Автор: Омельчук Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ 7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Advertisements

Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Стилистика Языковые средства стилей Стили литературного языка. Типы речи 9 класс Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Работа учащейся 11 А класса Алексеевой Натальи. Виды переработки текста тезисыконспектаннотациярефератСоставление плана выписки Логическая схема в виде.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Презентация по русскому языку на тему: Стили речи Работу выполнили ученицы 10в класса Васильцова Екатерина и Ерохина Наталья.
Черняева В.Д., Лингвистическая школа 43, Санкт-Петербург.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ (ЧАСТЬ С, ЕГЭ)
Что мы знаем о типах и стилях речи? Интерактивный тренажёр для повторения типов и стилей речи Степанова Н.А., учитель МБОУ «Прутская СОШ»
Транксрипт:

Автор: Омельчук Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ 7

Звук «Стилистика» Microsoft Power Point Интерактивные обучающие таблицы «Стилистика» выполнены в программе Microsoft Power Point Кнопка, направляющая в основное меню презентации Кнопка, направляющая в основное меню раздела Кнопка, направляющая на отдельные слайды презентации Кнопки «Далее», «Назад» Кнопка текстового документа

Речь Публичная речь Речевой этикет Понятие о тексте Средства связи предложений в тексте Данное и новое в текстах Стили литературного языка Смысловые типы текстов Сокращение текста Оценка текста

- это конкретное говорение, имеющее определённые временные рамки и звуковую или письменную форму. Под речью понимают как речевую деятельность (т. е. процесс говорения), так и речевые произведения (т. е. результат говорения) от формы выражения от формы выражения от количества участников от количества участников от того, порождает ли человек речь или воспринимает её виды от того, порождает ли человек речь или воспринимает её виды

Устные говорение – порождение речи; аудирование – восприятие устного сообщения Письменные письмо – создание письменного текста; чтение – восприятие письменного текста

Продуктивные виды Рецептивные виды аудирование чтение говорение письмо

монологическая речь диалогическая речь Монолог – речь одного человека, обращённая к слушателям или к самому себе Диалог – форма речи при которой происходит непосредственный обмен между двумя или несколькими лицами

В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника Поменьше говори о себе Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен Не старайся говорить громче собеседника Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку. Нужно уметь привлекать внимания словами, а не руками Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения

Устная публичная (или ораторская речь) используется для выступления перед большим количеством людей в научной сфере: лекция, обзор, доклад в научной сфере: лекция, обзор, доклад и т. д. в судебной сфере: выступление прокуроров, адвокатов в социально-политической жизни:агитации, митинги, выступление парламентариев в социально-политической жизни: агитации, митинги, выступление парламентариев в социально-бытовой сфере:юбилейная речь, застольная, праздничная, надгробная и т. д. в социально-бытовой сфере: юбилейная речь, застольная, праздничная, надгробная и т. д. в духовной сфере: проповедь

ЗАПОМНИ! Во время публичного выступления оратор должен соблюдать такое качество, как правильность, то есть он должен соблюдать нормы современного русского языка. Необходимо безошибочно образовывать грамматические формы, ставить ударение, соблюдать причинно-следственные связи, избегать повторов, точно выбирать слова для избежания недопонимания, причём все слова должны быть одинаковой стилистической окраски, нельзя допускать в речи разговорных слов, форм или просторечия

- это правила речевого поведения, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом для вежливого общения с собеседником: добрый день, здравствуйте, будьте добры, спасибо, пожалуйста и т. д. ЗАПОМНИ! Речевой этикет позволяет установить с другим человеком контакт в определённой благоприятной тональности

- это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически Минимальная единица текста - предложение Предложение объединяются в абзацы, параграфы, главы и т. д. Предельное количество предложений в тексте не ограничено Текст имеет или может иметь заглавие

У текста есть определённая композиция (внутренняя структура) зачин основная часть заключение Текст характеризуется единством замысла смысловой законченностью темы основной мысли основной мысли

Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Часто тема текста отражается в его заглавии Узкие (конкретные) темы Широкие (общие) темы Охрана природы. Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких тем: Охрана природы. Дети спасли лисёнка. Узкая тема относится к широкой, как часть к целому: Дети спасли лисёнка.

Микротема наименьшая составная часть темы целого текста Микротекст часть текста, в которой раскрывается микротема Ключевые слова это слова, наиболее характерные для данной темы Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста - абзац. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве. Абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения). Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста - абзац. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве. Абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения). Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста – это то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего он написан Основная мысль может быть выражена: в заглавии текста в одном из предложений текста Но чаще всего основную мысль надо «найти» и сформулировать Правильно понять и выразить основную мысль текста помогает эпиграф. В переводе с греческого это слово означает «надпись» (от греч. epi - над, на, сверх, при, после - и graphe - пишу). Эпиграф - это цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения

Средства грамматической связи Средства грамматической связи Лексические средства связи Лексические средства связи Морфологические средства связи Морфологические средства связи Связь предложений по смыслу Связь предложений по смыслу

Параллельная связь предложений в тексте Параллельная связь предложений в тексте Цепная связь предложений в тексте Цепная связь предложений в тексте

Цепная связь предложений в тексте – это такая связь, при которой предложения связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т. д. 1) Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. 2) Парк был окружён глубокими каналами. 3) Над каналами висели чёрные железные мосты. 4) Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями

Параллельная связь предложений в тексте – это такая связь, при которой все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении 1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки

Порядок предложений Интонация Порядок слов в предложениях Обращение

Лексический повтор: Вокруг села раскинулись леса. В лесах много зверей. Синонимы: Тропинка вела нас к обрыву. Под кручей шумела тёмными водами река. Текстовые синонимы: Дорога шла по крутому берегу Дона. Река ещё не замёрзла.

Родо-видовые слова: Зацвели цветы. Забелели ромашки, показались васильки, появился иван-чай. Антонимы: У нашей природы много друзей. Недругов значительно меньше. Описательный оборот: На реке мы видели бобров. Трудолюбивые зверьки соорудили более десяти плотин.

Союз Местоимение

Местоимения 3-го лица единственного и множественного числа часто выступают в роли сцепляющих слов: Хлеб… Он вместил всё – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье. Указательные местоимения, выступая в роли определений при сцепляющих словах, усиливают связь предложений в тексте: Первый снег... Сколько радости дарит нам этот пушистый наряд! Указательные местоимения могут замещать в тексте не только отдельные слова, но и часть предложения, целые предложения, группу предложений, усиливая таким образом их связь

Союзы могут соединять предложения в тексте, а также смысловые его части: 1. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиное пение. 2. Любили тебя без особых причин За то, что ты внук. За то, что ты сын. За то, что малыш. За то, что растёшь. За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих Останется тайной опорой твоей.

В предложении обычно выделяются две части: первая - это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи ДАННОЕ вторая - это то, ради чего строится предложение НОВОЕ Данное и новое в предложениях с цепной связью Данное и новое в предложениях с цепной связью Данное и новое в предложениях с параллельной связью Данное и новое в предложениях с параллельной связью Моей любимой наукой в гимназии была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. данноеМоей любимой наукой в гимназии была...новоегеография данноеОнавсё остальноеновое Моей любимой наукой в гимназии была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. В первом предложении данное Моей любимой наукой в гимназии была..., новое география. Во втором предложении данное Она, всё остальное новое.

Во многих текстах с цепной связью предложений мысль развивается как бы по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т. д. Самая большая цель жизни - увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Д1-Н1Д2-Н2Д3-Н3...

Во многих текстах с параллельной связью предложений данное - первое предложение, а новое - все последующие, потому что все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с параллельной связью обычно имеют одинаковое строение, т. е. синтаксически однотипны, параллельны Победа не упала с неба. Мы её выстояли. Мы её выковали. Мы её оплатили горем и кровью. Мы её заслужили стойкостью и отвагой Данное Новое

Стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно- массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка Разговорный публицистически й публицистически й художественный научный Книжные стили Языковые средства стилей Слова, фразеологические единицы по употреблению бывают нейтральными, торжественными и сниженными. Нейтральные языковые средства используются во всех стилях. Стиль создаётся сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Практика употребления языка в разных сферах общения людей выработала определённый набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля официально- деловой официально- деловой

Общие признаки неофициальность, непринуждённость общения неподготовленность речи, её автоматизм преобладающая устная форма общения (обычно диалог, возможен монолог) внеязыковые факторы (жесты, мимика, ситуация, отношения собеседников и т. д.)

с какой целью говорим для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в какой обстановке говорим в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке: дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма речевые жанры для него характерны: разговорная и просторечная лексика языковые средства выражения эмоциональность, образность, конкретность, простота речи

Общие признаки логичность изложения точность отвлечённостьобобщённость Основные жанры научные статьи монографии научные доклады учебная литература диссертации энциклопедии справочникисловари

с какой целью говорим сообщение научных сведений, научное объяснение фактов в какой обстановке говорим использование в официальной обстановке речевые жанры научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация языковые средства выражения терминологическая и профессиональная лексика стилевые черты речи строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность

Основные стилевые черты точность (не допускается толкование) долженствующе- предписывающий характер стереотипность построения текста неличный характер текста стандартизованность построения текста

с какой целью говорим сообщение, информирование в какой обстановке говорим использование в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно- правовой деятельности) речевые жанры законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная) языковые средства выражения официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи стилевые черты речи точность, не допускающая иного толкования 2

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный» Для публицистического стиля характерны логичностьобразность эмоциональностьоценочность призывность

с какой целью говорим функция воздействия через средства массовой коммуникации в какой обстановке говорим использование в официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях речевые жанры статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление по радио и на телевидении языковые средства выражения общественно-политическая лексика стилевые черты речи логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность

Художественный стиль отличается образностью широким использованием изобразительно- выразительных средств языка Изобразительно- выразительные средства языка Изобразительно- выразительные средства языка

с какой целью говорим изображение и воздействие на читателя в какой обстановке говорим роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия речевые жанры использование всех богатств лексики языковые средства выражения образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей

Стилистические фигуры Стилистические фигуры Изобразительно- выразительные средства языка Изобразительно- выразительные средства языка (тропы) Изобразительно- выразительные средства языка Тропы - употребление слов, выражений в переносном значении Ритм, рифма, интонация Ритм, рифма, интонация Стилистические фигуры - обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи

эпитет художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность: Отговорила роща золотая, Берёзовым весёлым языком. сравнение сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого: Как выжженная палами степь, стала жизнь Григория. метафора перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (скрытое сравнение): Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.

метонимия перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое - содержащее, орудие действия – действие, продукт – его создатель): И вы, мундиры голубые, И ты им послушный им народ. И вы, мундиры голубые, И ты им послушный им народ.гипербола художественное преувеличение свойств рисуемого предмета: В сто сорок солнц закат пылал. аллегория изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ: любовь - сердце, мир - голубь, упрямство - осёл. В баснях много рисуется под видом животных: глупость - мартышка, собака- злость и т. д.

ирония троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном Буквальному: Гвоздин, хозяин превосходный, Владелиц наших мужиков. Владелиц наших мужиков.литота художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета: В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а сам с ноготок. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах, а сам с ноготок. перефраз оборот, состоящий в замене названия предмета или Явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года». Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года».

овещест- вление уподобление предмету: Гвозди бы делать из этих людей. олицет- ворение троп, состоящий в перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятии (разновидность метафоры): Зима недаром злиться, прошла её пора – Весна в окно стучится и гонит со двора. синекдоха перенесение значения одного предмета на другое на Основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного числа и т. д. (разновидность метонимии):...Ведь недаром Москва, спалённая пожаром Французу отдана

анафора единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз: Люблю, тебя, Петра творенье, Люблю, твой строгий, стройный вид. антитеза стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, образов, мыслей: Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт. бессоюзие (асидетон) пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность: Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет.

градация цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости: Не жалею, не ищу, не плачу. инверсия нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням». многосоюзие (полисиндетон) намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк: Ох, лето красное! любил бы я тебя. Когда б не той, да пыль, да комары, да мухи.

параллелизм сравнение в форме сопоставления. Широко используется в УНТ и литературе: 1) прямой: Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль; 2)отрицательный - в нём подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит – То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. синтак- сический паралле- лизм тождественное или сходное построения смежных фрагментов художественного текста (чаще стихотворных строк или строк). Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слёзы лил, но ты не снизошла.

парцел- ляция присоединение неполных предложений, дополняющие предыдущие. Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно- смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы: 1) С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. 2) У Елены беда тут стряслась. Большая. 3) Флеров все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. 4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. оксю- морон сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе: С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался.

плеоназм употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи: Мария Годунова и сын её Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые души. эллипсис стилистическая фигура, заключающаяся в Пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста: Зверю - берлога, страннику дорога, Мёртвому дроги, каждому своё. Зверю - берлога, страннику дорога, Мёртвому дроги, каждому своё. эпифора повтор слова или сочетание слов в конце смежных стихов, строф или фраз: Деточка, все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь.

ритори- ческий вопрос оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, ответа на этот вопрос не требуется: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? ритори- ческое восклица- ние построение речи, при котором в форме восклицания в повышенной эмоциональной форме утверждается то или иное понятие: Да, так любить, как любит паша кровь, Никто из вас давно не любит. ритори- ческое обраще- ние обращение, носящее условный характер сообщающее речи нужную интонацию: ироническую, торжественную, патетическую и т. д.: А вы, надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов...

парадокс глубокое по значению. Парадокс может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности; ставить суждение на грань нелепости, но это лишь придаёт парадоксу особую яркость: Торопись медленно.; Чем хуже, тем лучше.; Трус умирает много раз, храбрец - только однажды. аллите- рация повтор согласных звуков, используемый в стихах для усиления выразительности речи: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. ассонанс повтор гласных звуков, используемый в стихах для усиления выразительности речи: Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном…

Ритм Рифма Интонация

Ритм – упорядоченное чередование стихотворных строк: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Рифма – совпадающие, созвучные окончания двух или нескольких стихотворных строк: мужская, женская, кольцевая, цепная и т. д. Рифма – совпадающие, созвучные окончания двух или нескольких стихотворных строк: мужская, женская, кольцевая, цепная и т. д.: Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Одно и то же можно произнести по-разному, т. е. разным тоном, с разной интонацией. Тон высказывания (или интонация) зависит от того, как говорящий относится к предмету речи и какое отношение к предмету речи он хочет вызвать у слушателей. Тон высказывания может быть торжественным, радостным, печальным, насмешливым, уверенным, призывным, просящим и т. д.: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. Наиболее важные по смыслу слова, сочетания, а иногда и предложения в устной речи выделяются усилением голоса – логическим ударением.

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: Повествование Описание Рассуждение

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей Композиционная схема повествовательного текста: 1) экспозиция 2) завязка 3)развитие действия 4) кульминация 5) развязка

Прими к сведению! 1. Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. И это может быть началом текста. 2. Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста. 3. Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, жанру. 4. При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Основа описания – перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления. Цель описания – чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им Композиция описания (характерные элементы) 1) общее представление о предмете 2) отдельные признаки предмета 3) авторская оценка, вывод, заключение

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей Составляющие текста-рассуждения тезис (высказывание какой-то мысли) доказательство (опровержение) этой мысли, т. е. аргументы вывод, или заключение

Способы сокращения текста Способы сокращения текста Порядок сокращения текста Порядок сокращения текста Виды сокращения текста Виды сокращения текста

1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана) 2) сократить пересказ, изложение каждой части 3) заменить развернутые предложения более простыми

1) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить 2) в каждой части выделите главное, которое необходимо оставить 3) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова Работу с текстом всегда начинают с объяснения непонятных слов или выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное

План Тезисы Выписки Конспект Аннотация Реферат Тематический конспект Тематический конспект

План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок ПростойСложный отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (т. е. заголовки более мелких частей). Работая над сложным планом, мы учимся обобщать материал, группировать его, систематизировать. При записи сложного плана необходимо внимательно следить за употреблением знаков препинания, а также заглавных и прописных букв

Тезисы это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения. Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части Тезисы – основные положения текста, в них коротко, но чётко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом

Наиболее простой вид записи выписка (выдержка), дословная или документально точная запись частей текста. Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его или когда мы знакомимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для подготовки доклада, реферата, сочинения. Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу Постоянно при чтении интересующих вас книг делайте выписки, постепенно накапливая и распределяя их по темам, и при необходимости используйте их

Конспект это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план План составления конспекта 1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план. 1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план. 2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет. 3. Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините. 4. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено). 5. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (корот­кими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты однородными членами.

Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, тематический конспект План составления тематического конспекта 1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне. План составления тематического конспекта 1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне. 2. Составьте подробный план. 3. Изучите другие источники, дополняя план. 4. Проанализировав всю литературу, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников. 5. Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему. 2. Составьте подробный план. 3. Изучите другие источники, дополняя план. 4. Проанализировав всю литературу, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников. 5. Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему. 6. Отредактируйте составленный вами конспект, 7. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочеты. 6. Отредактируйте составленный вами конспект, 7. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочеты.

Если в тематическом конспекте обеспечиваются единство содержания, логическая и грамматическая связь всех частей и выражается ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам, создаваемый текст становится рефератом или докладом. Реферат очень близок к конспекту. Это тоже краткое изложение текста, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное, последовательное. Это новый связный текст, только более краткий, чем основной, исходный, составленный на основе одного или нескольких текстов Этапы работы над рефератом: а) подбор и чтение литературы по теме, определение основной, ведущей мысли реферата, составление его плана; Этапы работы над рефератом: а) подбор и чтение литературы по теме, определение основной, ведущей мысли реферата, составление его плана; б) написание рабочего варианта реферата; в) редактирование и окончательное его оформление; г) обсуждение реферата в классе и последующая его доработка по замечаниям одноклассников.

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Если в реферате статья сокращается в раза, а большие тексты, книги - в и более раз, то аннотация - это текст из предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация - это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги: Толстой А. К. Князь Серебряный; Стихотворения; Баллады/Сост., авт. послеслов. и коммент. Н. И. Цимбаев. М.: Просвещение, с (Шк. б-ка). В книгу включены известный исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный», исторические баллады и лирические стихотворения Алексея Константиновича Толстого.

Оценка текста-это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем - не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, надо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится. Оценка текста - это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем - не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, надо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится. Оценку текста называют отзывом или рецензией Рецензия

Рецензия (от лат. recensio рассмотрение, обследование) письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги) Примерный план написания рецензии 1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст. Примерный план написания рецензии 1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст. 2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована. 3. Укажите ее тему и главную мысль. 4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей. 5. Ваша общая оценка прочитанного. 6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.