюзивное образование (1) ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования

Инклюзивное образование (2) и обучаются вместе со своими сверстниками в общеобразовательном учреждении по месту жительства

Инклюзивное образование (3) в такой школе (детском саду) общего типа, которая учитывает их особые образовательные потребности и оказывает своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное образование (!!!) ИНКЛЮЗИВНОЕ обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение РАЗНЫХ детей в ОДНОЙ группе, НЕ в специально выделенной группе/классе при общеобразовательном учреждении

Инклюзивное образование Способствует улучшению качества жизни детей – особенно детей из социально уязвимых групп

Инклюзивное образование Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей. Стереотип о падении качества образования

Инклюзивное образование Является динамичным процессом, который постоянно в развитии: нет универсальной модели, обязательной для внедрения.

Инклюзия Быть инклюзивным означает искать пути для ВСЕХ детей быть вместе во время обучения, включая детей с инвалидностью

Инклюзия это принадлежность к сообществу (группе, друзьям, детскому саду, школе…)

Инклюзия Означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

учитывает потребности, создает специальные условия оказывает поддержку, необходимые как УЧЕНИКУ, так и ПЕДАГОГАМ для достижения успеха Инклюзия

Важные составляющие инклюзии В процесс создания включаются воспитатели, педагоги и администрация Инклюзия невозможна без участия родителей Сформировано социальное понимание инвалидности у работников образовательного учреждения и учеников: ВЕСЬ персонал обучен (включая охранников, поваров, дворников и т.п.)

Как мы понимаем инклюзию? Географическое присутствие в образовательном учреждении само по себе недостаточно Молчаливое присутствие в группе не является нормальной альтернативой участию Основная направленность услуг – это не обучение программе; главное – удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка

Составная часть национальной политики развития общего образования Инклюзивное образование

Является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПОЛИТИКА ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА Инклюзия достигается при одновременном развитии трех равноправных направлений ИНКЛЮЗИЯ

Инклюзия – это реализация права на образование

obrazovanie.perspektiva-inva.ru