Сводные проекты ПДВ и проекты единых СЗЗ как важнейший элемент охраны среды обитания населения Ломтев Алексей Юрьевич, Генеральный директор Институт прикладной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральным законом от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 12) установлены следующие нормативы: технические нормативы выбросов (ТНВ),
Advertisements

) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Система управления экологической безопасностью города Калуги Реальность и перспективы.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Необходимость получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Особенности законодательства города Москвы о градостроительной деятельности Тел: (095) Бачурина Светлана Самуиловна.
Доклад начальника Управления государственного строительного надзора Котельникова В.С. Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и.
IX национальный конгресс по недвижимости Вовлечение в оборот для жилищного строительства земельных участков за пределами черты населённых пунктов: проблемы.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Правовые основы охраны атмосферы.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
«Актуальные вопросы законодательства в сфере пожарной безопасности». Семинар-совещание Санкт-Петербург 17 мая 2012 г.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Транксрипт:

Сводные проекты ПДВ и проекты единых СЗЗ как важнейший элемент охраны среды обитания населения Ломтев Алексей Юрьевич, Генеральный директор Институт прикладной экологии и гигиены (Санкт-Петербург) к.м.н., доцент

Основные задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности: Создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года

Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха являются необходимым элементом государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, позволяющим учесть требования системности и комплексности подхода к такому управлению, а также его научной обоснованности. воздуха.

Сводные расчеты ПДВ позволяют выполнять: диагностику прогнозирование оценку нормирование реконструкцию - диагностику состояния загрязнения воздушного бассейна города (региона) и его отдельных районов в определенные периоды времени; - прогнозирование изменения состояния качества атмосферы города (региона) под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода в действие новых хозяйственных объектов, - оценку экологической допустимости намечаемых изменений выбросов; - нормирование параметров выбросов источников загрязнения атмосферы (ИЗА). - реконструкцию действующих предприятий, проведения воздухоохранных мероприятий, изменения схемы движения транспортных потоков и т.п.;

Методическими основами при проведении работы являются: 1. ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Правила установления предельно допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М.: Издательство стандартов, ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Основные термины и определения. М., Издательство стандартов, ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л., Гидрометеоиздат, 1987 г.

Методическими основами при проведении работы являются: 4. Методическое пособие по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) и их применение при нормировании выбросов. С.-Пб., 1999 г. 5. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. С.-Пб., 1999 г. 6. Рекомендации по определению допустимых вкладов в загрязнение атмосферы выбросами предприятий с использованием сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города (региона) выбросами промышленности и автотранспорта. С.- Пб.,1999.

Результаты расчётов загрязнения атмосферы позволяют решать ряд важных прикладных задач: получить детальную картину распределения полей максимальных и осреднённых концентраций по территории города, обусловленных выбросами промышленности и автотранспорта; предъявлять дополнительные требования к предприятиям по ужесточению нормативов ПДВ, установленных при ведомственных проработках, и следовательно, установить более обоснованные размеры платы за выброс;

Задачи (продолжение слайда): выполнить оценки репрезентативности существующей сети городского мониторинга за загрязнением атмосферы и оценить возможности её развития; уточнить размеры СЗЗ для групп предприятий; получить расчётные значения фонового загрязнения по любому вредному веществу; прогнозировать изменения состояния качества атмосферы города под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода новых хозяйственных объектов, реконструкции действующих и проведении воздухоохранных мероприятий.

Пример оценки риска для здоровья населения на основе ПК «Эколог-город» Учтены более 800 предприятий; более 20 тыс. источников

Необходима разработка региональных документов: Методические рекомендации по проведению и использованию результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы. Методические рекомендации по организации, сбору и ведению территориального компьютерного банка данных о выбросах вредных (загрязняющих) веществ промышленности и автотранспорта. После утверждения на региональном уровне могут служить методической и правовой основой для принятия управленческих решений

В специальным техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации», утвержденным Постановление Правительства России от : с 21 апреля 2006 года вступили в силу международные экологические стандарты «Евро-2»; с 1 января 2008 года действуют стандарты «Евро-3»; с 1 января 2010 года предусматривалось обязательное введение в действие на всей территории РФ стандартов «Евро-4» ( откладывается до года; Постановление правительства РФ от 20 января 2012 г. 2 ); с 1 января 2014 года – стандартов «Евро-5». Одним из основных направлений является улучшение экологических характеристик автотранспорт- ных средств

азота диоксида «Евро-2» Поле максимальных приземных концентраций азота диоксида, формируемое выбросами автотранспорта г.Архангельска при выполнении всеми категориями АТС норм «Евро-2»

азота диоксида «Евро-3» Поле максимальных приземных концентраций азота диоксида, формируемое выбросами автотранспорта г.Архангельска при выполнении всеми категориями АТС норм «Евро-3»

В соответствии с требованиями п. 2.4 СанПиН 2.2.1/ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая СЗЗ. ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ Формирования единой ориентировочной СЗЗ на примере предприятий Мурманского морского торгового порта

Территориальное планирование Установление: функциональных зон; зон планируемого размещения объектов капитального строительства; зон с особыми условиями использования территории. Градостро- ительный кодекс РФ

Статья 2. Общие требования к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории земельных участков и объектов капитального строительства ПЗЗ СПб, 2009 г. 4. Размещение объектов основных и условно разрешенных видов использования, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, допускается при условии нераспространения границ санитарно-защитных зон за пределы границ соответствующей территориальной зоны.

Статья 56. Ограничение прав на землю 1. Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. 6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Земельный кодекс РФ

Статья 57. Возмещение убытков… 3. Возмещение убытков осуществляется …, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель. Земельный кодекс РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ЕДИНЫХ СЗЗ В соответствии с требованиями п СанПиН 2.2.1/ размер единой СЗЗ устанавливается с учетом: - суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (по результатам расчетов рассеивания); - суммарных уровней физического воздействия (шум, вибрация, ЭМП и др.); - оценки риска для здоровья населения (проводится для групп промышленных объектов в состав которых входят объекты I и II классов опасности). - Таким образом, единая расчетная СЗЗ определяется на основании графического анализа зон достижения гигиенических нормативов по всем рассматриваемым факторам. Расчеты выполняются по утвержденным методикам и с использованием сертифицированных программных средств. ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ Определение размеров и границ единых СЗЗ

В соответствии с требованиями п СанПиН 2.2.1/ для промышленных объектов входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта». ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ Целесообразность разработки проекта индивидуальной расчетной СЗЗ на примере одного из предприятий Таганрогского транспортного морского узла

К основным причинам, определяющим целесообразность выполнения проектов единых СЗЗ относятся: - экономия финансовых средств (для каждого предприятия в отдельности и в целом на выполнение работ); - уменьшение сроков (по отношению к срокам выполнения индивидуальных проектов СЗЗ всеми предприятиями промышленной зоны); - оптимизация системы мониторинга (позволяющая оценить реальные уровни воздействия на население); - корректная интерпретация ситуации в целом с возможностью принятия взвешенных управленческих решений ; - решение ряда вопросов градостроительной деятельности, в том числе четкое выделение территорий, которые не могут быть использованы для капитального и индивидуального жилищного строительства. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЕДИНЫХ СЗЗ

К основным сложности, возникающим в процессе выполнения проектов единых СЗЗ, относятся: - организационные трудности, связанные как с необходимостью одномоментного привлечения к выполнению работ всех предприятий, входящих в состав промышленных зон, так и с разным уровнем имеющейся природоохранной документации на различных объектах; - различные приоритеты заинтересованных сторон (различные представления о перспективном развитии территорий, различные подходы к проблеме охраны окружающей среды на различных предприятиях); - отсутствие утвержденных методик определения финансовых затрат объектов в случае выявления необходимости выполнения мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ / уровней шума, связанных с превышением суммарных показателей на территории жилой застройки. ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЕДИНЫХ СЗЗ

Основные выводы: 1. Разработка и установление ЕСЗЗ и СППДВ является сложной и трудоёмкой задачей, что обусловлено пробелами в законодательстве (правовые вопросы), организационными трудностями (совместное финансирование, определение долевого участия и ответственности, и т.д.), методическими проблемами (выбор соответствующих методов, программ расчёта и т.д.).

Основные выводы: 2. Разработка и установление ЕСЗЗ необходимо для предприятий, входящих в промышленные узлы и зоны, так как КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарного законодательства, выразившееся, в том числе, в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, следовательно, в случае отсутствия у предприятия положительных СЭЗ по проектам СЗЗ (ЕСЗЗ) или установленной СЗЗ (ЕСЗЗ).

Основные выводы: 3. Имеется положительный опыт разработки и утверждения ЕСЗЗ промышленных узлов и зон и СППДВ на основе современных методических подходов и расчётных программ, однако несомненно требуется совершенствование санитарного законодательства в данной сфере.

Благодарю за внимание !

2

Контактная информация: , г. Санкт-Петербург, пр. Медиков, д. 9, пом. 17Н Телефон/факс: +7 (812)