Лекция 3 (22). ОРГАНИЗМ как ЦЕЛОЕ в ИСТОРИЧЕСКОМ и ИНДИВИДУЛЬНОМ РАЗВИТИИ.СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНОВ, ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ и ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА презентации : Ароморфозы животных Выполнила: Володина Т.А. Проверил учитель: Сезина Н.М.
Advertisements

Основные ароморфозы в эволюции животного мира. Ароморфоз - крупная, принципиальная адаптация, приводящая группу на путь арогенеза, позволяющая заселять.
ЛЕКЦИЯ 8. ФЕНОТИП ОРГАНИЗМА. РОЛЬ ГЕНОТИПА и СРЕДЫ в его ФОРМИРОВАНИИ. МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. ПЕНЕТРАНТНОСТЬ, ЭКСПРЕССИВНОСТЬ, НОРМА РЕАКЦИИ. ПЛАН.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНО – ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.
Повторение пройденной темы: 1. Объясните следующий факт. 1. Объясните следующий факт. Новый обычай стирать одежду и мыть голову, широко распространившийся.
Эволюционный процесс изучается различными науками и различными методами. Каждый из методов представляет свои доказательства.
Тема учебного занятия: «Особенности внешнего и внутреннего строения рыбы в связи со средой обитания» Выполнила: учитель биологии ОУ 64 Савченко Ирина Салаватовна.
Доказательст ва эволюции живого мира Цитологические Сравнительно- морфологические Анатомические Палеонтологические Эмбриологические Биогеографические.
Доказательства Эволюции. Биохимические 1. Все живые организмы имеют общий элементарный химический состав. 2. Единство живого на молекулярном уровне выражается.
Надкласс рыбы Признаки: 1. Среда обитания, пресные и морские водоёмы. 2. Обтекаемая форма тела. 3. Тело покрыто чешуёй. 4. Органы передвижения – плавники.
Доказательства эволюции Эволюционный процесс изучается различными методами. Каждый из методов представляет свои доказательства.
Место человека в системе органического мира. Задачи Познакомиться с основными группами доказательств происхождения человека от животных Убедиться, что.
Общие признаки хордовых животных. План: 1.Тип Хордовые.Хордовые. 2.Ароморфозы типа.Ароморфозы 3.Классификация типа.Классификация.
Презентация по теме: ОНТОГЕНЕЗ Презентацию подготовил: Юнусов Темур 10 Б.
ТЕМА урока : Ароморфозы животных. АННОТАЦИЯ АННОТАЦИЯ Данная презентация представляет демонстрационный материал урока биологии в 11 классе по теме « Ароморфозы.
Дитя Земли Цель работы: о пределить место человека в системе органического мира. Задачи: Изучить информацию по данной теме в учебнике и дополнительной.
Составитель : Сереева О. О. учитель биологии МОБУ « СОШ 9» г. Минусинск Основные направления эволюции.
Эволюция органического мира. Доказательства исторического развития видов. Выполнена учителем биологии Бутиной Оксаной Юрьевной
Общая характеристика типа Хордовые. Хо́рдовые (лат. Chordata) тип вторичноротых животных, для которых характерно наличие осевого скелета в виде хорды,
Общие признаки хордовых животных. Хо́рдовые (лат. Chordata) тип вторичноротых животных, для которых характерно наличие осевого скелета в виде хорды, которая.
Транксрипт:

Лекция 3 (22). ОРГАНИЗМ как ЦЕЛОЕ в ИСТОРИЧЕСКОМ и ИНДИВИДУЛЬНОМ РАЗВИТИИ.СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНОВ, ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ и ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ. ФИЛООНТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ у ЛЮДЕЙ. План лекции: 1. ОРГАНИЗМ как ЦЕЛОЕ в ИСТОРИЧЕСКОМ и ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ, СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНОВ (СТРУКТУР) ; 2. ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ и ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ ; 3. ФИЛООНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ у ЛЮДЕЙ ;

ОРГАНИЗМ как ЦЕЛОЕ в ИСТОРИЧЕСКОМ и ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ - 1. В процессе ФИЛОГЕНЕЗА сохраняются ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ и успешно РАЗМНОЖАЮЩИЕСЯ новые ФОРМЫ, что возможно только при ВЗАИМОСОГЛАСОВАННОСТИ (КОЭВОЛЮЦИОННОСТЬ) МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ разных ОРГАНОВ (СТРУКТУР), то есть при СИСТЕМНОМ характере ФИЛОГЕНЕЗА; 2. ОНТОГЕНЕЗ по своему результату всегда ВИДОСПЕЦИФИЧЕН, что возможно только при ВЗАИМОСОГЛАСОВАННОСТИ по ВРЕМЕНИ, по ПОЛОЖЕНИЮ в зародыше и по ИНТЕНСИВНОСТИ отдельных МОРФО(ОРГАНО)ГЕНЕЗОВ, то есть при СИСТЕМНОМ характере ОНТОГЕНЕЗА; 3. СИСТЕМНЫЙ характер ФИЛОГЕНЕЗА и ОНТОГЕНЕЗА подтверждается наличием ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИЙ и ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ; 4. То, что ФИЛОГЕНЕЗ происходит путем изменения ОНТОГЕНЕЗОВ, объясняет ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКУЮ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ и наличие соответствий между определенными ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИМИ КООРДИНАЦИЯМИ и ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИМИ КОРРЕЛЯЦИЯМИ;

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ - 1. ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ ОБЩЕГО ПЛАНА: УСТОЙЧИВЫЕ, характеризующие ФИЛОГЕНЕЗ группы и различающиеся по МЕХАНИЗМАМ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ (СООТНОСИТЕЛЬНОСТИ) морфофункциональных преобразований органов и систем, проявляющиеся в ОНТОГЕНЕЗАХ всех представителей ТАКСОНА (ТИП) или ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЫ (НАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ) и отражающие СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР процесса ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; 2. ЧАСТНЫЕ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ: УСТОЙЧИВЫЕ, соответствующие (по механизмам) ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИМ КООРДИНАЦИЯМ ОБЩЕГО ПЛАНА, проявляющиеся в ОНТОГЕНЕЗАХ представителей отдельных соподчиненных ТАКСОНОВ (класс ЗЕМНОВОДНЫЕ, класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, отряд ПРИМАТЫ) или ЭКОЛОГИЧЕСКИХ (НАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ЭНДОПАРАЗИТЫ) групп организмов ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ морфофункциональных преобразований органов и систем, СЛОЖИВШИЕСЯ в процессе их ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ;

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 1) - ДЕЛЕНИЕ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИЙ на КООРДИНАЦИИ ОБЩЕГО ПЛАНА и ЧАСТНЫЕ носит УСЛОВНЫЙ ХАРАКТЕР: можно допустить, что ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ ОБЩЕГО ПЛАНА характеризуют принципиальный ДИЗАЙН (ТИП) СТРУКТУРНО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ХОРДОВЫЕ животные), тогда как ЧАСТНЫЕ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ отражают особенности ФИЛОГЕНЕЗА отдельных ГРУПП, являясь допустимыми отклонениями в рамках принципиального ДИЗАЙНА, провоцируемыми, в частности, условиями СРЕДЫ ЖИЗНИ (МЛЕКОПИТАЮЩИЕ животные, ведущие НАЗЕМНЫЙ, ДРЕВЕСНЫЙ, ВОДНЫЙ образ жизни);

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 2) - 1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ: имеют место между ОРГАНАМИ (СТРУКТУРАМИ) и СИСТЕМАМИ, не связанными напрямую функционально или положением в организме, и отражают необходимость АДАПТАЦИИ к определенной СРЕДЕ ЖИЗНИ (примеры – представители подтипа ПОЗВОНОЧНЫЕ, имеющие МАТКУ, характеризуются СОВЕРШЕННОЙ СИСТЕМОЙ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ, представители класса МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ведущие древесный образ жизни, имеют СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ и РАЗВИТЫЙ МОЗЖЕЧОК, представители подтипа ПОЗВОНОЧНЫЕ, дышащие растворенным в воде кислородом, имеют ХВОСТОВОЙ ПЛАВНИК, ЖАБРЫ, СЛАБО РАЗВИТЫЙ ПЕРЕДНИЙ МОЗГ, ГЕМОГЛОБИН, эффективно связывающий кислород в условиях пониженного парциального давления в среде);

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 3) - 2. ДИНАМИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ: выражаются во ВЗАИМОСООТВЕТСТВИИ ОРГАНОВ (СТРУКТУР) и СИСТЕМ, связанных ФУНКЦИОНАЛЬНО (пример – представители подтипа ПОЗВОНОЧНЫЕ с легочным дыханием имеют 3-х или 4-х камерное СЕРДЦЕ и 2 КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ); 3. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ: имеют место между ОРГАНАМИ (СТРУКТУРАМИ) и СИСТЕМАМИ, связанными ПРОСТРАНСТВЕННО (пример – все представители типа ХОРДОВЫЕ имеют со спинной стороны к брюшной структуры в последовательности НЕРВНАЯ ТРУБКА, ХОРДА (ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ), ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ ТРУБКА, БРЮШНОЙ СОСУД);

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ - 1. ГЕНОМНЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ: обусловливаются СИСТЕМНЫМ характером ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ процессов ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, структурно-функциональной ЦЕЛОСТНОСТЬЮ систем ГЕНОМА (видовая характеристика, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ВИДА) и ГЕНОТИПА (индивидуальная характеристика, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ОРГАНИЗМА), МЕХАНИЗМЫ обеспечения ГЕНОМНЫХ КОРРЕЛЯЦИЙ в ОНТОГЕНЕЗЕ – ГЕННЫЙ БАЛАНС, СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ, ГЕННЫЕ СЕТИ, СЛЕДСТВИЕ – ВИДОСПЕЦИФИЧНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ОНТОГЕНЕЗА, рождение ОСОБИ, наделенной ФЕНОТИПИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ, обеспечивающим ВЫЖИВАНИЕ и РЕПРОДУКТИВНЫЙ УСПЕХ в определенной СРЕДЕ ЖИЗНИ (БОЛОТНЫЕ ПТИЦЫ, как правило, имеют УДЛИНЕННЫЕ КЛЮВ, ШЕЮ и КОНЕЧНОСТИ);

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 1) - 2. ЭРГОНТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ: обусловливаются наличием ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ связей и ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ взаимозависимости ОРГАНОВ (СТРУКТУР) – со степенью развития МЫШЦЫ, например, коррелирует степень развития КОСТНЫХ ВЫСТУПОВ, к которым она прикрепляется, и интенсивность ее КРОВОСНАБЖЕНИЯ; 3. МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ: имеют место между ОРГАНАМИ (СТРУКТУРАМИ), ПРОСТРАНСТВЕННО связанными друг с другом;

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 2) - 3а. МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ составляют основу феномена ЭМБРИОНАЛЬНОЙ ИНДУКЦИИ – зачаток ХОРДЫ индуцирует на спинной стороне зародыша развитие НЕРВНОЙ ТРУБКИ; 3б. Наличием МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ объясняется развитие из единого ЭМБРИОНАЛЬНОГО ЗАЧАТКА нескольких ДЕФИНИТИВНЫХ ОРГАНОВ (СТРУКТУР) – у млекопитающих и человека из закладок 1-й и 2-й ЖАБЕРНЫХ ДУГ развиваются ПЕРВИЧНЫЕ ЧЕЛЮСТИ, ПОДЪЯЗЫЧНАЯ КОСТЬ, ШИЛОВИДНЫЙ ОТРОСТОК ЧЕРЕПА, СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ, часть ХРЯЩЕЙ ГОРТАНИ;

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ - 1. ФИЛОГЕНЕЗ (ИСТОРИЧЕСКОЕ развитие) осуществляется путем изменения ОНТОГЕНЕЗОВ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ развитие); 2. Формирующиеся в ходе ИСТОРИЧЕСКОГО развития ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИИ проявляются в ходе ИНДИВИДУАЛЬНОГО развития в виде ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ; 3. Так же как среди ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИЙ можно выделить КООРДИНАЦИИ ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО ПЛАНА, среди ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ можно выделить КООРДИНАЦИИ ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО (ЛОКАЛЬНЫЕ) ЗНАЧЕНИЯ;

ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ и КЛАССИФИКАЦИЯ - 1. ИЗМЕНЕНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНОВ (СТРУКТУР) и СИСТЕМ в связи с ОТКЛОНЕНИЯМИ в ходе ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ могут не приводить (АНОМАЛИИ развития) или приводить (ПОРОКИ развития) к утрате ЗДОРОВЬЯ; 2. Среди врожденных ПОРОКОВ развития ЧЕЛОВЕКА различают: а) АТАВИСТИЧЕСКИЕ (АНЦЕСТРАЛЬНЫЕ, ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ): обусловлены РЕКАПИТУЛЯЦИЕЙ эволюционным ПОТОМКОМ (современным ЧЕЛОВЕКОМ) состояния ОРГАНА (СТРУКТУРЫ) эволюционного ПРЕДКА; б) АЛЛОГЕННЫЕ: обусловлены ГЕНЕТИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ (МУТАЦИЯМИ, см. закон ГОМОЛОГИЧНЫХ РЯДОВ – Н.И.ВАВИЛОВ, 1935); в) связанные с нарушением МОРФО(ОРГАНО)ГЕНЕЗОВ под действием ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ (см. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ развития);